Есфирь - женщина, которая ради своего народа подвергла риску свою жизнь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Есфирь - женщина, которая ради своего народа подвергла риску свою жизнь



"Когда Мардохей узнал все, что делалось, разодрал одежды свои и возложил на себя вретище..." (Есф. 4,1.5-16).

"И пришел царь с Аманом пировать у Есфири царицы. И сказал царь Есфири..." (Есф. 7,1-6).

"И Мардохей вышел от царя в царском одеянии яхонтового и белого цвета, и в большом золотом венце..." (Есф. 8,15-17).

Достопримечательный рассказ эта история царицы Есфири. Она дышит сказочной атмосферой "Тысячи и одной ночи" и горем преследования всех времен. Имя Бога ни разу не встречается в книге Есфирь, но все-таки оно почти осязаемо чувствуется на каждой странице.

Есфирь выходит на арену, после того как другая женщина - царица Астинь - окончательно исчезает с царского горизонта. Ее мужем является неизмеримо богатый царь Артаксеркс, который около 500 лет до нашей эры правил империей со 127 провинциями, которая простирается от Индии до Эфиопии.

Дворец в его престольном городе Сузах - примерно 300 километров восточнее Вавилона - имеет полы из алебастра, белого мрамора, перламутра и многоцветных камней. Сверху висят белые и яхонтовые ткани с пурпуровыми шнурами и серебряными кольцами между мраморными столбами.

Царская фамилия и гости могут отдыхать на ложах из золота и серебра. На торжествах приглашенные пьют из бокалов, каждый из которых является произведением искусства. Лучшие ювелиры запроектировали и изготовили их.

Есфирь является не персидской, а иудейской девушкой, сиротой, которую воспитал ее дядя Мардохей, переселенный из Иерусалима. Он заботится о ней, как отец.

И теперь, будучи царицей, она по-детски покорна ему. Она является красивой молодой женщиной с милым характером.

Таким образом она расположила к себе сердца людей при царском дворе.

Мардохей занимает место при дворе и навлек на себя гнев Амана, царского канцлера. Амаликитянин Аман является тщеславным и жестоким человеком. Он ни с чем не считается. Несмотря на это, он пользуется таким большим расположением царя, что по его повелению все служащие при дворе должны кланяться и падать ниц пред Аманом. Мардохей является единственным, который не исполняет этого. Он - иудей, а иудеи преклоняются только перед Богом. Аман разгневался на это и решил: Мардохей должен исчезнуть с лица земли и вместе с ним все иудеи в Персидской империи.

Он выдумывает дьявольский план. Такой утонченный и надежный план, что ни один иудей не избежит петель сети, которую он медленно затягивает над этим народом. Полное истребление их народа - народа Божьего - объявлено иудеям. Одно повеление навсегда сметет их с лица земли.

В то время как царские вестники спешат с злосчастной вестью во все уголки огромной империи, среди иудеев царит ужас и смертельный страх.

Между тем Есфирь уже пять лет замужем, но умолчала, что она иудеянка. Это происходит по просьбе Мардохея, который каждый день наведывался о ее здоровье. В этом гнусном уничтожении иудеев он видит только один выход: Есфирь должна вступиться.

- Иди к царю и моли его о помиловании твоего народа, - говорит он ей.

Твой народ! Это значит, что она должна признаться о своем происхождении. Как среагирует на это царь? Будет ли он чувствовать себя обманутым ее молчанием? Ненавидит ли он ее народ так же, как Аман и многие другие?

И тут еще одна проблема: никто не имеет права приходить к царю, не быв позван. И царица тоже. Если она все-таки поступит так, то это может стоить ей жизни.

Она также не знает, является ли его любовь к ней такой же сильной как когда-то. Не должна ли она уступить место другой женщине? "Я не звана к царю вот уже тридцать дней", - говорит она.

Но Мардохей остается на своем: Есфирь, ты единственная, которая имеет возможность вступиться.

-Не думай, что ты одна спасешься,-предупреждает он ее, - потому что ты находишься в царском дворце, ты единственная из всех иудеев. Все иудеи должны умереть - от ребенка до старца. Ни одна женщина, ни один ребенок не будут пощажены. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. Кто знает, не для этого ли времени ты и достигла достоинства царского?

