Возникновение государства в древнем Риме и его периодизация. Царский период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение государства в древнем Риме и его периодизация. Царский период



 

В истории Древнего Рима выделяют три периода:

- царский период - 753-509 гг. до н. э.;

- период республики - 509-27 гг. до и. э.;

- период империи - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э.

При этом имперский период распадается на три части:

а) период принципата (27 г. до н. э. - 193 г. н. э.);

б) кризисный период (193-284 гг. н. э.);

в) период домината (284-476 гг. н. э.).

Формирование римской государственности произошло в царский период. В VIII вв. до н.э. территория нынешней Италии была заселена множеством племен. У племен, обос­новавшихся у реки Тибр, шли процессы разложения первобытнообщинного строя Город Рим был основан в 753 г. до н. э. Объединение путем войн древних латинян, сабинян и этрусков привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней рим­ской общины было сельское хозяйство.

К полноправному римскому населению - римскому народу (populus romanus) - пер­воначально относились только патриции - члены старейших римских родов. Все полно­правное население Рима делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было три­дцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рас­смотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д.

Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсужде­ние всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение те­кущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительствен­ной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был рекс - царь. Царь избирался на куриатных комициях (народных собраниях, проходив­ших по куриям), участвовать в которых могли только патриции.

Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. К ним относились мелкие и средние землевладельцы, ремесленники, как правило, пришед­шие в Рим из других местностей. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными на­делами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, - будучи лично свободными, но ограни­ченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую.

С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политиче­скую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) реформу об­щественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав римского народа. Реформа основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей.

Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на пять имущест­венных разрядов. В основу деления был положен размер земельного надела, которым вла­дел человек. Вне разрядов находились музыканты, ремесленники и пролетарии (беззе­мельные). Разряды состояли из более мелких частей - центурий, являющихся военными подразделениями и налоговыми единицами. За каждым разрядом закреплено определен­ное количество центурий.

Общее число центурий равнялось 193, причем каждая из них имела один голос. Из них 18 центурий всадников (особой группы граждан, выделенных из первого разряда) и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий, поэтому они обла­дали большинством голосов. Постепенно центурии стали не только военной, но и полити­ческой силой: после реформ стали созываться народные собрания по центуриям, решение которых получало силу закона. Эти собрания оттесняли на вторые роли народные собра­ния по куриям.

Вторая часть реформы заключалась в делении свободного населения по тер­риториальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территори­альных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Триба объеди­няла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос.

В целом реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.174 (0.004 с.)