Судебная защита прав потребителей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебная защита прав потребителей.



 

Судебная защита является разновидностью, специфич­ной формой государственной защиты и осуществляется су­дебными органами. Как отмечает В.Г. Тихиня, судебная за­щита является основной среди иных форм защиты прав фи­зических лиц. В ст. 60 Конституции Республики Беларусь закреплено право каждого на защиту прав и свобод компе­тентным, независимым и беспристрастным судом в установ­ленные законом сроки2. Право на судебную защиту в совре­менных юридических источниках (международных доку­ментах, доктрине) рассматривается в качестве неотъемлемо­го права человека.

Данное право находит свое отражение в ст. 6 Гражданско­го процессуального кодекса (ГПК) Республики Беларусь. Так, заинтересованное лицо вправе в установленном порядке обращаться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса.

Необходимо отметить, что отказ от права на обращение в суд недействителен. Если такое условие будет предусмотрено в договоре розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира и его багажа, груза, оказания услуг и других подобных договорах, то оно просто не будет иметь юридической силы. Вместе с тем нельзя считать отказом от права на обращение в суд отказ от поданного искового заявления. Не допускается отказ в судебной защите по мотивам отсутствия, неполноты, противоречивости, неясности нормативного акта.

К другим гарантиям также можно отнести положения ГПК, отражающие принцип диспозитивности, а также доступности правосудия по причине простоты форм, возможности исправления недостатков процессуальных документов, возможности освобождения от государственной пошлины, наличию закрепленных в ГПК исчерпывающих оснований для отказа в возбуждении дела, для отказа в принятии кассационных жалоб. Следует отметить также, что помимо общих норм, обеспечивающих судебную защиту прав физических лиц в общем, в том числе и потребителей, законодательством Республики Беларусь предусмотрены и нормы специальные, которые содержатся в Законе где отмечено, что при нарушении защищаемых данным законом и другим законодательством прав потребитель может обратиться в суд.

Гражданским процессуальным кодексом устанавливаются общие способы судебной защиты: признание права; присуждение к исполнению обязанности, восстановлению нарушенного права или запрету или прекращению действии, вызывающих нарушение права; обеспечение возникновения, изменения или прекращения правоотношении; установление факта, имеющего юридическое значение; использование других, предусмотренных законодательством способов. Следует отметить, что в отношении дел о защите прав потребителей используются традиционные способы защиты гражданских прав. Отношения, возникающие при осуществлении правосу­дия по гражданским делам, могут осуществляться только в порядке и в пределах, установленных нормами гражданско­го процессуального законодательства. При этом субъекты процесса: суд, судебный исполнитель, секретарь судебного заседания, юридически заинтересованные в исходе дела ли­ца, юридически незаинтересованные в исходе дела лица (свидетели, специалисты, эксперты, понятые, переводчики) наделяются законом определенными процессуальными пра­вами и обязанностями. Для защиты права необходимо совер­шение целого ряда действий: возбуждение дела, представле­ние доказательств, их исследование, оценка характера при­менимых норм материального права, вынесение решения. Последовательность совершения указанных и других дей­ствий, а также возможность их совершения тем или иным участником гражданского процесса предусмотрены нормами гражданского процессуального законодательства. Поэтому все отношения, которые имеют юридическое значение для осуществления правосудия, являются правовыми процессу­альными отношениями. Они носят системный характер и приводят к осуществлению защиты права только при нали­чии определенной законом их совокупности. В силу указан­ных обстоятельств защита права в гражданском судопроиз­водстве протекает в специфической форме, указанной граж­данской процессуальной формой.

В п. 1 ч. 1 ст. 37 ГПК закреплены общие правила подве­домственности дел искового производства:

• наличие спора о праве;

• характер спорного материального правоотношения (су­дам подведомственны дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресур­сов, а также окружающей среды);

• субъектный состав (хотя бы одной из сторон в споре вы­ступает гражданин).

Таким образом, споры о защите прав потребителей будут рассматриваться именно общими судами в порядке искового судопроизводства, поскольку: а) в данном случае будет иметь место спор о праве; б) необходимо учитывать характер право- 142

отношений, из которых заявляются требования (в данном случае — гражданско-правовые); в) имеется соответствую­щий субъектный состав спорных правоотношений (под по­требителем, согласно ст. 1 Закона, необходимо понимать фи­зическое лицо, имеющее намерение заказать или прио рести либо заказывающее или приобретающие товар (ра­боту, услугу) или использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринима­тельской деятельности). „

Законом не предусмотрен предварительный внесуде ный порядок разрешения требований потребителя товаров (работ, услуг). Однако такой порядок может быть пре­дусмотрен другими законодательными актами. Так, напри­мер, согласно п. 2 ст. 422 ГК требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предло­жение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установлен­ный законодательством либо договором, а при его отсут­ствии — в тридцатидневный срок. Статья 751 ГК определя­ет обязательный претензионный порядок по договору пере­возки грузов.

