Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общественный и государственный строй Древнего Вавилона
В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые государства возникли в начале III тысячелетия до н. э. В общественном и государственном строе этих небольших городов-государств долго сохранялись черты родоплеменной организации. Государство Шумер получило свое название от народа шумеров, древнейшего населения страны, заложившего основы цивилизации в Междуречье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро - Аккадское царство. Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники-амореи. Победив Шумеро - Аккадское царство, они расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников был Вавилон. Возвышению Вавилона способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромного государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти Хаммурапи Старо-Вавилонское царство (Вавилония) в 1595 г. до н. э. было уничтожено хеттами и касситами. В VII-VI вв. до н. э. Вавилон пережил новый подъем - настала эпоха Ново- Вавилонского (Халдейского) царства. При Навуходоносоре II Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. После смерти Навуходоносора II Вавилонию захватывает персидский царь Кир. В обществе развивались рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Получили развитие ремесло и торговля. В IV в. до н. э. Вавилон был покорен Александром Македонским. Общественное устройство Древнего Вавилона было типично рабовладельческим. Соответственно, низший общественный слой составляли рабы - вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные. Было распространено и долговое рабство (до 3 лет). Рабы подразделялись на царских, храмовых и частновладельческих. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, заложить и т. д. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более как повреждением имущества его господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности. С разрешения господина они могли владеть имуществом, но оно считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.
Свободное население Вавилона делилось на: полноправных свободных граждан (авилум). Они могли владеть землей, несли имущественные и личные повинности; неполноправных граждан (мушкенум) - жителей покоренных городов и областей. Наряду с сословным делением населения существовало разделение по профессиональным занятиям: - придворные служащие - царские телохранители и высшее жречество; - «баирум» («редум»), «декум» («луббутум») - воины, находившиеся на царской службе и военноначальники, - храмовые служащие; - чиновничество, - крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики (находились на низших ступенях профессионально-служебной лестницы). По своему государственному строю Древне-вавилонское царство было централизованным государством. Законодательная, исполнительная и судебная власть находилась в руках царя. Глава государства считался наместником и служителем бога-защитника. Снизу царская власть ограничивалась богатыми городами и сильным жречеством, которое выступало блюстителем неприкосновенности прав городов. В Вавилонии существовало три города, занимавших привилегированное положение, - Ниппур, Сиппар и Вавилон. Льготные грамоты, которыми обладали эти города, лишали царей права сажать в тюрьму их граждан, требовать у них солдат, работников для храмовых хозяйств. Древневавилонские правители создали отлаженный управленческий механизм: все управление было сосредоточено в царском дворце, личное внимание царя обращалось на все дела государства. Поэтому умелыми и опытными чиновниками дорожили, что повлекло вытеснение родовой знати служилой. Очень ценились писцы. Особенностью дворцовой системы управления было то, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали и высшие должности в государстве. К высшим сановникам государства относились визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. В системе государственных органов различались центральные и местные органы управления. Большими городами управляли наместники царя. На местах сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие административную, финансовую и судебную власть.
В вавилонском обществе до правления Хаммурапи ведущее место в осуществлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебных органов выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. В общинах коллегиальные суды состояли из членов совета старейшин, руководство ими осуществляли рабианумы. Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. При Хаммурапи во всех больших городах были введены царские суды, рассматривающие в основном дела царских людей. Царь считался высшей судебной инстанцией, но не выступал как высшая кассационная или апелляционная инстанция - он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора, а также принимал жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии. В нововавилонском обществе в храмовые советы, осуществлявшие судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились храмы. В Вавилонии имелась регулярная армия. Во время крупных военных походовсбзыва- лось общинное ополчение. При Хаммурапи произошел отрыв постоянной армии от общинного землевладения. Воин получал надел царской земли, который обеспечивал его и его семью, причем воинский надел полностью исключался из оборота, все сделки относительно земли воина считались ничтожным. В целях укрепления боеспособности и дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко карать воинов, нарушавших царский приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников, использовавших в своих целях имущество солдат («илку») или отдававших это имущество внаем. Законы Хаммурапи
Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - Покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов и не имеют религиозных или морализирующих элементов.
Текст сборника законов состоит из трех частей: - введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства; - 282 статьи законов; - обширное заключение. Источниками при составлении Законов Хаммурапи послужили: обычное право; шумерские судебники; новое царское законодательство. Право собственности и обязательственное право Вавилонскому праву известны государственная, общинная, частная собственность на землю. Царским и храмовым хозяйством управлял царь через чиновников. Коллективными владениями община пользовалась сообща. Эти земли были изъяты из оборота и первоначально не могли быть предметом купли-продажи, дарения и т.п. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат («илку»), подчинялись особому правовому режиму.
