Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Причины и механизм развития минимального снижения слуха у детей с нарушениями речи
Речевое и психологическое становление ребенка в значительной мере зависит от состояния слуха. Нормальное функционирование слухового анализатора является важным фактором гармонического развития. Расстройства слуха, особенно в детском возрасте, отрицательно влияют на формирование речи, развитие умственных способностей и эмоциональное становление детей. Многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями доказано, что чем раньше возникло нарушение слуха, тем большее влияние это оказывает на развитие речи и личности. В России существует единая система раннего выявления нарушений слуха (указания Минздрава России от 05.05.92 г. № 103 «0 внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и их реабилитация»; приказ Минздравмедпрома России от 23.03.96 № 108 «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни»). Однако, несмотря на то что в настоящее время эта система достаточно широко внедряется в регионах Российской Федерации, диагностика нарушений слуха у детей и их учет недостаточны. По данным Минздрава России, диагностика тугоухости и глухоты в 52 регионах России проводится несвоевременно: дети до года составляют лишь 4%; треть детей (33%) берется на диспансерный учет в возрасте от 3 до 7 лет; у 34% детей нарушение слуха выявляется в возрасте старше 7 лет, а у 8% — старше 14 лет. Это объясняется: несвоевременным обращением родителей к лор-врачу при воспалительных процессах у ребенка в носоглотке и ушах; неполным или низким уровнем обследования детей отоларингологами в районных поликлиниках; откладыванием аудиологического обследования детей педиатром или лор-врачом даже при своевременном обращении родителей. Отсутствие в широкой практике ранней и своевременной диагностики нарушений слуха приводит к несвоевременному проведению лечебных мероприятий, к позднему началу коррекционного обучения, а следовательно, снижаются возможности реализации потенциала ребенка. Известно, что в логопедические группы дошкольных учреждений и на логопедические пункты школ принимаются дети, имеющие речевые нарушения, нормальный слух и интеллект. В то же время в данных учреждениях прослеживается четкая тенденция к росту числа детей с комбинированными речевыми нарушениями типа общего недоразвития речи у детей с дизартрией, ринолалией, заиканием; ринолалии, сопряженной с дизартрией. Среди категории детей с речевыми нарушениями выявлена достаточно большая группа с особой-структурой дефекта, обусловленной сочетанием речевого дефекта с незначительным снижением периферического слуха (на 15-25 дБ). Эта группа составляет 28% от общего числа детей с нарушениями речи (Е.Л. Черкасова).
Расстройства слуховой функции у этих детей могут носить стойкий и временный характер.
* Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963. — С. 311. 66
С клинических позиций, стойким нарушением слуха считается такое поражение слуховой функции, при котором не обнаруживается признаков улучшения слуха как самостоятельного, так и в результате лечения. С патолингвистических позиций, к стойким нарушениям слуха могут быть отнесены расстройства слуховой функции, которые длятся более 3 месяцев, т.к. в течение этого времени в сензитивные периоды развития формируются устойчивые патологические следы частичной слуховой депривации в нервной системе, что отрицательно сказывается на формировании речи. Стойкие нарушения слуха могут быть врожденными и приобретенными. Временными нарушениями слуха называют такие расстройства слуховой функции, которые нормализуются самостоятельно или в процессе лечения не более чем через 3 месяца. К временным относятся, как правило, приобретенные нарушения слуха. Периферические нарушения слуховой функции носят двусторонний или односторонний характер. При двустороннем нарушении слуха происходит равномерное понижение громкости в процессе восприятия разнообразных акустических сигналов (речи, музыки, звуков природы и т.д.). При одностороннем снижении слуха возможности восприятия в 2 раза ухудшаются в сравнении с двусторонним нормальным слухом. Одностороннее слуховое нарушение ведет к расстройству различения направления звучаний, определения источников звука, т.е. пространственного слуха. Врожденное нарушение слуха возникает вследствие*:
— инфекционных и вирусных заболеваний матери (грипп, корь, сифилис, краснуха, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз) и травм плода, особенно в первые три месяца беременности; — токсикозов беременности; — радиационного облучения, химической интоксикации матери и плода; — употребления алкоголя во время беременности; — асфиксии новорожденного; — внутричерепной родовой травмы; — гипербилирубинемии (более 20 ммоль/л); — гемолитической болезни новорожденного; — недоношенности, массы тела при рождении менее 1500 г; — приема матери в период беременности и ребенком ототоксических лекарств (антибиотиков аминогликозидного ряда: канамицина, гентомицина, стрептомицина, тобромицина, неомицина; фуросемида, аспирина, хинина); — гестационного возраста более 40 недель; — наследственной предрасположенности. Новорожденных, у которых отмечаются какие-либо из приведенных факторов риска по тугоухости, необходимо тщательно обследовать сурдоаудиологом и в дальнейшем наблюдать в поликлинике лор-врачом. Приобретенные нарушения слуха появляются у детей после рождения по нижеперечисленным причинам. Поражения внутреннего уха и ствола слухового нерва (звуковоспринимающего отдела слухового анализатора). Повреждение структур внутреннего уха у детей может быть травматического и воспалительного характера. Травматизация происходит иногда во время родов в результате сдавливания головы узкими родовыми путями матери или наложения щипцов при патологических родах, а также при ушибах головы в раннем возрасте.
