Акмеологический подход к совершенствованию педагогического мастерства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акмеологический подход к совершенствованию педагогического мастерства.



Понятие «акмеологии» предполагает соединение двух смыслов: «акме» (от греч. – вершина), и «логос» - знание, т.е. знание о развитии зрелого человека, достижению им вершин профессионального и личностного роста. Становление педагогической акмеологии относится к последним двум десятилетиям и связано с именами Н.В.Кузьминой, А.А.Бодалева, А.А.Деркача, Е.А.Климова, Л.М.Митиной и др.

Специфическими проблемами педагогической акмеологии считаются: изучение условий достижения высшего профессионально-педагогического мастерства, исследование процессов становления учителя-мастера, содержание и технологии развития педагогического мастерства.

Акмеологический подход характеризуется не столько введением новых понятий, сколько переосмыслением уже существующих. В частности, вполне традиционное понятие «профессионализма» понимается как комплексный феномен, включающий владение профессиональными навыками и способами действия, но также – опыт творческой деятельности в профессии, личностной самореализации и творческих мотивов. Соответственно, в зависимости от количественных и качественных показателей этих аспектов, можно говорить об уровне профессионализма и достижении профессиональных высот.

Понимание профессионально-личностного саморазвития в акмеологическом подходе предполагает опору на следующие ценности и принципы:

1. Целостность человека (это должно восприниматься не в абсолютном, но в относительном смысле, т.е. целостность человека, его внутреннее отношение – самоотношение, самопринятие, самоуважение и пр. – константы более высокого порядка, нежели различные социальные связи, культурные связи и отношения). В этой связи, трансформируются ценности профессиональной подготовки – от соответствия некоторому стандарту – к личностному росту и развитию, преобразованию себя, самоорганизации.

2. Человек – субъект самостоятельного выбора своего будущего и настоящего. При этом задача ведущего (именно в этом качестве рассматривается роль преподавателя) помощь личности в развитии ее представлений о себе самой, продуктивное взаимодействие, рефлексия, творчество.

3. Гуманитаризация профессиональной подготовки, предполагающая учет всей совокупности социокультурных, индивидуально-личностных и духовных аспектов человеческого развития.

При этом, понятие профессиональной вершины не носит статического характера: это не состояние, но способ профессионально-личностного бытия, характерный экзистенциальной наполненностью и результативности всех проявлений. Важным отличием акмеологического подхода является признание конституирующей роли индивидуально-личностного начала: говорится о различных стилях педагогического общения и деятельности, обусловленных психотипом каждого студента («организатор», «коммуникатор», «интеллигент», «предметник», «друг», «вождь» и пр.). Каждый из стилей характеризуется направленностью, предпочитаемыми способами общения, формами самосознания, а, в широком смысле, достоинствами и недостатками, первые из которых должны быть развиты и усовершенствованы, а вторые – компенсированы в процессе профессионального развития. В этом контексте особое значение придается психолого-педагогическим технологиям самопознания личности, обучение студентов и действующих профессионалов способам саморегуляции, проектирования индивидуальных профессионально-образовательных траекторий.

С предметно-практической точки зрения, реализация акмеологического подхода требует целенаправленного моделирования образовательной среды, предпочтения методов недирективного консультирования, тренингов. Как правило, диагностика результативности связана с уходом от одномерных шкальных оценок («хорошо» - «плохо»), и предполагает использование методов «учебного портфеля» (т.е. систематического представления всех документов, относящихся к процессу обучения и профессионального развития).

Акмеологический подход не предполагает построения каких-то априорных жестких схем и моделей профессионального роста и развития, но предъявляет очень серьезные требования к тренеру-консультанту, в обязанности которого входит сопровождение профессионально-личностного развития каждой личности. Основными целями профессионального консультирования считаются: помощь клиенту в понимании себя, своих профессиональных и личностных проблем, преодоление внутреннего хаоса и построение реалистичной и реализуемой траектории профессионально-личностного развития. Вообще, профессиональное консультирование педагогов делает в нашей стране первые шаги, поэтому мы вынуждены опираться на разработанные на Западе стандарты профессионально-личностного консультирования. В частности, обязательными чертами консультанта считаются:

· доверие и уважение прав других людей;

· проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними;

· чувствительность к установкам и поведению других людей;

· выявление альтернатив самопонимания и способов профессиональной деятельности клиентов;

· эмоциональная стабильность и объективность, отсутствие значимых для процесса консультирования личностных проблем;

· постоянное совершенствование процесса консультирования.

