Начало журналистики в Европе. Информационные бюро 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало журналистики в Европе. Информационные бюро



Как уже не раз упоминалось, рекламная деятельность — свое­образное ответвление потока массовой информации и, естес­твенно, любые преобразования в этом потоке влияют на бытие рекламы. Изобретение книгопечатания, усовершенствовав весь информационный обмен в социуме, породило и новые возмож­ности рекламного творчества. Они заявили о себе рождением но­вых рекламных жанров: многотиражного летучего листка, ком­плексной гравированно-текстовой афиши, многообразия печат­ных рекламных объявлений.

Однако это были лишь первые последствия «типографичес­кой эпохи» для судеб рекламы. Предстояла очередная поворот­ная веха в определении этих судеб: образование периодической печати — журналистики. Именно посредством этого социального ин­ститута, сформировавшегося в пер­вом десятилетии XVII в., происхо­дит упорядочение массовой инфор­мации во времени и пространстве.

Журнал. Англия. 1647

Упорядочение во времени озна­чало четкую периодичность в пуб­ликации оперативных новостей, членение «квантов» информации по определенным временным интер­валам: полугодию, месяцу, неделе (ежедневная газета появилась толь­ко полвека спустя). Усилия первых создателей прессы (ими чаще всего были типографщики и почтовики) успеть «за временем» запечатле­ны профессиональной этимологи­ей. Современное немецкое слово «Zeitung» — «газета» происходит от корня «Zeit» — время, французский корень «Jour» — «день» дал жизнь понятию «Journal», означавшему в XVII в. именно газет­ное издание. Даже в России первая протогазета «Куранты» имела в основе обозначение времени. Имелись «Corrantos» и в Англии. Но излюбленным видом обозначения ранней периодики в этой стране было слово «Mercury», переводившееся как «Вестник».

Деятельность информационных бюро

Первой попыткой пространственного упорядочения распростра­нения новостей стала организация информационных бюро. Их представляли небольшие группы людей, специализировавшиеся на сборе и распространении оперативной информации с помо­щью первоначально рукописных, а затем и печатных летучих листков. Рекламное использование таковых мы показали ранее. Исходное упоминание о деятельности информационных бюро в Европе относится к Венеции 1530 г. Венецианская республика находилась в расцвете могущества, обеспечивая своим флотом морскую торговлю с восточными странами.

В XVI столетии на венецианском риальто рядом с лавочкой менялы и зо­лотых дел мастера мы находим особое торговое осведомительное бюро, цель которого заключается в том, чтобы собирать политические и торговые известия, сведения об ушедших и пришедших кораблях, о ценах на това­ры, о безопасности дорог, а также о политических событиях, продавать их в копиях заинтересованным лицам. Мало того, образуется даже особый цех scrittori d'avisi (переписчики новостей), которые вскоре появляются и в Риме под названием novellanti или gazettanti, [97]

Листок со злободневной информацией можно было купить за мелкую серебряную монету, которая называлась газета. Вени- цианские рукописные газеты назывались «аввизи» (от итал. со­общение, извещение).

В тот же период «информационного бума» в Венеции бога­тейшая торгово-промышленная компания немецких предпри­нимателей Фуггеров пыталась наладить упорядоченную доставку оперативной информации до своих филиалов. Начиная с 1568 г. в течение нескольких десятилетий, из Аугсбурга в отделы фирмы регулярно пересылаются Ordinari Zeitungen («Регулярный вре­менник»). Рукописная протогазета Фуггеров содержала «сообще­ния, касающиеся урожаев, цен, иногда сообщения в виде объявлений и длинный перечень венских фирм (как и где можно купить разные предметы в Вене)»[98]. Фуггеры поддерживали сношения с многими государствами и вступали в торговые сделки с представителями этих стран. Поэ­тому все полученные сведения систематизировались, переписы­вались писцами и рассылались подписчикам. Этот опыт длился до 1604 г. Публикации Фуггеров собраны в 28 томах, которые, по имеющимся данным, хранятся в Венской библиотеке.

Общеевропейские тенденции развития массовой информации и рекламы по-своему осуществляются в Британии. Многие сановники, министры, богатые купцы держали у себя на жалованье собирателей новостей, которые составляли для них рукописный информацион­ный бюллетень. Заказчиками были также владетельные лэндлорды. Еженедельно получая подобные бюллетени, они распространяли их среди друзей и знакомых. Авторы этих информационных посланий брошюровали их в маленькие книжечки, оставляя одну-две страни­цы свободными. Чистые полосы предназначалисьддя заполнения их внутренними известиями, в том числе и рекламными извещениями.

Такое недостаточно систематичное информационное обслужи­вание населения было упорядочено двумя состоятельными джентель- менами Артуром Джорджем и Вальтером Коупом. В марте I6l I г. они получили патент от короля Якова I на открытие офиса, названного «The Publicke Register for Generall Commerce», («Всеобщедоступный каталог главных коммерческих предприятий»).' Предполагалось и открытие филиалов в других регионах, и уплата ежегодного нало­га в размере 40 фунтов стерлингов. Инициатор предприятия Артур Джордж через месяц опубликовал подробный комментарий к полу­ченному патенту, в котором выражал надежду, что его детище будет способствовать активизации информационного обмена, совершенс­твованию свободной торговли и расширению предпринимательс­тва. Однако задуманное дело не получило продолжения — слишком сильным оказалось противодействие со стороны блюстителей тради­ций. И не только их. Занявшие прочные позиции торговцы и ростов­щики не были заинтересованы в переходе на большую открытость. Идея заглохла, так и не осуществившись.

