Этапы калькулирования затрат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы калькулирования затрат



В системе управления затратами важная роль отводится калькулированию себестоимости продукции. Калькулирование себестоимости продукции представляет собой процесс определения объема и структуры удельных затрат на производство и реализацию отдельных ее видов. Задача калькулирования состоит в определении затрат, приходящихся на единицу их носителя (продукции, товара, работы, услуги). Процесс калькулирования себестоимости продукции состоит из следующих этапов:

1.Выбор объектов калькулирования. Под объектами калькулирования понимаются конкретные результаты или сегменты операционной (текущей) деятельности предприятия, требующие стоимостного измерения с целью эффективного управления прибылью. Объектами калькулирования могут быть произведенные предприятием изделия (полуфабрикаты, товары), осуществленные работы, оказанные услуги и т.п.

2. Определение полноты калькулирования себестоимости продукции. В зависимости от целей осуществления различают калькулирование частичной или полной себестоимости продукции. Формами частичного калькулирования могут быть калькулирование производственной себестоимости продукции (которое характеризует определение затрат лишь на ее производство); калькулирование маржинальной себестоимости продукции (которое характеризует определение лишь переменных затрат в разрезе отдельных видов продукции для выяснения суммы маржинальной прибыли по ним) и т.п. Полная себестоимость продукции отражает все виды затрат, связанных с ее производством и реализацией.

3.Формирование системы учета, обеспечивающего калькулирование себестоимости продукции. Управленческий учет затрат должен строиться в разрезе объектов калькулирования и быть подчинен конкретной системе осуществления этого процесса. Вместе с тем, независимо от объекта и используемой системы калькулирования себестоимости продукции (эти системы подробно рассматриваются далее), управленческий учет должен включать:

а) систему учета затрат на производство продукции (на закупку товара) в разрезе отдельных их статей;

б) систему учета выхода готовой продукции в натуральных единицах измерения;

в) систему учета затрат на реализацию (сбыт) готовой продукции в разрезе отдельных их статей;

г) систему учета продажи готовой продукции в стоимостных и натуральных единицах измерения;

е) систему организации документооборота, обеспечивающего своевременное и корректное отражение учитываемых показателей.

4. Распределение затрат по производству и реализации продукции на прямые и косвенные их виды. Признаки прямых и косвенных затрат рассмотрены в предыдущей теме.

5.Отнесение прямых затрат на конкретные виды продукции – это процесс распределения прямых затрат в разрезе конкретных объектов калькулирования — товаров, полуфабрикатов, проведенных работ, оказанных услуг и т.п. Общая сумма прямых затрат предприятия должна быть полностью распределена по видам производимой (реализуемой) им продукции.

6.Распределение косвенных (непрямых) затрат по конкретным видам продукции. Этот этап является наиболее сложным и трудоемким в процессе калькулирования себестоимости продукции, требующим определенных творческих подходов. Более того, любое распределение непрямых затрат носит условный характер и никогда не позволяет получить абсолютно точные и надежные результаты, отражающие уровень этих затрат в себестоимости конкретных видов продукции.

Распределение косвенных затрат по конкретным видам продукции связано с определением базы распределения, расчетом нормативной ставки распределения и с выбором конкретного метода распределения. База распределения косвенных затрат характеризует основной показатель, обеспечивающий причинно-следственную связь с конкретным видом распределяемых затрат, который должен быть положен в основу распределения. В зависимости от вида распределяемых затрат обычно применяются следующие варианты базы их распределения:

количество произведенной (реализованной) продукции;

сумма прямых затрат на выпуск (реализацию) отдельных видов продукции (без стоимости материальных затрат);

сумма материальных затрат (сырья, материалов, полуфабрикатов) на выпуск отдельных видов продукции;

среднесписочная численность работников, занятых в производстве соответствующих видов продукции;

число отработанных человеко-часов работниками, занятыми в производстве соответствующих видов продукции;

сумма основной заработной платы работников, занятых в производстве соответствующих видов продукции;

количество машино-часов использования оборудования для выпуска отдельных видов продукции;

размер производственной (торговой) площади и другие.

Выбор базы распределения должен носить стабильный характер, поскольку он характеризует один из элементов политики управления затратами на предприятии. Ее пересмотр может быть вызван лишь заменой на такую базу, которая обеспечивает более справедливый принцип их распределения.

