Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начало газетной рекламы и рекламных кампаний
Освоившись в информационной технологии и взяв в соратники Николаса Боурна, Натаниэл Баттер стал создателем полноценных еженедельных лондонских «News», первый номер которых датируется 2 августа 1622 г., а уже 23 августа он публикует текст, призванный прорекламировать начатое издание. Английские историки рекламы Г. Сэмпсон и Б. Эллиотт называют именно это обращение к читателям «первой рекламой в английской прессе».[100] Любопытно, что начинался этот текст утвердившимся оборотом si quis. Реклама была отнюдь не лишней. Намерение H. Баттера снабжать общество еженедельными новостями вызвало насмешки и непонимание даже со стороны творческих людей. Драматург и памфлетист Бен Джонсон выпустил в свет памфлет «Staple of News» («Новости как товар»), где утверждал, что «новость перестает быть новостью, будучи напечатанной». История, однако, доказала правоту Баттера, а не Джонсона. Между тем в «La Gazette» Теофраста Ренодо первые рекламные тексты известны только от 1631 г. До этого, как мы помним, его информационное бюро два года снабжало парижан рекламными листками и афишами. Одно из первых объявлений в № 3 «La Gazette» выглядело так: Все еще продолжается печатание большой великолепной Библии в 9 томах на восьми языках, хотя она подготовлена к изданию уже более года тому назад. Мы приглашаем все нации принять участие в этом издании и вполне добросовестно можем уверить их, что они останутся не менее довольны изданием, чем сибариты прекраснейшим пиршеством, обещанным за год вперед. [101] Преемственность традиций ощущается и в этом тексте: оповещение о книжных новинках лидировало среди иных направлений торгового информирования весь предыдущий век. Второе объявление открывает газетную жизнь также для чрезвычайно популярной области рекламирования — медицинской: Нынешняя засуха благоприятно повлияла на качество минеральных вод. Здесь наиболее известны минеральные воды Форжа. Тридцать лет назад искусный врач Мартин ввел их в употребление, а потом публика полюбила их. Недавно королевский лейбмедик Бувар, познания, опыт и правдивость которого гарантируют справедливость его выводов, весьма высоко отозвался об этих водах и советовал Его Величеству пить их в качестве профилактики. Весь двор последовал примеру короля.2
Несмотря на несколько более раннее появление объявлений в английской газете, чем во французской, Беатрис Эллиотт именно Теофраста Ренодо называет всеевропейским «отцомрекламы», поскольку в догазетном тиражном рекламировании ряд лет он не имел соперников. В Лондоне же после трех неудавшихся попыток сформировать информационное бюро по типу французского, замыслы такого рода вынашивал яркий журналист, но крайне неустойчивый в политических воззрениях человек — Мэрчмонт Нидхэм. Он издавал роялистскую газету «Mercurius Politicus» («Политический вестник»), затем перешел на сторону Оливера Кромвеля и пользовался поддержкой его государственного секретаря, знаменитого поэта и памфлетиста Джона Мильтона. В литературе имеется ссылка на то, что именно в газете Нидхэма в январе 1652 г. опубликована первая газетная английская реклама. Мы видели выше, что данное суждение убедительно опровергается. К концу протектората Кромвеля Нидхэм обратил свой профессиональный взгляд опытного журналиста на рекламную деятельность. 14 мая 1657 г. в печатном объявлении, расклеенном на улицах Лондона, Нидхэн сообщил о создании конторы публичной рекламы — Office of Publick Advice (Служба общественных консультаций), восемь отделений которой открываются в различных частях Лондона и Вестминстера. Одновременно об этом сообщал «Mercurius Politicus», подчеркивая еженедельность выхода печатного органа нового офиса и некоторые расценки — от 3 до 10 центов за объявление. Так возник профессионально организованный рекламный журнал «The Publick Adviser» («Общественный консультант»), составивший веху в развитии английской и всеевропейской рекламы. Первый номер его датирован 19—26 мая 1657 г. и состоит из 16 страниц ин-октаво (в восьмую часть листа). Ведущие позиции в номере заняли сообщения о готовящихся к отходу кораблях, их водоизмещении, фамилиях капитанов, ценах на такелаж. За ними следовали обращения к лондонцам приобретать новомодные колониальные товары, в первую очередь кофе. Здесь также имелись оповещения о розыске бежавших слуг, потерявшихся собаках и кошках, утраченных вещах с надеждой на их возвращение владельцам. Например: «В четверг ночью, 9 августа, потерялся негритенок, около 9 лет, волосы курчавые, в серой куртке — в приходе церкви Св. Николая. Если кто-либо сообщит о нем сведения мистеру Беркеру (адрес), он будет вознагражден за усилия».'
