Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начало журналистики в Европе. Информационные бюро
Как уже не раз упоминалось, рекламная деятельность — своеобразное ответвление потока массовой информации и, естественно, любые преобразования в этом потоке влияют на бытие рекламы. Изобретение книгопечатания, усовершенствовав весь информационный обмен в социуме, породило и новые возможности рекламного творчества. Они заявили о себе рождением новых рекламных жанров: многотиражного летучего листка, комплексной гравированно-текстовой афиши, многообразия печатных рекламных объявлений. Однако это были лишь первые последствия «типографической эпохи» для судеб рекламы. Предстояла очередная поворотная веха в определении этих судеб: образование периодической печати — журналистики. Именно посредством этого социального института, сформировавшегося в первом десятилетии XVII в., происходит упорядочение массовой информации во времени и пространстве.
Упорядочение во времени означало четкую периодичность в публикации оперативных новостей, членение «квантов» информации по определенным временным интервалам: полугодию, месяцу, неделе (ежедневная газета появилась только полвека спустя). Усилия первых создателей прессы (ими чаще всего были типографщики и почтовики) успеть «за временем» запечатлены профессиональной этимологией. Современное немецкое слово «Zeitung» — «газета» происходит от корня «Zeit» — время, французский корень «Jour» — «день» дал жизнь понятию «Journal», означавшему в XVII в. именно газетное издание. Даже в России первая протогазета «Куранты» имела в основе обозначение времени. Имелись «Corrantos» и в Англии. Но излюбленным видом обозначения ранней периодики в этой стране было слово «Mercury», переводившееся как «Вестник». Деятельность информационных бюро Первой попыткой пространственного упорядочения распространения новостей стала организация информационных бюро. Их представляли небольшие группы людей, специализировавшиеся на сборе и распространении оперативной информации с помощью первоначально рукописных, а затем и печатных летучих листков. Рекламное использование таковых мы показали ранее. Исходное упоминание о деятельности информационных бюро в Европе относится к Венеции 1530 г. Венецианская республика находилась в расцвете могущества, обеспечивая своим флотом морскую торговлю с восточными странами.
В XVI столетии на венецианском риальто рядом с лавочкой менялы и золотых дел мастера мы находим особое торговое осведомительное бюро, цель которого заключается в том, чтобы собирать политические и торговые известия, сведения об ушедших и пришедших кораблях, о ценах на товары, о безопасности дорог, а также о политических событиях, продавать их в копиях заинтересованным лицам. Мало того, образуется даже особый цех scrittori d'avisi (переписчики новостей), которые вскоре появляются и в Риме под названием novellanti или gazettanti, [97] Листок со злободневной информацией можно было купить за мелкую серебряную монету, которая называлась газета. Вени- цианские рукописные газеты назывались «аввизи» (от итал. сообщение, извещение). В тот же период «информационного бума» в Венеции богатейшая торгово-промышленная компания немецких предпринимателей Фуггеров пыталась наладить упорядоченную доставку оперативной информации до своих филиалов. Начиная с 1568 г. в течение нескольких десятилетий, из Аугсбурга в отделы фирмы регулярно пересылаются Ordinari Zeitungen («Регулярный временник»). Рукописная протогазета Фуггеров содержала «сообщения, касающиеся урожаев, цен, иногда сообщения в виде объявлений и длинный перечень венских фирм (как и где можно купить разные предметы в Вене)»[98]. Фуггеры поддерживали сношения с многими государствами и вступали в торговые сделки с представителями этих стран. Поэтому все полученные сведения систематизировались, переписывались писцами и рассылались подписчикам. Этот опыт длился до 1604 г. Публикации Фуггеров собраны в 28 томах, которые, по имеющимся данным, хранятся в Венской библиотеке. Общеевропейские тенденции развития массовой информации и рекламы по-своему осуществляются в Британии. Многие сановники, министры, богатые купцы держали у себя на жалованье собирателей новостей, которые составляли для них рукописный информационный бюллетень. Заказчиками были также владетельные лэндлорды. Еженедельно получая подобные бюллетени, они распространяли их среди друзей и знакомых. Авторы этих информационных посланий брошюровали их в маленькие книжечки, оставляя одну-две страницы свободными. Чистые полосы предназначалисьддя заполнения их внутренними известиями, в том числе и рекламными извещениями.
