Модуль 1. История и теория практической педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. История и теория практической педагогики



А.г.бермус

 

Практическая педагогика

 

(учебное пособие)

 

Ростов-на-Дону

 

 

Рецензенты:

зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии ЮФУ,
д.п.н., профессор Фоменко В.Т.

зав. кафедрой педагогики Педагогического института ЮФУ,
д.п.н., профессор Горюнова Л.В.

 

 

  Бермус А.Г.
  Практическая педагогика: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, Издательство Педагогического института ЮФУ, 2011. 89 с.

 

Учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением «Практическая педагогика» предназначено для изучения дисциплины «Педагогика. Практическая педагогика». В пособии отражаются современные представления о феномене практической педагогики, базовых проблемах и стратегиях практико-ориентированной подготовки педагога в условиях педагогического вуза, феномене педагогической культуры и процессе ее развития.

Учебное пособие предназначается для изучения студентами всех профилей и всех форм подготовки Педагогического института ЮФУ по направлению 050100 – Педагогическое образование, и может использоваться как для организации аудиторного, так и самостоятельного обучения.


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учебная дисциплина «Практическая педагогика» впервые появилась в образовательных стандартах по направлениям педагогического образования в 2000/2001 году, однако проблемы ее разработки и внедрения обсуждалась всю вторую половину XX века в связи с необходимостью придания практической направленности подготовки педагога в вузе. В ФГОС-3 дисциплина «Педагогика. Практическая педагогика» относится к базовой (общепрофессиональной) части Профессионального цикла Б3 и изучается большинством студентов в 4 или 5 семестрах подготовки бакалавров.

Основным предметом дисциплины является феномены педагогической деятельности и педагогической культуры, актуализируемые в контекстах описания, анализа, моделирования, проектирования, экспертизы и пр., что предопределяет практическую направленность курса и успешность реализации модульно-компетентностного подхода.

С точки зрения содержания и технологий преподавания, дисциплина «Практическая педагогика» преемственна с изучаемыми на предыдущих этапах дисциплинами «Введение в педагогическую деятельность» и «Теоретическая педагогика». Кроме того, существует ряд межпредметных связей с дисциплинами «Психология» и «Философия». Для успешного освоения содержания дисциплины «Практическая педагогика», обучающийся на предшествующих этапах должен приобрести некоторые фундаментальные знания и базовые компетенции, в том числе:

Знание основных категорий педагогики (образование, воспитание, обучение, развитие) и основных педагогических теорий обучения и воспитания XX – начала XXI веков;

Умением анализировать педагогические процессы и явления, описывать их в категориях деятельностного, коммуникативного, личностного и культурологического подходов; актуализировать теоретические представления по решению педагогических проблем;

Готовностью: к самостоятельной продуктивной работе в сети Интернет (в том числе, сбору и анализу информации, созданию авторских информационных ресурсов), учебно-профессиональной деятельности в аудитории, а также – в сфере педагогической практики.

Общей целью изучения дисциплины «Практическая педагогика» является формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а также – профессиональной направленности мышления через формирование опыта решения педагогических задач и самоорганизации педагогической деятельности. В результате обучающиеся должны знать:

· ценностные основы образования и профессиональной деятельности;

· сущность и структуру образовательных процессов;

· основы просветительской деятельности;

· теории и технологии обучения, воспитания и духовно-нравственного развития личности, сопровождения субъектов педагогического процесса;

· способы педагогического изучения обучающихся;

· способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

· способы профессионального самопознания и саморазвития;

уметь:

· учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

· учитывать в педагогическом взаимодействии особенности индивидуального развития учащихся;

· проектировать учебно-воспитательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

· создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

· использовать в учебно-воспитательном процессе современные образовательные ресурсы;

· организовывать внеучебную деятельность обучающихся;

· взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса;

владеть:

· способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);

· способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

· способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;

· способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

· способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

· способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

· способами совершенствования профессиональных знаний и умений.