"Из другого места..." - этим Мардохей имеет в виду Бога. Он не допустит это гнусное убийство иудеев. Не обещал ли Он через все столетия пришествие Мессии из этого народа? Против этого не может устоять никакой Аман и никакой сатана. Нужда возросла до предела, но упование Мардохея на Бога непоколебимо.

Бог приготовил встречный план.

Этот раз Он исполнит его не через сверхъестественное вмешательство. Не чудо природы (Исх. 2,14.21-30), не ангел (Числ. 20,16) будут спасать народ, а слабая женщина. Будущее народа Божьего редко висело на такой тонкой нити. Удастся ли этот план? Будет ли Есфирь содействовать Божьему плану или она откажется?

"Бог ищет орудие, человека, Есфирь. Хочешь ли ты позволить употребить тебя? Он наперед поставил тебя на это стратегическое место, потому что Он знал об этой грозящей катастрофе. Ты являешься Божиим решением".

Есфирь принимает задание Божие не через внушительные слова признанного пророка, который говорит: "Так говорит Господь..." Она не имеет небесного видения. Она должна поступить по словам своего дяди, члена ее семьи. Это не могло бы происходить более незаметным образом. И все-таки слова Мардохея являются для нее словами Божьими.

Молодая женщина всегда проявляла кроткий характер. Но нужда обнаруживает ее жизненные силы. Бог является источником ее силы. Его планам она хочет подчинить свою жизнь. Она хочет творить Его волю.

- Пойди, собери всех иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем ни ночью, - просит она Мардохея. - И я со служанками моими буду также поститься.

Теперь она открыто присоединяется к своему народу и мужественно исповедует свою веру. Ее призыв к посту является молитвенным призывом (Ездр. 8,23; Дан. 9,3).

Есфири ясно, что она является беспомощной женщиной. Она не может помочь. Помощь может прийти только от Господа, Бога Израилева. Поэтому ее желание три дня и три ночи приступать к Его престолу на небесах со своими молитвами.

72 часа беспрерывно льется молитва. Есфирь непременно ясно познает, что она нуждается в Божьем водительстве. Ей нужна уверенность, что это задание ей поставлено Им. Не открывается ли Бог в ответе на молитву? Она нуждается в мужестве и в мудрости для того, чтобы действовать. Кого она может лучше спросить о совете, чем Его, Который дает познать Себя в ответе на молитву?

"Потом я пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть - погибну".

Кости брошены. Она сожгла все мосты за собой. Молодая женщина ложит на весы свое положение, свою жизнь, свою будущность, ради своего народа.

После молитвы она украшается как может и идет к царю. Он сидит на своем троне, очевидно занимаясь государственными делами. Когда он замечает, что она пришла, то он ласково смотрит на нее, простирает ей свой золотой скипетр - знак того, что ее жизнь в безопасности - и говорит: "Что тебе царица Есфирь, и какая просьба твоя? Даже до полуцарства будет дано тебе".

Первая часть молитвы услышана, ее собственная жизнь безопасна. Бог приоткрывает дверь для спасения ее народа. Но она не напрасно просила о мудрости. Она инстинктивно чувствует: это не место и еще не время для моей особенно важной просьбы.

Ее понимание обстоятельств показывает, что она является умной женщиной, которая владеет своими чувствами и не принимает поспешных решений. Она также является женщиной, которая совсем трезво знает: путь к сердцу мужчины иногда проходит через желудок. Этим она искусно пользуется, приглашая его на пир. А именно, с Аманом...

Во время пира царь снова спрашивает: "Какая просьба твоя, Есфирь? Она будет исполнена".

Есфирь прощупывает свой путь. Она ждет Бога. Внутренне она чувствует: я должна выиграть время.

Сегодня еще не Божий час.

"Придите оба завтра опять", - просит она.

Этой ночью царь не может спать. Один из слуг читает ему из летописи его народа. При этом на свет выходят дела, которым Бог в прошедшем позволил попасть в забвение. Теперь они выступают оттуда. Теперь они подходят к общему Божьему плану.

Мардохей однажды вскрыл покушение на царя и тем спас его жизнь. Но за это он не был вознагражден.