Такое недостаточно систематичное информационное обслуживание населения было упорядочено двумя состоятельными джентель- менами Артуром Джорджем и Вальтером Коупом. В марте I6l I г. они получили патент от короля Якова I на открытие офиса, названного «The Publicke Register for Generall Commerce», («Всеобщедоступный каталог главных коммерческих предприятий»).' Предполагалось и открытие филиалов в других регионах, и уплата ежегодного налога в размере 40 фунтов стерлингов. Инициатор предприятия Артур Джордж через месяц опубликовал подробный комментарий к полученному патенту, в котором выражал надежду, что его детище будет способствовать активизации информационного обмена, совершенствованию свободной торговли и расширению предпринимательства. Однако задуманное дело не получило продолжения — слишком сильным оказалось противодействие со стороны блюстителей традиций. И не только их. Занявшие прочные позиции торговцы и ростовщики не были заинтересованы в переходе на большую открытость. Идея заглохла, так и не осуществившись. Однако ее подхватил французский медик Теофраст Ренодо, поддержанный влиятельным духовенством, в том числе и знаменитым кардиналом Арманом де Ришелье. Уже в 1612 г. он получил патент от Людовика ХПГ на открытие информационного бюро. Однако противодействие в придворных кругах Парижа этому новшеству было не меньшим чем в Лондоне. Понадобилось 17 лет, чтобы задуманное смогло осуществиться. Только в 1629 г. стало возможным поместить на модных местах французской столицы следующие объявления: С разрешения короля! Доводится до сведения всех лиц, желающих продать, купить, взять напрокат, отдать внаем, обменять и т.д. К сведению господ, желающих нанять прислугу, и тех, кто ищет условия службы, кто ищет место..., просим обратиться в Адресное бюро, разрешенное Его Величеством для удобства публики и открытое ежедневно с восьми часов утра до шести вечера...[99] Примечательно, что услугами Адресного бюро мог воспользоваться любой желающий в среднем за три су. Статья XIII королевского постановления гласит: «Адресное бюро должно быть только посредником между бедняком и богатым, между врачом и больным... и посредником бесплатным, насколько это возможно...» Ю.В. Попов комментирует это событие так: «... Можно сказать, что Т. Ренодо заложил основу рекламного агентства, давая необходимое место для различных объявлений и предложений».' Народ окрестил его «конторой встреч». В ноябре 1630 г. подлинный правитель Франции кардинал Ришелье после личного знакомства с деятельностью Адресного бюро дал официальное разрешение распространять информацию на всей территории Франции. Это стало побудительным фактором для издания первой французской еженедельной газеты Gazette, которая начала выходить 30 мая 1631 г. Газета выходила раз в неделю на четырех страницах, она публиковала официальные новости из Франции и разнообразную событийную информацию из различных стран. Первоначальный тираж составлял 1200 экземпляров. В первых же номерах газеты появились развернутые рекламные тексты.
zsar:
Французская еженедельная газета Gazette. Февраль 1683 Одновременно с газетой продолжали издаваться «Листки Адресного бюро». Например, в № 15 от 1 сентября 1633 г. содержится реклама о продаже земельных участков и домов, мебели и домашних принадлежностей, также о рабочих вакансиях. Эти листки выходили в среднем один раз в декаду, но в отличие от самой газеты не регулярно. Между тем и в Англии возобновились попытки создать ин- формационно-рекламное бюро. В 1637 г. необходимый патент от короля Карла I получил капитан Роберт Иннис. Но разразившаяся вскоре гражданская война вновь не дала возможности укорениться этому начинанию, тем более, что сам доблестный капитан Роберт Иннис пал смертью храбрых, сражаясь за короля. Третья попытка создания бюро относится уже к 1648 г. Как видим, организация рекламно-информационного офиса в Лондоне задерживалась, однако в основании периодической прессы Англия обогнала Францию. Но еще успешнее в создании периодики шли дела на немецкой земле. Преемницей «временников» Фуггеров в Аугсбурге стал еженедельник, образцов которого не сохранилось, а в Страсбурге в 1609 г. начали выходить еженедельные «Relation aller fiirnemmen und gedenckwiirdigen Historien» («Сообщения о важных и достопамятных событиях»), которые издавал Иоганн Каролус В Англии попытки еженедельной периодики восходят к 1621 г. В этот год Уильям Арчер напечатал первые английские «Coranto», содержащие только иностранные новости. Начинание, однако, не справилось с задачей периодичности, но его примеру последовал книгопродавец и памфлетист Натаниэл Баттер.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.007 с.) |