Весьма высоко оценивается наличие у консультанта таких свойств, как аутентичность (сознание себя субъектом своей жизни), открытость собственному и чужому опыту, потребность в самопознании, сложившаяся личностная идентичность, толерантность к неопределенности (т.е. способность сохранять спокойствие при недостаточной ясности), постановка реалистичных целей, эмпатия.

К особо вредным для консультанта чертам относятся: авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическую установку в отношении денег.

В заключении, повторим: консультирование в процессе профессионально-личностного развития педагога только делает первые шаги, однако перспективы развития всей системы общего и педагогического образования неразрывно связаны с распространением этой практики.

Вопросы к семинарским занятиям по модулю 5

 

1. Какие перспективы и ограничения профессиональной карьеры педагога в современном обществе? Как изменилась престижность педагогической профессии за последние 20, 50, 100 лет? Какие новые возможности связаны с профессионально-педагогической деятельностью в XXI веке?

2. Какие ваши профессиональные качества и особенности являются положительными факторами успешности будущей профессиональной деятельности? Какие, напротив, являются препятствиями?

3. Какие жизненные ситуации оказали на Вас наиболее значительное воздействие и что должно быть актуализировано?

4. Какие личностные качества должны отличать педагога-профессионала? Приходилось ли Вам встречаться с носителями этих качеств? Насколько успешны они были в профессиональной деятельности?

5. Обсудите, как соотносятся понятия личностной зрелости, профессионализма, квалификации и мастерства, применительно к педагогу?

6. Какой из перечисленных ниже факторов является определяющим в развитии Вашего педагогического профессионализма: индивидуальная установка на приобретение педагогической профессии, система практико-ориентированных заданий и тренингов, культуросозидательная среда вуза, непрерывная педагогическая практика, успешная академическая деятельность?

7. Проанализируйте стандарт профессионального образования по направлению 050100 – Педагогическое образование в той его части, где определяются требования к знаниям, умениям, уровню владения и компетенциям выпускника. Отметьте те компетенции, формирование которых происходит у Вас наиболее успешно, а также – те, которые даются Вам наиболее трудно. Спланируйте основные меры, которые должны помочь Вам в обретении каждой из компетенций.

 

Проектные задания к модулю 5

Задание №1. Упражнение на саморегуляцию.

Известно, что эмоциональное состояние человека находится в глубинной связи с его мышечным напряжением. По этой причине, одним из наиболее значимых профессиональных качеств, является способность учителя к волевой регуляции своего мышечного тонуса. Потренируйтесь в напряжении и расслаблении отдельных групп мышц и обсудите, в каких ситуациях эти действия могут оказаться необходимыми.

1. Мышечная релаксация. Встаньте прямо, поднимите руки вперед, пальцы сожмите в кулак, одновременно напрягая мышцы кисти, предплечья, плечи (3—4 с). Не забудьте о мысленном действии при этом (вы хотите быть сильным, крепким, ваши мышцы сильно напряжены). А теперь расслабьтесь: руки свободно падают вниз, совершая маятниковообразные движения.

2. Вербальная релаксация. Концентрируем внимание на самоощущении и даем самоприказы: «Внимание на руки! Мои пальцы расслаблены... Мои пальцы и кисти расслаблены... Мои предплечья и плечи расслаблены... Мое лицо спокойно и неподвижно...»

3. Образная релаксация. Представьте себе сюжет, ситуацию, воспоминание о которой вызывает спокойствие и безмятежность. Лучше всего для этой цели подходят картины природы: цветущий весенний луг, неподвижное отражение леса в озере, звездная ночь, солнечный зимний день.

4. Определите, какой из способов релаксации «дается» Вам легче всего? Какое это может иметь значение для будущей педагогической деятельности?

 

Задание №2. Упражнения на коррекцию психофизического состояния (осанка, поза).

Успешность труда учителя, в немалой степени, зависит от способности регулировать свое психофизическое состояние. Выполните все перечисленные упражнения и обсудите, в каких ситуациях они могут быть необходимы.

1. Контроль и коррекция осанки. Встаньте у стены и плотно прикоснитесь к ней спиной. Ноги сомкните, руки опустите, голова должна касаться стены. Если ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая. В ином случае (большой зазор) слабый брюшной пресс и живот оттягивают позвоночник вперед. Чтобы не было большого зазора (больше 4 см) между стеной и поясницей, втяните живот, а если есть склонность сутулиться, согните руки так, чтобы пальцы рук касались плеч, а локти - туловища (при этом зазор между стеной и поясницей не должен увеличиваться). Упражнение выполняется 1-3 мин. Дыхание свободное. Закончив упражнение, пройдитесь по комнате, потряхивая по очереди руками и ногами. Затем пройдитесь с хорошей осанкой (как будто стоите у стены).

