Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические подходы к изучению этничности
Категория этничность прочно вошла в научный лексикон этнологии, социологии, психологии, а также смежных с ними междисциплинарных направлений (в первую очередь, этносоциологии и этнопсихологии). Однако, несмотря на широкое распространение этого понятия, в научном сообществе не сформировалось единого четкого подхода к определению данного понятия. Категорию этничность зачастую называют феноменом. Начало истории термина этничность относится к 1960-м гг., когда это понятие стало ответом на этнополитические изменения в послевоенном мире. Как самостоятельный термин, категория этичность впервые появилась в 1972 г. в Оксфордском словаре английского языка. Дискуссии о природе и сущности этого явления и категории, его обозначающей не утихают в среде специалистов и до настоящего времени. В современной науке сложилось три ведущих теоретических подхода понимания природы и сущности этничности: примордиализм, инструментализм и конструктивизм. Примордиалистская концепция этничности (ог.англ. primordial - изначальный, исходный) возникла в 50-60 гг. ХХ в. Сам термин «примордиальные связи» ввел в научный оборотв середине XX века американский социолог Э. Шилз. Наиболее популярной формулировка подхода к этничности в рамках примордиализма принадлежит американскому антропологу К.Гирцу: «В каждом обществе во все времена некоторые привязанности проистекают больше из чувства естественной, некоторые сказали бы-духовной близости, чем из социального взаимодействия» (цит по: Винер. Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения Б. Е. Винер // 'Этнографическое обозрение. - 1998 - № 4. - С. 5). Ученые, придерживающиеся примордиалистской концепции, рассматривают этичность как врожденное свойство, имеющее объективную основу либо в природе, либо в обществе. Примордиалисты исходят из того, что этническая идентичность, как главная форма проявления этничности, основана на фундаментальных связях с определенной культурой или группой. Пытаясь найти объективные признаки дифференциации и определения этнических общностей, ученые-примордиалисты трактуют их либо как биологические, либо как культурно-исторические. В связи с чем в примордиализме появилось два направления: природное и эволюционно-историческое. Природное направление (П. Ван ден Берге) определяет этничность как расширенную родственную группу или расширенную форму родственного отбора и связи, в которой идентификация с этнической группой заложена в генетическом коде. Эволюционно - историческое направление (Ю. В. Бромлей) рассматривает этничность, прежде всего, как социальное явление, в котором осознание групповой принадлежности основано на объективных характеристиках, таких как единая территория, национальный язык, культура, черты характера и т.п. Таким образом, этничность в рамках примордиализма понимается как безусловная и постоянная составляющая идентификационной матрицы индивида. Такое понимание этничности было распространено на Западе в 1960-х гг. в контексте теорий модернизации. Но уже 1970-е годы показали неуниверсальность этих концепций в свете того, что массовые этнические движения в этот период показали несостоятельность теории «плавильного котла», утверждавшей, что этничность будет преодолена в процессе создания национального государства.
К середине 70-х гг. XX в. в западной науке оформилась новая концепция этничности - инструментализм. В отличие от примордиалистов, научный фокус ученых-инструменталистов был направлен не на поиск объективных оснований этничности, а на выявление ее функций. В основе инструментализма лежит понимание этничности, как инструмента, используемого в борьбе за статус, власть и благосостояние. В работах представителей данной концепции, таких как Д.Хоровитц, С.Олзан, Э.Смит, А.Коэн и К.Янг этничность рассматривается в качестве чувства солидарности группы, социальной роли, избираемой человеком под влиянием жизненных факторов. В связи с этим инструментализм часто опирается в своих взглядах на социально - психологические теории, функционализм и прагматизм. Инструменталисты полагают, что культурные различия между группами могут служить основанием для формирования этнической идентичности, которая будет определять характер этнокультурных контактов. Однако мобилизация этнической общности осуществляется, главным образом, с помощью целенаправленной деятельности политических и культурных элит.
