Законодательство Европейского Экономического Сообщества и организации Объединенных Наций о защите прав потребителей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательство Европейского Экономического Сообщества и организации Объединенных Наций о защите прав потребителей.



Право потребителя жилищно-коммунальных услуг на удовлетворение потребностей в жилищно-коммунальных услугах.

Применительно к праву потребителя на удовлетворение потребностей в жилищно-коммунальных услугах следует учитывать, что потребитель имеет право на удовлетворение потребностей в основных жилищно-коммунальных услугах в объеме не ниже норм (нормативов) потребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами (статья 7 Закона о защите прав потребителей ЖКУ). Таким образом, исполнители, оказывающие основные жилищно-коммунальные услуги, обязаны обеспечить их гарантированный минимум потребителю, однако объем оказываемых основных жилищно-коммунальных услуг может быть и больше установленных норм (нормативов) при наличии такой необходимости у потребителя с учетом технических, технологических и иных возможностей исполнителя. В то же время объем оказания дополнительных жилищно-коммунальных услуг законодательством не регламентируется в силу договорной природы таких услуг и устанавливается по соглашению сторон. Более того, в части второй статьи 7 Закона о защите прав потребителей ЖКУ устанавливается право потребителя отказаться от получения дополнительных жилищно-коммунальных услуг, что подразумевает, прежде всего, право потребителя отказаться от заключения договора в отношении дополнительных жилищно-коммунальных услуг, недопустимость какого-либо «навязывания» потребителю дополнительных жилищно-коммунальных услуг в «нагрузку» к основным.

 

Право потребителя жилищно-коммунальных услуг на безопасность жилищно-коммунальных услуг.

Закон о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

Статья 8. Право потребителя на безопасность жилищно-коммунальных услуг

Потребитель имеет право на безопасность жилищно-коммунальных услуг, включая

запрет на применение в процессе оказания таких услуг изделий (материалов) и

технологий, опасных для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей, а также

окружающей среды, с учетом как повседневных, так и долгосрочных его интересов.

Сокрытие исполнителем фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни,

здоровья и (или) имущества потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг,

запрещается.

Право потребителя жилищно-коммунальных услуг на выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе.

(ст. 10 За­кона № 405-3).

Постановлением № 99 утвержден Перечень жилищ­но-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной ос­нове:

• техническое обслуживание жилого дома;

• текущий ремонт;

• капитальный ремонт;

• вывоз, обезвреживание и переработка твердых комму­нальных отходов;

• пользование лифтом;

• дополнительные ЖКУ.

Выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг, ока­зываемых на конкурентной основе, потребителями, владею­щими жилым помещением (одноквартирным жилым домом) на праве общей собственности, осуществляется по соглаше­нию между ними, а в случае недостижения согласия — в су­дебном порядке.

Решение о выборе исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе, принимается группой потребителей, проживающих в многоквартирном или блокированном жилом доме (в подъезде, на этаже мно­гоквартирного жилого дома и т.д.), простым большинством голосов потребителей и оформляется протоколом собрания потребителей либо опросным листом без проведения собра­ния потребителей.

Участвовать в принятии соответствующего решения мо­жет потребитель, являющийся нанимателем жилого поме­щения государственного жилищного фонда, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков, или иное лицо, уполномоченное им на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законо­дательством.

 

 

Право потребителя жилищно-коммунальных услуг на возмещение убытков, вреда, причиненных исполнителем жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие неоказания жилищно-коммунальных услуг либо их оказания с недостатками.

Недостаток ЖКУ — несоответствие ЖКУ техническим нормативным правовым актам, устанавливающим требова­ния к качеству такой услуги, иному законодательству, усло­виям договора.

Потребитель имеет право после проведения независимой проверки (экспертизы) или вместо нее в судебном порядке установить факт неоказания (некачественного оказания) жилищно-коммунальной услуги.

Важно отметить, что в случае нарушения прав потребителя жилищно-коммунальных услуг исполнитель возмещает причиненные убытки, вред и уплачивает неустойку, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей и (или) договором, если не докажет, что нарушение прав потребителя произошло не по его вине. В случае, если исполнитель не выполнил этих требований, потребитель вправе подать в суд исковое заявление о нарушении прав потребителей жилищно-коммунальных услуг (примечание 3)

Исполнитель обязан возместить убытки, вред, причиненные им жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие неоказания жилищно-коммунальной услуги либо оказания жилищно-коммунальной услуги с недостатками, в т.ч. вследствие применения в процессе оказания жилищно-коммунальной услуги изделий (материалов) и технологий, опасных для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей, а также окружающей среды.

