Способы работы с добровольцами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы работы с добровольцами



 

При планировании добровольных работ в учреждении важно понимать наличие двух альтернативных способов работы с добровольцами:

 

3.1.1. Партнерское взаимодействие с некоммерческой организацией, которая полностью организует труд добровольцев и отвечает за их действия, обеспечивает ресурсное, методическое, информационное сопровождение деятельности добровольцев. Между учреждением и НКО заключается Соглашение о сотрудничестве (Соглашение о совместной деятельности), в котором закреплены:

- предмет соглашения

- права и обязанности сторон, взаимная ответственность

- порядок взаимодействия и согласования проводимых мероприятий

- порядок допуска добровольцев на территорию учреждения

- прочие существенные моменты по усмотрению учреждения

 

Преимущества данного способа:

- учреждению нет необходимости выделения штатной единицы, ресурсов для работы с добровольцами

- учреждение снимает с себя необходимость выполнения большого объема организационной работы по привлечению, отбору, подготовке и организации труда добровольцев. Эту работу за него выполняет партнерская НКО (или несколько НКО)

- учреждение может разделить или полностью снять с себя дополнительные расходы по организации труда волонтеров

- ответственность за действия добровольцев несет НКО

- учреждение в ряде случаев получает возможности привлечения благотворительных средств и иных ресурсов от партнерской НКО

- учреждение получает надежного партнера – НКО, опыт и ресурсы которой позволяют существенно повысить качество жизни клиентов учреждения

 

Недостатки данного способа:

- учреждению необходимо найти НКО – организатора труда добровольцев, располагающего необходимыми опытом и ресурсами

- учреждение не контролирует единолично добровольцев НКО, и формулирует задачи добровольцев совместно с НКО-организатором труда добровольцев

 

 

3.1.2. Организация труда добровольцев силами учреждения

Преимущества данного способа:

- учреждение создает сообщество добровольцев, которым может напрямую ставить задачи

- учреждению нет необходимости искать и выстраивать взаимодействие с партнером из числа НКО

 

Недостатки данного способа:

- необходимость выделения штатной единицы (от одного до целого отдела) для работы с добровольцами

- необходимость выделения дополнительных ресурсов для обеспечения работы с добровольцами (помещение, компенсация проезда и питания, компенсация медицинского обследования ит.п.)

- необходимость регулярного выполнения учреждением большого объема непрофильной работы по организации труда добровольцев, проведение отбора, обучения и сопровождения добровольцев самостоятельно

- полная ответственность учреждения за деятельность добровольцев

- отсутствие возможности привлекать дополнительные ресурсы от партнерской НКО

 

 

Планирование взаимодействия и закрепление договоренностей при партнерском взаимодействии с некоммерческой организацией

3.2.1 Планирование добровольческой деятельности в учреждении начинается с определения, какая именно добровольческая деятельность необходима. Либо с рассмотрения предложений о дополнительных волонтерских программах от некоммерческих организаций.

3.2.2 После определения направлений добровольческих работ и услуг или с целью ознакомиться с возможными предложениями от НКО, целесообразно ознакомиться с наличием на территории партнерских НКО, которые располагают необходимым опытом организации труда добровольцев, ресурсами, репутацией. Информацию о таких НКО учреждение может получить в региональном органе исполнительной власти, ответственным за поддержку некоммерческого сектора или за развитие добровольчества (волонтерства). В ресурсных Центрах поддержки добровольчества. Или в сети Интернет.

3.2.3 После проведения переговоров с одной или несколькими выбранными НКО и согласования основных направлений взаимодействия, учреждение заключает с НКО договор или соглашение о сотрудничестве (соглашение о совместной деятельности), в рамках которого осуществляется деятельность добровольцев в учреждении. Также в договор/соглашение могут быть включены пункты, определяющие:

- необходимость и содержание инструктажа добровольцев по технике безопасности;

- необходимости прохождения добровольцами медицинских обследований

- иных ограничений, связанных со спецификой конкретного учреждения

 

Примеры Соглашений для учреждений социальной защиты и здравоохранения приведены в Приложениях 1 и 2 соответственно.

 

3.3. Организация труда добровольцев силами учреждения

 

Подготовка к деятельности

3.3.1. Планирование добровольного труда в учреждении целесообразно начинать с принятия соответствующего решения и разработки положения о добровольной работе граждан в учреждении (модельный проект положения приведен в Приложении № 1).