* Факторы риска по тугоухости и глухоте// Приложение 1 к приказу Минздрава и медицинской промышленности РФ от 29.03.1996 № 108. Воспаление внутреннего уха возникает, во-первых — вследствие перехода воспалительного процесса из среднего уха; во-вторых, при распространении воспаления со стороны мозговых оболочек (при менингите, энцефалите) и, в-третьих, вследствие заноса инфекции током крови при общих инфекционных заболеваниях (кори, скарлатине, паротите («свинке»), гриппе, герпесе). Возникающие во внутреннем ухе изменения в большинстве случаев являются стойкими и не поддаются лечению. Степень снижения слуха при этом может быть различна: от глухоты до минимальных проявлений слуховой недостаточности. Заболевания среднего уха (звукопроводящего отдела слухового анализатора). Воспалительный процесс в среднем ухе приводит к нарушению нормальной подвижности барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. Евстахиева труба соединяет среднее ухо с задней частью носоглотки. При простуде, насморке, заболевании горла или аллергии Евстахиева труба может быть заблокирована, что ведет к накоплению жидкости в среднем ухе. Этот вид воспаления уха называется острым средним отитом. Симптомами инфекции среднего уха являются: боль в ухе, повышение температуры, выделения из уха, ухудшение слуха. Очень часто, даже после того как наиболее очевидные симптомы острого среднего отита исчезли, жидкость все еще остается в среднем ухе. Так, острый отит может трансформироваться в другую серьезную проблему — экссудативный средний отит (с выпотами или излияниями). Заболевание на этой стадии обнаружить сложнее, чем острый средний отит, потому что чаще всего никаких симптомов нет. Выпот (или излияния) может сохраняться в полости среднего уха до 3 месяцев и более и привести к снижению слуха на определенное время вследствие того, что жидкость за барабанной перепонкой препятствует распространению звука. Иногда жидкость исчезает сама собой, после чего слух ребенка обычно приходит в норму, но может возникнуть хронический гнойный отит и прободение барабанной перепонки (нарушение ее целостности), которые сопровождаются обычно значительным понижением слуха.