Инструменталистский подход также объясняет существование народов стремлением людей к объединению в группы с целью реализации своих интересов. Этничность (совокупность этнических признаков) при этом выступает инструментом достижения обозначенной цели. Авторы и последователи этого подхода обозначили следующие аспекты: 1. решить проблему отчуждения, которая порождается индустриальным обществом с его массовой культурой; 2. справиться с информационной сложностью современной жизни, разделив всех на «своих» и «чужих», а «чужих» - на различные народы. Подобные объяснительные мотивы исходят из, как было уже сказано выше, социально-психологических теорий личности и согласуются с теорией аффилиации (потребностью людей объединяться в группы) и компенсаторных потребностей. Видными идеологами, развившими идеи инструментализма в своих трудах применительно к реалиям мультикультурного американского общества (теория «салата») являются Н. Глезер, Д. Мойнихэн, Дж. Дэвис. В России наиболее активно инструменталистский подход поддерживается и развивается Л. М. Дробижевой, М.Н. Губогло. Таким образом, инструменталисты в отличие от примордиалистов считают этнические общности (народы) не объективной реальностью, а скорее, субъективными образованиями, ибо люди сами выступают инициаторами формирования групп, базовой основой которых является этничность. Разнообразные подходы к пониманию этничности не являются взаимоисключающими. И ученые принимают попытки интегрировать основные положения примордиализма и инструментализма в собственную концепцию этничности. Конструктивистский подход возник в 1970-1980 –х гг. в ответ на обострение этнических проблем социально-политической жизни общества. Наибольшее распространение получил в США, Канаде и Австралии (все страны эмигрантские и естественная укорененность населения здесь невелика). Среди авторов - сторонников конструктивизма назовем, в первую очередь, имена Б. Андерсона (создателя термина «imaginedcommunities» - "воображаемые общности"), Э. Геллнера, П. Бурдье, Э. Хобсбаума, Дж. Комарофф и Ф. Барта. Конструктивистский подход трактует этнические общности как искусственные образования (конструкты). Возникновение их инициируется интеллектуальной элитой, лидеры которой (писатели, ученые, политики и т.п.), пользуясь широкими возможностями СМИ и образования, иными средствами коммуникации транслируют свои идеи и мобилизуют членов этнической группы на коллективные действия, преследуя собственные политические или социальные цели. Большая роль в этом процессе уделяется интегрирующим символам – историческим мифам, а также мифологемам и искусственно созданным традициям, ритуалам к которым относят и государственную символику (флаги, гербы, гимны); олицетворение общности через вымышленные образы и т.п. основное теоретическое обоснование конструктивистский подход получил в трудах американского культурного антрополога Дж. Комароффа. Однако наиболее распространенное в мировой науке конструктивистское понимание этничности связывают с именем норвежского антрополога (этнолога) Ф. Барта, который определяет этничность как наиболее широкую категорию социальной идентичности, ситуативный феномен, создаваемый средствами символического различения, подчеркивает договорной характер границ между этническими категориями.
Впервые в этнологии в качестве главного критерия этничности Ф. Барт предложил способ определения этнических границ группы, которыми она сама себя ограничивает. Выбор этого критерия был сделан Бартом потому, что этнические границы направляют социальную жизнь в определенное русло и это влечет за собой сложную организацию поведения и социальных отношений. По этой причине в различных этнических границах мы наблюдаем и различные культурные явления, демонстрируемые членами той или иной группы. Этничность в конструктивизме - вопрос сознания, а членство в группе зависит от того как человек представляет себе, что такое эта группа и где ее отличия от других. В отечественной науке сторонником и популяризатором этого подхода выступает В. А. Тишков. Он определяет этническую общность как группу людей, члены которой разделяют общее название, элементы культуры, обладают мифом об общем происхождении и общей исторической памяти, ассоциируют себя с общей территорией и обладают чувством солидарности. Все эти признаки - результат исторического процесса; а самое главное, что объединяет людей в группы базируется на понимании этничности как чувстве солидарности, порождаемом на основе дифференциации этнокультурных групп. Представления же и взгляды, формируемые в ее рамках, рассматривается как интеллектуальный конструкт политических и культурных элит. Важно отметить, что межгрупповая дифференциация, по мнению конструктивистов, основывается на субъективном категориальном приписывании, а не на объективно существующих различиях. При этом за различия принимаются лишь те из них, что являются значимыми для самих членов группы на индивидуальном уровне. Как полагают упомянутые исследователи, в основе разделения народов лежат либо политические причины (по факту существования государственных границ), либо конфессиональные, социальные, языковые или целый ряд иных. Конструктивистов, так же как и инструменталистов следует отнести к числу сторонников субъективистского объяснения существования этнических групп. Разница в подходах заключается в инициаторах: в первом случае этнические общности создаются волей лидеров элиты («сверху»), во втором - самими членами группы («снизу»). Существование трех теоретических подходов к формированию и функционированию этничности показывает отсутствие единства к пониманию этого явления среди ученых. Трудность в определении феномена этничности, заключается в том, что этничность, как компонент Я-концепции и групповой идентичности, проявляет себя через различные социокультурные сферы жизнедеятельности, вынуждая ученых применять сложный междисциплинарный подход. Выступая преимущественно в виде этнической идентичности, этничность благодаря дифференциации культурных особенностей акцентирует различия между этническими общностями, что в условиях активно идущих процессов глобализации создает сложности в изучении данного феномена. Нельзя не отметить и ситуативный характер проявления этничности.