Нормативная ставка распределения косвенных затрат представляет собой отношение общей суммы этих затрат к совокупной величине базы их распределения. Нормативная ставка распределения косвенных затрат действует в течение одного рассматриваемого периода. Метод распределения косвенных затрат характеризует механизм и последовательность расчетов в процессе этого распределения. В современной практике наиболее широкое распространение получили следующие методы распределения непрямых затрат:

метод прямого распределения, в соответствии с которым все косвенные затраты прямо относятся на соответствующие виды продукции, минуя промежуточные формы их распределения;

метод последовательного распределения, в соответствии с которым это распределение косвенных затрат идет сверху вниз, т.е. начиная с общехозяйственных и заканчивая последним структурным подразделением;

метод перекрестного (или взаимного) распределения, когда вначале распределение косвенных затрат идет между различными равнозначными подразделениями, оказывающими взаимные производственные и другие услуги, а лишь затем совокупные затраты основного подразделения распределяются по видам продукции.

Выбор конкретных методов распределения косвенных затрат определяется производственной структурой предприятия и широтой номенклатуры выпускаемой (реализуемой) им продукции.

7.Определение суммы производственной или полной себестоимости продукции завершающий этап. Формирование полной себестоимости по производственной и торговой деятельности представлено на рисунках 1 и 2.

1-й вариант:

       
   
 
 
постоянные косвенные общепроизводственные затраты (списываются в дебет счетов 20, 23 и др.)*

 


Рисунок 1 – Формирование полной себестоимости по производственной деятельности

 

* примечание. Возможно включение таких затрат в состав управленческих расходов, а не в себестоимость реализованной продукции.

 

По торговой деятельности общая сумма затрат по реализованным товарам включает следующие элементы:

 

 

 

6.


Рисунок 2 – Формирование затрат по торговой деятельности

 

Конкретное содержание отдельных этапов калькулирования в значительной степени зависит от применяемых на предприятии систем калькулирования продукции.

2.

Основными из систем калькулирования себестоимости продукции, применяемых в настоящее время, являются:

2.1. Позаказная система калькулирования себестоимости продукции заключается в последовательном отражении всех видов прямых и косвенных затрат, связанных с выполнением работ (выпуском продукции) по индивидуализированным заказам (контрактам). При этом индивидуальное изделие, выполняемое по заказу, или их партия рассматриваются как самостоятельный единый объект учета и планирования затрат. На каждый заказ открывается ведомость (карта) аналитического учета затрат, которой присваивается определенный код. В этом документе отражаются: наименование продукции; заказанное количество изделий; требования к качеству и срокам исполнения заказа; производственные структурные подразделения, обеспечивающие выполнение заказа, и другие показатели. В процессе выполнения заказа затраты отдельных структурных подразделений учитываются в разрезе статей отчетной калькуляции. В ряде случаев ведомость (карта) аналитического учета затрат по заказу может предусматривать их накопление по следующим позициям: а) прямые материальные затраты сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты; топливо и электроэнергия); б) прямые затраты труда производственных рабочих, занятых выполнением заказа (и соответственно начисленная прямая основная заработная плата); в) прочие прямые затраты; г) косвенные затраты, относимые на заказ. Отнесение косвенных затрат на заказ осуществляется, как правило, по следующей базе: отработанным человеко-часам; отработанным машино-часам; стоимости заказа по контракту.

Калькулирование себестоимости по заказу осуществляется путем суммирования всех видов затрат по изготовлению индивидуального изделия (или путем деления общей суммы затрат на количество выпущенных изделий, если заказ был оформлен на их партию). Использование этой системы калькулирования себестоимости продукции требует тщательного и своевременного документирования затрат по всем выполненным работам и осуществления большого объема расчетов, связанных с распределением косвенных затрат. Эта система калькулирования себестоимости применяется обычно в мелкосерийном производстве продукции или в индивидуальном ее изготовлении в соответствии с техническими требованиями заказчика (в строительстве, авиационной и судостроительной промышленности, при выпуске нестандартной продукции, осуществлении крупных ремонтных работ, сервисных услуг и т. п.).

