Влияние на риск жизненного цикла фирмы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние на риск жизненного цикла фирмы.



Действие рисков обусловлено постоянным изменением внешней и внутренней среды функционирования предприятия. Предприятие как социально — экономическая система имеет определенный жизненный цикл, поскольку всякая система обладает предельными возможностями, ограничивающими ее дальнейшее существование в первоначальном виде определенным периодом времени. Таким образом, задачей руководства предприятия является определение момента проведения комплекса мероприятий по управлению рисками предприятия с учетом организационно-экономических особенностей этапа жизненного цикла.

Продолжительность жизненного цикла предприятия для различных стран и разных отраслей будет различной. Однако кривая жизненного цикла состоит из отдельных участков (этапов), каждый из которых описывает зависимость предприятия от внешних и внутренних условий, возникающих в тот или иной отрезок времени, будет идентична для всех экономических субъектов. На каждом этапе имеются специфические группы рисков, влияющие на процесс функционирования предприятия (таблица 1).

 

Таблица 1 Организационно-экономические особенности функционирования предприятия на различных этапах его жизненного цикла

Этапы жизненного цикла предприятия Экономические особенности Организационные особенности Зависимость от внешних факторов Зависимость от внутренних факторов
Зарождение Большая доля Постепенное Сильная Слабая
  заемных средств, высокий финансовый риск, низкие показатели рентабельности внедрение на рынок, усиленный маркетинг, налаживание связей с поставщиками и кредиторами    
Рост Оптимальный финансовый риск, Интенсивная модернизация, рост Умеренная Умеренная
  высокий качества продукции    
  производственный      
  риск, высокие      
  показатели      
  рентабельности      
Зрелость Оптимальный Полная занятость Слабая Сильная
  совокупный риск, всех ресурсов,    
  высокие показатели постепенное    
  рентабельности, снижение оборачиваемости оборотных активов омертвление оборотного капитала, изношенность основных фондов    
Спад Высокий Слабый маркетинг, Сильная Сильная
  совокупный риск, потеря доверия    
  низкие показатели рентабельности, оборачиваемости и платежеспособности поставщиков и кредиторов, изношенность ресурсов   !

Таким образом, риск проявляется на предприятии на всех этапах его жизненного цикла, при осуществлении всех функций управления, поэтому руководство обязано учитывать уровень риска в качестве важнейшего фактора.

 

Методы анализа рисков.

Риск возникает в том случае, когда решение вырабатывается в условиях неопределенности или осуществляется выбор из нескольких трудносопоставимых вариантов. В этих условиях требуется оценить вероятность достижения заданного результата и выявить возможность неудачи. В предпринимательской деятельности рисковая ситуация связана с понятиями собственности, прибыли и вероятностью потерь. Предприниматель может понести потери в виде дополнительных расходов, не предусмотренных прогнозом, программой его действий, или может получить доходы ниже того уровня, на который он рассчитывал.

В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении, если вид такого ущерба поддается измерению в данной форме (математическое ожидание).

В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе (вероятность). При осуществлении расчетов за такую базу удобно принимать:

■ имущественное состояние (стоимость основных или оборотных средств предпринимательской структуры);

■ общие затраты ресурсов по осуществлению данного вида предпринимательской деятельности;

■ ожидаемый доход (прибыль) от предпринимательской деятельности.

Выбор базы не имеет принципиального значения, но желательно использовать показатель, определяемый с более высокой степенью достоверности.

Фундаментальный экономический анализ предлагает следующие показатели, которые являются измерителями риска:

■ запасы или разрывы;

■ коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости;

■ дифференциал и плечо финансового рычага;

■ коэффициенты эластичности различных экономических показателей по соответствующим факторам (построение различного рода факторных моделей) и т.п.

Эти показатели определяют приоритет изучаемых и контролируемых рисков, помогают вскрыть взаимосвязи и логические зависимости между факторами риска.

Косвенными показателями риска являются:

■ рейтинги ценных бумаг, заемщиков, рынков, государств (в том числе факторная модель кредитного риска Z-score Альтмана);

■ премии за риск, содержащийся в доходности различных активов;

■ котировки производных финансовых инструментов;

■ параметры дефицита (длина и продолжительность очереди, объем запасов) и т.п.

Все эти показатели характеризуют риски активов статическими, экспертными или рыночными оценками.

Анализ рисков подразделяется на два взаимодополняющих вида — качественный и количественный.

Качественный анализ может быть сравнительно простым, его основной задачей является определение факторов риска, этапов и работ, при выполнении которых риск возникает, что означает установление потенциальных областей риска, после чего возможна идентификация всех возможных рисков. Он базируется на оценке факторов, которые невозможно оценить количественно.