Теперь упущение вознаграждается. Это задание поручается Аману. Аману - который повелел приготовить виселицу вышиною в пятьдесят локтей, чтобы разделаться с Мардохеем...

На следующий день Есфирь во время пира высказывает свою просьбу. Трогательно она умоляет царя о жизни своего народа и о своей собственной жизни...

"Если бы мы проданы были в рабы и рабыни, я молчала бы, - говорит она. - Хотя враг не вознаградил бы ущерба царя".

На карту поставлена не только жизнь иудеев, но так же и благо царя. Хуже чем потеря рабочей силы, хуже чем опасность, что ненависть разнуздает силы, которые нельзя подавить, являются последствия для того человека, который обращается против Бога. Бог называет этот народ зеницей ока Своего (Втор. 32,10). Он будет защищать и избавлять его. Никто не посмеет безнаказанно причинить зло такому народу (Зах. 2,8.9), даже царь. Хочет ли она оградить его от этого? Близость царицы и благоразумие ее мудрых слов во всяком случае привлекают его внимание. Она достигает цели.

"Кто это такой, и где тот, который отважился в сердце сделать так?" - спрашивает царь в гневе.

Есфирь указывает на Амана, его товарища по столу и важного его подданного. "Этот злобный Аман", - говорит она.

Теперь все открывается. И то, что виселица у дома Амана ожидает казни Мардохея. Царь не знает пощады.

"Повесьте его на дереве, которое он приготовил для Мардохея", - повелевает царь. И это совершается.

Правы оказались жена Амана и его умные друзья, которые предупреждали его. "Если из племени иудеев Мардохей, - говорили они, - то не пересилишь его, а наверное падешь перед ним".

Был бы Аман разумнее, он извлек бы для себя урок из истории своего племени. Бог был против амаликитян, потому что они были против Его народа (Исх. 17,8-16; Втор. 25,17-19).

Ненависть является опасной вещью и в большинстве случаев обращается против того, кто ее разнуздывает. Теперь она спасает и жизнь своего народа. Новый Завет говорит, что христиане должны быть светом миру (Фил. 2,15). Есфирь является таким светом. Ее имя обозначает "звезда".

Но слово ее могущественного супруга - повеление истребить иудеев - неотменяемо и неизменно. Поэтому издается второе повеление. Иудеям не нужно, как неразумным животным, отдаться на истребление. Они могут защищаться и мстить врагам своим. "Напишите о иудеях, - говорит царь Есфири и Мардохею, - и скрепите царским перстнем".

Героиня, которая ценой своей собственной жизни спасла иудеев, имеет право лично известить свой народ об этом! Из скромной женщины на заднем плане она превращается в женщину, слова которой имеют вес.

Радостная весть приходит вовремя, до начала массового истребления. И об этом заботится Бог. День, который Аман перед своей смертью наметил как черный день траура для иудеев, становится для них днем неизвестной доселе радости. Многие не иудеи просят о приеме в иудейство. Так сильно люди находятся под впечатлением происшедшего. Они хотят лучше стоять на стороне Бога.

День радости становится днем воспоминания. Возникает праздник Пурим. Праздник, на котором еще сейчас евреи всего мира вспоминают то, что для них сделала царица Есфирь. Каждый год, когда они празднуют дни Пурим, они читают книгу Есфирь. Есфирь у них высоко почитаема.

Тридцать лет спустя Неемия опять восстанавливает стены Иерусалима. Без Есфири это было бы невозможно. Тяжело представить ход мировой истории без нее. По-человечески рассуждая, без нее еврейский народ не выжил бы. Без этой национальности не было бы Мессии. Без Мессии - потерянный мир.

Есфирь, несомненно бессознательно, готовит путь для Иисуса Христа. Через нее Бог показывает человеку путь, как узнать Его водительсто, принимая решения. Они должны быть основаны на Слове Божием (Иоан. 14,21), проверены в молитве (Иак. 1,5), и в совете с другими (Прит. 15,22) зависеть от внутренней уверенности (1 Иоан. 3,21) и на дарованных от Бога открытых дверях (Отк. 3,7.8).

Жена Иова - которая сказала Богу "нет"

"Наибольшая вина человека не в грехах, которые он совершает. Искушение велико, а его сила слаба. Великая вина человека в том, что он в любой момент может обратиться к Богу и не делает этого".