2.2 Попроцессная (или попередельная) система калькулирования себестоимости заключается в отражении всех видов прямых и косвенных затрат, связанных с выпуском и реализацией продукции, в разрезе отдельных процессов (стадий, фаз, переделов и т.п.). Такая система калькулирования себестоимости характерна для производства качественно однородной продукции с непрерывным или массовым технологическим процессом, где индивидуальные заказы не оказывают специфического воздействия на ход операционной деятельности и удовлетворяются за счет запасов готовой продукции. Различная степень сложности применения этой системы калькулирования продукции определяется количеством производственных процессов, структурно выделенных на предприятии; объемом незавершенного производства и широты номенклатуры продукции, требующей раздельного учета.

Основу этой системы калькулирования составляет учет затрат по каждому процессу в разрезе отдельных статей с разделением учета готовой продукции и незавершенного производства. Процесс калькулирования затрат при использовании этой системы проходит четыре этапа:

а) на первом этапе определяется объем незавершенного производства продукции в так называемых "эквивалентных единицах ". Этот объем рассчитывается путем перемножения количества единиц продукции, находящейся в процессе обработки, на степень завершенности их обработки (например, 100 единиц продукции, обработка которых завершена на 30%, будет составлять 30 эквивалентных ее единиц);

б) на втором этапе определяется общее количество продукции, произведенное (реализованное) в рассматриваемом отчетном периоде времени, по следующей формуле:

ОП = ЗГПн + ПП - ЗГПк,

где ОП —общее количество произведенной продукции в отчетном периоде; ЗГПн и ЗГПк —запасы незавершенной продукции в эквивалентных единицах соответственно на начало и конец периода; ПП — количество полностью завершенной и переданной далее продукции;

в) на третьем этапе определяется общая сумма прямых и косвенных затрат на производство продукции по всем ее процессам (переделам). Распределение косвенных затрат осуществляется по широкой их базе, рассмотренной ранее;

г) на четвертом этапе рассчитывается удельная себестоимость продукции, т.е. определяется объем совокупных затрат, приходящихся на единицу продукции.

Преимуществом использования данной системы калькулирования себестоимости является ее простота, возможность эффективного управления незавершенным производством и запасами готовой продукции, группировка затрат на производство и реализацию продукции в разрезе центров ответственности. В то же время основным недостатком этой системы калькулирования является чрезмерное усреднение себестоимости продукции, не учитывающее сезонные особенности ее производства, различия в потерях материальных ресурсов и времени работников на отдельных этапах текущей деятельности, различия в затратах по хранению запасов и т.п. Попроцессная (попередельная) система калькулирования продукции широко используется на предприятиях угольной, нефтяной, химической, фармацевтической, текстильной, обувной, пищевой и других аналогичных по организации технологических процессов отраслей экономики.

2.3. Нормативная система калькулирования себестоимости продукции (или система "стандарт-костинг") основывается на применении разработанных норм и нормативов затрат. При этом фактические затраты различных видов сопоставляются с нормативными с целью выявления и отражения в учете размеров отклонений (эту систему поэтому часто называют «управление затратами по отклонениям»). Нормативная система калькулирования себестоимости продукции осуществляется по следующим основным этапам:

а) разработка системы норм и нормативов затрат материальных ресурсов, живого труда, отдельных видов других прямых и косвенных расходов. Эти нормативы разрабатываются на единицу производимой продукции, на отдельные виды работ и т.п. Нормативы строятся в разрезе отдельных статей учетной калькуляции;

б) текущий учет затрат в разрезе разработанных норм с одновременным определением размера отклонений от этих норм;

в) текущий учет изменения значений норм и нормативов, используемых предприятием в процессе осуществления текущей деятельности;

г) определение фактической себестоимости единицы произведенной (реализованной) продукции (С факт.). Этот расчет осуществляется по следующей формуле:

С факт = НЗ ± ОФЗ ± ИН,

где НЗ — суммарная нормативная себестоимость единицы продукции, установленная на предприятии; ОФЗ—суммарное отклонение (экономия или перерасход) фактических затрат на производство (реализацию) единицы продукции от нормативов в отчетном периоде; ИН — суммарное изменение (увеличение или сокращение) размера норм, определяющих нормативную себестоимость продукции, в отчетном периоде.