Количественный анализ риска заключается в численном определении размеров отдельных рисков и общехозяйственного риска для предприятия в целом.

При количественном анализе риска могут использоваться различные методы оценки. В настоящее время наиболее распространенными являются:

■ статистический метод;

■ метод анализа целесообразности затрат;

■ метод экспертных оценок;

■ аналитический метод;

■ метод анализа чувствительности модели;

■ метод использования аналогов.

Рассмотрим более подробно некоторые методы.

Статистический метод. Сущность этого метода заключается в том, что для расчета вероятностей возникновения потерь анализируются все статистические данные, касающиеся результативности осуществления предприятием рассматриваемых операций. Частота возникновения некоторого уровня потерь находится по следующей формуле:

¦0 = n¢ / nобщ,

где ¦0 — частота возникновения некоторого уровня потерь;

n¢ — число случаев наступления конкретного уровня потерь;

nобщ ¾ общее число случаев в статистической выборке, включающее и успешно осуществленные операции данного вида.

В последнее время стал популярен метод статистических испытаний (метод Монте-Карло). Достоинством этого метода является возможность анализировать и оценивать различные «сценарии» реализации проекта и учитывать разные факторы рисков в рамках одного подхода. Разные типы проектов отличаются своей уязвимостью со стороны рисков, что выясняется при моделировании.

Недостатком метода статистических испытаний является то, что в нем для оценок и выводов используются вероятностные характеристики, что не очень удобно для непосредственного практического применения.

Анализ целесообразности затрат. Этот метод ориентирован на идентификацию потенциальных зон риска и эффективно используется при планировании денежных потоков. Суть метода состоит в следующем — перерасход затрат может быть вызван одним из четырех основных факторов или их комбинацией:

1) первоначальная недооценка стоимости;

2) изменение границ проектирования;

3) различие в производительности;

4) увеличение первоначальной стоимости.

Эти факторы могут быть детализированы. На базе типового перечня можно составить подробный контрольный перечень для конкретного проекта или его элементов. Например, имеется возможность свести к минимуму капитал, подвергаемый риску, путем разбивки процесса утверждения ассигнований проекта на стадии (области). Стадии утверждения должны быть связаны с проектными фазами и основываться на дополнительной информации о проекте по мере его разработки. На каждой стадии утверждения, имея анализ подвергаемых риску средств, инвестор может принять решение о прекращении инвестиций.

Метод экспертных оценок. Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа существа проблемы с количественной оценкой суждений по существу поставленных перед экспертами вопросов и формальной обработкой результатов. Например, проблема может быть поставлена так: определить вероятность получения дохода предпринимателем от продажи партии товара в среде конкурентного рынка, оценив ее по показателям «высокая», «средняя», «минимальная», «убыток». В процессе экспертизы эксперты выполняют две основные функции: формируют объекты (цели) суждения и проводят измерение и оценивают их характеристики. Опрос — главный этап совместной работы групп экспертов. Основным содержанием его является:

■ постановка задачи и представление вопросов экспертами;

■ информационное обеспечение работы экспертов;

■ выработка экспертами суждений, оценок, предложений;

■ сбор результатов работы экспертов.

При коллективной экспертизе используются следующие основные виды опроса: дискуссия, анкетирование и интервьюирование, метод коллективной генерации идей, или «мозговой штурм». Полученные результаты обрабатываются одним из методов измерений: ранжирование, парное сравнение, непосредственная оценка и последовательное сравнение. При описании каждого метода предполагается, что имеется конечное число измеренных объектов Оt, …, Оn и сформулирован один или совокупность показателей (признаков) Yt, …, Yn, по которым осуществляется сравнение объектов.

Ранжирование представляет собой процедуру упорядочения объектов, выполняемую экспертом. Исходя из своих знаний и опыта, эксперт располагает объекты в порядке предпочтения, руководствуясь одним или несколькими показателями сравнения. В зависимости от вида отношений между объектами возможны различные варианты упорядочения объектов.