Сделки об отчуждении имущества имели письменную форму. В некоторых случаях требовалось присутствие свидетелей и произнесение клятвы покупателем. Законами Хаммурапи подробно регулировались отношения сторон в рамках договоров купли-продажи, аренды, личного найма, займа, хранения. Семейное и наследственное право. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если жена была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей. Хотя закон и признавал наследование по завещанию, преимущественным способом наследования являлось наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети; усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешали усыновление детей); внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Уголовное право. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не давали. Но из их содержания можно выделить три основных вида преступлений: - против личности; - имущественные; - против семьи. К преступлениям против личности законы относили неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорилось. Подробно рассматривались различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Среди имущественных преступлений законы называли кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считали прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Кроме того, Законы Хаммурапи устанавливали ответственность отдельные за преступления против государства (ответственность хозяйки корчмы за недонесение о готовящемся заговоре) и против правосудия (лжесвидетельство, изменение судьёй приговора).
Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись: - смертная казнь - сожжение, утопление, посажение на кол; - членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.; - штрафы; - изгнание. При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался «принципом талиона» - «мера за меру», когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. Процессуальное право. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Явку виновного (ответчика) и других участников процесса в суд обеспечивал потерпевший. Судоговорение проходило в форме своеобразного состязания (спора) между потерпевшим и виновным. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (суд божий), например, испытание водой. Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней. 1.3. Периодизация истории и государственный строй
Государство Древнего Египта - одно из древнейших государств в мире. Оно сложилось к III тысячелетию до н. э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н. э. Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования - номы. Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Номов ко времени образования единого египетского царства было на его территории около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства - Верхний (Южный) Египет и Нижний Египет. К концу IV тысячелетия до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет. История Древнего Египта делится на следующие периоды: - период Раннего царства (3100-2800 гг. до н. э.); - период Древнего царства (около 2800 - 2250 гг. до н. э.); - период Среднего царства (около 2250 - 1600 гг. до н. э.); - период Нового царства (1575 - 1087 гг. до н. э.). В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его завоевывают сначала персы, затем римляне, включившие Египет в состав Римской империи. В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. Во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей. В руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.
Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство - проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозного обоготворения царя и его деяний. Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов. После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами. Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов - правителей номов (областей). Постепенно фараоны ограничивали власть номархов, заменяя независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти, что способствовало объединению государства и укреплению центральной власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воины, охранявшие царя. Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался визир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Постепенно служилая знать стала отодвигать на второй план знать аристократическую - фараон оказывал покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков. Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. В период Среднего царства возникло кадровое офицерство. В Египте начала формироваться царская гвардия и личная охрана царя. В Новом царстве шло расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики была создана постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота. Регулярная армия пополнялась в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи. Полицейские функции в Древнем Египте сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства - специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов. Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры, о земле и воде, семейные и наследственные отношения. Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда. Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником. Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы. Право Древнего Египта
Источниками права в Древнем Египте были обычаи (первоначально), законы царей (фараонов), распоряжения джати (первого помощника фараона). Право собственности. Вся земля в Египте находилась в собственности фараона. Он мог передавать землю во владение храмам. Чиновники, воины и жрецы получали во владение землю, инвентарь и рабов вместо жалования за службу. Земельные угодья также находились во владении сельских общин, ими управлял общинный совет. Обязательственное право. Для заключения договора требовалось произнести торжественную клятву в присутствии жрецов, позже договор можно было заключить и в письменной форме. Купля-продажа земли дозволялась представителям высших сословий. В VII в. до н.э. некоторые категории крестьян получили право продавать свои земельные наделы. В Египте был также распространен договор займа. До VII в. до н.э. в случае неуплаты долга в срок кредитор мог обратить в рабство должника или членов его семьи, захватить имущество должника. Видами обеспечения исполнения договора займа служил залог мумии отца или мумии самого должника. Сельскохозяйственные угодья могли сдаваться в аренду на один год, при этом обработка земли считалась не только правом, но и обязанностью арендатора. Вознаграждением арендодателя являлась доля полученного урожая. Договор хранения являлся безвозмездной сделкой. Семейное и наследственное право. Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон. В Египте долго существовал матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее, достаточно высокое положение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследование, как по закону, так и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена. На старшем наследнике лежали обязанности по разделу наследства. Если у покойного не было детей, имущество переходило братьям и сестрам. Уголовное право. Смертная казнь назначалась за измену, разглашение государственной тайны, чародейство, умышленное убийство священного животного, загрязнение Нила нечистотами. За кражу, подлог, подделку монет преступнику отрубали руку. За прелюбодеяние у женщины отрезали нос, а мужчину кастрировали. Процессуальное право. Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело возбуждалось либо потерпевшим, либо государственным органом (судом). Розыск виновного и сбор доказательств осуществлял судья. Доказательствами служили свидетельские показания, вещественные доказательства, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер. 1.5. Государственное устройство и общественный строй
