Основы управленческого консультирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы управленческого консультирования



Сущность и содержание консалтинговой деятельности: история возникновения управленческого консультирования; роль управленческого консультирования в обеспечении эффективности организации; современное состояние и перспективы развития консалтинга и мировой и отечественной практике.

Основные понятия и определения управленческого консультирования:

консультирование как вид деятельности, консультационная услуга, особенности консультационных услуг; сущность процесса консультирования; роли консультанта и клиента, их взаимодействие в процессе консультирования; консультационный проект; формы договоров на оказание консультационных услуг; принципы управленческого консультирования; классификация консалтинговых услуг; основные стратегии работы, используемые консультантами.

Организация консалтинговых услуг: субъекты и объекты консультирования; внутренние и внешние консультанты, их преимущества и недостатки; источники информации; модель поиска и выбора консультанта, критерии профессионализма консультанта.

Стадии консультационного процесса: предпроектная стадия, особенности ведения переговоров при формулировании задачи; проектная стадия, организационная диагностика, методы получения информации, поиск и структурирование решений, разработка рекомендаций, анализ возможных последствий, рисков и неопределенностей, план-график работы, оформление проектной документации; послепроектная стадия, формирование отчета о проделанной работе, анализ деятельности консультанта; анализ проведенных изменений (полученных результатов) в организации, прямые и косвенные результаты; завершение проекта, оценка выгод, получаемых консультантом.

Методы работы консультантов: процессное консультирование, методы работы и роль консультанта в процессном консультировании, роль заказчика; экспертное консультирование, роль и методы работы консультанта в экспертном консультировании, задачи, решаемые в ходе экспертного консультировании; обучающее консультирование, содержание и методы обучающего консультирования; комплексное консультирование;выбор методов работы консультанта в процессе формирования и реализации проекта; ценообразование на консалтинговые услуги и финансирование деятельности консультантов.

Консультирования по вопросам управления персоналом: выявление организационных патологий; виды диагностики проблем управления персоналом, объективные и субъективные методы диагностики; организационно-кадровый аудит, аудит кадровых процессов, аудит кадрового состава, аудит кадрового потенциала организации; методы оптимизации кадрового состава организации; предупреждение проблем с персоналом, основные направления обучающего консультирования по проблемам управления персоналом; управление персоналом кризисного предприятия.

Ответственность консультанта: профессионально-этические принципы деятельности консультанта; определение ответственности консультанта за выполненную работу; требования к деятельности консультанта во время выполнения проекта; принципы работы с клиентом; ключевые компетенции и личностные качества консультанта.

Тема 7. Организация учебно-методического и информационного обеспечения студентов

Основная образовательная программа «Управление персоналом» обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям).

Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается разработанным методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение. Каждый обучающийся обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке) Университета ГА, которая содержит различные издания по основным изучаемым дисциплинам.

В качестве дополнительного фонда учебной литературы кафедрой рекомендуется использовать ресурс электронной библиотеки www.koob.ru.

Ко всем электронным библиотекам существует доступ через терминалы Университета ГА (компьютерные классы с наличием доступа в Интернет (ауд.400)), читального зала библиотеки с доступом Wi-Fi, компьютеров Центра информационных технологий (ЦИТ).

Обучающимся обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации в научно-технической библиотеке (НТБ) Санкт-Петербургского университета гражданской авиации. Фонд научно-технической библиотеки составляет свыше 500 тыс. экземпляров различных книг, брошюр и журналов.

НТБ ведет алфавитный, систематический каталоги; картотеку трудов преподавателей и сотрудников Университета, систематическую картотеку статей, тематические картотеки.

На кафедре истории и управления персоналом имеется методический кабинет, в котором подобрана литература по специальности. Общий фонд библиотеки кафедры насчитывает более 1600 экземпляров книг и журналов. В методическом кабинете кафедры имеются журналы: «Отечественная история», «Вопросы истории», «Международная жизнь», «Родина», «Управление персоналом», «Кадровик», «Справочник кадровика», «Социальная политика и социальное партнерство». Кроме того, на кафедре существует подборка электронных учебников по основным дисциплинам.

 

Тема 8. Организация самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельная работа студентов (СРС) – это обязательная, планируемая и контролируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская и общественно-значимая деятельность студентов, направленная на полное освоение дидактических единиц и на развитие общих и профессиональных компетенций, которая выполняется студентами во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней.

Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом. Самостоятельная работа выполняет следующие функции:

- способствует усвоению знаний, формированию профессиональных умений и навыков, обеспечивает формирование профессиональной компетенции будущего специалиста;

- способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней;

- воспитывает потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;

- побуждает к научно-исследовательской работе.