У детей, которые перенесли несколько отитов, часто обнаруживается стойкое ухудшение слуха. Если у ребенка воспалительные процессы в среднем ухе продолжаются более 6 недель, необходимо проконсультироваться с сурдологом. Длительное ухудшение слуха особенно опасно в первые годы жизни, когда ребенок учится говорить. Заболевания носа и носоглотки. Частой причиной снижения слуха у детей являются аденоидные разращения II—III степени, которые, перекрывая отверстия слуховых (евстахиевых) труб, нарушают нормальную вентиляцию среднего уха и вызывают изменения в положении барабанной перепонки и цепи слуховых косточек. Так же негативно влияют на состояние слуха аллергический и хронический ринит (насморк), которые провоцируют развитие таких заболеваний, как евстахеит и тубоотит. Стойкость и степень снижения слуха при заболеваниях среднего уха могут быть различными. Наиболее характерными являются временные понижения слуха легкой и средней степени, но могут встречаться и стойкие тяжелые расстройства слуха при переходе воспалительного процесса во внутреннее ухо. Нарушение функции наружного уха (звукопроводящего отдела слухового анализатора). Резкое сужение или обтурация (перекрытие) наружного слухового прохода нарушают воздушную звукопередачу и сопровождаются значительным понижением слуха. Резкое сужение слухового прохода может быть вызвано хроническим воспалением его стенок при инфицировании в процессе расчесывания, выделения гнойного секрета из среднего уха и т.д. Иногда происходит рубцевание стенок слухового прохода и его заращение после травмы уха (удара, ушиба и др.) или ожога. Это способствует выраженному снижению слуха и требует хирургического вмешательства. Перекрывание просвета слухового прохода может быть вызвано попаданием в ухо инородных тел (шариков, бусинок, обломков карандаша, насекомых) и образования серных пробок. Полное перекрывание слухового просвета ведет к одностороннему значительному снижению слуха, но это явление носит, как правило, временный характер. После своевременного удаления врачом инородного тела из уха слуховая функция нормализуется.
Однако следует знать, что даже при одностороннем длительном расстройстве слуха (более 3 месяцев) может нарушиться речевое развитие, и в этом случае после нормализации слуха не наступает спонтанное улучшение состояния речи. Одним из симптомов воспалительного процесса в ушах и носоглотке иногда может быть кашель. Например, при рините, в том числе и аллергическом, кашель часто провоцируется стеканием слизи по задней стенке глотки. Инородное тело в ухе, серная пробка, наружный отит, при которых раздражается соответствующий нерв, также могут стать причиной кашля. Удаление инородного тела и снятие воспаления в ухе приводят к прекращению кашля. Существуют несколько серьезных факторов, способствующих развитию инфекций уха у детей. Возраст. Чаще всего инфекциями уха страдают дети грудного, дошкольного и младшего школьного возраста. Форма и размер Евстахиевой трубы у маленьких детей таковы, что жидкость быстро блокирует ее. Чаще всего воспаление уха наблюдается у детей от 3 месяцев до 3 лет. Кроме того, чем раньше ребенок перенес инфекцию уха в первый раз, тем больше вероятность того, что инфекция будет повторяться. Пол. Исследователи точно не установили причины, но мальчики чаще подвергаются инфекциям, чем девочки. Наследственность. В развитии отитов есть определенная наследственная предрасположенность. Дети, чьи родители, братья и сестры страдали от повторяющихся отитов, вероятнее всего тоже будут от них страдать. Простуды /Аллергии. Простуды (ОРЗ, ОРВИ) являются наиболее частой причиной развития отита. Дети, посещающие детские сады и ясли, чаще болеют ОРЗ и ОРВИ, т.к. риск заразиться микробной или вирусной инфекцией, передающейся от других детей, больше. Аллергии, сопровождающиеся «заложенностью» носа, тоже могут стать причиной отита. Курение. Дети в семьях курильщиков, вдыхающие сигаретный дым, в большей мере подвержены опасности развития различных заболеваний, в том числе и воспаления среднего уха. Искусственное вскармливание. Младенцы, находящиеся на искусственном вскармливании, особенно если их кормят лежа, чаще страдают от инфекций уха, чем те дети, которых кормят грудью. В ранжированном виде (от наиболее часто встречающихся к менее распространенным) основные причины минимального снижения слуха у большинства детей (92%) с нарушениями речи можно представить следующим образом: — разрастание аденоидных вегетации (П-Ш степени); — перенесенные ранее отиты; — тубоотиты; — обтурация слухового прохода (серными пробками); — аллергический ринит, вызывающий евстахеит. Отклонения в функционировании структур наружного и среднего уха, возникшие вследствие указанных причин, нарушают механизм звукопроведения, что обусловливает расстройства слуха кондуктивного характера (кондуктивную тугоухость).