Гражданское процессуальное законодательство в отличие от хозяйственного процессуального (приложение к Хозяй­ственному процессуальному кодексу Республики Беларусь) не содержит требований, которые должны предъявляться к претензии. На наш взгляд, в претензии должны содержаться следующие сведения:

. фамилия, собственное имя, отчество заявителя претен­зии и лица, которому претензия предъявляется, их место жительства или место нахождения,

. дата предъявления претензии;

. обстоятельства, на основании которых предъявлена

претензия,.

. доказательства, подтверждающие эти обстоятельства,

. требования заявителя претензии со ссылкой на законо­дательство;

• сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;

• перечень документов, прилагаемых к претензии.

Претензию можно подать несколькими способами:

• направить по почте письмом с уведомлением;

• вручить непосредственно руководителю или уполномо­ченному на прием заявлений работнику организации, инди­видуальному предпринимателю (в этом случае необходимо, чтобы на копии сделали отметку о дате принятия претензии, регистрации с присвоением входящего номера, данных о ли­це, принявшем претензию);

• изложить в книге замечаний и предложений.

Если неизвестно наименование, место нахождения про­давца (исполнителя) либо указаны неполные или недосто­верные сведения о своем наименовании, месте нахождения, фамилии, имени, отчестве и месте жительства индивидуаль­ного предпринимателя, то согласно п. 18 Положения о Еди­ном государственном регистре юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей, утвержденного постановлени­ем Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2009 г. № 229, потребитель может получить сведения о юри­дическом лице (индивидуальном предпринимателе) по заяв­лению. Выдача соответствующей выписки из Единого госу­дарственного регистра является административной процеду­рой, предусмотренной п. 18.18 Перечня административ­ных процедур, осуществляемых государственными органа­ми и иными организациями по заявлениям граждан, утверж­денного Указом Президента Республики Беларусь от 26 ап­реля 2010 г. № 200. Органами, осуществляющими данную процедуру, являются:

• Министерство юстиции Республики Беларусь;

• Министерство финансов Республики Беларусь;

• Национальный банк Республики Беларусь;

• местные исполнительные и распорядительные органы;

• администрации свободных экономических зон.

Гражданам, обратившимся за предоставлением информа­ции, содержащейся в Едином регистре, для целей защиты прав потребителей, данная информация предоставляется бесплатно. Указанные сведения гражданам предоставляются в срок не более пяти календарных дней со дня подачи соответствующего запроса (заявления).

Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей» от 26 апреля 2010 г. № 4 (далее - Постановление Х° 4) в случае если обязателен досудебный порядок, то его несоблюдение влечет отказ в возбуждении дела в соот-ветствии с п. 2 ст. 246 ГПК, а если дело возбуждено - суд оставляет заявление без рассмотрения (Подсудность исков о защите прав потребителей определяется в соответствии со ст. 46, ч. 12, ст. 47 и ст. 49 ГПК. По общему правилу иск предъявляется в суд по месту нахождения ответчика.

Часть 12 ст. 47 ГПК определяет альтернативную подсудность по искам о защите прав потребителей. Право выбора суда принадлежит истцу. Так, иск о защите прав потребителя может быть предъявлен по общим правилам подсудности — по месту жительства (месту нахождения) ответчика либо по месту жительства или нахождения истца, либо по месту исполнения договора или по месту причинения

Кроме этого, стороны могут соглашением сторон определить суд, который будет рассматривать иск по письменному соглашению между собой, исходя из своих интересов. Несмотря на то что возможность использования договорной подсудности предусмотрена законодательством, на практике при рассмотрении дел о защите прав потребителей она встречается редко, поскольку потребителю, чьи права нарушены, проще воспользоваться правилами альтернативной, общей или исключительной подсудности: в суд он обращается обычно при невозможности разрешения спора мирным досудебным путем, когда достаточно сложно будет достичь указанной выше договоренности.

Обращаться в суд с исковым заявлением о защите нарушенных прав может:

. сам потребитель, права которого нарушены;

. его представитель, действующий на основании доверенности;

• уполномоченные государственные органы по защите прав потребителей;

• органы прокуратуры;

• местные исполнительные и распорядительные органы;

• общественные объединения потребителей.

Право на подачу заявления в защиту неопределенного круга потребителей принадлежит лишь определенным субъектам. Законом в этот круг включены Министерство торговли Республики Беларусь, общественные объединения потребителей, но необходимо отметить, что согласно п. 7 По­становления № 4 в защиту прав неопределенного круга по­требителей могут быть заявлены лишь требования неиму­щественного характера, целью которых является признание действий продавца, изготовителя, исполнителя противо­правными, условий договора недействительными в отноше­нии всех потребителей, как заключивших, так и имеющих намерение заключить договор на приобретение или исполь­зование товара, выполнение работы, оказание услуги и пре­кращение таких действий.

Дела о защите прав потребителей возбуждаются судом на основании поданного искового заявления. В соответствии с подп. 1.1.8 ст. 257 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) освобождаются от государственной пош­лины по делам, рассматриваемым в судах, истцы по искам о нарушении их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.