В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы:

- самостоятельности;

- развивающе-творческой направленности;

- целевого планирования;

- учета и контроля выполненной работы;

- ответственности за результат;

- личностно-деятельностного подхода.

СРС обеспечивает освоение установленных стандартами дидактических единиц, формирует общекультурные и профессиональные компетенции, понимаемые как способность и готовность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области, в том числе:

- формирование умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, а также других источников информации;

- качественное освоение и систематизация полученных теоретических знаний, их углубление и расширение по применению на уровне межпредметных связей;

- формирование умения применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности) и закрепление практических умений студентов;

- развитие познавательных способностей студентов, формирование самостоятельности мышления;

- совершенствование речевых способностей;

- развитие активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование способностей к саморазвитию (самопознанию, самоопределению, самообразованию, самосовершенствованию, самореализации, саморегуляции);

- развитие научно-исследовательских навыков;

- развитие навыков межличностных отношений.

 

Самостоятельная работа студентов включает следующие виды самостоятельной деятельности (виды работ):

- самостоятельное выполнение заданий на практических занятиях;

- подготовка к аудиторным занятиям и выполнение заданий разного типа и уровня сложности; подготовка к проблемным лекциям, семинарам, дискуссионным вопросам, практическим заданиям (кейсам), ролевым играм и т.п.;

- проработку учебного материала в соответствии с графиком самостоятельной работы (по конспектам, учебной, методической и научной литературе);

- изучение отдельных тем (вопросов) учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами, составление конспектов;

- написание рефератов, обзора литературы, библиографических списков и других видов письменных индивидуальных работ;

- составление хронологических таблиц, логических и структурных схем и т.п.;

- решение задач; выполнение самостоятельных и контрольных работ;

- выполнение переводов с иностранных языков;

- выполнение курсовых работ;

- подготовка ко всем видам контрольных испытаний, в том числе к текущему контролю успеваемости в течение семестра, промежуточной аттестации по окончании семестра, к экзаменам (в том числе, к Интернет-экзаменам) для оценки остаточных знаний;

- прохождение производственных и преддипломной практик, выполнение предусмотренных ими различных видов самостоятельной работы, составление отчетов по итогам практик;

- подготовка к итоговой государственной аттестации, в том числе подготовка к государственным экзаменам, выполнение выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы);

- другие виды самостоятельной работы, в том числе устанавливаемые для конкретного направления подготовки (специальности) или специализации (профиля), а также учебных дисциплин, реализуемых кафедрами.

 

Письменные работы могут включать: тесты, контрольные работы, рефераты, курсовые работы, научно-учебные отчеты по практикам студентов.

Важнейшими достоинствами тестов и контрольных работ являются:

- экономия времени преподавателя (затраты времени в два-три раза меньше, чем при устном контроле);

- возможность поставить всех студентов в одинаковые условия;

- возможность разработки равноценных по трудности вариантов вопросов;

- возможность объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя;

- возможность проверить обоснованность оценки;

- уменьшение субъективного подхода к оценке подготовки студента, обусловленного его

индивидуальными особенностями.

Тест является простейшей формой контроля, направленной на проверку владения терминологическим аппаратом, современными информационными технологиями и конкретными знаниями в области фундаментальных и прикладных дисциплин. Тест состоит из небольшого количества элементарных задач; может предоставлять возможность выбора из перечня ответов; частота тестирования определяется преподавателем.

Контрольная работа является более сложной формой проверки; она может применяться для оценки знаний по базовым и вариативным дисциплинам. Контрольная работа, как правило, состоит из небольшого количества средних по трудности вопросов, задач или заданий, требующих поиска обоснованного ответа.

Реферат – форма письменной работы, которую рекомендуется применять при освоении вариативных (профильных) дисциплин профессионального цикла. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания реферата – привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям.

Реферативный обзор литературных источников по дисциплинам кафедры управления персоналом представляет собой индивидуальное задание, направленное на развитие навыков самостоятельной работы с периодическими изданиями. Выполнение реферативных обзоров предполагает широкое использование периодических изданий, а также аналитических статей, опубликованных на интернет-сайтах, освещающих теоретические и практические проблемы, вопросы отечественного и зарубежного опыта в области экономики труда и управления персоналом. В процессе выполнения реферативного обзора раскрываются способности студентов осуществить самостоятельный поиск, анализ и обобщение периодических изданий, делать аргументированные выводы, вносить свои

предложения по разрабатываемой теме.

Курсовая работа – более сложный, чем реферат, вид самостоятельной письменной работы, направленный на творческое освоение общепрофессиональных и профильных профессиональных дисциплин (модулей) и выработку соответствующих профессиональных компетенций.

