Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 6. Социально-личностное развитие ребенка
1. Основные направления социально-личностного развития детей раннего возраста. 2. Взаимодействие с окружающими, общение со взрослыми и сверстниками как основа развития социальных качеств личности ребенка. 3. Организация работы в ДОУ по формированию социальных навыков детей. 4. Игра как основная форма организации деятельности детей, ее значение в социально-личностном развитии ребенка. Содержание занятия Основные направления социально-личностного развития ребенка включают формирование у него положительного отношения к себе, социальных навыков, развитие игровой деятельности, общения со сверстниками. Единственным средством социализации, в котором малыш «присваивает» весь социальный опыт, является общение со взрослыми. На ранних этапах развития ребенка выделяют две формы общения (М.И. Лисина): ситуативно-личностное – от рождения до 6 месяцев; ситуативно-деловое – основной вид общения в раннем возрасте. В развитии у ребенка положительного отношения к себе важно дать почувствовать ребенку, что он значим для окружающих: проявлять внимание к желаниям и предпочтениям малыша, чутко реагировать на все его переживания. Взрослые должны способствовать развитию у ребенка представления о его внешнем облике, возможностях, способностях и действиях, поощрять все его успехи. Уже в раннем возрасте следует уделять внимание формированию у него полоролевой идентификации. Формирование у детей социальных навыков составляет важную часть педагогического процесса, в ходе режимных процедур дети постепенно осваивают навыки самообслуживания: самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Педагоги приучают малышей ухаживать за своим внешним видом, за вещами и игрушками, помогать воспитателю в повседневных делах, следовать элементарным правилам этикета. При формировании социальных навыков важна организация сотрудничества с детьми, учет индивидуальных особенностей каждого. Игра является основной формой организации разных видов детской деятельности и, несомненно, имеет большое значение в социально-личностном развитии ребенка. Элементы игры включаются во все виды взаимодействия педагога с детьми, в течение дня воспитатели организуют с детьми игры-забавы и дидактические игры; специальной задачей является развитие у детей процессуальной игры, в ходе которой дети моделируют различные ситуации, отражающие их жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых. Игры организуются как с группой детей, так и индивидуально с каждым ребенком.
Для развития у детей общения со сверстниками необходимо создавать условия, способствующиеналаживанию положительных взаимоотношений друг с другом: поддержание интереса к сверстникам, стимулирование эмоциональных контактов, сближающие их друг с другом, организация разных видов совместных игр, тактичное разрешение возникающих конфликтов. Важным аспектом является воспитание у малышей уважительного отношения к детям, независимо от расовой и национальной принадлежности, языка, личностного и поведенческого своеобразия. Контрольные вопросы 1. Каково значение ситуативно-делового общения в социально-личностном развитии ребенка? 2. Что включает содержание работы педагога по формированию у ребенка положительного отношения к себе? 3. Какие педагогические приемы, способствуют развитию у ребенка представления о себе? 4. По каким направлениям осуществляется педагогическая работа по развитию общения детей со сверстниками? 5. Какими способами осуществляется развитие у детей социальных навыков? 6. Какие условия необходимо соблюдать при организации процессуальных игр? Практические задания 1. Заполните таблицу 14, составив классификацию видов игр детей раннего возраста:
Таблица 14– Классификация игр для детей раннего возраста
2. Ориентируясь на метод комплексного руководства игрой в период ее становления (по Е.В.Зворыгиной), разработайте технологию развития процессуальной игры. 3. Заполните таблицу 15, вставив в левый столбец категории средств общения: - экспрессивно-мимические средства, - речевые средства, - предметно-действенные средства в соответствии с их содержательными характеристиками.
Таблица 15– Основные категории средств общения Ребенка с окружающими
4. В процессе общения детей со сверстниками выделяют следующие типы поведения во взаимодействии: - «объектное отношение»; - «объектное общение»; - «субъектное взаимодействие». Соотнесите типы поведения и личностные формы проявления в поведении детей раннего возраста во взаимодействии (таблица 16).
Таблица 16– Типы и формы личностно-социального поведения детей во взаимодействиидруг с другом
5. На этапе раннего возраста в совместной деятельности взрослый нужен ребенку как: а) партнер по игре; б) образец для подражания; в) эксперт по оценке умений и знаний. Выделите проявление этих качеств из приведенной ситуации: «Андрею купили маленький заводной автомобильчик. Сначала автомобиль заводил кто-то из взрослых. Андрейка ставил его на пол и отпускал. Затем я сделал попытку научить его заводить машинку ключиком. Андрей держал автомобильчик в одной руке, а ключик в другой. Мы вместе направляли руку с ключом в отверстие, и так как поворачивать ключ ему было трудно, то заводил я. Потом Андрей пытался делать это самостоятельно. Он брал в одну руку автомобильчик, а в другую ключ и направлял его в отверстие, все время поглядывая на меня. Вставив ключ, он не мог его повернуть и тогда обращался ко мне: «Дедик, сам!» Я заводил пружину, а Андрей ставил автомобиль на пол и пускал его. Долгое время это действие производилось так, что Андрей выполнял все до завода пружины, а затем бежал к кому-нибудь из взрослых и, подавая автомобиль со вставленным ключом, просил завести его. Лишь через 2—3 месяца он научился заводить автомобиль, производя все операции самостоятельно и лишь поглядывая на взрослого как бы в поисках оценки правильности производимого действия» (Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1989. – С. 137). 6. Приведите пример конфликтной ситуации между детьми и проанализируйте разные способы ее разрешения. 7. Заполните таблицу 17 (в левом столбце), определив возраст ребенка в соответствии с содержательными характеристиками личностного развития на1-ом году жизни:
2 – 3 месяца; 5 – 6 месяцев; 6-9 – 10 месяцев; 10–12 месяцев.
