Тенденции развития рынка государственных ценных бумаг в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции развития рынка государственных ценных бумаг в России



В последние годы одним из важнейших приоритетов экономического развития страны обозначено ускоренное развитие фондового рынка. В 2008 г. была принята Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г., которая определила в качестве ключевых следующие направления:

1 Повышение емкости и прозрачности финансового рынка.

2 Обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры.

3Формирование благоприятного налогового климата для его участников.

4 Совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.

По степени развития фондового рынка можно судить о состоянии экономики страны. Фондовый рынок нуждается в поддержке и эффективной системе регулирования, так как сбои в его работе ведут к нарушению равновесия всей макро- и микроэкономической системы. Формируемый фондовый рынок России подвержен тем же процессам деформации, что и экономическая система страны. Поэтому по мере углубления процессов реформирования все острее встанет проблема анализа экономических показателей фондового рынка с целью получения более достаточной информации о его состоянии и перспективах развития.

Фондовый рынок в России сравнительно молод, его зарождение происходило в начале 90-х годов. Он относится к категории развивающихся рынков, для которых характерна высокая доходность, но, как правило, и более высокая степень риска. В последние годы на российском рынке государственных ценных бумаг произошел ряд позитивных изменений: повысилась ликвидность рынка и информационная прозрачность эмитентов, укрепилась законодательная база, наработаны новые механизмы защиты прав инвесторов.

К показателям, позволяющим отнести российский рынок государственных ценных бумаг к развивающимся, можно отнести:

- численность участников фондового рынка;

-показатели работы институтов коллективного инвестирования;

- капитализацию фондового рынка;

- уровень концентрации компаний по уровню капитализации активов;

- уровень акций, находящихся в свободном обращении;

- годовой оборот капитала на рынке ценных бумаг;

- количество обращающихся инструментов и число эмитентов;

- отношение годового оборота к ВВП, соотношение темпов роста капитализации и темпов роста ВВП;

- активность эмитентов на первичном рынке и объемы ресурсов, привлекаемых в результате размещения ценных бумаг.

Говоря о фондовом рынке России особое внимание, естественно, необходимо уделить рынку государственных долговых обязательств (ГКО/ОФЗ). Надо отметить, что особый размах развитие этого рынка приходится на период до 1998 года, когда по ГКО/ОФЗ был объявлен дефолт, т.е. отказ государства платить по обязательствам. В тот период государство очень активно наращивало величину внутреннего долга, поскольку это были времена серьезного дефицита государственного бюджета. Объемы рынка ГКО были сопоставимы с объемами валового внутреннего продукта. Поскольку погашение долга финансировалось в основном за счет дополнительной денежной эмиссии, этот рынок был к тому же и серьезным источником инфляции. В результате фактор инфляции стал настолько серьезным, что было принято решение о дефолте.

Нынешние масштабы рынка государственных долговых обязательств намного скромнее - примерно 5% от валового внутреннего продукта. Сокращение эмиссии государственных облигаций обусловлено, в первую очередь, отсутствием потребности в заемных средствах, поскольку на сегодняшний день, как известно, мы имеем профицит государственного бюджета. В отличие от предыдущего этапа, после 1998 года ценные бумаги государства эмитируются на гораздо более длительный срок, т.е. речь идет о выпуске в основном не краткосрочных, а долгосрочных облигаций или об удлинении государственного долга. Кроме того, существенным образом

изменилась картина с доходностью данных ценных бумаг. Если до 1998 года этот рынок не уступал другим долговым рынкам, например, рынку межбанковских кредитов по уровню доходности, то сейчас можно говорить о существенном разрыве, причем не в пользу государственных облигаций. Так, средняя доходность по ГКО/ОФЗ составляет примерно 8 % годовых, в то время, как на рынке межбанковских кредитов средняя доходность колеблется около 15 % годовых.

Ранее в России проводилась политика замещения внешнего долга внутренним, и в 2013-2015 гг. предполагается дальнейшее повышение роли внутреннего государственного долга в качестве источника погашения бюджетного дефицита. В кратко- и среднесрочном аспекте доля внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга может продолжить рост при соответствующем снижении доли внешнего долга, что соответствует прежним ориентирам по замещению внешних заимствований внутренними.

При этом возможны:

- полный отказ от привлечения новых кредитов правительств иностранных государств;

- ускоренная реализация большинства действующих проектов, осуществляемых в рамках соглашений о займах;

- внедрение практики совместной с международными финансовыми

организациями реализации проектов российскими юридическими лицами без осуществления государственных заимствований РФ.

При этом предполагается, что будет наблюдаться общий рост отношения

государственного долга к ВВП. В связи с этим совершенствование национального долгового рынка, его модернизация в соответствии с потребностями «новой экономики», внедрение финансовых инноваций должны стать важнейшим приоритетом государственной долговой политики.

Ключевыми задачами, в частности, являются:

- совершенствование инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг;

- повышение его ликвидности;

- расширение инвесторской базы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.005 с.)