Детей раннего возраста и правила воспитания в яслях и семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детей раннего возраста и правила воспитания в яслях и семье



Общие особенности ВНД Правила воспитания
1. Интенсивность физического и психического развития. 2. Недостаточная зрелость и выносливость нервной системы. 3. Взаимосвязь физического и психического развития. 4. Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. 5. Большие индивидуальные различия на фоне быстрого темпа развития. 6. Неустойчивость эмоционального состояния, внушаемость, впечатлительность. 7. Быстрое образование условных рефлексов и трудность их изменения. 8. Неравномерность (скачкообразность) развития а) Единство требований со стороны взрослых в яслях и дома. б) Учет возрастных особенностей и возможностей детей. в) Единство в оздоровительной и воспитательной работе. г) Индивидуальное обращение к детям. д) Воспитание положительного отношения к предложениям и поручениям взрослых. е) Вред частых запретов, длительных пассивных ожиданий. ж) Своевременное формирование навыков самостоятельности и их усложнение. з) Психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого е) Взрослый — образец для подражания

 

6. Педагогические ситуации.

Дать психолого-пеадгогическое объяснение следующим фактам:

1) Американский психолог Макгроу провела эксперимент с двумя близнецами. Она научила их кататься на роликовых коньках, когда первому было 11 месяцев, а второму – 22 месяца. Результаты достижений детей разные: ребёнок, которого научили раньше, преуспел гораздо больше.

2) Почему ребёнок в возрасте около года совсем не обращает внимания на игрушки и книжки, а тянется к кастрюлям, тарелкам, ложкам, чтобы что-нибудь делать с ними?

 

Основная литература

Афонькина, Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста: метод. пособ. /Ю.А.Афонькина. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с.

Воспитание детей раннего возраста: метод. пособие к программе «Кроха» /авт.-сост.: Г.В.Груба, Д.В.Сергеева, Е.Ф.Терентьева /под ред. Г.Г.Григорьевой. – Н.Новгород: Нижегор. гуманит. центр, 1997. – С. 11-88.

Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособ. для студ. вузов /Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. – М.: Владос, 2007. – С. 28-44.

Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: метод. пособ. /Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 144 с.

Мониторинг освоения детьми образовательной области «Физическая культура» //Мониторинг в детском саду: научно-метод. пособ. /под ред. А.Г.Гогоберидзе. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – С.47.

Павлова, Л.Н. 365 дней и ночей из жизни младенца /Л.Н.Павлова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 86 с.

Павлова, Л.Н. 365 дней и ночей из жизни ребенка (год второй) /Л.Н.Павлова. – М.: Айрис-пресс, 2004;

Павлова, Л.Н. 365 дней и ночей из жизни ребенка (год третий) /Л.Н.Павлова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – С. 28-47.

Печора, К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решения в условиях ДОУ и семьи/К.Л.Печора. – М.:«Изд-во Скрипторий», 2006. – 96 с.

Дополнительная литература

Камаровская, Е.В. Раннее развитие ребенка от рождения до 6 лет /Е.В.Комаровская. - СПб.: Питер, 2010. – 224 с.

Кротов, В. Компас для младенца /В.Кротов. – М.: «КСП», 1995. –192 с.

Макарычева, Н.В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика /Н.В.Макарычева. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.

Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях /К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева. – М.: Владос, 2002. – 144 с.

Воспитание и развитие детей раннего возраста: материалы науч-практ. конф. /под ред. Г.Г.Григорьевой. – Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2006. – 282 с.

Смирнова, Е. Ранний возраст – важный ответственный этап развития человека /Е.Смирнова //Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8 – С. 18.


Занятие 4. Физическое развитие и охрана здоровья детей

В период раннего детства

1. Задачи физического развития детей раннего возраста.

2. Характерные особенности физического развития ребенка раннего возраста.

3. Виды двигательной активности детей раннего возраста и условия их развития.

4. Режим дня – основа воспитательной работы в группах раннего возраста.

5. Подходы к формированию у детей навыков безопасного поведения.