Парное сравнение представляет собой процедуру установления предпочтения объектов или процедуру сравнения всех возможных пар. В отличие от ранжирования, при котором осуществляется упорядочение всех объектов, парное сравнивание объектов представляет собой значительно более простую задачу. При сравнении пары объектов возможны отношения либо порядка, либо эквивалентности, что доводится до сведения экспертов. Парное сравнение объектов есть измерение в шкале порядка. В результате сравнения пары объектов Oi, Oj эксперт упорядочивает эту пару, высказывая предположение: либо Оi > Оj, либо Оj > Оi, либо Оi = Оj. Выбор числового представления ¦ естественно произвести так, что если Оi > Оj, то ¦(Оi)> ¦(Оj); если предпочтение в паре обратное, то знак неравенства заменяется на обратный, т.е. ¦(Оi) < ¦(Оj). Наконец, если объекты эквивалентны, то естественно полагать, что ¦(Оi) = ¦(Оj).

Четыре метода измерения в рамках метода экспертных оценок: ранжирование, парное сравнение, непосредственная оценка и последовательное сравнение обладают различными качествами, но приводят к близким результатам. При этом следует учитывать, что наиболее простым методом, требующим минимальных затрат, является ранжирование, а наиболее трудоемким для экспертов — метод последовательного сравнения, метод парного сравнения без дополнительной обработки.

Результаты оценок экспертов подлежат формализованной обработке. Она может осуществляться с корректировкой индивидуальных оценок по «весам» компетентности эксперта или без корректировки.

Суть аналитического метода заключается в использовании аналитических коэффициентов, которые учитывают возможные степени и меры риска, поправки на предполагаемые значения экономических показателей, способных повлиять на финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта. Такими показателями могут выступать показатели ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, рассчитываемые на основе финансовой отчетности хозяйствующих субъектов.

Как отмечалось выше, для оценки уровня финансового риска можно использовать такой показатель, как эффект финансового левериджа (рычага).

Эффект финансового рычага (ЭФР) — это превышение рентабельности собственных средств над экономической рентабельностью, получаемое благодаря использованию заемных средств, несмотря на платность последних.

ЭФРПН = (1 - СНП)() ,

где П — годовая прибыль предприятия, ден. ед.;

СС — собственные средства, ден. ед.;

ЗС — заемные средства, ден. ед.;

СПК — ставка процента за кредит, доля ед.;

СНП — ставка налога на прибыль, доля ед.

Эту формулу представляют в упрощенном виде в целях описания интерпретации этого показателя, и она выглядит следующим образом:

ЭФРПН = (1 - СНП) ´ Дифференциал ´ Плечо финансового рычага.

Взаимосвязь между эффектом финансового рычага и финансовым риском заключается в следующем. Отрицательный эффект финансового рычага однозначно свидетельствует о повышенном финансовом риске. Если эффект финансового рычага равен нулю, то возможны два варианта: если нулю равен дифференциал, то это говорит о значительном финансовом риске; если же нулю равно плечо финансового рычага, то предприятие вообще не привлекает заемные средства, а это означает, что финансовый риск равен нулю.

Трактовка высокого положительного эффекта финансового рычага также может быть двоякой: если высокий эффект финансового рычага достигнут за счет большого плеча финансового рычага, то финансовый риск имеет место, причем его величина может изменяться от умеренной до значительной; если же высокий эффект финансового рычага достигнут за счет большого дифференциала, то финансовый риск незначителен.

Примером аналитических процедур также может выступать учет инфляции, который необходим при расчете наращенной суммы денег и определения действительной (реальной) ставки процентов при получении кредитов:

rr = - 1,

где гг и гnom — соответственно реальная и номинальная ставки процента;

h — темп инфляции.

Анализируя альтернативные направления вложения капитала, необходимо учитывать, что денежные потоки и процентные ставки должны соответствовать друг другу, т.е. реальным денежным потокам должны соответствовать реальные процентные ставки, номинальным — номинальные.

Метод использования аналогов. Данный метод основан на следующем предположении: при анализе риска вновь создаваемого предприятия полезными могут оказаться данные о последствиях воздействия неблагоприятных факторов риска на другие предприятия. При использовании аналогов применяются различные способы получения сведений о рисках. Полученные данные обрабатываются для выявления зависимостей с целью расчета потенциального риска при реализации новых проектов. Метод эффективен на предприятиях, осуществляющих инновации. При использовании метода аналогий следует иметь в виду, что даже в случаях неудачного завершения операций трудно создать предпосылки для будущего анализа, т.е. подготовить исчерпывающий и реалистический набор возможных сценариев срывов.

 

Управление рисками.