В процессе изучения дисциплины «Практическая педагогика», продолжится формирование у студентов следующих компетенций:

общепрофессиональные (ОПК):

· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
(ОПК-1);

· способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

· владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

· способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

· способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

профессиональные в области педагогической деятельности:

· способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

· готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

· способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

· способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

· готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

· способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

профессиональные в области культурно-просветительской деятельности:

· способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);

· способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

· способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

· способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

Учебное пособие включает пять модулей, каждый из которых связан с одним определенным аспектом профессиональной педагогической культуры и деятельности. В частности:

1) в первом модуле рассматриваются общие основания современной концепции практической педагогики;

2) во втором анализируются аспекты педагогической деятельности, связанные с моделированием и проектированием образовательного процесса;

3) в третьем анализируются аспекты педагогического общения;

4) в четвертом – современные педагогические технологии (в том числе, авторские технологии учителей-новаторов, обеспечивающие реализацию целей педагогического процесса), наконец;

5) в пятом модуле обсуждаются проблемы профессионально-личностного становления педагогов.

При этом каждый модуль содержит комплексную цель модуля, основное содержание, проектное задание и тест рубежного контроля и список необходимых источников.

 

Теоретические основания преподавания
дисциплины «Практическая педагогика»

Приоритетом дисциплины «Практическая педагогика» является формирование у студентов умений и навыков профессионального мышления и деятельности, готовности действовать в профессионально-значимых ситуациях. В этой связи, важную роль приобретает активизация образовательного процесса при одновременном использовании традиционных форм и технологий преподавания.

С теоретической точки зрения, преподавание дисциплины «Практическая педагогика» опирается на ряд принципов современной педагогики, в числе которых:

1) принцип культуросообразности, означающий ценностное отношение к педагогической практике, как части новоевропейской культурной традиции, насыщенной ценностно-смысловым содержанием, требующим соответствующего раскрытия в стенах образовательного учреждения;

2) принцип коммуникативности, означающий предпочтительность диалогических (в том числе, игровых, дискуссионных) форм организации учебной деятельности, всемерную мотивацию студентов к высказыванию собственных мнений и суждений с последующим обсуждением;

3) принцип личностной направленности, предполагающий учет индивидуальных предпочтений и интересов будущих педагогов, участие преподавателя в построении и сопровождении индивидуальных образовательных траекторий всех студентов;

4) принцип профессиональной направленности, позволяющий учесть особенности профессиональной подготовки по каждому конкретному направлению и профилю подготовки;

5) принцип вариативности, предполагающий возможность самостоятельного выбора каждым студентом предпочтительных заданий и форм деятельности, что, в свою очередь, требует избыточности заданий по отношению к объемам учебного времени из расчета на последовательное выполнение всех заданий.

В качестве материально-технического обеспечения дисциплины используются ноутбук, проектор и презентационные материалы к лекциям. Столь же важно наличие в вузе аудитории для самостоятельной работы студентов, оборудованной компьютерами с подключением к сети Интернет.

 

Образовательные технологии изучения дисциплины
«Практическая педагогика».

 

Технология чтения лекций основывается на логичном изложении теоретического материала по наиболее актуальным проблемам практической педагогики. Одна возможность интенсификации лекционного изложения связана с постановкой проблемных вопросов и заданий с последующим вовлечением студентов в обсуждение различных точек зрения, позиций и подходов. Другая, менее традиционная форма предполагает чтение лекций самими студентами. При этом, решается целый спектр проблем оптимизации, интенсификации и придания профессиональной направленности процессу обучения. В то же время, следует помнить, что одновременное применение множества новаций опасно; более осмысленным является подбор и сочетание компонентов технологии с учетом уровня подготовки студентов, их профессиональной направленности.

Речь идет о следующих приемах:

1) Заранее назначенные студенты готовят «фрагменты» лекций, представляющие собой краткое изложение теоретического материала, дополненное цитатами классиков и иллюстрациями из области педагогической практики;

2) Один студент (лектор) читает фрагменты лекций, после чего другой студент (критик) оценивает услышанное. Критериями качества лекционного фрагмента могут быть: научность, информативность, внушительность, логичность, актуальность, коммуникативность. В случае недостаточной подготовленности аудитории, и лектор, и критик назначаются заранее; в прочих случаях, преподаватель может пригласить любого слушателя на каждую из ролей.

