Тема 5. Компетенции выпускника-бакалавра, формируемые в процессе обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Компетенции выпускника-бакалавра, формируемые в процессе обучения



Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов:

- гуманитарный, социальный и экономический циклы;

- математический и естественнонаучный цикл;

- профессиональный цикл;

и разделов:

- физическая культура;

- учебная и производственная практики;

- итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

ООП бакалавриата включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Выпускник по направлению подготовки «Управление персоналом» с квалификацией (степенью) бакалавр должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными (ОК):

- знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии;

- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;

- способностью занимать активную гражданскую позицию;

- умением анализировать и оценивать исторические события и процессы в их динамике и взаимосвязи;

- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь,

- способностью отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения;

- готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладанием навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других;

- способностью находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готов нести ответственность за их результаты;

- знанием и умением использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности;

- стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию, умением расставлять приоритеты, ставить личные цели, способностью учиться на собственном опыте и опыте других;

- умением критически оценивать личные достоинства и недостатки, конструктивно реагировать на критику в свой адрес;

- осознанием социально-экономической значимости будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- способностью диагностировать и анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации;

- владением одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность;

- владением методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

- наличием представления о роли и значении информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний;

- владением основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией;

- способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах;

- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации;

- учетом последствий управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;

- осознанием основ современной философии и концепций управления персоналом, сущности и задач, закономерностей, принципов и методов управления персоналом, умением применять теоретические положения в управленческой деятельности по отношению к персоналу;

- владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- приверженностью этическим ценностям: уважением человеческого достоинства, честностью, открытостью, справедливостью, порядочностью, доброжелательностью, терпимостью.

Профессиональные компетенции – это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения функциональных обязанностей, установленных работодателем по конкретному рабочему месту. Они формируются у человека в течение основной части его жизни, с момента начала профессионального образования до выхода на пенсию.

Выпускник, специализирующийся по направлению подготовки «Управление персоналом», должен обладать следующими профессиональными компетенциями в области организационно экономической деятельности:

- знанием основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации и умением применять их на практике;

- знанием основ стратегического управления персоналом и умением применять их на практике;

- знанием основ кадрового планирования и умением применять их на практике;

- знанием основ маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала и умением применять их на практике;

- знанием основ разработки и внедрения требований к должностям, критериев подбора и расстановки персонала и умением применять их на практике;

- знанием основ найма, разработки и внедрения программ и процедур подбора и отбора персонала и умеет применять их на практике;

-владением методами деловой оценки персонала при найме и готовностью применять их на практике;

-знанием основ профориентации персонала и умением применять их на практике;

-знанием принципов формирования системы адаптации персонала, разработки и внедрения программ адаптации и умением применять их на практике;

- знанием основ научной организации и нормирования труда, владением навыками анализа работ и проведения анализа рабочих мест и умением применять их на практике;

- способностью эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

- знанием видов, форм и методов обучения персонала;

- знанием основ управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала и умением применять их на практике;

- знанием основ организации работы с кадровым резервом и умением применять их на практике;

- умением определять цели, задачи и виды текущей деловой оценки персонала (в том числе аттестации) в соответствии со стратегическими планами организации;

- умением разрабатывать и применять технологии текущей деловой оценки персонала (в том числе аттестации) и владением навыками проведения текущей деловой оценки (в том числе аттестации) различных категорий персонала;

- знанием принципов и основ формирования системы мотивации и стимулирования персонала, в том числе оплаты труда, и умением применять их на практике;

- знанием порядка применения дисциплинарных взысканий;

-знанием основ политики организации по безопасности труда и умением применять их на практике;

- знанием основы оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владением навыками расчеты продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала и умением применять их на практике;

- владением технологиями управления безопасностью труда персонала;

- знанием Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- знанием процедуры приема, увольнения, перевода на другую работу и перемещения персонала в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, владением навыками оформления сопровождающей документации;

- знанием нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда;

- знанием Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов в части определения ответственности за нарушения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

- знанием Гражданского кодекса Российской Федерации в части, относящейся к деятельности кадровой службы; знанием содержания основных разделов Социального права, Миграционного права – касающихся социально-трудовой сферы, содержания основных документов Международного трудового права (Конвенция МОТ и др.);

- знанием основ разработки и внедрения корпоративных стандартов в области управления персоналом;

- владением навыками разработки организационной и функционально-штатной структуры;

- владением навыками разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда (правила внутреннего трудового распорядка, положение об отпусках, положение о командировках и пр.);