Управление риском — многоступенчатый процесс выработки и осуществления решений, цель которого компенсировать или уменьшать ущерб для предприятия при наступлении неблагоприятных событий. Выделяют следующие основные этапы управления риском:

1. Анализ риска – начальный этап, имеющий целью получение необходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисках. Собранной информации должно быть достаточно для того, чтобы принимать адекватные решения на последующих стадиях. Анализ состоит из выявления рисков и их оценки. При выявлении рисков (качественная составляющая) определяются все риски, присущие исследуемой системе. Главное - не пропустить важных обстоятельств и подробно описать все существенные риски. Оценка – это количественное описание выявленных рисков, в ходе которого определяются такие их характеристики, как вероятность и размер возможного ущерба. В это время формируется набор сценариев развития неблагоприятных ситуаций и для вероятности наступления ущерба в зависимости от его размера.

2. Выбор метода воздействия на риски с целью минимизации возможного ущерба в будущем. Как правило, каждый вид риска допускает 2-3 традиционных способа его уменьшения. Поэтому возникает проблема оценки сравнительной эффективности методов воздействия на риск для выбора наилучшего из них. Сравнение может происходить на основе различных критериев, в том числе экономических.

3. Принятие решений. После выбора оптимальных способов воздействия на конкретные риски появляется возможность сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков предприятия. На этом этапе определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходит постановка и распределение задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами. Отметим, что решения по управлению рисками, как и любые корпоративные решения, должны содержать серьезный анализ схемы «затраты—выгоды» по каждой доступной альтернативе.

Процесс непосредственного воздействия на риск представлен тремя основными способами: снижением, сохранением и передачей риска.

Снижение риска подразумевает уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятных событий. Чаще всего оно достигается при помощи осуществления предупредительных организационно-технических мероприятий, под которыми понимаются различные способы усиления безопасности зданий и сооружений, установка систем контроля и оповещения, противопожарных устройств, проведение обучения персонала способам поведения в экстремальных ситуациях и т.д.

Сохранение риска не всегда означает отказ от любых действий, направленных на компенсацию ущерба. Предприятие может создать специальные резервные фонды (фонды самострахования или фонд риска), из которых будет производиться компенсация убытков при наступлении неблагоприятных ситуаций. Такой метод называется самострахованием. Также могут использоваться такие методы как получение кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства, получение государственных дотаций и др.

Меры по передаче риска означают передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существенного уровня риска. К ним относятся страхование, которое подразумевает передачу риска страховой компании за определенную плату, а также различного рода финансовые гарантии, поручительства и т.д. Передача риска может быть осуществлена путем внесения в текст документов (договоров, торговых контрактов и др.) специальных оговорок, уменьшающих собственную ответственность при наступлении непредвиденных событий или передающих риск контрагенту (например, транспортной компании, осуществляющей перевозку грузов).

4. Контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии с учетом новой информации – это заключительный этап управления риском. Контроль состоит в получении информации от менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации. Он может выражаться в выявлении новых обстоятельств, изменяющих уровень риска, передаче этих сведений страховой компании, наблюдении за эффективностью работы систем обеспечения безопасности и т.д. Раз в несколько лет должен происходить пересмотр данных об эффективности используемых мер по управлению рисками с учетом информации о произошедших за этот период убытках.

Информационной основой для расчетов рисков является бухгалтерская отчетность предпринимательских структур. В отчетности можно указать статьи, абсолютные значения и динамику, изменения которых позволяют характеризовать предпринимательские риски. Анализ бухгалтерской отчетности предприятий показал, что их деятельность подвержена в основном имущественному, кредитному и рыночному рискам. Именно они определяют общий уровень и динамику предпринимательского риска. Каждый вид риска в методике характеризуется соответствующей группой показателей:

по имущественному риску:

1) показателем собственности на основные средства,

2) показателем участия в средствах организации (Пу); по риску ликвидности (кредитный риск):

3) рентабельностью основной деятельности (Ро),

4) коэффициентом текущей ликвидности (Ктл),

5) коэффициентом быстрой ликвидности (Кбл),

6) коэффициентом абсолютной ликвидности (Кал),

7) показателем деловой активности владельцев предприятия (Пда).

8) оборачиваемостью запасов (Oз),

9) удельным весом дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов (Пдз);

по рыночному риску:

10) оборачиваемостью дебиторской задолженности (Одз),

11) оборачиваемостью кредиторской задолженности (Окз),

12) обеспеченностью материальными запасами (Омз),

13) показателем зависимости от поставщиков (Пзп).

 

Среди комплекса мер по защите от рисковых ситуаций следует выделять страхование и хеджирование рисков.