Заполнившее весь XVI в. распространение в Европе колониальных товаров, новых напитков в виде чая, кофе, какао явилось прямым следствием эпохи Великих географических открытий и завоевания ранее неизвестных земель. В середине XVII в. ведущие колониальные государства уже пожинали позитивные плоды своей экспансии. В Англии разразился подлинный бум в торговле заморскими товарами. Во множестве возникали предпринимательские союзы, коммерческие компании, акционерные общества. Они вступали между собой в ожесточенную конкурентную борьбу и чрезвычайно нуждались в популяризирующей их рекламе. Некто Эдварде, открывший торговлю кофе в Лондоне, в 1652 г. публикует в «The Publick Adviser» объявление, ярко отражающее дух эпохи: В Варфоломеевском проезде, с обратной стороны Старой биржи, обретается напиток, именуемый кофе, который очень полезен и целителен, обладает множеством достоинств, включая закрытие зубных трещин, помогает пищеварению, подъемлет дух, улучшает слух, помогает при глазных болезнях, простуде, кашле, туберкулезе, головной боли, опухолях, подагре, цинге и многом другом. Продается по утрам ив 3 часа пополудня. [102] Предприимчивый коммерсант не ограничился публикацией в прессе. На улицах Лондона замелькали летучие листки: крупным шрифтом сообщалось: «The virtue of the coffee drink» («Истинная суть кофепития») и вновь расписывалась жизненная необходимость употребления непривычного напитка. В связи с подобным продвижением колониальных товаров в Лондоне в середине XVI в. можно говорить, на наш взгляд, о первых европейских рекламных кампаниях. Именно в этот период кофейни в Лондоне стали излюбленным местом времяпрепровождения городских жителей. Вплоть до середины XVIII в. эти заведения пользовались наибольшей популярностью. Отчасти потому, что многие из них стали важными информационными центрами новостей, слухов и деловых контактов. Особое будущее ожидало популярную припортовую кофейню Эдварда Ллойда. Корабельные купцы были завсегдатаями его заведения, где подавали, разумеется, не только кофе. Устный обмен новостями был насыщен, но мимолетен и постепенно перестал удовлетворять посетителей. Возникла идея совместно профинансировать издание еженедельного листка «Lloyd's News» («Новости Ллойда»). Такой листок увидел свет 1 сентября 1696 г. Читателям сообщалось о ближайших рейсах судов, времени их отправки и прибытия, типе грузов, ценах за такелаж. Рекламная информация перемежалась с припортовыми слухами и сплетнями, что дополнительно привлекало читателей. Это начинание, как известно, преобразовалось со временем в глобальную ин-
В последней трети XVII в. в Англии начинаются острые конкурентные столкновения на рынках сбыта не только между поставщиками товаров, услуг, зрелищ, но и между изданиями — распространителями рекламы. Против прав на распространение рекламной информации Мэрчмонта Нидхэма выступил Оливер Уильяме. В том же 1657 г., когда начал выходить «The Publick Adviser» Нидхэма, Уильяме основал свое агентство «Office of Intelligence» («Информационная служба») и начал издавать газету «The Weekly Information» («Еженедельная информация»). Через два года «информационно-рекламной войны» победа досталась Оливеру Уильямсу. Но вскоре и у него появляется сильный конкурент — талантливый журналист Роджер Л 'Эстранж. После ряда начинаний на ниве журналистики с июня 1666 г. он предпринимает специализированное рекламное издание «Public Advertisements» («Общественные объявления»), выход которого был пресечен лондонским пожаром сентября 1666 г.