3) Для оценки каждого озвученного студентом фрагмента лекции аудитория делится надвое: находящиеся в одной части должны аргументировать важность и перспективность изложенных идей, а находящиеся в другой части – выявить содержащиеся логические ошибки, недостатки и ограничения высказанных представлений.

4) По заранее объявленной теме лекции несколько студентов готовят презентации, которые обсуждаются с участием преподавателя и с опорой на соответствующий текст лекции (учебного пособия).

Таким образом, у студентов формируется опыт «стереоскопического» мышления в теоретической сфере, приобретаются навыки публичного выступления и общения в присутствии многочисленных слушателей.

Технологии организации семинарского занятия предполагают использование множества практико-ориентированных заданий и ситуаций, что, в свою очередь, требует еще большей, нежели на лекциях активности обучающихся. В этой связи, проведение семинарского занятия по традиционной схеме, когда заранее подготовленные студенты представляют для обсуждения (в том числе, дополнения и критики) доклады, является не вполне целесообразным.

Основу методической системы дисциплины «Практическая педагогика» составляют технологии активного обучения в форме выполнения практических заданий, предполагающие значительную долю самостоятельной работы. При этом решение педагогических задач организуется через моделирование педагогических ситуаций, близких к реальным. Задания для самостоятельной работы формулируются по следующим (примерным) направлениям профессионально-педагогической деятельности с учетом интересов студентов и включают следующие типы:

1) Анализ образовательных ситуаций и педагогических проблем. Студенту (или группе студентов) предоставляются различные материалы (планы, проекты, программы, рецензии, аутентичные высказывания участников, аудио- и видео-записи происходящих событий), на основании чего должен быть сделан вывод о сущности проблемы (противоречия) и возможных путях ее решения.

2) Анализ педагогического опыта. Общая логика выполнения этих заданий близка заданиям на анализ образовательных ситуаций, однако отличается их центрацией на различных описаниях (объективных, субъективных) опыта педагогической деятельности учителя.

3) Разработка программы педагогической диагностики. Основываясь на требованиях стандартов и рабочих учебных программ, студенты разрабатывают систему диагностических заданий, критериального и организационно-управленческого обеспечения проведения диагностических мероприятий, а также – апробируют их на своем коллективе.

4) Проектирование этапов педагогической деятельности, проектирование образовательных программ, учебных программ. Студентам предлагается в условиях групповой деятельности разработать педагогический проект, который мог бы быть реализован в условиях общеобразовательной школы или другого образовательного учреждения. Инструментами выступают тексты стандартов, учебных планов и типовых учебных программ.

5) Прогнозирование последствий принятия педагогических решений. Студенты приобретают опыт анализа нормативной документации, а также – диагностируемых последствий принятых решений.

6) Конструирование различных форм сотрудничества и взаимодействия с детьми разного возраста. В основе этой формы деятельности – разработка планов и программ массовых мероприятий с участием школьников (творческих сборов, мастер-классов, детских праздников, спортивных и театрализованных мероприятий).

7) Конструирование ситуаций взаимодействия с родителями, социокультурной средой, профессиональными сообществами. Общая структура выполнения этих заданий достаточно близка заданиям по конструированию сотрудничества и взаимодействия с детьми, но реализуется в несколько иной – социокультурной среде и предполагает решение проблем партнерства семьи и школы, профилизации и профориентации, привлечения общественности к управлению школой и пр.

8) Освоение различных профессионально-педагогических ролей. Задания этого типа представляют собой сценарии взаимодействия (коммуникации), которые реализуются – разыгрываются студентами.

Технология тестирования. Тестовые задания используются для текущей аттестации (предварительной оценки) полученных знаний. В этой связи, существует две базовые модели использования тестовых заданий.

В случае если преподаватель использует традиционную зачетно-экзаменационную систему, тестирование следует провести непосредственно перед завершением семестра и началом сессии в качестве зачетной работы. Соответственно, в тест включаются все тестовые задания по дисциплине, а студенты, не прошедшие тестирование или получившие неудовлетворительные оценки, к экзамену не допускаются.