Таблица 17 – Предпосылки развития личности ребенка первого года жизни
Основная литература Афонькина, Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста: метод. пособ. /Ю.А.Афонькина. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) /Е.Р. Баенская. – М.: Теревинф, 2009. – 112 с. Воспитание детей раннего возраста: метод. пособие к программе «Кроха» /под ред. Г.Г.Григорьевой.: Нижегор. гуманит. центр, 1997. – 69 с. Воспитание и развитие детей раннего возраста: материалы науч-практ. конф. /под ред. Г.Г.Григорьевой – Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2006. – 282 с.
Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов: рек. УМО по спец. пед. образования /Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. – М.: Владос, 2007. – 301 с. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: метод. пособие /Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 144 с. Камаровская Е.В. Раннее развитие ребенка от рождения до 6 лет. /Е.В.Камаровская.– СПб.: – Питер, 2010. – 224 с. Ларечина, Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Счастливый малыш» для детей (2-3 года) /Е.В.Ларечина. – СПб: Речь, 2011. – 127 с. Павлова, Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособ. /Л.Н.Павлова. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 208 с. Павлова, Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром /Л.Н.Павлова. –М., 1987. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях /К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина. – М.: Владос, 2002. – 144 с. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста /под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: Карапуз-Дидактика, 2004. – 208 с. Программа развития и обучения дошкольника: От 1 до 3 лет: для дошк. возраста /авт.-сост.: А.С.Герасимова, О.С.Жукова, В.Г.Кузнецова. – СПб.; М.: Изд. Дом «Нева»; ОЛМА-Пресс, 2002. – 95 с. Развивающие игры с малышами до трех лет: попул. пособие для родителей и педагогов /сост.: Т.В.Галанова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 238 с. – (Игра, обучение, развитие, развлечение). Сорокина, Н.Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра /Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 95 с. Энциклопедия игр с малышом (от рождения до 3 лет). – СПб.: Питер, 2010. – 173 с. Дополнительная литература Афонькина, Ю. Ранний возраст: поддерживаем ребенка игрой /Ю.Афонькина, Е.Омельченко //Дошкольное воспитание. – 2011.- № 8 – С. 76. Браткова, М. Формирование навыков самообслуживания /М.Браткова //Дошкольное воспитание. – 2012. – № 11 – С. 89. Гаврилина, А. Игры с детьми раннего возраста /А.Гаврилина, В.Лукина // Дошкольное воспитание. – 2009. – №4. – С. 115. Коротаева, Е.В. Эмоционально-развивающая среда в ДОУ для детей раннего возраста /Е.В.Коротаева //Методист ДОУ. – 2011. – № 4. – С. 4. Кузнецова, Г. Создание эмоционально развивающей среды как условие социального развития детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении /Г.Кузнецова //Дошкольное воспитание. – 2012. – №2. – С. 107. Лазуренко, С. Как формировать у ребенка раннего возраста культуру поведения /С.Лазуренко //Дошкольное воспитание. – 2011. – №10. – С. 78. Мишкина, Е. «В гости к нам пришел котенок». Развлечение для детей 2-3 лет /Е.Мышкина //Дошкольное воспитание. – 2012. – №7. – С. 101. Обухович, 3. «Веселый поезд». Для детей первой младшей группы /З.Обухович //Дошкольное воспитание. – 2012. – №10. – С. 93. Приходько, О. Стимуляция познавательного и социального развития детей раннего возраста /О.Приходько //Дошкольное воспитание. – 2009. – №3. – С. 66.
Пронина, Л. Пути формирования взаимодействия детей раннего и младшего дошкольного возраста /Л.Пронина //Дошкольное воспитание. – 2009. – №10. – С. 80. Пронина, Л. Пути формирования взаимодействия детей раннего и младшего дошкольного возраста /Л.Пронина //Дошкольное воспитание. – 2009. – №10. – С. 80. Семенихина, Н. «Страна чудес». Театрализованная деятельность с детьми раннего и младшего дошкольного возраста /Н.Семенихина, И.Власова //Дошкольное воспитание. – 2012. – №5. – С. 86.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 910; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.029 с.) |