Именно Л'Эстранж пришел на помощь многим лондонским погорельцам, опубликовав в официозе «London Gazette» («Лондонский правительственный бюллетень») следующее уведомление: Те, кто поселился в новых жилищах за время, прошедшее после пожара, и желает опубликовать место своего пребывания для удобства своей переписки, или же дать объявление о потерянном или найденном имуществе, может обратиться в угловой дом на Блумсбери или на восточную сторону большой площади перед домом достопочтенного лорда-казна- чея. Там производится прием и публикация таких объявлений Инициативному Л'Эстранжу принадлежит и один из первых опытов бесплатного распространения газетной рекламы. «City Мегсшу» («Городской вестник») от 30 марта 1673 г. от его имени сообщает: Из-за того, что объявления, важные для всех, не до всех доходят, будем передавать тысячу экземпляров этой газеты каждый понедельник в книжные и другие лавки, в людные кофейни Лондона и Вестминстера, а также посылать в главные города Англии. Приглашаются давать объявления все продающие, покупающие, что-либо потерявшие и т.п.' Отец английской рекламы Тем временем на арену английской журналистики и рекламы выходит фигура, сопоставимая, на наш взгляд, с фигурой Теофраста Ренодо на предыдущем этапе развития рекламной и журналистской коммуникации, —ДжонХоутон. Совпадают и начальные профессии этих лидеров коммуникации: Ренодо начинал с врачебной практики, Хоутон был аптекарем. Первый выход Хоутона на арену публичного слова состоялся в 1677 г. с издания его памфлета «Великая английская надежда», в котором автор уповал на лидерство своей страны в предпринимательстве и торговле. Дабы принять посильное участие в достижении данных целей, Джон Хоутон стал издавать ежемесячникделовой информации с публикацией рекламы. Недостаток финансовых возможностей остановил это начинание. После значительного перерыва Хоутон стал издавать еженедельник «А Collection for Improvement of Husbandry and Trade» («Собрание известий ради развития предпринимательства и торговли»), первый номер которого вышел 30 марта 1692 г. С небольшим перерывом «Собрание» выходило более 10 лет, вплоть до 1703 г., что по тем временам можно считать долгожительством. Сопротивляясь засилью рекламы в своем респектабельном еженедельнике, Джон Хоутон под давлением обстоятельств решился на беспрецедентный в массовой коммуникации шаг — публикацию интимной межличностной рекламы. В июле 1693 г. появляется его редакционная врезка, где Хоутон ручается за абсолютную добросовестность публикуемых обращений и соблюдение их полной конфиденциальности. В одном из первых объявлений на эту тему сообщается:
Джентельмен 30 пет, который говорит, что имеет очень хорошее поместье, охотно сочетался бы браком с юной леди, имеющей состояние 3 ООО фунтов или около того. Он готов обеспечить сделку договором. [103] В комментарии издатель заверяет, что это подлинное объявление и может оказаться очень полезным, составив счастье двоих. Через несколько дней Хоутон вновь заявляет свою позицию: Эти предложения о браке — подлинны и я обещаю обращаться с ними и подобными столь серьезно и осмотрительно, что никто не смог бы и с лучшими друзьями обсуждать эти вопросы более доверительно, какое бы положение ни занимали те, кто дал объявления. [104] А еще через несколько недель Хоутон прочерчивает новый штрих в отношениях с клиентами и читателями издания: Я знаю несколько мужчин и женщин, чьи друзья охотно бы вступили с ними в брак. Я буду время от времени узнавать о тех, кто близок к согласованию, и заверяю, что буду действовать со всей возможной секретностью. Даже родители молодых людей, обратившихся ко мне, не могли бы больше печься об их благе. Чем большее число обратится ко мне, тем лучше я буду в состоянии всех обслужить. [105] Таким образом, привычка устраивать личные отношения через прессу утвердилась в Англии в конце XVII в. Пример не остался без подражания — к середине XVIII в. брачные объявления распространяются в большинстве стран Европы. Содержание их часто представляет собой странную смесь наивности и цинизма. Вот образец таких обращений из Германии в пересказе исследователя: Молодая, красивая особа, слишком поспешно доверившаяся обещаниям во всех других отношениях порядочного молодого человека и находящаяся в положении, заслуживающем всяческого снисхождения, желает как можно скорее выйти замуж, но в другом городе за мужчину, которому приданое в 22 тысячи гульденов было бы достаточным возмещением за то, что он даст свое имя ребенку, обязанному своим происхождением наивной, но честной доверчивости.