Если же преподаватель использует модульно-рейтинговую систему оцениванию, предпочтительным является проведение тестирования по результатам освоения каждого модуля. Перед проведением каждого тестирования студенты должны быть ознакомлены с критериями оценки полученных результатов, а полученные результаты должны обсуждаться в ходе семинарских занятий, анализироваться как преподавателем, так и студентами, чтобы выявить недостатки подготовки.

Технология организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов при изучении дисциплины «Практическая педагогика» складывается из трех компонентов.

Наиболее традиционным является подготовка студентами сообщений и докладов по вопросам, выносимым на семинары. При этом, однако, в большей степени, актуализируются общеучебные умения и навыки студентов.

Более сложным и, в то же время, значимым, с точки зрения, достижения целей дисциплины, является самостоятельное (а также, в микрогруппах) выполнение проектных заданий. В процессе выполнения проектного задания студенты должны продемонстрировать практические навыки по умению анализировать, систематизировать и обобщать источники, организовывать диагностику (и самодиагностику) профессионально-педагогических способностей и качеств личности, а также – участвовать в учебно-профессиональной деятельности.

Наконец, наиболее комплексным видом самостоятельной работы является написание курсовой работы. Вообще, именно курсовая работа рассматривается как важнейшее средство и условие профессиональной педагогической подготовки. Немаловажно, что курсовая работа по педагогике является первой квалификационной работой, написание которой не только формирует профессиональные компетенции будущего педагога, но и стимулирует его жизненное и культурное самоопределение.

 

Вопросы к семинарским занятиям по модулю 1

 

1. Охарактеризуйте основные этапы развития современных представлений о практической педагогике (Античность, Средневековье, Новое Время, XX век, первые десятилетия XXI века) с точки зрения того, какие основные проблемы стояли перед педагогом; как, где и кем была организована педагогическая практика, как оценивались результаты практической педагогической деятельности.

2. Изучите положения о деятельности органов управления образованием различного уровня и образовательных учреждений (Министерство образования и науки РФ, областные министерства и департаменты образования, муниципальные органы управления образованием, общеобразовательные школы) и выделите те нормы, которые непосредственно относятся к регулированию педагогической деятельности. Какие различия предметов ведения Вы выявили?

3. Используя тексты должностных характеристик по основным педагогическим профессиям: учитель, преподаватель, тьютор, педагог-психолог, руководитель и заместитель руководителя образовательного учреждения (все эти документы можно найти на сайте Министерства образования и науки www.mon.gov.ru либо на сайте www.pedsovet.org), сделайте вывод о существующих различиях в педагогической деятельности и требованиях к профессиональной квалификации этих специалистов.

4. На сайте межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» (http://pedagog-prof.org/) найдите информацию о наиболее распространенных проблемах практической деятельности педагогов в разных регионах страны. С какими географическими, политико-экономическими, этнокультурными особенностями эти проблемы могут быть связаны?

5. Используя Приказ Министерства образования и науки РФ №209 от 24.03.2010 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (http://mon.gov.ru/dok/akt/7194/ или соответствующую обновленную версию), выделите аспекты практической педагогической деятельности, подлежащие оценке в ходе аттестации. Что при этом остается «в тени»? Как эти аспекты могут быть оценены?

 

Проектные задания к модулю 1

 

Задание № 1.

Воспользуйтесь доступной хрестоматией по истории педагогики (можно порекомендовать под редакцией А.И.Пискунова в 3 т., 2007; под ред. Н.А.Желвакова, 1936 или любое другое издание) и составьте таблицу. В таблице отобразите, как в разные периоды развития общества изменялись представления об: обязанностях и функциях школьного учителя; требованиях к его личности; условиях педагогического труда.

 

Задание № 2.

Изучите материалы современных исследований практической педагогики (можно рекомендовать сайт «Антропология.ру» www.anthropology.ru, в частности, сборники «Диалог в образовании» http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/educdial/index.html, «Образование. Коммуникация. Ценности» http://anthropology.ru/ru/texts/gathered/educval/index.html, а также - сборники материалов конференций на сайте www.pedlib.ru) и проведите конференцию на тему «Современные тенденции развития практической педагогики». В рамках конференции, каждый участник должен представить 5 – 7 минутный обзор выбранной статьи, а также – ответить на возникшие вопросы.