В отечественной (советской) этнографии понятие этничность отсутствовало и основной категорией являлась категория – этнос. При этом этнос рассматривался как реально существующая общность с присущими ему характеристиками-признаками (см. также раздел 4). Все эти признаки могут функционировать и проявлятьсяв сфере, именуемой термином "быт или образ жизни", расслаиваясь и модифицируясь под воздействием самых разнообразных факторов. Рассмотрим их подробнее. Групповое представление об общем историческом и территориальном происхождении. Территория -признак явно условный. Однако изначально он был необходим: в истории народов 'Земли не было прецедента формирования одного народа в различных ареалах. В последующем шло расселение народов, и понятие "общая территория" становится частью исторической памяти. Практически все страны мира населены жителями различных национальностей - более 200 государств и около 5 тысяч народов. Например, украинцы создали крупные диаспоры в США, Канаде, а также в России; цыгане - выходцы из Северной Индии - живут' во всем мире; большинство таджиков проживает в Афганистане, азербайджанцев - в Иране, а курды, которых насчитывается более 30 миллионов составляют значимую часть населения сразу в нескольких странах- Турции, Сирии, Ираке, Иране. Примеров тому огромное количество. Таким образом, для функционирования современных народов общая территория не является обязательным условием. Историческая память является признаком, аккумулирующим все, что относится к прошлому народов: происхождение, этапы и события истории, выдающиеся личности и т.п. Важной особенностью исторической памяти является ее чрезвычайная мифологичность: она содержит не только и не столько реалистичные события и персонажи, сколько их трактовку. Историческая память часто включает различные символы, ассоциируемые с собственным народом (персонажи - реальные или вымышленные; животных как носителей черт, наиболее характерных для конкретного народа и т.п.). Особенно много мифов связано с представлениями людей о происхождении народов. Однако, несмотря на большое количество исторических мифологем историческая память является важным этноинтегрирующим признаком.