При написании курсовой работы студент должен полностью раскрыть выбранную тему, соблюсти логику изложения материала, показать умение делать обобщения и выводы. При оценке уровня выполнения курсовой работы, в соответствии с поставленными целями для данного вида учебной деятельности, могут контролироваться следующие умения, навыки и компетенции:

- умение работать с объектами изучения, критическими источниками, справочной и

энциклопедической литературой;

- умение собирать и систематизировать практический материал;

- умение самостоятельно осмыслять проблему на основе существующих методик;

- умение логично и грамотно излагать собственные умозаключения и выводы;

- умение соблюдать форму научного исследования;

- умение пользоваться глобальными информационными ресурсами;

- владение современными средствами телекоммуникаций;

- способность и готовность к использованию основных прикладных программных средств;

- умение обосновывать и строить априорную модель изучаемого объекта или процесса;

- способность создать содержательную презентацию выполненной работы.

Научно-учебные отчеты по практикам являются специфической формой письменных работ, позволяющей студенту обобщить свои знания, умения и навыки, приобретенные за время прохождения базовых и профильных учебных производственных, научно-производственных практик и НИР. Отчеты по производственным практикам и НИР готовятся индивидуально. Помимо перечисленных выше умений и навыков, приобретаемых при выполнении курсовой работы, могут контролироваться следующие компетенции:

- способность работать самостоятельно и в составе команды;

- готовность к сотрудничеству, толерантность;

- способность организовать работу исполнителей;

- способность к принятию управленческих решений;

- способность к профессиональной и социальной адаптации;

- способность понимать и анализировать социальные, экономические и экологические

последствия своей профессиональной деятельности.

Научно-исследовательская работа студентов выполняется на старших курсах и, как правило, способствует выполнению выпускной квалификационной работы. Это процесс и результат изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Студенты могут выполнять самостоятельное научное исследование под руководством преподавателя (научного руководителя).

На данном этапе должны контролироваться следующие компетенции, приобретаемые

студентом в процессе выполнения работы:

- способность пользоваться глобальными информационными ресурсами, находить

необходимую литературу;

- владение современными средствами телекоммуникаций;

- способность определять и формулировать проблему;

- способность анализировать современное состояние науки и техники;

- способность ставить исследовательские задачи и выбирать пути их решения;

- способность создавать содержательные презентации.

Информационные системы и технологии осуществляются с привлечением разнообразных технических средств. Технические средства контроля (ТС) могут содержать: программы компьютерного тестирования, учебные задачи, комплексные ситуационные задания.

В понятие технических средств контроля может входить оборудование, используемое студентом при лабораторных работах и иных видах работ, требующих практического применения знаний и навыков в учебно-производственной ситуации, овладения техникой эксперимента. В отличие от производственной практики лабораторные и подобные им виды работ не предполагают отрыва от учебного процесса, представляют собой моделирование производственной ситуации и подразумевают предъявление студентом практических результатов индивидуальной или коллективной деятельности.

Контроль результатов образования с использованием информационных технологий и систем обеспечивает:

- быстрое и оперативное получение объективной информации о фактическом усвоении студентами контролируемого материала, в том числе непосредственно в процессе занятий; возможность детально представить эту информацию преподавателю для оценки учебных достижений и оперативной корректировки процесса обучения;

- формирование и накопление интегральных (рейтинговых) оценок достижений студентов по всем дисциплинам и модулям образовательной программы; привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами;

- возможность самоконтроля и мотивации студентов в процессе самостоятельной работы.

 

Тема 9. Научно-исследовательская работа студентов

 

Современный период развития общества характеризуется изменениями, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека. Быстрый темп социально-экономических преобразований в стране, смена ценностных ориентаций в обществе, увеличивающийся объём информации и наметившаяся тенденция к расширению управленческих функций в профессиональной деятельности обусловили изменение требований, предъявляемых обществом к системе высшего профессионального образования в вопросах подготовки будущих специалистов.

Сегодня, как никогда, приобретают практическую значимость умения специалиста адекватно воспринимать сложные ситуации жизни, правильно их оценивать, быстро адаптироваться к новым познавательным ситуациям, целенаправленно перерабатывать имеющуюся информацию, искать и дополнять её недостающей, знать закономерности её оптимального использования, прогнозировать результаты деятельности, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал.

В материалах Болонского семинара (Словения, 2004 г., Берген, 2005 г. и др.) отмечается, что высшее образование должно становиться все более конкурентоспособным, а т.к. знания быстро устаревают, это противоречие может быть преодолено с помощью гибкой системы образования. На каждом уровне обучения необходимо развивать у студентов творческое мышление, исследовательские умения, без которых трудно как продолжать образование, так и реализовываться на рынке труда.