2. «На колок». Встаньте, выпрямитесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Как бы приподняв свое тело (плечи, грудь) и откинув его назад и вниз, «наденьте его на позвоночник», как пальто на вешалку. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи свободные, легкие (повторить 2-3 раза). Такое положение должно стать привычным, естественным.

3. Контроль и коррекция позы. Перед зеркалом примите позы, характерные для вас; проделайте различные движения (рук, ног, головы, тела), которые свойственны вам при общении. Проанализируйте особенности своей осанки, жестов, положение корпуса – насколько они уместны, выразительны, эстетичны. Отметьте, над чем нужно поработать.

4. Рабочая поза преподавателя. Примите характерную для педагогов позу на занятии, уроке (работайте перед зеркалом). Ноги поставьте на расстоянии 12 – 15 см между носками, одну ногу выдвиньте вперед; сделайте упор на одну ногу несколько сильнее, чем на другую. Плечи расправьте, снимите мышечные «зажимы». Осанка прямая, нижняя часть живота подтянута. Шея держится вертикально, подбородок приподнят. В руке - раскрытая книга. Внимательно осмотрите себя (осанка, выражение лица, положение тела). В занятой вами позе сделайте шаг назад, потом вперёд, влево, вправо. Оцените, насколько удобно/неудобно Вам находиться в этой позе.

5. Движение учителя. Попробуйте несколько раз сесть за стол и встать, сделав это бесшумно, легко, без опоры на руки. Обратите внимание на правильный выбор точки опоры для ног. Сделайте несколько шагов, стараясь выполнить следующие требования к походке. Она должна быть легкой, с гибкими, размеренными движениями. Нужно избегать разболтанной, шатающейся, семеняще-танцующей походки. Ширина шага, должна соответствовать росту, полу человека. Чем он выше, тем длиннее его шаг. Мужественность, размашистый шаг и широкие движения, присущие мужчине, не подходят женщинам. Некрасиво при ходьбе размахивать руками и раскачивать плечами, втягивать голову в плечи, горбиться. Проанализируйте свой темп ходьбы, длину шага, положение тела, рук, движения бедер, поясные движения при ходьбе. Отметьте, от чего нужно избавиться, чтобы походка была красивой и легкой.

6. На основе результатов выполнения этих упражнений составить самоотчет и самохарактеристику.

7. Проанализируйте позы (осанка, жестикуляция, мимику) учителей на нескольких фотографиях (картинах). Что Вы можете сказать о психолого-педагогических особенностях каждого из учителей и ситуации, в которой была сделана фотография (что выражает картина)?

 

Задание №3. Самооценка профессионально-личностных качеств.

Используя тесты, размещенные на сайте www.vsetesti.ru, оцените следующие показатели Вашего профессионально-личностного развития:

1) обаяние;

2) педагогический артистизм;

3) коммуникативные и организаторские способности;

4) направленность личности (по тесту В.Смекала-М.Кучера);

5) профессионально-педагогическую мотивацию (в адаптации Н.П.Фетискина);

6) уровень саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (по методике Л.Н.Бережновой);

7) психологический портрет себя, как профессионала-учителя;

8) перцептивно-образную самооценку (по В.В.Бойко);

9) исследование идентичности личности (по Куну);

10) творческий потенциал и креативность.

Постройте качественный профиль всех перечисленных качеств и свойств, используя 3 – 5 уровневую шкалу («низкий», «средний», «высокий» или же «низкий», «ниже среднего», «средний», «выше среднего», «высокий»). Обсудите полученные данные в микрогруппах численностью 2 – 4 человека. Какие результаты были неожиданными для вас? Что, наоборот, совпало с ожиданиями? Отметьте, какие аспекты профессионального и личностного развития требуют особого внимания в процессе профессиональной подготовки.

 

Задание №4. Качественный анализ индивидуального стиля педагогической деятельности.

Напишите небольшое (до 1,5 – 2 страниц) сочинение на тему «Мой индивидуальный стиль педагогической деятельности», в котором отразите:

1) Особенности темперамента и характера (время и скорость эмоциональных реакций, предпочитаемый темп работы, эмоциональность, преобладающий эмоциональный фон, умение переключаться и пр.)

