Педагогические технологии сотрудничества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические технологии сотрудничества.



Педагогические технологии сотрудничества представляют собой результат индивидуальных усилий наиболее ярких учителей 70 – 80-ых годов по совершенствованию процесса преподавания и учения в условиях советской общеобразовательной школы. Само название «педагогика сотрудничества» возникло в 1986 году, наряду с ним используется понятие «новаторская педагогика» и, соответственно, ее родоначальники Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Н.А.Зайцев, Е.Н.Ильин, В.А.Караковский, С.Н.Лысенкова, Б.П. и Л.А.Никитины, В.Ф.Шаталов объединяются понятием «учителя-новаторы».

Объективное содержание педагогического поиска учителей-новаторов заключалось в попытке оптимизировать существующую в советской школе практику, добиться наибольших возможных результатов, преодолеть массовое отчуждение школьников – от школы, учащихся – от учителей и преподаваемых предметов. Разные аспекты этой многогранной задачи преломлялись в принципах гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися (Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Ильин); повышения эффективности и интенсификации педагогического процесса (В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова); обеспечения культурологической направленности содержания и технологий обучения (И.П.Волков, Б.П. и Л.А.Никитины).

Принципы гуманистической педагогики («Школы Жизни») Ш.А.Амонашвили:

· принцип индивидуальности (каждый ребенок приходит в мир для выполнения своей миссии, которая нам неизвестна, отсюда и основная задача – узнавание, принятие, любовь и поддержка каждого ребенка, вне зависимости от того, каким он представляется нам – «хорошим» или «плохим»);

· опора на целостность развития ребенка (в основе развития ребенка – три страсти – страсть к развитию, к взрослению и к свободе; педагогика должна не только «учитывать» эти страсти, но опираться на них);

· принцип развивающей среды (обучение должно не нагружать ребенка неактуальными для него знаниями, но создавать ситуации удивления, вопрошания, в которых ребенок сам должен открывать мир);

· принцип содержательной оценки (необходимо отказаться от отметок, выполняющих исключительно репрессивную функцию, но дать возможность учителю и ученику содержательно, т.е. словесно определять прогресс в своих достижениях).

Принципы гуманитарного преподавания литературы Е.Н.Ильину:

· приоритет нравственного воспитания личности, преподавание литературы как искусства;

· гуманизация как принцип преподавания (нравственный потенциал книги как основа нравственного потенциала урока и ученика);

· урок – есть произведения искусства (искусства общения, взаимодействия, понимания, диалога);

· принцип обучающего воспитания (а не воспитывающего обучения);

· принцип проблемности (в основе – жизненные проблемы учащихся);

· принцип единства духовного контакта, чувства и слова.

Принципы обучения творчеству И.П.Волкова (цель – становление личности, готовой к творческому труду, развитие ее способностей и талантов):

· знания – фундамент творчества (творчество – есть применение знаний, а не полет фантазии; поэтому получение знаний имеет смысл только как средство развития творчества);

· строгий отбор учебного материала (то, что не может быть практически использовано, не должно изучаться);

· многократность повторения по-разному организованного учебного материала;

· разностороннее развитие ребенка как условие формирования устойчивого интереса к учению (наличие множества перспектив творчества);

· постоянство руководства и контроля взрослого за работой ученика;

· индивидуальный подход и вариативность образовательных траекторий («творческая книжка»);

· трехкомпонентная подготовка педагога (творческий работник в предметной области – ученый, литератор, инженер; педагог; проектировщик и технолог образовательного процесса).

Принципы технологии оптимизации обучения С.Н.Лысенковой:

· принцип успешности (предотвратить ошибку, а не корректировать);

· принцип опережения (многократное изложение нового материала);

· принцип комментированного управления (принцип вербализации);

· принцип опоры (использование макетов, схем и др.).

Принципы интенсивного обучения В.Ф.Шаталова:

· принцип многократного повторения (3 кратные объяснение и контроль);

· принцип поэтапного контроля (пооперационный контроль);

· принцип обучения на высоком уровне трудности;

· принцип алгоритмизации (использование моделей, плашек);

· принцип опоры (использование ЛОС);

· принцип открытых перспектив (возможность пересдачи любой темы в течение учебной четверти);

· принцип открытого учета знаний («Экран отрытого учета знаний»).

Принципы технологий дифференциации и индивидуализации обучения (И.Унт, А.С.Границкая, В.С.Фирсов):

· индивидуализация и уровневая дифференциация целей;

· принцип открытости требований и учета знаний; определенность формулировок требований (ориентировка на достижение результата);

· принцип самостоятельности в принятии решений («свобода выбора»);

· принцип успешности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.005 с.)