Преимуществом использования данной системы калькулирования себестоимости продукции является внедрение в деятельность предприятия прогрессивных норм и нормативов затрат; высокая связь этих нормативов с разработанной ценовой политикой предприятия; повышение эффективности контроля управления затратами; получение более точных результатов калькулирования. Вместе с тем, она имеет и определенные недостатки, основными из которых являются: сложность учета обширной системы затрат; необходимость постоянного управления системой норм и нормативов; нетипичность отдельных отчетных периодов с позиций осуществления затрат, не учитываемая системой их нормативов.

Нормативная система калькулирования себестоимости продукции может использоваться как самостоятельная, так и дополняющая систему позаказного или попроцессного ее калькулирования. Ее можно использовать на предприятиях с массовым постоянным технологическим процессом производства и реализации продукции, имеющей стабильный сбыт и использующей однородные виды сырья, материалов, полуфабрикатов — в машиностроении, нефтехимической, текстильной, швейной, пищевой и других отраслях экономики.

2.4. Система калькулирования переменных затрат («директ-костинг») заключается в том, что калькулируется не полная себестоимость производства и реализации продукции, а только удельные переменные затраты (их основу составляют прямые затраты). Основная цель внедрения этой системы калькулирования — обеспечить контроль за формированием маржинальной прибыли предприятия в разрезе конкретных видов продукции.

При этой системе калькулирования затрат определяется маржинальная прибыль по конкретным видам продукции:

МПп = Ц - Зпер,

где МПп — сумма маржинальной прибыли по конкретным видам продукции; Ц — цена реализации единицы произведенной продукции; Зпер — сумма переменных (прямых) затрат, отнесенных на конкретные виды продукции. Преимуществами использования данной системы калькулирования себестоимости продукции являются ее простота; минимум осуществления расчетных операций, связанных с распределением косвенных затрат; высокая надежность полученных результатов, так как при этой системе в основном исключены погрешности отнесения косвенных затрат на отдельные виды продукции в процессе их распределения; возможность целенаправленного управления как переменными затратами, так и маржинальной прибылью. Однако ее недостатком является неполное отражение всей совокупности затрат, связанных с производством и реализацией отдельных видов продукции. Эта система только начинает внедряться в практику калькулирования затрат на наших предприятиях, хотя в странах с развитой рыночной экономикой она используется уже давно. Современный «директ-костинг» имеет два варианта:

1.Простой «директ-костинг»(в себестоимость включаются только переменные затраты);

2.Развитой «директ-костинг» (в себестоимость включаются переменные затраты и прямые постоянные затраты).

Система «Директ-костинг» позволяет: определить нижнюю границу цены на товар; провести сравнительный анализ прибыльности различных видов и групп товаров; определить порог рентабельности и запас прочности. Данная методика даёт наибольший эффект, если предприятие функционирует на условиях внутреннего хозрасчёта.

«Директ-костинг» применим только для решения внутренних управленческих проблем краткосрочного характера. Метод можно применять, если требуется более детальная оценка переменных затрат в связи с изменением условий работы с контрагентами, когда доля переменных издержек в общей сумме издержек составляет около 75 %. Метод «Директ-костинг» и маржинальный подход наиболее часто используются при принятии таких краткосрочных решений как совершенствование структуры реализуемых товаров в условиях ограниченности ресурсов, определение цены товара и др.

 

3. Влияние метода учета и калькулирования затрат на себестоимость товаров и определение прибыли.

Применение различных методов учета и калькулирования затрат влияет на величину себестоимости товаров и, тем самым, на сумму прибыли от реализации товаров. При методе учета полных затрат себестоимость реализации будет больше, чем при методе учета переменных затрат на величину постоянных затрат. Применение различных методов учета затрат влияет не только на величину затрат и прибыли, но и на форму отчёта о прибылях и убытках. В сфере производства продукции, работ, услуг формирование прибыли по методам учета полных затрат и учета переменных затрат осуществляется следующим образом:

 

Метод учета полных затрат Метод учета переменных затрат
1.Выручка за вычетом налогов из выручки минус: 2.Себестоимость реализованной продукции (прямые материальные и трудовые затраты); распределяемые переменные косвенные общепроизводственные затраты; постоянные косвенные общепроизводственные затраты) равно: 3.Валовая прибыль минус: 4.Управленческие расходы (условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией) 5.Расходы на реализацию (приходящиеся на реализованную продукцию) – все (переменные + постоянные) равно: 6.Прибыль (убытки) от реализации продукции (работ, услуг) 1.Выручка за вычетом налогов из выручки минус: 2.Переменные затраты, приходящиеся на реализованную продукцию: ‒ прямые материальные затраты, ‒ прямые трудовые затраты, ‒ переменные общепроизводственные затраты, ‒ переменные управленческие расходы, ‒ переменные расходы на реализацию равно: 3. Маржинальная прибыль (маржинальный доход) минус: 4. Постоянные затраты – все за период: ‒ постоянные общепроизводственные затраты; ‒ постоянные управленческие расходы; ‒ постоянные расходы на реализацию равно: 5.Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг)

Формирование прибыли по торговой деятельности представлено в следующей таблице.