Однако ее подхватил французский медик Теофраст Ренодо, поддержанный влиятельным духовенством, в том числе и знаме­нитым кардиналом Арманом де Ришелье. Уже в 1612 г. он по­лучил патент от Людовика ХПГ на открытие информационного бюро. Однако противодействие в придворных кругах Парижа этому новшеству было не меньшим чем в Лондоне.

Понадобилось 17 лет, чтобы задуманное смогло осущест­виться. Только в 1629 г. стало возможным поместить на модных местах французской столицы следующие объявления:

С разрешения короля! Доводится до сведения всех лиц, желающих продать, купить, взять напрокат, отдать внаем, обменять и т.д. К сведению господ, жела­ющих нанять прислугу, и тех, кто ищет условия службы, кто ищет место..., про­сим обратиться в Адресное бюро, разрешенное Его Величеством для удобства публики и открытое ежедневно с восьми часов утра до шести вечера...[99]

Примечательно, что услугами Адресного бюро мог восполь­зоваться любой желающий в среднем за три су. Статья XIII ко­ролевского постановления гласит: «Адресное бюро должно быть только посредником между бедняком и богатым, между врачом и больным... и посред­ником бесплатным, насколько это возможно...»

Ю.В. Попов комментирует это событие так: «... Можно сказать, что Т. Ренодо заложил основу рекламного агентства, давая необходимое место для различных объявлений и предложений».' Народ окрестил его «кон­торой встреч». В ноябре 1630 г. подлинный правитель Франции кардинал Ришелье после личного знакомства с деятельностью Адресного бюро дал официальное разрешение распространять информацию на всей территории Франции. Это стало побуди­тельным фактором для издания первой французской еженедель­ной газеты Gazette, которая начала выходить 30 мая 1631 г. Газе­та выходила раз в неделю на четырех страницах, она публиковала официальные новости из Франции и разнообразную событий­ную информацию из различных стран. Первоначальный тираж составлял 1200 экземпляров. В первых же номерах газеты появи­лись развернутые рекламные тексты.


,, О» rr«f.m. и, 18?». А СЛ. 4. 1» ЛАу. т.* tl№aja ж.. Щтш fow U ГлтОл,!< Сч=: 4 Trtn J <|м™4t U Сеомчям!, O-J/r da Ritf-, Is Getftt 1 Й tv. k tmи ivrktbdu fat IWfe Ь der- r-.ut IMtt tfatuk, KftaenKifc- ш C.im*J Muihc & Gm mittt г lihfjeuratt oitt riU tbit^tt Artid«, [>if «I 'Kttf:t i.beit;» At I>ii«* oti(dnnm >it ptmlitv t, & ОЙ t'.UIf^tl. On КГЧ1 ttta Otw'it RtJJ dt Pukv'.t
Du % I'cvrier 1685.


 

 


zsar:


 

 


Tvhh CM$ ••,. & I аммЬг 1» *Гю» 1гфг rij i rffoi с.» *. i 1й? fe fesc «Ы л» M^tjvls 4'Лц
«.wmAti^fw
М»

Французская еженедельная газета Gazette. Февраль 1683


Одновременно с газетой продолжали издаваться «Листки Ад­ресного бюро». Например, в № 15 от 1 сентября 1633 г. содер­жится реклама о продаже земельных участков и домов, мебели и домашних принадлежностей, также о рабочих вакансиях. Эти листки выходили в среднем один раз в декаду, но в отличие от самой газеты не регулярно.

Между тем и в Англии возобновились попытки создать ин- формационно-рекламное бюро. В 1637 г. необходимый патент от короля Карла I получил капитан Роберт Иннис. Но разразивша­яся вскоре гражданская война вновь не дала возможности укоре­ниться этому начинанию, тем более, что сам доблестный капитан Роберт Иннис пал смертью храбрых, сражаясь за короля. Третья попытка создания бюро относится уже к 1648 г.

Как видим, организация рекламно-информационного офиса в Лондоне задерживалась, однако в основании периодической прессы Англия обогнала Францию. Но еще успешнее в создании периодики шли дела на немецкой земле. Преемницей «времен­ников» Фуггеров в Аугсбурге стал еженедельник, образцов ко­торого не сохранилось, а в Страсбурге в 1609 г. начали выходить еженедельные «Relation aller fiirnemmen und gedenckwiirdigen Historien» («Сообщения о важных и достопамятных событиях»), которые издавал Иоганн Каролус

В Англии попытки еженедельной периодики восходят к 1621 г. В этот год Уильям Арчер напечатал первые английские «Coranto», содержащие только иностранные новости. Начина­ние, однако, не справилось с задачей периодичности, но его при­меру последовал книгопродавец и памфлетист Натаниэл Баттер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.007 с.)