Общественный и государственный строй Древнего Вавилона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный и государственный строй Древнего Вавилона



 

В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые государства возник­ли в начале III тысячелетия до н. э. В общественном и государственном строе этих не­больших городов-государств долго сохранялись черты родоплеменной организации. Госу­дарство Шумер получило свое название от народа шумеров, древнейшего населения стра­ны, заложившего основы цивилизации в Междуречье. Постепенно всю территорию госу­дарства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро - Аккадское царство.

Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники-амореи. Победив Шумеро - Аккадское царство, они расселились на его территории. Одним из опорных пунктов ко­чевников был Вавилон. Возвышению Вавилона способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромного государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти Хаммурапи Старо-Вавилонское царство (Вавилония) в 1595 г. до н. э. было унич­тожено хеттами и касситами.

В VII-VI вв. до н. э. Вавилон пережил новый подъем - настала эпоха Ново- Вавилонского (Халдейского) царства. При Навуходоносоре II Вавилонское царство пре­вратилось в могущественную державу. После смерти Навуходоносора II Вавилонию за­хватывает персидский царь Кир. В обществе развивались рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Получили развитие ремесло и торговля. В IV в. до н. э. Вавилон был покорен Александром Македонским.

Общественное устройство Древнего Вавилона было типично рабовладельческим. Соответственно, низший общественный слой составляли рабы - вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Было распро­странено и долговое рабство (до 3 лет). Рабы подразделялись на царских, храмовых и ча­стновладельческих. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые зна­ки, вырезаемые или выжигаемые на теле.

Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хо­зяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и пе­реходило к нему после смерти раба.

Свободное население Вавилона делилось на:

полноправных свободных граждан (авилум). Они могли владеть землей, несли иму­щественные и личные повинности;

неполноправных граждан (мушкенум) - жителей покоренных городов и областей.

Наряду с сословным делением населения существовало разделение по профессио­нальным занятиям:

- придворные служащие - царские телохранители и высшее жречество;

- «баирум» («редум»), «декум» («луббутум») - воины, находившиеся на царской службе и военноначальники,

- храмовые служащие;

- чиновничество,

- крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики (находились на низших ступенях профессионально-служебной лестницы).

По своему государственному строю Древне-вавилонское царство было централизо­ванным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Сни­зу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств.

Древневавилонские правители создали отлаженный управленческий механизм: все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлек­ло вытеснение родовой знати служилой. Очень ценились писцы. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве. К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник.

В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись ор­ганы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.

В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осуществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руководство ими осуществляли рабианумы.

Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды, рассматри­вающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - он имел право по­милования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судеб­ную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии. В нововавилонском об­ществе в храмовые советы, осуществлявшие судебные функции, включались представи­тели народных собраний городов, на территории которых находились храмы.

В Вавилонии имелась регулярная армия. Во время крупных военных походовсбзыва- лось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общин­ного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделки относитель­но земли воина считались ничтожным. В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдат («илку») или отдававших это имущество внаем.

Законы Хаммурапи

 

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - Покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов и не имеют религиозных или морализирую­щих элементов.

 

Текст сборника законов состоит из трех частей:

- введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для то­го, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

- 282 статьи законов;

- обширное заключение.

Источниками при составлении Законов Хаммурапи послужили: обычное право; шу­мерские судебники; новое царское законодательство.

Право собственности и обязательственное право Вавилонскому праву из­вестны государственная, общинная, частная собственность на землю. Царским и храмо­вым хозяйством управлял царь через чиновников. Коллективными владениями община пользовалась сообща. Эти земли были изъяты из оборота и первоначально не могли быть предметом купли-продажи, дарения и т.п. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат («илку»), подчинялись особому правовому режиму.

Сделки об отчуждении имущества имели письменную форму. В некоторых случаях требовалось присутствие свидетелей и произнесение клятвы покупателем. Законами Хам­мурапи подробно регулировались отношения сторон в рамках договоров купли-продажи, аренды, личного найма, займа, хранения.

Семейное и наследственное право. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой право­способностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею при­даное, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если жена была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Бу­дучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отда­вать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признавал наследование по завещанию, преимущественным способом наследования являлось наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети; усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешали усыновление детей); внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наслед­ства сына, не совершившего преступления.

Уголовное право. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые при­знаются преступными, Законы Хаммурапи не давали. Но из их содержания можно выде­лить три основных вида преступлений:

- против личности;

- имущественные;

- против семьи.

К преступлениям против личности законы относили неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорилось. Подробно рассматривались различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости.

Среди имущественных преступлений законы называли кражу скота, рабов. Отлич­ными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считали прелюбодеяние (не­верность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Кроме того, Законы Хаммурапи устанавливали ответственность отдельные за пре­ступления против государства (ответственность хозяйки корчмы за недонесение о гото­вящемся заговоре) и против правосудия (лжесвидетельство, изменение судьёй приговора).

Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

- смертная казнь - сожжение, утопление, посажение на кол;

- членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.;

- штрафы;

- изгнание.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законо­датель руководствовался «принципом талиона» - «мера за меру», когда виновному назна­чалась та же участь, что и потерпевшему.

Процессуальное право. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осу­ществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Явку виновного (ответчика) и других участников процесса в суд обеспечивал потерпевший. Судоговоре­ние проходило в форме своеобразного состязания (спора) между потерпевшим и винов­ным. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (суд божий), например, испытание водой. Согласно нормам процессуального права судья обя­зан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой круп­ного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

1.3. Периодизация истории и государственный строй
Древнего Египта

 

Государство Древнего Египта - одно из древнейших государств в мире. Оно сложи­лось к III тысячелетию до н. э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н. э.

Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования - номы. Они также возникли вследствие развития поливно­го земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Номов ко времени образования единого египетского царства было на его территории около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства - Верхний (Южный) Египет и Нижний Египет.

К концу IV тысячелетия до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет.

История Древнего Египта делится на следующие периоды:

- период Раннего царства (3100-2800 гг. до н. э.);

- период Древнего царства (около 2800 - 2250 гг. до н. э.);

- период Среднего царства (около 2250 - 1600 гг. до н. э.);

- период Нового царства (1575 - 1087 гг. до н. э.).

В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его завоевывают сначала персы, затем римляне, включившие Египет в состав Римской империи.

В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. Во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожеств­лением ее носителей. В руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централиза­ции управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство - проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозного обоготворения царя и его деяний.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, вер­ховных жрецов. После царя главным лицом в государственном управлении был верхов­ный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью но­мархов - правителей номов (областей). Постепенно фараоны ограничивали власть номар­хов, заменяя независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти, что способствовало объединению государства и укреплению центральной власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воины, охранявшие царя.

Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укре­пление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделе­на на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых ру­ководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался визир. Другими важными чиновниками были главный ка­значей и начальник всех царских работ. Постепенно служилая знать стала отодвигать на второй план знать аристократическую - фараон оказывал покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им санов­ник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. В период Среднего царства возникло кадровое офицерство. В Египте начала формироваться царская гвардия и личная охрана царя.

В Новом царстве шло расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики была создана постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота. Регулярная армия пополнялась в ходе периодически проводи­мой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемни­ков из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Полицейские функции в Древнем Египте сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства - специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зер­нохранилищ, храмов.

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. В Древнем царстве в каче­стве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции от­носились споры, о земле и воде, семейные и наследственные отношения. Царскими судья­ми в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуще­ствлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником. Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных катего­рий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

Право Древнего Египта

 

Источниками права в Древнем Египте были обычаи (первоначально), законы царей (фараонов), распоряжения джати (первого помощника фараона).

Право собственности. Вся земля в Египте находилась в собственности фараона. Он мог передавать землю во владение храмам. Чиновники, воины и жрецы получали во вла­дение землю, инвентарь и рабов вместо жалования за службу. Земельные угодья также находились во владении сельских общин, ими управлял общинный совет.

Обязательственное право. Для заключения договора требовалось произнести торже­ственную клятву в присутствии жрецов, позже договор можно было заключить и в пись­менной форме. Купля-продажа земли дозволялась представителям высших сословий. В VII в. до н.э. некоторые категории крестьян получили право продавать свои земельные наделы. В Египте был также распространен договор займа. До VII в. до н.э. в случае неуп­латы долга в срок кредитор мог обратить в рабство должника или членов его семьи, захва­тить имущество должника. Видами обеспечения исполнения договора займа служил залог мумии отца или мумии самого должника.

Сельскохозяйственные угодья могли сдаваться в аренду на один год, при этом обра­ботка земли считалась не только правом, но и обязанностью арендатора. Вознаграждени­ем арендодателя являлась доля полученного урожая. Договор хранения являлся безвоз­мездной сделкой.

Семейное и наследственное право. Брак в Египте заключался на основе договора ме­жду мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собст­венностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон. В Египте долго существовал матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее, достаточно высокое положение в семье, утрачи­вает прежнее равенство с ним.

Египетское право разрешало наследование, как по закону, так и по завещанию. На­следниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена. На старшем наследнике лежали обязанности по разделу наследства. Если у покойного не было детей, имущество переходило братьям и сестрам.

Уголовное право. Смертная казнь назначалась за измену, разглашение государствен­ной тайны, чародейство, умышленное убийство священного животного, загрязнение Нила нечистотами. За кражу, подлог, подделку монет преступнику отрубали руку. За прелюбо­деяние у женщины отрезали нос, а мужчину кастрировали.