Содержание занятия

Особенностью периода раннего детства является интенсивное физическое развитие ребенка, формирование функциональных систем детского организма: увеличивается рост и вес ребенка; меняются пропорции его внутренних органов; совершенствуется работа дыхательной системы, органов пищеварения; укрепляется иммунная система; развиваются скелет и мускулатура.

Деятельность центральной нервной системы к концу раннего возраста становится более совершенной, усиливается ее регулирующая функция.

На протяжении всего периода раннего детства происходит совершенствование основных движений ребенка: лучше координирует свою двигательную активность, овладевает разнообразными действиями с предметами, бытовыми навыками.

Грамотная организация режима является залогом укрепления здоровья и физического развития детей. По определению Н.М. Щелованова, режим дня в первые годы жизни — это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении, деятельности.

В зависимости от возрастных и индивидуальных различий детей устанавливается гибкий график сна и бодрствования.

В соответствии с медицинскими требованиями питание ребенка осуществляется с учетом индивидуальной диеты. При организации прогулки необходимо чередовать интенсивность двигательной активности ребенка: предоставлять малышам возможность свободно поиграть, побегать, но в то же время, чтобы они не переутомлялись, своевременно предлагать спокойные занятия.

Ранний возраст является первым этапом формирования представлений о ценностях здорового образа жизни, приучения к соответствующим нормам поведения, соблюдения правил личной гигиены: мыть руки, пользоваться салфеткой, носовым платком, туалетом. С целью формирования у детей навыков безопасного поведения необходимо создавать соответствующие условия: создание безопасной среды, предостерегающей детей от поступков, угрожающих жизни и здоровью; обучение правилам безопасного поведения.

Контрольные вопросы

1. В чем проявляются характерные особенности физического развития ребенка раннего возраста?

2. Как организуется рациональный режим дня детей раннего возраста?

3. Какие педагогические приемы нужно использовать для формирования у детей навыков личной гигиены?

4. По каким направлениям осуществляется работа по профилактике и снижению заболеваемости детей?

5. В чем заключается работа педагога по формированию у детей навыков безопасного поведения?

Практические задания

1.Заполните таблицу 6, указав:

а) основные виды двигательной активности детей раннего возраста (левый столбец);

б) усложнение двигательной активности по возрастным этапам на основе анализа образовательной программы (правые столбцы):


Таблица 6 – Усложнение двигательной активности детей

(по возрастным этапам)

Основные виды 1-й год жизни 2-й год жизни 3-й год жизни
1. Ползание, лазание Учить ползать, вползать и спускаться по скату горки Проползать на заданное расстояние, под палку, в обруч и пр. Проползать на четвереньках 3-4 метра
2. Ходьба ?... ?... ?...
3.?.....…… ?... ?... ?...
4.?...……. ?... ?... ?...
5.?...……. ?... ?... ?...
1.?...….. ?... ?... ?...

 

2. Режим дня для детей раннего возраста строится с учетом принципов:

1) Обеспечение длительности бодрствования, соответствующей пределу работоспособности.

2) Обеспечение необходимого количества дневного и ночного сна.

3) Соблюдение определенных, соответствующих возрасту интервалов между кормлениями.

4) Обеспечение рационального чередования сна, кормления и бодрствований (данный принцип учитывается при составлении режимов дня детей 1-го года жизни).

С этих позиций проанализируйте режимы дня в ясельных группах.

Для примера возьмите вторую группу раннего возраста:

От 1 года до 1 года 6 месяцев

Питание: 7.30—8.20; 12.00—12.30; 16.30—17.00; 19.30—20.00. Бодрствование: 6.30—9.30; 12.00—15.00; 16.30—20.30.

Сон (дневной) 9.30—12.00; 15.00—16.30.


От 1 года 6 месяцев до 2 лет

Питание: 7.30—8.20; 11.20—12.00; 15.00—15.30; 19.30—20.00. Бодрствование: 6.30—12.00; 15.00—20.30.

Дневной сон: 12.00—15.00.

3. Составьте примерные режимы дня для детей разных возрастных периодов, пользуясь схемой распределения сна, кормления и бодрствования в течение суток (см. таблицу 7).

 

Таблица 7 – Изменение продолжительности бодрствования, сна и числа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.011 с.)