Феноменология педагогического мастерства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Феноменология педагогического мастерства.



В словаре русского языка «мастерство» определяется как искусство в какой-нибудь области, а мастер предстает как специалист, достигший высокого искусства в своем деле (С.И. Ожегов, 1990). Понятие «педагогического мастерства» является обобщением свойств, обеспечивающих высокий уровень организации (и самоорганизации) профессиональной деятельности.

К наиболее важным свойствам относятся: гуманистическая направленность деятельности преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Фундаментом развития профессионального мастерства педагога, дающим ему глубину, основательность, осмысленность действий, выступает профессиональное знание. Направленность и профессиональное знание составляют остов, «скелет» высокого уровня профессионализма в деятельности, который и обеспечивает целостность самоорганизующейся системы. Педагогические способности – дрожжи мастерства, обеспечивающие скорость его совершенствования. Техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства воздействия увязать с целью, тем самым, гармонизируя структуру педагогической деятельности.

Составляющие педагогического мастерства, соответственно компонентам содержания образования, можно разделить на четыре элемента: мастерство передачи знаний и формирования представлений; мастерство организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности, мастерство формирования опыта творческой деятельности, мастерство воспитания и формирования эмоционально-ценностного отношения к происходящему. Все эти четыре составляющих тесно переплетаются и взаимно усиливают друг друга.

Педагогическое мастерство, выражает высокий уровень развития педагогической деятельности, особенного, основывающегося на взаимосвязи и взаимозависимости теоретических и практических знаний, умений, навыков, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его творческий опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Совершенствование педагогического мастерства происходит в тесной связи с развитием индивидуального стиля педагогической деятельности, а также – техники педагогического общения. Как писал А.С.Макаренко: «Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть. Но нельзя просто играть сценически, внешне… Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса».

В.А.Сухомлинский не дает четкого определения, но в его сочинениях содержится множество высказываний о личности педагога, которая «должна восхищать, привлекать и одухотворять воспитанников». При этом, «Гармоничное единство идеалов, принципов, убеждений, взглядов, вкусов, симпатий и антипатий, морально-этических принципов в словах и поступках педагога – вот что является тем огоньком, который притягивает юные души, становится для юношества путевой звездой. При этом очень важно, чтобы это единство выступало как органическая потребность воспитателя, как закон его жизни, без которого он не мыслит, не представляет себе личного счастья, полноты своей духовной жизни».

Разные исследователи по-разному определяют компоненты педагогического мастерства. Ф.Н.Гоноболин (книга «Психологический анализ педагогических способностей») акцентирует внимание на следующих аспектах: способность делать учебный материал доступным пониманию, творческое применение методов обучения, волевое влияние на учеников, способность организовать детский коллектив, интерес к детям, яркость речи, такт, связь с жизнью, педагогическую требовательность, способность к внеклассной работе. А.И. Щербаков (1968) считает, что педагогическое мастерство – «это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя». Ю.П. Азаров (1971), говоря об основе мастерства воспитателя, раскрывает ее следующим образом: «Основой педагогического мастерства является знание закономерностей воспитания детей». Несколько позже в своем публицистическом издании, адресованном широкому кругу читателей, Ю.П. Азаров (1989) пишет: «Снова и снова я готов повторять одну и ту же формулу мастерства, сущность которой в триаде: технология, отношения, личность…». Н.В. Кузьмина (1980) определяет мастерство как владение профессиональными знаниями, умениями и навыками, позволяющими специалисту успешно исследовать рабочую ситуацию (объект и условия деятельности), формулировать профессиональные задачи и успешно их решать в соответствии с целями. По ее мнению, профессиональное мастерство педагога предполагает высокий уровень мотивации к практической деятельности и владение умением решать учебные задачи. Ю.К. Бабанский (1989) указывает: «Учитель-мастер характеризуется свободным владением профессиональной технологией, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании». По мнению Павлютенкова (1990), профессиональное мастерство учителя составляют следующие компоненты: а) потребностно-мотивационная сфера личности (интегральная совокупность социальных установок, ценностных ориентаций, интересов); б) операционно-техническая сфера личности – интегральное единение, характеризующееся совокупностью общих и специальных знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств; в) самопознание личности.

В.А. Сластенин с соавторами (1998) близок в своем определении педагогического мастерства к Ю.П. Азарову (1989), указывая на то, что оно взаимосвязано с педагогической технологией. При этом педагогическое мастерство им представляется как высший уровень владения педагогической технологией, однако, при этом оно не должно ограничиваться только операционным компонентом, а и должно быть синтезом личностно-деловых качеств и свойств, определяющих высокую эффективность педагогического процесса.

В определении В.П. Кузовлева (2000) педагогическое мастерство предстает перед нами как: «… достаточно устойчивая система теоретических обоснований и практически оправданных педагогических действий и операций, обеспечивающих высокий уровень информационного взаимодействия между учителем и учащимся».

А.М. Новиков (2000), представляя авторскую концепцию развития российского образования в условиях перехода человечества в постиндустриальную эпоху развития, указывает на то, что ныне неизмеримо возрастает социальная роль личности педагога, его общей и профессиональной культуры, убежденности, нравственности, общительности, его эмоционального богатства. В связи с этим, определяя содержание педагогического мастерства в новых социально-экономических условиях, А.Н. Новиков видит его в способностях педагога «поставить обучаемого на путь сознания своего предназначения и призвания, на путь строительства своей личности и своей судьбы на протяжении всей жизни, в том числе – образовательной траектории».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.005 с.)