Процессуальное право. Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по граж­данским делам. Дело возбуждалось либо потерпевшим, либо государственным органом (судом). Розыск виновного и сбор доказательств осуществлял судья. Доказательствами служили свидетельские показания, вещественные доказательства, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер.

1.5. Государственное устройство и общественный строй
Древней Индии

 

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет на­зад в долине реки Инд. Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до н. э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро - крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разло­жение первобытнообщинного строя, началось социальное расслоение населения. К середине II тысячелетия до н. э. начался упадок Хараппской цивилизации, который завершил­ся с приходом индоарийских племен.

Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия до н. э до первой поло­вины I тысячелетия до н. э. получил название ведийского. Этот период отмечен образова­нием классового общества и государства - крупные достижения в области производства привели к расслоению общества, к усилению общественного неравенства. Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, вначале назначавшийся народным собра­нием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи стала на­следственной, а роль народных собраний существенно уменьшилась. Органы племенной администрации переросли в государственные органы. Рабовладельческая знать заняла высшие должности в государственной администрации, а племенная дружина превратилась в постоянное войско. Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллек­тивов начали возникать государственные образования, принимавшие форму монархий или республик. По большей части их территории были невелики.

Магадхо-Маурийская эпоха была названа так потому, что самым крупным и сильным государством из возникших в ведийский период, стала Магадха, а наивысшего расцвета это государство достигло в IV - III вв. до н. э. при династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю территорию Индостана.

Империя Маурьев состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурьям не удалось сохранить единство государства - во II в. до н. э. Индия, несмотря на сильную армию и аппарат управления, распалась на множество госу­дарственных образований.

Особенностью общественного строя Древней Индии явилось то, что разложение пер­вобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства при­вело к появлению сословий - варн. Все свободные люди стали делиться на группы, нерав­ные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С оформлением рабо­владельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:

- брахманы - члены жреческих родов;

- кшатрии - военная аристократия;

- вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники;

- шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.

Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предпи­сывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн. Вне варн стояли отверженные (чандалы и парии), а также рабы.

С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому, в частно­сти, способствовали наследственно закрепленные профессии, строгое запрещение перехо­да из одной варны в другую, ограничение смешанных браков. Впоследствии, с превраще­нием свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению прибли­жаться к шудрам, а две первые касты знати обособились от двух низших.

Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Маурийский период была община, поскольку она объединяла значительную часть населе­ния - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая.

Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался госу­дарственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя. В общине наблюдался процесс имущественного расслоения:

- верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников;

- общинники, которые сами работали на своих участках;

- разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были выну­ждены работать в качестве арендаторов.

Рабство в Древней Индии отличалось неразвитостью - наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индий­ские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный человек, становясь рабом, не терял своих семейных, ро­довых и кастовых связей. Характерной чертой древнеиндийского рабства также было на­личие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Рабский труд не играл значительной роли в экономике. Кроме того, в праве древ­неиндийского государства отсутствовало отчетливое противопоставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы.

Для государственного устройства Древней Индии Магадхо-Маурийской эпохи были характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления. Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наслед­ником престола. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодатель­ной властью - был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников.

В число высших царских чиновников входили:

- пурохита - главный советник и жрец царя, принадлежавший к влиятельному брах­манскому роду;

- охармадьякша - верховный судебный чиновник, глава судебного ведомства;

- сеналпати - командующий армией.

При царе существовали советы: паришад - совет царских сановников; тайный совет; раджа-сабха, или царский совет.

В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти, оказывал значительное воздействие на раджу и его полити­ку. Постепенно он сократился по количественному составу, аристократизировался, а его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе. Подобные преобра­зования претерпела и сабха - ранее широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета - раджа-сабхи.

В эпоху Маурьев государство имело следующее и административно – территориальное деление: главные провинции; обычные провинции (джанапады); области (прадеши); округа (ахале); деревни. Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, в том числе большой автономией. Ими управляли царевичи. Для про­верки царевичами действий местных чиновников существовал институт специальных ин­спекторов. Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки. В главных городах округов имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинци­ального управления.

В Древней Индии существовали две системы судов:

- царские;

- внутриобщинные (кастовые).

Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вме­сте с брахманами и советниками или замещавшая его судебная коллегия (сабха), состояв­шая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежа­ло право ежегодно объявлять амнистии. Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае, кшатрий или вайший.

Начиная с десяти деревень, во всех административных единицах должна была назна­чаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, уголовные дела разбирали специальные судьи. Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды.

Войны и грабеж других народов рассматривались как один из главных источников процветания государства. В связи с этим армия играла весьма важную роль в Древней Индии. Она должна была стоять на защите государственной целостности, а также выпол­няла функции по охране общественного порядка. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть награбленного имущества переходила царю, остальное подлежало дележу, среди солдат.

Армию комплектовали из следующих источников:

- наследственные воины - кшатрии;

- наемники;

- воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 4626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.056 с.)