 

Метод учета полных затрат Метод учета переменных затрат
Выручка за вычетом налогов из выручки
Минус: себестоимость реализованных товаров (покупная стоимость реализованных товаров) равно: валовой доход минус: ‒ расходы на реализацию, приходящиеся на реализованные товары (все прямые и косвенные, переменные и постоянные расходы), в том числе управленческие расходы равно: Прибыль (убыток) от реализации товаров Минус: себестоимость реализованных товаров (покупная стоимость реализованных товаров) равно: валовой доход минус: ‒ переменные расходы на реализацию (прямые и косвенные), в том числе управленческие расходы (переменная часть) равно: Маржинальная прибыль (маржинальный доход) минус: ‒ постоянные управленческие расходы – все за период, ‒ постоянные расходы на реализацию – все за период равно: Прибыль от реализации товаров

Из представленных выше таблиц видно, что в отчёте о прибылях и убытках (при методе учёта на основе полных затрат) определяется валовая прибыль (от основной деятельности) как разница между выручкой и себестоимостью реализованных товаров (работ, услуг), включающей как переменные, так и постоянные затраты. Прибыль от реализации получают вычитанием из валовой прибыли общей суммы косвенных расходов (переменных и постоянных). При методе учёта на основе переменных затрат в отчете о прибылях и убытках появляется дополнительный показатель - маржинальная прибыль, рассчитываемый как разница между выручкой и всеми переменными затратами, включая покупную стоимость реализованных товаров и переменную часть управленческих расходов и расходов на реализацию. Прибыль от реализации получают вычитанием из маржинальной прибыли общей суммы постоянных расходов. Следует отметить, что международные стандарты бухгалтерского учета не рекомендуют использовать метод учета переменных затрат при составлении внешней финансовой отчетности, расчете налогооблагаемой прибыли. Метод «Директ-костинг» целесообразно применять как дополнение к принятой и действующей системе учета, планирования и анализа затрат.

Тема 5: Бюджетное управление и основные принципы его организации в торговле

1) Сущность, функции и принципы бюджетирования.

2) Основные этапы построения системы бюджетирования.

3) Операционный бюджет предприятия, его задачи и структура.

4) Финансовый бюджет предприятия, его задачи и структура.

5) Понятие жёсткого и гибкого бюджета.

1.

В настоящее время разработана эффективная система управления предприятием на основе бюджетирования. В узком смысле бюджетирование — это финансовое планирование на предприятии, в рамках которого составляется прогноз трех бухгалтерских отчетов: о движении денежных средств (бюджет движения денежных средств, БДДС); о прибылях и убытках (бюджет доходов и расходов, БДР); бухгалтерского баланса (прогнозный баланс или бюджет по балансовому листу, ББЛ).

В расширенном смысле бюджетирование — это технология финансового планирования, в рамках которой на предприятии с определенной периодичностью составляется совокупность не только финансовых, но и операционных бюджетов (бюджета продаж, бюджета производства, бюджета закупок и т.д.), представляющих собой, по сути дела, совокупность планов хозяйственной деятельности предприятия.

Наконец, в широком смысле бюджетирование — это технология управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. В таких рамках выполняются: планирование, учет, контроль, анализ и регулирование всех видов деятельности, реализуемых фирмой.

Бюджетирование в западной управленческой практике является составляющей метода «управления по отклонениям». Управление по отклонениям представляет собой периодическую процедуру принятия решений на основе анализа причин отклонений фактических показателей от плановых.

Бюджетное управление (управление по отклонениям, бюджетное планирование) – это трехстадийная методика управления ресурсами организации, включающая: составление плана (бюджета); определение фактических показателей; определение отклонений, анализ вызвавших их причин и принятие решений на основе результатов анализа.