Родной язык выступает тем признаком, который устойчиво занимает первое место среди ответов на вопрос: «Что объединяет (роднит) Вас с людьми Вашей национальности (с представителями Вашего народа)?». Широко распространены лозунги - "Язык - душа народа», «Исчезает язык - исчезает народ". Однако, эмоциональная окраска таких лозунгов вступает в явное противоречие с действительностью, в которой мы обнаружим огромное количество "бездушных" народов: ирландцев, более века назад забывших свой "irish" и перешедших на английский язык; испано-язычных народов Южной Америки; австрийцев, говорящих на немецком языке и т.д. При изучении понятия "родной язык" следует обратить внимание на три его уровня. Первый - уровень знания или компетентности. Общеизвестны многочисленные факты, когда люди называют родным определенный язык, но не владеют им. Зачастую люди на вопросы о степени знания родного языка отвечают: "понимаю, но не могу говорить", "понимаю, но не читаю и не пишу". Второй - уровень предпочтения. В этносоциологических опросах этот уровень выясняется при помощи следующих вопросов: "На каком языке Вы бы хотели читать газеты, слушать радио, телевизор? "; " На каком языке Вам хочется общаться с коллегами на работе (в семье и т.д.)?", " На каких языках следует называть улицы в Вашем городе?" и т.п. Третий - уровень реального бытования. Любой этносоциологический инструментарий, как правило, содержит вопросы, цель которых выяснить: на каком языке люди обычно разговаривают со своими родителями, супругом, детьми, коллегами и другими возможными собеседниками. И это очень важный показатель! Однако далеко не всегда сочетаются первые два уровня с третьим. Кроме того, в настоящее время широкое распространение имеют языковые парадоксы. К ним, помимо полного незнания собственного родного языка, можно отнести смену родного языка, признание родным языка межнационального общения или государственного языка, а также языка окружающего народа и пр. Приведенные факты и суждения означают, что в системе этничности родной язык - далеко не однозначный и универсальный признак. Психологическим особенностям этнических общностей в отечественной традиции долго не придавалось существенного значения. Психика в понимании материалистов была чем-то неощутимым, неуловимым, нематериальным, а, следовательно, и несуществующим. Однако, культурная антропология (социальная антропология) напротив, давно обратила внимание на особенности народов, которые можно объяснить с точки зрения психологии. Действительно, практически любой человек стереотипно способен охарактеризовать склад психики различных народов. Основаны такие характеристики скорее исходя не из реального знания о народах Земли, а из литературы, средств массовой информации, анекдотов и прочих источников. Так, общеизвестно, что англичан обычно характеризуют как "чопорных", немцев - "педантичных", французов - "галантных, любвеобильных", итальянцев, испанцев, жителей Кавказа и других «южан» - "эмоциональных и вспыльчивых", представителей скандинавских народов и других «северян» - "спокойных, "невозмутимых" и т.д. В настоящее время, как было отмечено выше, в России прочно заняло свое место научное направление – этнопсихология. Одним из направлений этнопсихологии является изучение автостереотипов (представлений о своем народе) и гетеростереотипов (представлений о других народах). Таким образом, психологические особенности народов, зафиксированные в авто и гетеро стереотипах, не могут быть универсальными и этноопределяющими. Этническую культуру часто называют национальной культурой, особенно на уровне бытового сознания. Используется эта терминология и в смежных с этнологией науках. Этническая культура - это культура, характеризующая исключительно конкретную этническую общность, а национальная культура - совокупность культурных норм, ценностей, ориентаций и практик, принятая в государстве и разделяемая его гражданами. Этническая культура - категория достаточно сложная. Прежде всего, этническая культура многослойна. В культуре любого народа можно выделить как минимум 5 слоев: 1. - архаический слой - древнейший пласт культуры, связанный, как правило, с языческими верованиями. 2. - традиционный слой. Традиция - культурное явление, передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни народа. Традиция складывается достаточно долго и в сознании как носителей данной культуры так и соседних является одним из главных признаков этичности. Однако, это далеко не так. В результате развития традиционной культуры возникает следующий слой. 3. - инновационный слой. Инновация - новый элемент культуры, возникающий на базе традиционной культуры. Со временем инновация становится традицией и начинается ее новое развитие. Не каждый элемент традиционной культуры переходит в инновацию, что – то забывается и выходит из употребления соответственно. Но пока есть инновации, будет существовать и этническая культура. 4. - региональный слой. В местах чересполосного расселения народов при взаимодействии формируются общие элементы культуры. Характерно, что представители различных народов иллюзорно претендуют на приоритетное право на эти элементы как часть именно своей культуры. 