Страхование рисков

Вероятностный характер потерь при риске порождает спрос на страхование (здесь и далее по тексту в понятие «страхование» включены также операции хеджирования). На нормальном страховом рынке давно устоялись следующие основные категории стандартно страхуемого риска:

персональные риски, т.е. возможность материальных или эмоциональных потерь (смерть, травма, потеря трудоспособности, болезнь, безработица и т.д.);

имущественные риски, т.е. возможность материальных потерь в результате повреждения, разрушения или хищения того или иного имущества, принадлежащего человеку или организации;

риски ответственности, т.е. возможность экономических потерь в результате того, что человек или организация будут в законном порядке признаны виновными в нанесении ущерба другим лицам и организациям. В этом случае виновник обязан и будет принужден судебным исполнителем возместить финансовые последствия этого ущерба;

риски несоответствия, т.е. возможность того, что продукция или услуга фирмы не соответствует стандарту или договору. Проистекающие из этого неустойку, моральный и материальный ущерб можно застраховать.

Страхование предпринимательского риска является новым, не традиционным для отечественной практики видом страхования. Предпринимательский риск в страховании понимают как «риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов». Запуск любого бизнеса - это риск. Предприниматель должен детально знать все участки и этапы своего бизнеса: управление, маркетинг, контрактинг, персонал, обслуживание и обновление оборудования, все возможности применения и развития производимой продукции или оказываемых услуг. И одна из главных задач, особенно вначале, — осознание совокупности рисков, характерных для каждого участка и этапа.

Страхование — это способ борьбы не с самими опасностями, угрожающими предприятию, а с их последствиями. Оно не может быть альтернативой другим мерам, направленным на снижение степени риска. Страхование — завершающий этап процесса управления риском на предприятии, цель которого — организация работы по получению наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предприятия соотношении затрат и степени риска.

Практика страхования использует методику построения тарифных ставок по рисковым видам страхования с учетом инфляции и инвестиционного дохода.

Хеджирование рисков

Другой вид защиты от рисков — их хеджирование, т.е. применение системы мероприятий, направленных на ограничение финансового риска. Сущность хеджирования предлагается рассмотреть на примере решения следующей задачи.

В процессе международной деятельности, когда товар производится в одной стране, например в Беларуси, а продается в другой стране, например в США, может возникнуть ситуация, при которой сырье покупается в кредит за рубли под будущую выручку от продажи товара за доллары. Однако курс рубля к доллару подвержен случайным колебаниям. Возникает проблема минимизации возможных потерь от случайных колебаний относительно курсов национальных валют.

Примем, что в конечный момент времени Т имеем сумму М$ в долларах, например предполагаемую выручку от реализации партии товара, и e — количество предлагаемых рублей за 1 дол. Интерес представляет максимизация величины М$ — суммы, которую будем иметь в момент времени Т после перевода полученной в долларах выручки в рубли.

Здесь может быть несколько стратегий, имеющих свои преимущества и недостатки.

1. Простой обмен долларов на рубли в момент времени T по фактическому курсу е(T), который сложится в тот момент. При этой стратегии величины возможного выигрыша или проигрыша неограниченны.

2. Покупка фьючерса на обмен долларов на рубли по курсу фьючерса еf(T). При такой стратегии оказываются неограниченными величины возможного выигрыша или упущенной прибыли.

3. Взятие в кредит суммы М: (1 + г$)т, ее обмен на рубли по фактическому курсу е(0), сложившемуся в данный момент времени, и размещение этой суммы в банке в рублях под проценты гp (г$ — проценты за взятие в кредит долларов). В зависимости от колебаний курса валют величина возможных потерь или упущенной прибыли оказывается неограниченной.

4. Покупка опциона на возможность приобрести рубли по определенному курсу е0(Т). В этом случае величина возможной прибыли оказывается неограниченной, а величина возможных потерь — ограниченной.

Фьючерс ¾ обязательство продать или купить что-то в будущий, заранее оговоренный момент времени по фиксированной цене. Например, обязательство купить через шесть месяцев 10 000 дол. по цене 13 тыс. руб./дол. — валютный фьючерс. Отказаться от выполнения обязательств по фьючерсу нельзя. Так, продав фьючерс и имея фактический курс в 12,5 тыс. руб./дол., мы будем обязаны купить 10 000 дол. по цене 13 тыс. руб./дол.

Опцион — право купить или продать что-либо в заранее оговоренный будущий момент времени по заранее установленной цене. В отличие от фьючерса опцион дает право купить или продать, но не требует реализации этого права. При покупке опциона на право приобрести 10 000 дол. по цене 13 тыс. руб./дол. это право реализуется, когда обменный курс составляет, к примеру, 13,5 тыс. руб./дол., и отказываемся от этого права при обменном курсе, например, в 12,5 тыс. руб./дол.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.056 с.)