Бюджет – это план деятельности фирмы, центров ответственности, составленный как в натуральных, так и в денежных единицах для целей управления расходами, доходами и ликвидностью. Бюджеты разрабатываются как в целом для организации, так и для ее структурных подразделений или отдельных функций деятельности. Это основной источник информации для оценки будущего (прогнозируемого) финансового состояния фирмы и принятия корректирующих управленческих решений.

Бюджетирование позволяет руководству предварительно оценить эффективность управленческих решений, оптимально распределить ресурсы между подразделениями, наметить направления развития и избежать кризиса. Сравнение фактических данных с бюджетными (план-фактный контроль) указывает области, куда необходимо направить внимание руководителей и необходимые управленческие действия.

Бюджетирование должно выполнять следующие функции:

v планирование операций обеспечивающих достижение целей фирмы;

v координация различных видов деятельности и отдельных подразделений фирмы, согласование интересов отдельных работников и групп по фирме в целом;

v стимулирование руководителей всех рангов в достижении целей своих центров ответственности;

v план-фактный контроль текущей деятельности и обеспечение плановой дисциплины;

v является основой для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителями;

v используется как средство для обучения менеджеров;

v выявление потребности в денежных ресурсах и оптимизация денежных потоков.

Формирование бюджетов предполагает участие в этом процессе специалистов различных служб: экономистов, маркетологов, финансистов и др.

Составление бюджетов может осуществляться различными способами:

а) сверху вниз;

б) снизу вверх;

в) по итерационной схеме – наиболее приемлемый способ, когда сверху спускаются

целевые финансовые показатели, а затем формируется по схеме снизу вверх вся

система бюджетов предприятия. Далее бюджеты анализируют на соответствие их поставленным руководством целевым показателям. Если желаемое значение целевых показателей достигается, то бюджет представляется на утверждение руководителю, и после утверждения он становится обязательным для исполнения и контроля. Такие итерации повторяются до достижения приемлемой версии.

Основные принципы бюджетирования:

Ø гибкость – это постоянная адаптация к изменениям во внутренней и внешней среде;

Ø непрерывность – это скользящий характер планирования;

Ø коммуникативность – это координация и интеграция усилий всех участников процесса бюджетирования;

Ø итеративность – это творческий характер и неоднократность проработки уже составленных пунктов плана;

Ø многовариантность;

Ø участие;

Ø адекватность.

Бюджет разрабатывается на год с разбивкой по кварталам, месяцам, декадам на основе непрерывного планирования.

2.

Основные этапы построения системы бюджетирования:

I. определение значений ключевых показателей;

II. составление главного бюджета фирмы;

III. финансовое структурирование (выделение центров ответственности);

IV. информационное структурирование;

V. распределение функций бюджетного планирования;

VI. построение системы ответственности за соблюдение бюджетных регламентов;

VII. анализ отклонений от бюджета, построение гибкого бюджета.

Рассмотрим кратко содержание каждого этапа.

I. Ключевые показатели утверждаются, как правило, советом директоров. К системе ключевых показателей относятся:

- годовая выручка от реализации (То);

- средний уровень наценки;

- средний уровень издержек в % от выручки;

- средний уровень чистой прибыли в % к То;

- средняя величина задействованного капитала;

- соотношение величин собственного и заёмного капитала;

- производительность труда одного сотрудника как отношение величины выручки к численности сотрудников.

II. Главный бюджет фирмы включает в себя операционный и финансовый бюджеты.

Операционный бюджет включает функциональные бюджеты и бюджет доходов и расходов.

Финансовый бюджет включает: 1) бюджет движения денежных средств;

2) бюджет капитальных вложений (бюджет кредитования); 3) прогнозный баланс.

III. На данном этапе в организационной структуре фирмы выделяют центры финансовой ответственности, которые могут быть 2-ух типов:

1) влияющие на прибыльность (это центры дохода, затрат, прибыли);

2) влияющие на платёжеспособность (это центры ответственные за поступление средств, и их расходование – центр инвестиций).

Центр ответственности (ЦО) – это структурное подразделение предприятия, ответственное за достижение того или иного финансового показателя.

Целью организации учёта по центрам ответственности является обобщение (регистрация, накопление, отражение, анализ, предоставление) информации о затратах и результатах деятельности по каждому центру ответственности, чтобы возникающее отклонение можно было отнести на конкретное лицо.