Потребитель вправе требовать от исполнителя компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя жилищно-коммунальных услуг, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом.

Следует отметить, что недостатки оказанной жилищно-коммунальной услуги должны быть устранены исполнителем в максимально короткий срок, технологически необходимый для устранения этих недостатков, но не превышающий месяца со дня предъявления соответствующего требования, если иной срок не установлен соглашением сторон. При этом оказание жилищно-коммунальной услуги, не оказанной потребителю, либо повторное оказание жилищно-коммунальной услуги, оказанной с недостатками, должны быть проведены в первоочередном порядке.

 

 

Законодательство Европейского Экономического Сообщества и организации Объединенных Наций о защите прав потребителей.

 

Относительно недавно в нашей стране стала складываться система законодательства о защите прав потребителей. В связи с этим международный опыт, накопленный странами - участниками ЕЭС и ООН, представляется весьма полезным для всех государств, в которых законодательство о защите прав и интересов потребителя появилось недавно.

Вплоть до 1973 года на уровне стран - участников ЕЭС не предпринимались какие-либо попытки рассматривать специально вопрос, связанный с потребительской политикой и созданием правовой базы с целью защиты интересов потребителей. В 1973 году в рамках Комиссии ЕС создается специальный орган - Консультативный комитет по защите прав потребителей. ЕЭС с принятием первой программы по защите прав потребителей в 1975 г. официально стала проводиться политика по защите прав потребителей. С этого года появились общие программные документы органов ЕЭС в данной сфере, а затем и нормативные акты в форме директив Совета ЕС. Советом ЕС были приняты нормативные акты о безопасности и качестве текстильных, продовольственных товаров, об опасных для жизни и здоровья веществах, способствовавшие созданию цивилизованного рынка товаров, работ и услуг.

В первой программе ЕЭС по защите прав потребителей и информационной политике провозглашалось, что Сообщество имеет намерение улучшить качество жизни народов Сообщества. Потребитель - это не просто покупатель или пользователь товаров и услуг, а лицо социальное, требующее защиты со стороны государственных и иных органов. В Программе провозглашались пять основных прав потребителя:

1. право на охрану жизни, здоровья и безопасность товаров и услуг;

2. право на защиту экономических интересов;

3. право на возмещение причиненного ущерба;

4. право на информацию и просвещение;

5. право на представительство (право быть услышанным).

В "Общих положениях" Программы указывалось, что потребительская политика имеет недавнее происхождение. Она появилась как ответ на злоупотребления участников рыночных отношений (производителей и продавцов), невозможность неподготовленному человеку осуществить адекватный выбор товара и защитить свои права в случае причинения вреда. Все это способствовало тому, что государственные органы вынуждены были обеспечить, с одной стороны, защиту потребителю, а с другой - побудить производителей и продавцов обеспечить качество, надежность и безопасность товаров и услуг, устранить методы нечестной торговли.

В Программе 1975 года обозначалась приоритетная цель потребительской политики - полный учет индивидуальных и коллективных интересов потребителей в различных областях деятельности ЕЭС.

В Программе закреплены пять основных задач ЕЭС в области защиты прав потребителей, а также средства их достижения:

· защита потребителя от угрозы причинения вреда его жизни и здоровью;

· защита экономических интересов потребителей;

· оказание помощи, консультаций, способы возмещения ущерба, причиненного потребителям;

· информирование и просвещение потребителей;

· консультирование с представителями потребителей при принятии решений, затрагивающих их интересы.

Вторая Программа ЕЭС о защите прав потребителей и информационной политике была принята 19 мая 1981 г. Эта Программа обеспечивала преемственность в решении задач, определенных в первой Программе и определяла дальнейшую политику Сообщества в данном направлении. Вторая Программа ЕЭС аналогично первой Программе устанавливала принципы обеспечения основных прав потребителей. В ней отмечалось, что гарантия безопасности жизни и здоровья потребителей осуществляется путем гармонизации норм, относящихся к безопасности некоторых товаров; причем этот процесс не должен мешать свободному перемещению товаров внутри Сообщества. Гармонизация норм подразумевает установление определенных параметров качества, извещение о наличии в государстве - члене ЕЭС специальных норм анализа и тестирования, маркировки и стандартов безопасности.