- знанием основ разработки и внедрения кадровой и управленческой документации, оптимизации документооборота и схем взаимодействия между подразделениями;

- владением навыками оформления результатов контроля за трудовой и исполнительской дисциплиной (составляет документы о поощрениях и взысканиях);

- знанием основ разработки и внедрения процедур регулирования трудовых отношений и сопровождающую документацию;

- владением навыками ознакомления сотрудников организации с кадровой документацией и действующими локальными нормативными актами;

- умением вести кадровое делопроизводство и организовывать архивное хранение кадровых документов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, знанием основы кадровой статистики, владением навыками составления кадровой отчетности;

- знанием требования и владением навыками по обеспечению защиты персональных данных сотрудников;

- владением навыками работы с внешними организациями (Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Государственной инспекцией труда Российской Федерации, кадровыми агентствами, службами занятости населения);

- владением навыками ведения взаимодействия по кадровым вопросам с Национальным союзом кадровиков, профсоюзами и трудовым коллективом;

- знанием основ возникновения и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе и умеет применять их на практике.

В области информационно-аналитической деятельности:

- владением навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению;

- владением навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала;

- умением рассчитывать численность и профессиональный состав персонала в соответствии со стратегическими планами организации;

- владением навыками анализа конкурентоспособности стратегии организации в области подбора и привлечения персонала;

- умением составлять описания функционала сотрудников и подразделений разного уровня (карты компетенций, должностные инструкции);

- владением методами оценки и прогнозирования профессиональных рисков;

- владением методами анализа травматизма и профессиональных заболеваний;

- знанием основ оценки социально-экономической эффективности разработанных мероприятий по охране труда и здоровья персонала;

- владением навыками сбора информации для анализа рынка образовательных, консалтинговых и иных видов услуг в области работы с персоналом;

- владением навыками и методами сбора информации для выявления потребности и формирования заказа организации в обучении и развитии персонала;

- владением навыками получения обратной связи и обработки результатов обучения и иных форм профессионального развития персонала;

- умением оценить эффективность текущей деловой оценки (в том числе аттестации) персонала, владением навыками получения обратной связи по результатам текущей деловой оценки персонала;

- знанием основ оценки качества управления карьерой, служебно-профессиональным продвижением и работы с кадровым резервом и умением применять их на практике;

- владением навыками контроля за использованием рабочего времени;

- умением формировать бюджет затрат на персонал и контролировать его исполнение;

- знанием основ подготовки, организации и проведения исследований удовлетворенности персонала работой в организации и умением использовать их на практике;

- знанием и умением применять на практике методы оценки эффективности системы материального и нематериального стимулирования в организации;

- владением навыками анализа и диагностики состояния социальной сферы организации;

- способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом, использовать его результаты для принятия управленческих решений;

- владением важнейшими методами экономического и статистического анализа трудовых показателей;

- знанием основ проведения аудита и контроллинга персонала и умением применять их на практике;

- владением методами и программными средствами обработки деловой информации, навыками работы со специализированными кадровыми компьютерными программами и способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы при решении задач управления персоналом;

- знанием корпоративных коммуникационных каналов и средств передачи информации, владением навыками информационного обеспечения процессов внутренних коммуникаций;

- способностью провести исследования по всему кругу вопросов своей профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте целей и задач своей организации.

в области социально-психологической деятельности:

- способностью целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы с персоналом;

- способностью и готовностью участвовать в составлении и реализации планов (программ) социального развития с учетом фактического состояния социальной сферы, экономического состояния и общих целей развития организации;

- способностью и готовностью оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат);

- умением применять инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива;

- владением навыками диагностики организационной культуры и умением применять их на практике;

- умением обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации;

- владением навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами;

- способностью обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания (ПК-71);

- владением навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готов транслировать их своим коллегам;

в области проектной деятельности:

-знанием основ организационного проектирования системы и процессов управления персоналом, умением осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности на основе их делегирования;

- способностью вносить вклад в планирование, создание и реализацию проектов в области управления персоналом;

- готовностью к разработке процедур, методов контроля и оценки деятельности персонала;

- знанием основ разработки и использования инноваций в сфере управления персоналом и готовностью использовать их на практике;

- знанием основ проведения и методов оценки экономической и социальной эффективности инвестиционных проектов в области управления персоналом при различных схемах и условиях инвестирования и финансирования программ развития персонала;

- способностью участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям.

 

Раздел ООП бакалавриата «Производственные практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Производственная практика является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных специалистов. Во время практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умений и навыков практической работы по избранному направлению и присваиваемой квалификации.