Рабби Боенам (Мартин Бубер)

"Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен... (Иов. 1,1-3).

"И был день, когда пришли сыны Божий предстать пред Господа; между ними пришел и сатана... (Иов. 1,6-12).

"И был день, когда пришли сыны Божий предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа..." (Иов 2,1-10).

"И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих..." (Иов. 42,10-13).

"Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим. 8,28).

Жена Иова живет в земле Уц, в Аравии, вероятно недалеко от Ура Халдейского, от того города, где Бог призвал Авраама. Имеется только мало женщин, которые имеют больше преимуществ, чем она. Ее муж неизмеримо богат, и она ведет роскошное хозяйство с большой свитой слуг. В своих детях - семи сыновьях и трех дочерях - она не менее благословенна. Все они живут хорошо и понимают друг друга. Регулярно состоятся семейные встречи для укрепления семейных уз. Величайшим благословением однако же является Иов, ее муж.

Иов любит Бога, хотя он знает о Нем только то, что ему рассказали другие. Но этого Иову достаточно для того, чтобы верно служить Богу.

Поведение Иова определяет дух в семье. Его жизнь так сильно проникнута благочестием, что это не может скрыться от людей, окружающих его. Они говорят, что Иов имеет так много счастья только потому, что он благочестив. Его жена построила свою жизнь на благочестии и счастье своего мужа и своей семьи... Так обстоят дела на свете.

Одновременно, сокрыто от человеческого наблюдения, на небе происходит нечто особенное. Иов является предметом разговора между Богом и сатаной. Бог радуется о Иове, что на земле есть человек, который любит Его по собственной воле. Бог ищет людей, как Иов, так как они соответстуют тому назначению, для которого Он создал их. Сатана, клеветник верующих (Отк. 12,9.10), не согласен с этим. Он формулирует противоположное: "Иов имеет счастье, поэтому он благочестив". Он говорит Богу: "Удержи благословение, тогда пропадет его богобоязненность".

Бог позволяет сатане проверить обвинение: "Возьми у него его имущество, но его самого оставь в покое".

Сатана доволен этим разрешением и изливает на Иова невыразимую и неожиданную беду. Один за другим жестокие удары настигают его.

Его огромные стада скота взяты неприятелем или поражены молнией. Слуги погибают. Самую большую потерю сатана сберегает на конец. С большим ветром он приносит смерть всем детям Иова.

Все, что Иов приобрел годами, уничтожается за короткое время. Богатейший человек Востока внезапно становится бездетным и нищим. Кроме домашней прислуги, у него остается только четыре слуги.

И его жена...

Сатана, выполнив основательную работу, не достиг своей цели. Хотя Иов, как настоящий житель Востока, разрывает свои одежды, но его вера остается непоколебимой.

- Наг я вышел из чрева матери моей, - говорит он, - наг и возвращусь. Господь дал, Господь взял; да будет имя Господне благословенно!

Сатана сообщает о своем разрушительном деле против Иова. Бог напоминает о благочестии Иова, на это сатана говорит: "Несчастья не постигли самого Иова. Они постигли только его имущество. Прикоснись к его телу и посмотри, что тогда останется от его веры".

Когда сатане еще раз позволено поступить по его воле - с ограничением пощадить жизнь Иова, - то он посылает Иову мучения, которые могут свести человека с ума: ужасно болезненные, зудящие нарывы!

От темени до подошвы Иов покрыт ими. Медицина говорит, что страдания таких пациентов невообразимо велики и почти невыносимы.

Иов сидит в пепле и скоблит себя черепицей.

Потом настигает его тяжелейший удар. Его жена отворачивается от него.

Жена, которую Бог определил для поддержки в хорошие и плохие дни и в которой он теперь нуждается больше, чем когда-либо, оставляет его. Через нее сатана пускает в ход последний козырь. Кальвин однажды называет ее оружием сатаны.

-Ты все еще тверд в непорочности твоей? - насмехается она.

-Похули Бога и умри!

Это лишь несколько слов, но они верно обрисовывают ситуацию. Она так подавлена горем, что видит только один выход: отказаться от веры и совершить самоубийство.