В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в вузе. Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования.

Научно-исследовательская работа сопровождает студента за весь период обучения в университете. Целью научно-исследовательской работы является подготовка студента выпускника к научно-исследовательской работе, которая может выполняться на материалах любой дисциплины учебного плана с учетом заинтересованности студента.

Понятие научно-исследовательская работа студентов включает в себя следующие элементы:

– обучение студентов основам исследовательского труда, привитие им определённых навыков;

– выполнение научных исследований под руководством преподавателей.

Правильно организованная и спланированная научно-исследовательская работа студентов в процессе обучения в вузе выпол­няет ряд функций:

-образовательную: овладение теоретическими (научные факты) и практическими (научные методы исследования; мето­дики проведения экспериментов; способы применения научных знаний) знаниями;

-организационно-ориентационную: формирование уме­ния ориентироваться в источниках, литературе; развитие умений организовывать и планировать свою деятельность; выбор мето­дов обработки информации;

- аналитико-корректирующую: связана с рефлексией студен­та, его самоанализом, самосовершенствованием планирования и ор­ганизации своей деятельности; коррекцией и самокоррекцией учебно-познавательной деятельности;

- мотивационную: развитие и. усиление интереса к науке в процессе осуществления научно-исследовательской деятельно­сти, познавательных потребностей, убеждения в теоретической и практической значимости разрабатываемого научного знания; развитие желания глубже познакомиться с проблематикой изу­чаемой области научного знания, разнообразием точек зрения; стимулирование самообразования, саморазвития;

- развивающую: развитие критического, творческого мыш­ления, умения действовать в стандартных и нестандартных си­туациях, умения обосновывать, отстаивать свою точку зрения; понимание развития мотивации (интереса, стремления к позна­нию), развитие способностей (познавательных, коммуникатив­ных, специальных способностей и др.);

- воспитывающую: становление нравственного и правового самосознания; воспитание способности к адаптации в изменяю­щейся социальной среде; формирование адекватной самооценки, ответственности, целеустремленности, волевого саморегулирова­ния, смелости в преодолении трудностей и других способностей и черт характера. Воспитывающая функция включает также воспита­ние профессионального призвания, профессиональной этики.

В системе высшего профессионального образования мож­но выделить несколько направлений по применению и внедре­нию видов и форм научно-исследовательской деятельности сту­дентов:

- обогащение традиционных академических форм организации учебного процесса (лекций, семинаров, прак­тических и лабораторных занятий) выполнением задач исследо­вательского типа;

- развитие внеучебных форм вовлечения сту­дентов в научную деятельность (например, написание научных докладов, статей, подготовка сообщений; проведение олимпиад и научных конференций; факультативные формы обучения; формы научного сотрудничества вуз – производство и др.).

- внедрение менее распространенных специфи­ческих для высшего образования коллективных форм научно-­практической деятельности студентов (научные.исследователь­ские кружки, коллективы молодых исследователей и др.).

В рамках учебного времени при обогащении традицион­ных форм организации учебного процесса развитие исследова­тельских умений и способностей студентов возможно в случае использования средств развивающего обучения: проблемного, исследовательского, проектного, эвристического, главная задача которых – постановка познавательных противоречий в процессе изучения той или иной дисциплины.

В связи с этим формы и методы привлечения студентов к научному творчеству можно разделить на научно-исследовательскую работу, включенную в учебный процесс и следовательно, проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и рабочими программами (специальные лекционные курсы по основам научных исследований, различного вида учебные занятия с элементами научных исследований, учебно-исследовательская работа студентов), а также на научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время.

Важной формой научно-исследовательской работы студентов, выполняемой в учебное время, является внедрение элементов научных исследований в лабораторные работы. При выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план выполнения работы, подбирает необходимую литературу, проводит математическую обработку и анализ результатов, оформляет отчёт.

Литература

1. Академия гражданской авиации – 50 лет. – СПб.: Техническая книга, 2005.

2. Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика:

учеб. – М., 2015.

3.Кузнецов В.Н., Иванова М.О. Управление авиационным персоналом. Часть I. – СПб.: ГУГА, 2006.

4. Персональный менеджмент: Учебник / С.Д.Резник и др. – 2-е изд. – М.: Инфра-М., 2002.

5. Сперанский В.И. Современные технологии управления персоналом. – М.:Альфа-Пресс, 2008.

6. Управление персоналом. Под ред. Базарова Т.Ю. и Еремина Б.Л. // http:// www.eur.ru/Dokuments/2004-03-22/2903A.asp.

7.Устав СПбГУ ГА. – СПб.,2007.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.088 с.)