Целью практики является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин «Основы управления персоналом», «Управление персоналом организации», «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности», «Основы организации труда», «Экономика и социология труда», «Управление социальным развитием организации» и др.; развитие и накопление творческих навыков по анализу и совершенствованию организации системы управления персоналом.

Практики проводятся в организациях или на предприятиях, имеющих в своем составе службы или подразделения, выполняющие функции по управлению персоналом, отдел обучения, отдел развития персонала, отдел организации труда и заработной платы, отдел мотивации и оплаты труда, отдел социального развития и т.п., обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам практики производится в виде защиты обучающимися выполненного индивидуального задания и представления отчета, оформленного в соответствии с правилами и требованиями, установленными Университетом. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося.

Итоговая государственная аттестация включает междисциплинарный государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Итоговый междисциплинарный государственный экзамен проводится с целью проверки уровня и качества общей и прежде всего профессиональной и специальной подготовки выпускников по направлению «Управление персоналом» (профилю «Управление персоналом организации») и установления соответствия (или несоответствия) уровня их подготовки требованиям к знаниям и умениям выпускника по дисциплинам, предусмотренным ГОС ВПО по направлению 38.03.03 «Управление персоналом».

Защита выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) является завершающим, наиболее сложным этапом процесса обучения. При подготовке выпускной работы студент должен показать свои способности и возможности решения реальных проблем управления персоналом, используя полученные за годы обучения знания.

Тема 6. Характеристика дисциплин учебного плана, формирующих профессиональные компетенции специалистов по управлению персоналом

Учебный план направления 38.03.03 «Управление персоналом» включает 73 дисциплины. За выпускающей кафедрой закреплены 16 учебных дисциплин. Среди дисциплин, формирующих общекультурные и профессиональные компетенции выпускника, специализирующегося по профилю «Управление персоналом организации», особое значение имеют следующие базовые дисциплины. Ниже приведено краткое их содержание.

Основы теории управления

Теория управления: управление как потребность и как фактор успеха деятельности, сущность и содержание управления, место теории управления в системе современных знаний, специфика управленческой деятельности, современные проблемы управления.

Генезис теории управления: управленческие революции, возникновение научной теории управления, классификация подходов и школ управления, национально-региональные модели управления, истоки и тенденции развития российского управления.

Закономерности и принципы управления: субъективные и объективные факторы в управлении; закономерности управления, зависимость процессов управления функционированием и развитием, соотносительность субъекта и объекта управления, соответствие целей управления целям организации; классификация принципов управления.

Функциональные основы теории управления: разделение, специализация и кооперация управленческого труда; функциональная организация труда работников управления; общие и специализированные функции управления, потребность в системе управления.

Процесс и механизм управления: понятие процесса управления; операции процесса управления; свойства, характеристики и основные этапы процесса управления; типология процессов управления; понятие механизма управления, стихийное и сознательное формирование механизма управления; нравственные ограничения в использовании средств управления.

Ресурсы управления: человеческие, материальные, информационные, финансовые ресурсы управления; роль человека в процессах управления; информация как ресурс управления, информационные системы и технологии; экономическое содержание ресурсов управления.

Цели и целеполагание в управлении: роль цели в организации и осуществлении процессов управления, классификация целей, построение дерева целей; сочетание разнообразия целей и функций менеджмента; система управления по целям; стратегия и тактика управления.

Разработка управленческих решений: понятие и классификация управленческих решений, основополагающие элементы деятельности, условия и критерии принятия решений, процесс и модели принятия управленческих решений, реализация управленческих решений.

Управление коммуникациями: роль коммуникаций в деятельности организации, классификация коммуникаций, уровни и виды коммуникаций, коммуникационный процесс, принципы управления коммуникациями.

Система управления: понятие системы управления, распределение функции, полномочий и ответственности, принципы построения систем управления, факторы формирования систем управления; понятие звена управления, разработка комплекса функций обособляемого звена системы управления, типология систем управления.

Централизация и децентрализация управления: полномочия и факторы их распределения; делегирование полномочий в процессах управления, функциональное содержание полномочий; выбор и регулирование степени централизации управления.

Отношения власти в системе управления: понятие и типология власти; власть и авторитет менеджера; признаки, факторы и проявления неуправляемости; источники власти в управлении организацией; партнерство в процессах менеджмента.

Мотивация деятельности в управлении: мотивы деятельности человека и их роль в управлении, основные понятия и логика процесса мотивации, факторы формирования мотивов труда; использование мотивации в практике менеджмента; факторы эффективности мотивации; современные концепции мотивации.