 

Тест рубежного контроля №1

1. Какой вид педагогического знания противостоит педагогическому опыту?
A Эмпирическая педагогика B Теоретическая педагогика
C Философия образования D Педагогика личности
2. Какой из теоретико-методологических подходов в современной педагогике обладает свойствами интегратора всех прочих подходов:
A функциональный B Деятельностный
C системный D Личностный
3. Какой этап отсутствует в схеме решения педагогической задачи:
A Обращение к авторитетам B Анализ ситуации
C Моделирование взаимодействия D Рефлексия результатов
4. Чем отличается предмет теоретической педагогики от предмета педагогики практической?
A Практическая педагогика не обладает собственным предметом B Предмет теоретической педагогики — абстрактные соотношения, а практической — деятельность учителя
C Теоретическая педагогика не обладает собственным предметом D Теоретическая и практическая педагогика имеют один и тот же предмет, но разные методы познания
5. Основной концепцией педагогической стратегии являются:
А Педагогические цели B Педагогические условия
C Педагогические методы D Педагогические формы
6. Деятельностный подход в педагогике представлен следующими основными категориями:
A Индивид, субъект, личность B Культура, практика, мышление
C Социум, агент, практика D Субъект, предмет, метод
7. Системный подход предполагает рассмотрение любого субъекта в точки зрения:
A Функций, идей и смыслов B Целостности, дополнительности и соответствия
C Предметов, методов и функций D Коммуникации и субъекта
8. Какого компонента НЕТ в педагогической деятельности:
A Организационного B Коммуникативного
C Социального D Мотивационного
9. Чем отличается деятельность от активности?
A Целенаправленностью B Ситуативностью
C Длительностью D Социальностью
10. Как может быть определен высший уровень профессиональной готовности к педагогической деятельности?
A Обученность B Превосходство
C Мастерство D Уникальность

 

Каждый верный ответ на вопрос теста оценивается одним баллом. Максимальная сумма баллов за правильно выполненный тест — 10 баллов. Если при выполнении теста студенты набирают 7 и более баллов, они получают по модулю №1 оценку «зачтено», если нет - «не зачтено».

 

Список рекомендуемой литературы по модулю 1

 

1. Годник С.М. Характеристика своеобразной сущности педагогической деятельности // Страницы современной педагогики: диалог теории и практики / Под ред. СМ. Годника. - Воронеж, ВОИПКРО, 1998. - С.37-58.

2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение, 1982.

3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. М.: Академия, 2008.

4. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. Спб.: Питер, 2004.

5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 308 с.

6. Сластенин В.А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании. М.: Магистр-пресс, 2000. - С.259-274

 

Вопросы к семинарским занятиям по модулю 2.

 

1. В чем сущность педагогического проектирования? Сопоставьте проектирование, как вид деятельности, в архитектуре, военном деле, градостроительстве, политике. Что общего и чем отличаются эти виды проектирования?

2. В чем общность и чем отличаются педагогические цели и содержание образования? Почему цели задаются или формулируются, а содержание — отбирается или разрабатывается?

3. Является ли взаимодействие учителя и учащегося — элементом содержания образования? Сформулируйте аргументы как «за», так и «против» этой точки зрения. Попытайтесь выделить основные содержательные элементы взаимодействия (из чего оно состоит).

4. Как вы объясняете, почему именно естественные науки в наибольшей степени укоренились в школьной практике? В чем их «преимущества» и «недостатки» в сравнении с гуманитарными предметами?

5. Некоторые учителя высказываются против специального определения содержания образования, считая, что содержание образования исчерпывается, с одной стороны, - научным предметом, а с другой стороны — методикой его преподавания, иначе говоря, никакого специфического содержания в процессе образования нет. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Можно ли представить содержание образования таким образом? Аргументируйте.

 

Проектные задания к модулю 2

 

Задание №1. Экспертиза учебной программы.

Одним из наиболее актуальных видов практической деятельности учителя является экспертная оценка учебных программ, учебников и учебных пособий с целью выбора наиболее эффективного учебно-методического обеспечения. Целью настоящей практической работы является приобретение опыта экспертизы учебных программ.