У незначительного числа дошкольников и младших школьников этиология минимального нарушения слуха точно не выяснена. Однако в анамнезе этих детей значатся такие вирусные инфекции, как грипп, ветряная оспа, пневмония и коклюш, которые могли оказать негативное воздействие на функцию внутреннего уха, вследствие чего нарушился механизм звуковосприятия. В этом случае патология слуха определяется как сенсоневральная (нейросенсорная). Нарушение звукопроведения (кондуктивная тугоухость I степени) возникает вследствие поражения так называемых звукопроводящих органов периферической части слухового анализатора. Эти органы (наружний слуховой проход, барабанная перепонка со слуховыми косточками, перилимфа — жидкость лабиринта) передают звук таким образом, что воздушные волны с большой амплитудой и малой энергией превращаются в механические колебания с малой амплитудой, но большой энергией. При этом перилимфа начинает колебаться. При дисфункции звукопроводящих органов (например, при непроходимости слухового прохода, повреждении барабанной перепонки и т.д.) ребенок хуже слышит низкие звучания (гудение, стук и др.), низкий голос, а также низкочастотные и среднечастотные звуки речи {у, о, п, м, н, л, р, д, г, в; ы, т, ц, к, х). Это негативно отражается на восприятии отдельных слов, предложений и сообщений. Снижается разборчивость речи. Смысл обращенной речи улавливается по догадке, и его правильность зависит от того, насколько близка и знакома речевая ситуация ребенку. В словах слабо различаются безударные слоги и окончания, поэтому в собственной речи они часто опускаются. Неполноценно воспринимаемые низко- и среднечастотные звуки заменяются другими или смешиваются между собой. Нарушаются также динамика и темп речи. Дети говорят монотонно, часто в ускоренном темпе. У многих отмечается носовой оттенок голоса. При расстройстве звукопроведения шепотная и звучная речь слышатся примерно с одинакового расстояния. Нарушение звуковосприятия (сенсоневральная тугоухость I степени) обусловлено расстройством периферической воспринимающей части слухового анализатора (части лабиринта с кортиевым органом и окончаниями слухового нерва). При незначительном нарушении звуковосприятия снижается способность слышать высокие звучания (жужжание, скрип, шорохи и др.) и высокочастотные звуки речи (и, э, с, з, ш, ж, ч, щ, ф). Высокие регистры голоса воспринимаются хуже, чем низкие, особенно в шумном помещении, где требования к дифференцировке возрастают. Восприятие слов и фразовой речи затруднено, в значительной мере происходит наугад и в контексте конкретной ситуации. При расстройствах звуковосприятия речь разговорной громкости различается значительно лучше, чем шепот. Смешанные нарушения являются следствием комбинации дефектов звукопроведения и звуковосприятия. При этом расстройстве характерно затрудненное восприятие как низких, так и высоких звуков. Лечение кондуктивных и смешанных нарушений слуха проводится лор-врачом с использованием медикаментозных средств, физиотерапевтических и закаливающих процедур, а иногда — хирургических методов. Факторами риска по минимальному снижению слуха являются: — отягощенная наследственность; — неблагополучное протекание беременности и родов у матери; — вирусные инфекции, перенесенные ребенком в раннем детстве: менингит, краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, скарлатина, грипп, частые ОРЗ; — лечение ототоксическими антибиотиками: канамицином, гентамицином, стрептомицином и т.д.; — заболевания лор-органов (отиты, аденоиды П-Ш степени, тубоотиты, евстахеиты, хронические и аллергические риниты); — речевое развитие с задержкой (в заключении логопеда значится один из диагнозов: ЗРР, ОНР, сенсорная алалия, дисграфия, дизартрия, ринолалия). Наличие у ребенка какого-либо из указанных факторов риска является основанием для тщательной проверки его слуха у аудиолога. В выявлении незначительного снижения слуха неоценима роль логопедов, владеющих методами ориентировочной диагностики, т.к. дети с небольшим снижением слуха, как правило, попадают в логопедические группы с нераспознанными расстройствами слуховой функции. Нарушения речи у них в традиционных условиях в полной мере не компенсируются, а состояние слуха может постепенно ухудшаться. Поэтому при подозрении на легкое снижение слуха необходимо своевременно направить ребенка в сурдологический кабинет для тщательного обследования состояния слуховой функции и оказания адекватной медицинской помощи.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.199.27 (0.045 с.) |