Исковое заявление — процессуальный документ, в кото­ром излагаются исковые требования истца и иные сведения, имеющие значение для гражданского дела. В нем выражает­ся воля заинтересованного лица, обращающегося в суд за разрешением спора о субъективном праве.

В соответствии со ст. 242 ГПК исковое заявление о воз­буждении дела подается в суд в письменной форме.

Содержание искового заявления должно соответство­вать общим требованиям, предъявляемым к процессуаль­ным документам (ст. 109 ГПК). Кроме того, в этом заявле­нии должны быть также указаны и другие сведения (рек­визиты), характеризующие суть заявленного требования (ст. 243 ГПК).

Реквизиты искового заявления условно можно разделить на три группы:

. вводная часть искового заявления должна содержать следующие данные: наименование суда, в который подается заявление; наименование истца с указанием его места жите­льства (для юридического лица — места нахождения); ана­логичные сведения в отношении ответчика; цена иска (если требование носит имущественный характер) и предмет иска

(о защите прав потребителей);

. мотивировочная часть искового заявления должна включать факты, которыми истец обосновывает свои требо­вания, и доказательства, подтверждающие эти факты,

. заключительная часть искового заявления включает требования истца к ответчику. В этой части искового заявле­ния излагаются и иные просьбы истца, в частности, освобо­дить от уплаты судебных расходов, назначить по делу экс­пертизу, вызвать в судебное заседание в качестве свидетелей тех или иных лиц и т.д.1

В исковом заявлении может содержаться требование о воз­мещении морального вреда на основании ст. 18 Закона. Ком­пенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом, поставщи­ком, представителем, исполнителем, ремонтной организаци­ей) прав потребителя, предусмотренных законодательством, осуществляется причинителем вреда при наличии его вины, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Если заявляется требование о возмещении морального вреда, то в исковом заявлении должно быть указано: кто, при каких обстоятельствах, какими действиями (бездей­ствиями) и когда причинил истцу моральный вред, в чем конкретно выражается моральный вред (какие нравствен­ные и физические страдания перенесены истцом, какую кон­кретно денежную сумму истец просит взыскать с ответчика в возмещение морального вреда, какими доказательствами подтверждаются доводы истца2).

Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем. В последнем случае к заявлению прила­гается доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

Необходимым реквизитом искового заявления является перечень прилагаемых к заявлению документов. Судья мо­жет в зависимости от сложности и характера дела обязать истца представить копии этих документов.

Исковое заявление представляется в суд с копиями по числу ответчиков (ч. 2 ст. 242 ГПК).

В случае если исковое заявление соответствует всем предъявляемым законодательством требованиям к содер­жанию и форме, а также если отсутствуют основания для от­каза в возбуждении дела, суд обязан возбудить производство по делу, о чем выносит определение. Дела о защите прав потребителей рассматриваются по общим правилам рассмот­рения дел искового производства.

При подготовке дела к судебному разбирательству суду следует предложить истцу представить доказательства, сви­детельствующие о наличии между ним и продавцом (изгото­вителем, исполнителем) гражданско-правового договора, определяющего права и обязанности сторон (договор, акт, чек, расписку, накладные и другие документы), а также рас­чет убытков, неустойки, которые по мнению истца должны быть возмещены ответчиком.

Отсутствие документов, подтверждающих приобретение товара (оказание услуги, выполнение работы), не лишает потребителя права при возникновении спора представлять другие доказательства в подтверждение данного факта. Та­кими доказательствами могут быть и показания свидетелей.

Бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее испол­нение обязательства по договору, лежит на продавце (изгото­вителе, исполнителе). Вместе с тем потребитель обязан дока­зать, что недостатки товара (работы, услуги), возникшие после передачи его потребителю, имели место в связи с непредоставлением продавцом (исполнителем, изготовителем) надлежащей информации и что недостатки товара (работы, услуги) возникли до передачи товара (принятия результатов работы, выполнении услуги) потребителю или по причинам,

возникшим до итого момента.

По результатам рассмотрения дела суд выносит решение, согласно которому может удовлетворить иск полностью либо в части, либо отказать в удовлетворении иска.

При удовлетворении иска, связанного с нарушением прав потребителя, если с исковым заявлением о защите прав потребителя выступает местный исполнительный и распорядительный орган или общественное объединение потребителей, суд взыскивает за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя с изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации) в местный бюджет по месту рассмотрения иска штраф в размере 100 % суммы, присужденной

судом в пользу потребителя.

Если с иском в защиту прав потребителя выступает общественное объединение потребителей, то указанному объединению перечисляется 10 % суммы штрафа.

Взыскание штрафа в указанном случае является обязанностью, а не правом суда и применяется независимо от того, заявлялось ли соответствующее требование местным исполнительным и распорядительным органом или общественным

объединением потребителей.

При удовлетворении иска, связанного с нарушением прав неопределенного круга потребителей, суд обязывает изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтную организацию) довести до сведения потребителей решение суда в определенный срок через СМИ или иным способом.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.025 с.)