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет назад в долине реки Инд. Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до н. э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро - крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщинного строя, началось социальное расслоение населения. К середине II тысячелетия до н. э. начался упадок Хараппской цивилизации, который завершился с приходом индоарийских племен. Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия до н. э до первой половины I тысячелетия до н. э. получил название ведийского. Этот период отмечен образованием классового общества и государства - крупные достижения в области производства привели к расслоению общества, к усилению общественного неравенства. Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, вначале назначавшийся народным собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи стала наследственной, а роль народных собраний существенно уменьшилась. Органы племенной администрации переросли в государственные органы. Рабовладельческая знать заняла высшие должности в государственной администрации, а племенная дружина превратилась в постоянное войско. Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллективов начали возникать государственные образования, принимавшие форму монархий или республик. По большей части их территории были невелики. Магадхо-Маурийская эпоха была названа так потому, что самым крупным и сильным государством из возникших в ведийский период, стала Магадха, а наивысшего расцвета это государство достигло в IV - III вв. до н. э. при династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю территорию Индостана. Империя Маурьев состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурьям не удалось сохранить единство государства - во II в. до н. э. Индия, несмотря на сильную армию и аппарат управления, распалась на множество государственных образований. Особенностью общественного строя Древней Индии явилось то, что разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - варн. Все свободные люди стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны: - брахманы - члены жреческих родов; - кшатрии - военная аристократия; - вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники; - шудры - низшая варна, неравноправные члены общества. Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн. Вне варн стояли отверженные (чандалы и парии), а также рабы. С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому, в частности, способствовали наследственно закрепленные профессии, строгое запрещение перехода из одной варны в другую, ограничение смешанных браков. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты знати обособились от двух низших. Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Маурийский период была община, поскольку она объединяла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя. В общине наблюдался процесс имущественного расслоения: - верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников; - общинники, которые сами работали на своих участках; - разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов. Рабство в Древней Индии отличалось неразвитостью - наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный человек, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей. Характерной чертой древнеиндийского рабства также было наличие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Рабский труд не играл значительной роли в экономике. Кроме того, в праве древнеиндийского государства отсутствовало отчетливое противопоставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы. Для государственного устройства Древней Индии Магадхо-Маурийской эпохи были характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления. Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью - был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. В число высших царских чиновников входили: - пурохита - главный советник и жрец царя, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду; - охармадьякша - верховный судебный чиновник, глава судебного ведомства; - сеналпати - командующий армией. При царе существовали советы: паришад - совет царских сановников; тайный совет; раджа-сабха, или царский совет. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти, оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно он сократился по количественному составу, аристократизировался, а его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе. Подобные преобразования претерпела и сабха - ранее широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета - раджа-сабхи. В эпоху Маурьев государство имело следующее и административно – территориальное деление: главные провинции; обычные провинции (джанапады); области (прадеши); округа (ахале); деревни. Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, в том числе большой автономией. Ими управляли царевичи. Для проверки царевичами действий местных чиновников существовал институт специальных инспекторов. Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки. В главных городах округов имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинциального управления. В Древней Индии существовали две системы судов: - царские; - внутриобщинные (кастовые). Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его судебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае, кшатрий или вайший. Начиная с десяти деревень, во всех административных единицах должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, уголовные дела разбирали специальные судьи. Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды. Войны и грабеж других народов рассматривались как один из главных источников процветания государства. В связи с этим армия играла весьма важную роль в Древней Индии. Она должна была стоять на защите государственной целостности, а также выполняла функции по охране общественного порядка. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть награбленного имущества переходила царю, остальное подлежало дележу, среди солдат. Армию комплектовали из следующих источников: - наследственные воины - кшатрии; - наемники; - воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 4626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.056 с.) |