5. - «интернациональный слой». Это элементы урбанистической культуры, возникновение которых связано с научно-техническим прогрессом, развитием мировой цивилизации, процессами интеграции и глобализации. Этот слой культуры внеэтничен и представлен в образе жизни практически всех народов Земли. Важно также отметить, что культура весьма вариативна. Внутри каждой этнической общности существуют группы, существенно отличающиеся друг от друга в этнокультурном отношении. Исследователи XIX века утверждали, например, что по русскому женскому костюму можно было определить место проживания его носителя с точностью не только до губернии, но и до поселения. А также определить происхождение и статус ее владелицы. И сегодня северные великороссы отличаются от южных или поволжских. И первые и вторые и третьи называют себя русскими. Подобные культурные различия имеются практически среди всех народов независимо от их численности. Таким образом, этническая культура при всей ее очевидности и знаковости, также не может являться универсальным этноопределяющим признаком. Этноним в переводе с греческого языка означает самоназвание. Различают два основных вида этнонимов: - эндоэтнонимы ("эндо" - внутрь) - то название, которым себя именует сам народ; - экзоэтнонимы ("экзо" - вне) - те названия, которыми данный народ называют представители других народов. Иногда эндоэтнонимы и экзоэтнонимы совпадают (например, татарлар (эндоэтноним) - татары (экзоэтноним для русских) - Tatars (экзоэтноним для представителей англоязычных народов). Однако, гораздо чаще эндоэтнонимы и экзоэтнонимы не совпадают. Понять причину совпадений и расхождений эндо- и экзоэтнонимов помогает отрасль знания – этнонимика, расшифровывающая значение этнонимов и прослеживающая их исторический путь (ибо этнонимы имеют свойство передаваться от одного народа к другому, исчезать и через некоторое время вновь появляться). Согласно данным этой дисциплины, эндоэтнонимы чаще всего означают - "мы, люди" и восходят к древнейшим языкам. Так, например, у некоторых народов Волго-Уралья - мари, мордвы, удмуртов выделен общий корень древнеиранского происхождения: "мар", "морд (т)", "ар", что обозначает "муж", "мужчина", "человек", а во множественном числе - "люди». Экзоэтнонимы чаще всею обозначают - "они, люди". Нередко при этом добавляется какое-то особое качество, чтобы отличить прочие народы от своей этнической группы. Например, если обратиться к представителям Волго-Уральского региона, то мы видим, что марийцы называют своих ближайших соседей чувашей "суасла марий", что в переводе с марийского означает "чувашские люди". Антитеза (противопоставление) "мы - они" в этнонимах проявляется со всей очевидностью. В этнонимах существует своя иерархия. Ее можно выразить следующей схемой: метаэтноним —> этноним —> микроэтноним. Метаэтноним - это самоназвание, которое принимают близкородственные народы. Они иногда сильно отличаются по различным параметрам, но могут иметь общие корни в происхождении. Так возникли метаэтнонимы: славяне, тюрки, евреи, татары. Микроэтноним - это самоназвания, которые возникают в локальных группах людей внутри одного народа. Обычно микроэтнонимы формируются в условиях, когда часть народа переселяется в силу каких-либо причин на другую территорию. Так возникли, например, терюхане (Нижегородская область) и каратаи (Татарстан); нагайбаки (Башкирия) и некрасовцы - украинцы, перебравшиеся в XVIII веке в Турцию и т.д. Микроэтнонимами являются и традиционно принятые родовые названия, которые бытуют у народов и являются для них понятными. Существуют разновидности экзо- и эндоэтнонимов. Этнофолизмы - клички, прозвища, ассоциируемые с представителями какого-либо народа. Например, этнофолизм "хохол" возник со времен Запорожской Сечи, когда украинские казаки выделялись длинной прядью волос - хохлом. Прошло 400 лет, но этнофолизм живет: иногда сами украинцы употребляют этот этнофолизм, не говоря уже о представителях других народов, не отдавая себе отчет о происхождении термина. Таким образом, этноним - категория, требующая прежде всего исторического подхода и осмысления. Сложившийся этноним - результат сложнейших исторических процессов. Топоним - самоназвание народов по географической зоне, в которой живет человек. Сибиряк, кавказец, прибалт, волжанин, азиат и т.д. – примеры самоидентификаций людей согласно своему топониму. Конфессионим ( конфессия в переводе означает религия) - это самоназвание по религиозной принадлежности. Если человек на вопрос "Кто Вы?" отвечает в том числе, что он мусульманин, православный, буддист, либо старовер, кришнаит и т. д.-мы можем говорить о его конфессиониме, означающем его религиозную принадлежность. Изложенные выше данные о самоназваниях свидетельствует, что они являются важнейшим этноинтегририрующим и этноопределяющим признаком, зафиксированным как на уровне сознательного так и на уровне бессознательного.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.022 с.) |