[106] Вернемся к опыту Джона Хоутона, которого неоднократно цитировавшийся нами Генри Сэмпсон склонен наречь титулом «отца английской рекламы». И не только за «изобретение» брачной рекламы, но главным образом, за включение в рекламные тексты личностной тональности и личного ручательства за добросовестность публикуемых сведений. На фоне растущего количества надувательской рекламы, о чем мы скажем ниже, такая позиция выглядела и необычно, и весьма достойно. Этот издатель публикует подборки реклам от своего имени и лично ручается за качество рекламируемых предметов. Многие из них начинаются с оборота «/ want» (мне нужно). За этим оборотом следуют поступившие к издателю, запросы, изложенные от первого лица: «Мне нужен негритенок — хороший домашний столяр и сапожник». «Мне нужен мальчик 14—15 лет, который аккуратен и может смотреть за париком».
Разумеется, и черный и белый мальчики нужны не самому издателю, но он как бы полностью идентифицируется с рекламодателем, говорит от его лица. Эта тональность еще более ощутима в рекламе такого типа: «Кто хочет доброй выпивки — тому я могу помочь, так как имею информацию о весьма хорошем местечке для таковой». «С удовольствием я прочитал эту книгу и думаю, что она всем понравится». «Я знаю парикмахера, который создаёт исключительно эффектные причёски и продаёт за 1 пенни полезные предметы; я могу направить к нему». «Если кому-либо нужна кормилица, я могу помочь ему, поскольку осведомлен о таковой, очень хорошей». В конструкции рекламного текста мы уже наблюдаем нарастание эмоциональных и оценочных факторов. Доброжелательная похвала из уст уважаемого популярного человека несет суггестивную нагрузку, настоятельно побуждает к необходимому выбору. Стремление Хоутона привлечь аудиторию нередко обращается в заигрывание с ней. Время от времени он заверяет на страницах своей газеты, что будет счастлив выполнить любые прихоти своих клиентов. Надувательская реклама. Специализированные рекламные издания Нельзя сказать, чтобы этот стиль Хоутона нашел много подражателей. Скорее напротив: в XVIII в. европейскую рекламу захлестывает изобилие неправдивой, подчас явно надувательской рекламы (puff-advii). Однако ей многие верили, и создатели ее часто получали неплохие барыши. Первое место по производству дутой рекламы на рубеже веков в Англии занимали те самые кофейни, которые вписали также и славные страницы в общий коммуникативный процесс. Здесь сочинялись оперативные hand-bills, т.е. листки, передававшиеся из рук в руки, иногда изготовлявшиеся переписчиками, а не печатниками из соображений дешевизны. Стены кофеен обклеивались завлекательными афишами, по большей части варьировавшими тему «чудесных исцелений». Отсюда подобные тексты зачастую попадали и на страницы серьезных газет. Среди «медицинских обманов» всеевропейскую известность получила афера «небесной кровати» доктора Грэхэма. Ее долго- временность можно сопоставить с длительностью процветавшей в наши дни рекламы «МММ». Доктор заявлял об изобретении «Замка здоровья», где имелось особое ложе, на котором бездетные супруги всего за 100 фунтов стерлингов могли зачать ребенка. Рекламная кампания «Замка здоровья» длилась с 1788 по 1791 г., в нее были втянуты все крупные газеты, а также бесчисленное множество hand-bills. Подобные «ловушки для простаков» подстерегали читателей газет ежедневно. После медицины второе место по обилию puff-рекламы занимают зрелища. Нет числа изобретателям фантастических трюков, которые якобы воочию продемонстрируют достопочтенной публике акробаты, влезающие в обыкновенную бутылку, люди о двух головах, животные, владеющие чистейшей английской речью и т.п. Цена за один билет при этом достигала 5 фунтов стерлингов, однако, желающих находилось достаточно. И это поощряло к новым надувательствам.