2) Особенности поведения в ситуациях конфликта, противостояния;

3) Предпочитаемые методы обучения и учебного взаимодействия со сверстниками;

4) Способы реагирования на поступки и замечания детей;

5) Предпочитаемые меры поощрения и наказания;

6) Преимущественные интересы – к процессу или результатам обучения;

7) Склонность к оперативному реагированию на педагогическую ситуацию либо же ее содержательному планированию;

8) Склонность к эмоциональному (либо наоборот, рациональному) поведению;

9) Склонность к импровизационности (либо наоборот, выверенному методическому стилю);

10) Предпочитаемые позиции: «над» собеседником, «рядом» с собеседником, «в стороне» от собеседника, «под» собеседником и др.

Обменяйтесь текстами сочинений и обсудите, какой из стилей педагогической деятельности вам ближе:

Ø Эмоционально-импровизационный (ориентация на процесс обучения, активность учителя во взаимодействии с учащимися, оперативность и интуитивность реакций).

Ø Эмоционально-методический (ориентация на процесс и результат обучения, стремление активизировать детей, большая структурированность и предсказуемость проявлений).

Ø Рассуждающе-импровизационный (ориентация на процесс и результат обучения, меньший темп обучения, преобладание монологических форм речи, доминирование учителя в классе).

Ø Рассуждающе-методический (ориентация на результат, жесткое соблюдение планов и программ, высокая стереотипность и методичность поведения, предпочтение формальных методов оценивания).

 

Тест рубежного контроля №5

1. Чем отличаются понятия «педагогического мастерства» и «педагогического профессионализма»?
A Это синонимы B Педагогическое мастерство индивидуально, а профессионализм – типичен
C Педагогическое мастерство воспитывается, а педагогический профессионализм - формируется D Педагогическое мастерство характерно для учителей прошлых эпох, а профессионализм – для современных
2. Какой из компонентов НЕ входит в структуру педагогического мастерства
A Мастерство передачи знаний и формирования представлений B Мастерство организации индивидуальной и коллективной работы
C Мастерство интриги D Мастерство формирования творческой деятельности
3. Расположите понятия «педагогическую грамотность», «педагогическая техника» и «педагогический профессионализм» в порядке нарастания сложности:
A Грамотность, техника, профессионализм B Техника, грамотность, профессионализм
C Профессионализм, грамотность, техника D Грамотность, профессионализм, техника
4. Идея личностно-деятельностного подхода к формированию педагогического мастерства связана с:
A Развитием индивидуально-личностных характеристик B Созданием вариативной деятельностной среды
C Организации нормативной деятельности педагога D Формированием интереса к профессиональной деятельности
5. Основная идея культурологического подхода к формированию педагогического мастерства связана с:
A Обсуждением педагогических идей и ценностей B Изучением культурологических дисциплин
C Созданием культуросозидательной среды D Дифференциацией культурных практик
6. Какие культурные среды являются прототипами современного профессионального образования педагогов культурологического типа?
A Производство, бизнес, политика B Журналистика, наука, управление
C Театр, психотерапия, религиозная практика D Музей, консерватория, театр
7. Акмеологический подход к развитию педагогического мастерства связан с:
A Стимулированием индивидуально-личностного самоопределения и саморазвития B Социальной поддержкой индивидуально-личностного развития
C Изучением трудов философов, литераторов и поэтов D Актуализацией культурологического компонента в образовании
8. Какой из переводов наиболее точно соответствует понятию «педагогической акмеологии»?
A Работа с индивидуальной образовательной траекторией B Сопровождение самоопределения педагога
C Теория педагогического профессионализма D Образовательное учреждение, обеспечивающее наивысший профессиональный рост
9. Какая личностная особенность НЕ позволит ее обладателю работать консультантом?
A Критичность B Рефлексивность
C Асоциальность D Индивидуализм
10. Достижение высшего уровня педагогического мастерства обусловлено:
A Генетически B Социальными условиями
C Культурными практиками D Множеством факторов

 

Список рекомендуемой литературы по модулю 5

 

1. Андреев В.И. Педагогика: Курс творческого саморазвития. – М., 2002.

2. Болотов В.А. Педагогическое образование в России в условиях социальных перемен. – Волгоград, 2001.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов н/Д, 2000.

4. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. – М., 1995.

5. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущих учителей.–М., 1989.

6. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии.–М., 1994.

7. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Про­свещение, 1993.

8. Морозова О.П. Педагогический практикум: Учебные задания и вопросы. – М., 2000.

9. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновенье. –М., 1986.

10. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. Рождение мастера. - М.: ВЛАДОС, 2000.

11. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения. – М.: Флинта, 1998.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.044 с.)