Ее реакция совершенно противоположна реакции ее мужа. В чем причина, что два человека в одинаковых условиях так различно реагируют? Вера Иова выдерживает и этот кризис. Пусть его положение для него самого темно, но он не сомневается в Боге, Который для него является реальностью и от Которого он принимает как доброе, так и злое. Его жизненный дом построен на скале. Когда бури безжалостно бичуют его, он стоит, потому что фундамент недвижим.

Как бури испытывают силу корней, так бури скорбей и непонятных переживаний открывают, как глубок жизненный фундамент человека. Этого фундамента недостает жене Иова.

Иов знает о Избавителе (Иов. 19,25); Которого он видит вдали, о Котором Павел столетия позднее пишет как о единственном основании, на котором человек может строить свою жизнь: об Иисусе Христе (1 Кор. 3,11).

Когда буря пронеслась над его жизнью и силой отняла все его состояние, Бог все еще является непоколебимым фундаментом для Иова. Его жена не имеет ничего. Ее горе неоспоримо велико, его едва можно передать. Но она не пришла бы в отчаяние, если бы ее жизненный дом имел такое же прочное основание, как у ее мужа. Различные реакции обоснованы не переживанием скорбей, а фундаментом жизни (Матф. 7,24-27). Поэтому она оставляет в беде своего мужа в самый трудный момент его жизни. Друзья по крайней мере еще посещают его, хотя и не являются для него поддержкой. О жене же мы ни разу не читаем, чтобы она облегчила его мучения. О ней не слышно во все время страданий. Она не пользуется драгоценным даром - сопереживать и сострадать, - который Бог в особой мере даровал женщине.

Иов во всех своих страданиях просит еще за своих друзей. Божье благословение опять возвращается к нему. Быстро и радикально, как при потере, изменяется его судьба. Иов и его жена опять получают своих детей - семь сыновей и три дочери. Его имущество увеличивается, и стада скота становятся даже больше, чем прежде. Но самое важное: страдания Иова принесли пользу для его отношений с Богом.

"Я слышал о Тебе слухом уха, - говорит он, - теперь же мои глаза видят Тебя" (Иов. 42,5).

Теперь Иов знает Бога не только из опыта других. Он встретился с Ним Самим. Это приводит к благоразумию, раскаянию и смирению (Иов. 42,6).

Следовательно, страдания имели для него положительное воздействие. Они открыли глубины по отношению к Богу, о которых Иов и не подозревал. Как Иаков, он боролся с Богом и не поколебался (Быт. 32,28). Его жизнь стала богаче и счастливее.

А сатана? Испытание для него кончается плохо, так как Иов еще более верен Богу, чем прежде. О жене Иова Библия оставляет нас в неизвестности. Зарегистрировано только то, что в огне испытания и в горечи она назвала Бога виновным. Как всякий неверующий, она ослеплена сатаной (2 Кор. 4,4). Поэтому она не заметила, что Божье допущение ее мучений имеет целью не страдания, а плод, который может вырасти из этого (Евр. 12,11). Бог позволяет временно отнять шаткое счастье, чтобы они могли познать вечное счастье в Нем. Путь к этому должен вести через школу жизни. Как женщина Ветхого Завета, она вероятно шла вдвойне трудным путем. Что стойкость возможна, доказывает ее муж. В Новом Завете Иов ублажается за то, что он устоял (Иак.5,11).

Когда раскаленные стрелы искушения попадают в него, он использует свою веру как щит, от которого они отскакивают (Еф. 6,16).

Переживания Иова показывают, что никакой человек не испытывается сверх сил, но что при искушении Бог заботится и об избавлении (1 Кор. 10,13).

Иов построил свою жизнь на божественном фундаменте. О его жене же мы не читаем, чтобы она имела твердое основание. Скорби еще больше приводят его в объятия Божий. О ней же мы знаем только то, что в критический момент своей жизни она сказала Богу "нет". А это не делает жену Иова примером для нас.

"Моя душа возвышает славу Божию; мой дух радостно может назвать Господа дающим блаженство. Его, Который не пренебрегает служанкой, Который позволяет ей прославлять Его милость". Согласно Иоанна Ойзебиус Фут (Обработка В. Барнард; Славословие Марии согласно Лук. 1,46-55 в голландском церковном песеннике.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.038 с.)