В европейских странах на протяжении всего XVIII в. вариантом таковых были и многочисленные лотереи, которые постоянно возникали и лопались как мыльные пузыри. Посулы колоссальных выигрышей, провозглашаемые рекламой всех родов — листовочной, газетной, устной, настенной, — вовлекали в свою орбиту тысячи людей, жаждущих разбогатеть, как это происходило недавно и на наших глазах. В целом, европейский XVIII в. вошел в историю не только как век Просвещения, но и как век галантных приключений и ослепительных авантюр. Это было время интенсивной колонизации Нового Света, освоения земель Юго-Восточной Азии, создания трансконтинентальных торговых компаний, борьбы с пиратами, грабившими коммерческие суда, пора головокружительных предприятий и пользовавшихся подчас высоким покровительством «рыцарей удачи». Они отнюдь не пренебрегали возможностью обрести сподвижников через газетно-журнальные службы объявлений. Через них начинающие бизнесмены взывали о денежных вспомоществованиях, обязуясь воздать сторицей, приглашали в рискованные путешествия и... сообщали о банкротствах. Например, некто предлагал за 3 тысячи фунтов стерлингов место, приносящее 300 фунтов в год. Другой уверял, что за 100 шиллингов может открыть секрет, увеличивающий состояние в десятки раз. Возникает вопрос: отчего рекламодатель не использовал этот секрет по отношению к самому себе? Среди подобных заявителей встречаются педагоги, обучающие иностранным языкам в невероятно короткие сроки. Большой «урожай» с доверчивых снимали предсказатели благоприятного будущего. Периодические издания подчас играли (и играют) не очень благовидную роль, помогая шарлатанам поймать на удочку обывателя. Тем более, что это не всегда дорогое удовольствие. Цена на объявление на рубеже XVII—XVIII вв. составляла в Англии — 2 пенса за строку, во Франции — 2 су. Публикация рекламы на первой полосе, как правило, стоила вдвое дороже. Но были и элитарные издания, в которых за несколько строк требовали в десять и сто раз больше. В целом, к концу XVIII в. рекламное дело приобретает весьма прибыльный характер. В большинстве европейских стран существуют специализированные рекламные издания, которые все более дифференцируются по тематике объявлений. Во Франции продолжает выходить «Affiche» («Афиша»), публикует сообщения о новых зрелищах «Announce» («Анонс»), Они издавались два раза в неделю и достигали 50-тысячных тиражей.
III 10 N D О N S
INTELLIGENCER. -- ■ - BMP Truth impartially rcbucdi from thence to tbcwboit Kmgrfome, t©pmm taiC-aSatmuoa. Ут^Пт^.м^щ. штшфч, imi;
M*br.be, тщ,.«1ш^««яым, W, of my itSibo«ib>nbc<4.fe.hrWwirt®* О '»L«. a Лондонская деловая газета. 1643 В Англии к рубежу веков «Morning Post» («Утренняя почта») размещает по преимуществу объявления о продаже лошадей, экипажей, найме жокеев, расписаниях скачек; «Morning Herald» («Утренний вестник») и «Times» («Времена») специализируются на объявлениях об аукционах; «Morning Cronicle» («Утренняя хроника») извещает, главным образом, о книжных новинках. Можно сказать, что богатство жанровых вариантов в европейской рекламе и степень их дифференциации по объектам к концу XVIII в. достигают современного уровня.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.042 с.) |