Обе Программы, одобренные Советом ЕС, возлагали на Комиссию ЕС подготовку нормативных актов, проектов, исследований по защите прав потребителей. Однако в силу определенных причин потребовалась немало времени, чтобы политика ЕС в сфере защиты прав потребителей реализовывалась более эффективно.

В середине 80-х годов разрабатывается новый подход к политике защиты прав потребителей. В 1986 году одобряется новая Программа и создается график принятия нормативных актов по защите прав потребителей. В основу Программы положены два постановления Совета ЕС:

1. "О дальнейшей ориентации политики ЕЭС по защите интересов потребителей" от 23 июля 1986 г. В нем говорится, что, ставя своей задачей создание объединенного рынка, Сообщество предпринимает меры для достижения высокого уровня защиты потребителей, особенно в сфере качества и безопасности товаров и услуг. Такая политика ЕС даст возможность потребителям ощутить преимущества объединенного рынка, ведущего к образованию "Европы народов";

 

2. "Об интеграции политики по защите потребителей с политикой в других областях деятельности" от 15 декабря 1986 года. Это Постановление подчеркивало необходимость учета интересов потребителей при разработке проектов нормативных актов. Комиссия при создании проектов должна обратить внимание на вопросы, связанные с ценообразованием на товары (услуги): их качество и безопасность, доступность для потребителей и состояние конкурентности на рынке.

В развитие этих актов Совет ЕС 9 ноября 1989 г одобрил. постановление "О дальнейших приоритетных направлениях политики защиты потребителей". Следуя обозначенным в данном Постановлении приоритетным направлениям, был разработан трехлетний план действий в области политики по защите прав потребителей в ЕЭС (1990-1992 гг.).

Таким образом, политика и практика ЕЭС в сфере защиты прав потребителей имеют определенный историко-правовой опыт; создана определенная нормативная база, выражающаяся в программных документах органов Сообщества, которые отражают основополагающие принципы политики защиты интересов потребителей на уровне стран-участников ЕС. Безусловно, правовые нормы, посвященные защите интересов потребителей в Сообществе, окажут положительное влияние на становление и совершенствование национального законодательства по защите прав потребителей.

Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей"

Начало непосредственной разработке руководящих принципов в области защиты прав потребителей было положено в конце 70-х годов, когда Экономический и социальный совет ООН признал, что защита интересов потребителей имеет важное значение для социально-экономического развития. В 1977 г. Совет предложил генеральному секретарю подготовить обзор национальных учреждений и законодательства по вопросам защиты интересов потребителей. В 1979 году Совет решил подготовить для рассмотрения правительствами стран-членов ООН всеобъемлющий доклад, в котором содержались бы предложения в отношении мер по защите прав потребителей. А в 1981 г. Совет, сознавая необходимость определения рамок международной политики, в пределах которых предпринимались бы дальнейшие усилия в деле защиты интересов потребителей, поручил генеральному секретарю продолжать консультации с целью разработки ряда общих руководящих принципов для защиты прав потребителей, принимая, в частности, во внимание потребности развивающихся стран.

В соответствии с этим решением генеральный секретарь провел консультации с правительствами и международными организациями стран-членов ООН и в 1983 г. представил на рассмотрение Экономического и социального совета разработку "Руководящих принципов для защиты интересов потребителей". В течение двух лет вопрос о сфере применения и о содержании "Руководящих принципов" был предметом широкого обсуждения и переговоров на правительственном уровне, которые привели в 1985 г. к утверждению этих принципов на сессии ООН.

В разделе I "Руководящих принципов для защиты интересов потребителей" перечисляются их цели, которые представлены в контексте неравенства экономической мощи, уровня образования и позиции на рынке, с которыми сталкиваются потребители. Особое внимание уделяется интересам и нуждам потребителей в развивающихся странах и важности содействия справедливому, равноправному и устойчивому их развитию в связи с чем предлагается:

а) содействовать странам - членам ООН в установлении и дальнейшем обеспечении надлежащей защиты своего населения как потребителей;

б) способствовать созданию структур производства и распределения, способных удовлетворять потребности и запросы потребителей;

в) поощрять высокий уровень этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров и услуг для потребителей;

г) содействовать странам - членам ООН в борьбе с вредной деловой практикой всех предприятий на национальном и международном уровнях, которая отрицательно сказывается на потребителях;

д) способствовать созданию независимых групп потребителей;

е) расширять международное сотрудничество в области защиты интересов потребителей;

ж) поощрять создание рыночных условий, предоставляющих потребителям больший выбор товара при более низких ценах.