Лидерство и стиль управления: процессы формирования и основные составляющие лидерства, формальные и неформальные факторы лидерства, проявление лидерства в стиле управления, тенденция развития стиля управления.

Групповая динамика и конфликты: роль группы в поведении и деятельности человека, формирование групп, взаимодействия в группе и в организации; возникновение, проявление и разновидности конфликтов, влияние конфликтов на управление.

Организационные изменения и развитие: природа процесса изменений, организация проведения изменений, внедрение изменений; развитие как фактор стабильности и эффективности, управление функционированием и управление развитием; инновационность и стратегии развития.

Управление качеством и качество управления: качество как объект и характеристика управления, основные черты и особенности управления качеством, разновидности систем управления качеством: зарубежный и отечественный опыт.

Маркетинг персонала

Маркетинговые концепции управления персоналом: внешняя и внутренняя маркетинговая (в области персонала) среда организации; состав и содержание внешних, промежуточных и внутренних факторов маркетинговой среды; концепции маркетинга персонала, основные подходы к их трактовке. Использование различных маркетинговых концепций на этапах развития маркетинга персонала. Понятийный аппарат маркетинга

персонала. Принципы маркетинга персонала; сходства и различия между маркетингом товаров (услуг) и маркетингом персонала. Взаимосвязь маркетинга персонала с кадровой политикой организации.

Формирование системы управления маркетингом персонала в организации: постановка и структуризация целей маркетинга персонала; целеполагание в маркетинге персонала по уровням управления в организации; сущность, формирование и классификация функций маркетинга персонала, выделение комплексных и частных функций маркетинга персонала; место маркетинга персонала в организационной структуре службы управления персоналом; сущность маркетингового подхода при выполнении различных функций системы управления персоналом.

Требования к персоналу и запросы к работодателю: этапы формирования требований к персоналу со стороны организации; различные подходы к классификации и содержанию требований к персоналу; принципы выделения классификационных групп требований к персоналу; способы определения состава и значимости требований (запросов) к работодателю, основные подходы к их анализу и дальнейшему использованию; выявление и классификация требований к персоналу и к работодателю как предпосылка разработки стратегии маркетинга персонала; требования (запросы) к работодателю со стороны различных целевых групп; сегментирование рынка труда на основе требований к персоналу и к работодателю. Факторы сегментирования и определение целевых групп персонала.

Роль маркетинга персонала в формировании трудового потенциала организации: маркетинговый подход к решению задач отбора персонала в организации; источники и пути покрытия потребности в персонале, их выбор в зависимости от ситуации на рынке труда; основные методы определения количественной потребности в персонале.

Имидж организации и его использование в маркетинге персонала: значение имиджа организации для ее позиционирования на рынке труда, составные части имиджа организации и факторы его формирования, способы оценки имиджа организации и использование

результатов для позиционирования организации на рынке труда.

Информационная, коммуникативная и ценовая функции маркетинга персонала: маркетинговые исследования и маркетинговая информация в области персонала, виды, содержание, способы получения и обработки маркетинговой информации в области персонала; содержание и направления использования коммуникативной функции маркетинга персонала, способы применения коммуникативной функции организации-работодателя на рынке труда, оценка эффективности каналов коммуникации в маркетинге персонала; реализация конкретных путей покрытия потребности в персонале в зависимости от целей организации и ситуации на рынке труда; определение затрат и формирование цены на приобретение и использование персонала.

Основы кадровой политики и кадрового планирования

Кадровая политика организации: её сущность и основные элементы. Основные направления кадровой политики. Исходные документы для формирования кадровой политики организации. Научное и методическое обеспечение кадровой политики.

Зависимость кадровой политики организации от кадровой политики государства. Соотношение целей организации и концепции кадровой политики организации. Типы кадровой политики. Открытая и закрытая кадровая политика. Содержание и задачи кадровой политики. Этапы построения и оценка выбора кадровой политики.

Сущность, цели и задачи кадрового планирования. Место и роль планирования в кадровом менеджменте. Вторичность кадрового планирования по отношению к внутриорганизационному планированию. Классификация планов по персоналу. Принципы и методы кадрового планирования. Алгоритм кадрового планирования. Причины неудач в планировании и пути их устранения.

Сущность планирования потребности в персонале. Показатели количественной потребности в персонале. Основные методы определения количественной потребности в персонале. Планирование и анализ показателей по труду, расходов на персонал. Нормирование и учет численности персонала, оценка затрат на персонал.

Взаимосвязь количественной и качественной потребностей в персонале. Показатели качественной потребности в персонале. Пути получения и анализ информации, формирующей качественную потребность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.065 с.)