Детализация учёта по центрам ответственности позволяет отслеживать потоки денежных средств, контролировать источники доходов и расходов, и принимать обоснованные управленческие решения.

Деление предприятия на центры ответственности должно определяться спецификой конкретной ситуации и отвечать следующим требованиям:

q центры ответственности следует увязать с производственной и организационной структурой предприятия;

q во главе каждого центра ответственности должно быть ответственное лицо;

q для каждого центра ответственности должен быть определён показатель для измерения объёма деятельности и указана база для распределения затрат;

q необходимо чётко определить сферу полномочий и ответственности руководителя каждого центра ответственности;

q для каждого центра ответственности необходимо установить формы и сроки предоставления внутренней отчётности;

q руководители центров ответственности должны принимать участие в проведении анализа работы центра за прошедший период и в составлении планов на предстоящий период;

q необходимо учитывать социально-психологические факторы, которые могут повлиять на мотивацию руководителя соответствующего центра ответственности.

Решающее влияние на создание ЦО оказывают производственная и организационная структуры предприятия. Производственная структура фирмы показывает виды реализуемых товаров, состав и структуру служб, отделов, формы построения и взаимосвязи на каждом уровне управления. Организационная структура любой организации официально находит свое отражение в штатном расписании. Она обеспечивает согласованность действий подразделений по выполнению основных задач и целей организации. В рамках организационной структуры можно выделить следующие формы организации управления:

1. линейная – имеет место прямое подчинение нижестоящих звеньев организации строго определенным вышестоящим звеньям;

2. функциональная – вышестоящее звено руководит всеми или частью нижестоящих звеньев, но только в пределах одной функции;

3. линейно-функциональная – линейные подразделения занимаются основной деятельностью по реализации товаров, а функциональные подразделения оказывают услуги основным;

4. матричная – широкая сеть горизонтальных связей и многочисленные пересечения их с вертикалью, образующиеся в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений.

Построение ЦО в соответствии с организационной структурой позволяет связать деятельность каждого подразделения с ответственностью конкретных лиц, оценить результаты работы каждого подразделения и определить их вклад в общие результаты деятельности торговой организации. Выделяют следующие виды центров ответственности:

ц ентры затрат – это структурные подразделения предприятия, руководители которых отвечают только за затраты. В рамках такого центра организуется планирование, нормирование и учет издержек с целью контроля, анализа и управления;

ц ентры продаж (дохода) – это структурные подразделения предприятия, руководители которых отвечают только за выручку (например, отдел продаж, склад-магазин и др.). В качестве критериев оценки работы центра продаж, в зависимости от стратегии фирмы, могут быть:

- выручка; объём продаж в натуральном выражении; доля рынка; число клиентов;

- цена; торговая надбавка;

- структура реализации;

ц ентры прибыли – это структурные подразделения предприятия, руководители которых отвечают за затраты, доходы и прибыль. В таких центрах прибыль, как разница между доходами и расходами, является основным контролируемым показателем. В качестве центра прибыли может выступать предприятие, находящееся на внутреннем хозрасчёте, входящее в состав ОАО и т.д. Руководитель центра прибыли контролирует цены, объём продаж, издержки.

Центры инвестиций – это структурные подразделения предприятия, руководители которых отвечают не только за выручку и затраты, но и за капиталовложения. Целью такого центра является не только получение прибыли, но и достижение рентабельности вложенного капитала и доходности инвестиций. Оценочными показателями могут быть: срок окупаемости, рентабельность инвестиций, и другие.

По функциям, выполняемым центрами ответственности, их подразделяют на:

1) основные;

2) вспомогательные.

Основные центры ответственности занимаются непосредственно производством и реализацией товаров, их затраты напрямую списываются на себестоимость реализации. К ним относятся секции, отделы, бригады.

Вспомогательные центры ответственности выполняют функции обслуживания основных центров. Затраты этих центров (канцелярия, бухгалтерия) сначала распределяют по основным центрам ответственности, а потом в составе суммарных издержек основных центров списывают на себестоимость реализованных товаров.

IV. На этом этапе осуществляется структуризация статей бюджета, распределение отдельных статей в бюджеты по центрам ответственности и разрабатываются схемы их консолидации в основные бюджетные фирмы: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.148 с.)