Указанные принципы развернуты в последующих разделах Руководящих принципов.

В разделе II речь идет об общих принципах защиты прав потребителей. Здесь указывается на необходимость того, чтобы правительства разрабатывали, укрепляли и продолжали активную политику защиты интересов потребителей, что обусловливается необходимостью учета каждым правительством экономических и социальных условий своей страны, а также издержками и преимуществами защиты интересов потребителей. Правительства призываются к созданию или сохранению надлежащей инфраструктуры для разработки и удовлетворения потребностей сельского населения. Подчеркивается также та роль, которую могут играть в разработке политики защиты интересов потребителей университеты и исследовательские организации. В данном разделе перечисляются шесть законных нужд потребителей, на удовлетворение которых направлены Руководящие принципы:

а) защита потребителей от ущерба их здоровью и безопасности;

 

б) содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов;

в) доступ потребителей к соответствующей информации, необходимой для компетентного выбора товара в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями;

г) просвещение потребителей

д) наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб потребителей;

е) свобода создавать потребительские и другие соответствующие группы или организации и возможность для таких организаций высказывать свою точку зрения в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы.

В разделе III излагается суть Руководящих принципов, сведенных в семь рубрик, охватывающих основные сферы защиты интересов потребителей:

1. Физическая безопасность. В руководящих принципах, помимо обращенного к правительствам призыва обеспечить условия, при которых товары были бы безопасны как при их предназначаемом, так и другом разумно возможном использовании, предусматривается, что производители и распределители товаров должны уведомлять о любой непредвиденной опасности выявленной уже после выхода товаров на рынок. Содержится также призыв к созданию эффективных систем изъятия товаров из обращения.

2. Содействие экономическим интересам потребителей и защита этих интересов. Сюда относится упразднение ограничительной деловой практики, эффективная конкуренция; наличие обслуживания после продажи, а также наличие запасных частей; справедливые и равноправные контакты между покупателями и продавцами; добросовестная торговая и рекламная практика; законодательство, касающееся единиц мер и весов (в частности -правительствам следует регулярно проводить обзоры законодательства, касающегося единиц мер и весов, и оценивать адекватность механизма контроля за его соблюдением).

3. Нормы безопасности и качества потребительских товаров и услуг. Руководящие принципы поощряют разработку, пересмотр и повышение национальных норм, действующих в отношении товаров, и разработку международных норм. В них подчеркивается также необходимость наличия возможностей для проверки и выдачи свидетельств на основные потребительские товары и услуги.

4. Система распределения основных потребительских товаров и услуг. Правительствам предлагается рассмотреть вопрос о политике, направленной на обеспечение распределения основных товаров и услуг там, где такое распределение затруднено. В качестве примера приводятся сельские районы и упоминаются соответствующие складские и торговые сети, стимулирование развития потребительской самопомощи и потребительских кооперативов.

 

5. Меры, позволяющие потребителям получить компенсацию. Здесь отмечается необходимость в оперативных, справедливых, не дорогостоящих и доступных правовых или административных процедурах, позволяющих потребителям получить компенсацию. Правительствам предлагается также поощрять положительное отношение деловых кругов к жалобам потребителей и созданию добровольных схем консультативных услуг и оказания помощи потребителям.

6. Программы просвещения и информирования. Целью этих программ является обеспечение возможности для населения действовать в качестве разборчивых потребителей и разработка специальных программ просвещения и информирования для потребителей с низким уровнем дохода и для малограмотных потребителей. Просвещение потребителей рассматривается как часть основной программы обучения (предпочтительно в качестве одного из разделов изучаемых дисциплин).

7. Меры, касающиеся конкретных областей защиты прав потребителей. Правительствам следует уделять, по мере возможности, первоочередное внимание таким важным для здоровья потребителей областям защиты прав потребителей, как обеспечение населения продовольствием и лекарственными препаратами, водоснабжение (особенно в развивающихся странах).

В разделе IY Руководящих принципов речь идет о международном сотрудничестве и приводятся примеры того, каким образом международная деятельность разного рода может укрепить национальную политику защиты интересов потребителей. Это, в частности, сотрудничество по вопросам улучшения условий приобретения потребителями основных товаров; развитие информационных связей в отношении товаров, которые запрещены, изъяты из обращения или строго ограничены; правительствам следует заботиться о том, чтобы качество товаров и информация об этих товарах были одинаковыми для всех стран, так как даже незначительные изменения в этом отношении могут иметь пагубные последствия для потребителей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.043 с.)