Рекомендации к организации работы над заданием:

1. Воспользуйтесь любой рекомендованной программой по предмету в области Вашей специализации (большое количество электронных вариантов учебных программ и учебно-методических материалов размещены на сайтах www.pedsovet.org; www.window.edu.ru; www.pedlib.ru; здесь и далее, мы будем говорить об экспертизе программы, понимая под последней любые учебно-методические материалы и разработки).

2. Внимательно прочтите текст, оценивая каждый из аспектов:

1) наличие и уровень анализа образовательной ситуации и формулировка миссии предмета (представления о смысле изучения предмета, его роли в образовании и развитии ребенка);

2) представление роли и места программы в соответствующей образовательной области, этапе и уровне образования;

3) связь с рекомендуемым учебником и учебно-методическим обеспечением (хрестоматия, задачник, опубликованное календарно-тематическое планирование и методические разработки к урокам);

4) теоретико-методологические основания преподавания предмета: идеи, руководящие принципы изложения материала и преподавательской деятельности, педагогические цели;

5) системно-структурная характеристика содержания (содержательные линии и элементы преподаваемого предмета, из каких разделов состоит программа, какие принципы организации материала – линейный, концентрический, спиралевидный реализуется);

6) основные задачи педагогической деятельности, этапы, виды и требования к учебной деятельности;

7) тематическое планирование (темы курса, основные содержательные элементы с указанием объема часов, отводимых на их изучение);

8) актуальные межпредметные взаимосвязи;

9) наличие глоссария (толковый словарик используемых в программе слов, понятий и терминов);

10) требования к результатам обучения, их критериальное и диагностическое обеспечение, условия и периодичность проведения диагностических мероприятий (педагогического контроля);

11) рекомендуемая литература для учителя и для учащихся;

12) рекомендации для учителя и учащихся по изучению программы.

После качественной оценки каждого из перечисленных пунктов, дайте соответствующую количественную оценку представленности и качества каждого компонента в экспертируемой программе (можно воспользоваться 5-балльной шкалой). В заключении, сформулируйте экспертное заключение, в котором, помимо ответов на перечисленные выше вопросы, определите средний балл программы и сформулируйте одну из возможных рекомендаций: программа рекомендуется к широкому использованию; программа рекомендуется к использованию в специализированных школах/классах (уточнить, где, в каких); программа рекомендуется к использованию после доработки (указать, что именно должно быть исправлено); программа не рекомендуется к использованию.

 

Задание № 2. Разработка программы элективного модуля.

Выберите интересующую Вас тему из области психолого-педагогического знания (возможно, что эта тема будет совпадать с темой курсовой работы или какого-то актуального для Вас направления в науке).

Исходя из того, что учащиеся старших классов, обучающиеся по этому профилю, могут также заинтересоваться этой темой, разработайте учебную программу элективного (т.е. по выбору) модуля. Объем учебной нагрузки – около 36 часов (из них, примерно треть – 12 часов – аудиторная, и две трети – самостоятельная работа и прием зачета по модулю). В вашей разработке должны быть указаны:

1. Цели изучения модуля.

2. Место модуля в системе общего образования и профильной подготовки (связь со стандартами общего и профессионального образования, современными тенденциями в науке и образовании; здесь же необходимо указать требования к «входным» знаниям, умениям и готовности обучающегося по базовым предметам).

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате модуля (здесь можно использовать формулировки «знать», «уметь», «владеть», «демонстрировать готовность и способность» и др.).

4. Тематическое планирование (обычно представляется в виде таблицы, в которую вносятся номера и темы занятий, аудиторная и внеаудиторная нагрузка, форма организации занятий – лекция, семинар, практикум, коллоквиум, проектирование и др. и форма контроля усвоения знаний).

5. Образовательные технологии (в том числе, активные и интерактивные формы проведения занятий, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, мастер-классы, тренинги).

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости (указываются темы самостоятельной работы, эссе, рефератов, тестовых заданий).

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля, в том числе, основная литература (учебники и пособия), дополнительная литература (научные статьи и реферативные обзоры), Интернет-ресурсы, материально-техническое обеспечение модуля.

 

Тест рубежного контроля №2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.086 с.)