3.3.2. Решение об организации и использовании труда добровольцев в учреждении принимается его руководителем. При этом целесообразно оформлять решение приказом или иным нормативным актов учреждения, с которым должны быть ознакомлены сотрудники учреждения. Сотрудники учреждения могут привлекаться руководством к обсуждению вопросов, связанных с преимуществами и недостатками развития добровольной работы граждан, сферами и правилами работы добровольцев в учреждении.

3.3.3. Положение о добровольной работе граждан в учреждении утверждается руководителем и может включать описание:

- добровольческих программ, проектов или акций, к реализации которых привлекаются добровольцы, структурных подразделений, в которых планируется развивать добровольную работу;

- социальных услуг клиентам учреждения и работ, которые могут поручаться добровольцам;

- механизмов регулирования взаимоотношений между учреждением и добровольцами;

-порядка организации работы добровольцев в учреждении, в т.ч. описание материально-технического и другого ресурсного обеспечения добровольцев в процессе предоставления добровольческих социальных услуг и выполнения добровольных работ, правил взаимодействия штатного персонала и добровольцев;

- ответственности и полномочий добровольцев, правил работы добровольцев с клиентами учреждения, правил безопасности и внутреннего распорядка;


- порядка учета и контроля работы добровольцев.

При разработке Положения, учреждению необходимо принять во внимание, что граждане, пришедшие в учреждение для добровольной работы самостоятельно, для учреждения являются одновременно субъектом и объектом деятельности учреждения. Учитывая вышесказанное, при разработке Положения о добровольной работе граждан в учреждении, необходимо опираться на Административный регламент учреждения по предоставлению государственных услуг, прежде всего, в части предоставления информации.

С Положением о добровольной работе граждан в учреждении должны быть ознакомлены ответственные лица учреждения и информированы все сотрудники учреждения.

3.3.4. При планировании добровольных работ руководству учреждения важно определить:

- области деятельности организации, которые необходимо и возможно развивать силами добровольцев, структурные подразделения, в которых могут действовать добровольцы;

- программы, проекты, акции, мероприятия, которые прямо решают поставленные перед организацией задачи, но не имеют достаточных человеческих ресурсов;

- общие виды работ, которые не требуют постоянной занятости, полноценной нагрузки, повседневной занятости, но не могут быть выполняемы имеющимся персоналом;

- услуги для клиентов, которые необходимо расширять, и которые могут выполнять добровольцы при определенной подготовке и обучении, виды дополнительных работ для обеспечения основных услуг.

При этом важно учитывать, что добровольные работы не следует планировать и осуществлять взамен имеющихся вакансий.

3.3.5. Планирование работы добровольцев и их привлечение к участию в деятельности учреждения осуществляется уполномоченным лицом по организации и использованию труда добровольцев (далее - Координатор). Функции Координатора целесообразно вменять в обязанности одному из штатных сотрудников учреждения (если предполагается работа с не более чем 10 добровольцами в течении месяца), либо для исполнения функций Координатора открывается специальная ставка в штатном расписании учреждения. В случае привлечение добровольцев из расчета более 20 человек в месяц целесообразно выделить более одного сотрудника на эту работу. В случае реализации учреждением специальной благотворительной программы с участием добровольцев, совместно с общественной или иной некоммерческой организацией, функции Координатора может исполнять ответственный сотрудник этой организации.

3.3.6. Основными функциями Координатора являются:

- планирование добровольческих социальных услуг и добровольных работ;

- формирование перечня добровольческих социальных услуг клиентам учреждения;

- формирование перечня добровольческих социальных работ в учреждении;

- определение и описание свободных мест для добровольного труда;

- подготовка и информирование персонала о функционировании системы поддержки добровольчества, организации и использовании труда добровольцев в учреждении;

- информирование клиентов о добровольческих услугах и иной добровольческой помощи в учреждении;

- привлечение добровольцев;

- проведение собеседований и отбор добровольцев;

- подготовка и обучение добровольцев

-организация и координирование процесса добровольного труда;

- обеспечение безопасности работы добровольцев;

- контроль и учет добровольных работ и услуг клиентам учреждения;

-представление интересов добровольцев перед руководством учреждения;

- определение эффективности добровольного труда.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.012 с.)