Тема: Игровая деятельность детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Игровая деятельность детей дошкольного возраста



ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИКУ

специальность 44.02.01 дошкольное образование

ПМ. 02. Организация различных видов деятельности и общения детей

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА (УП.02.)

МДК, содержание Задания
  МДК 02.01.Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста - Наблюдение и анализ организации творческих игр: · сюжетно-ролевых; · театрализованных; · строительно-конструктивных.
- Наблюдение и анализ организации игр с правилами:
  • дидактических;
  • подвижных.
  МДК 02.02.Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников   - Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности дошкольников:
  • ручным;
  • хозяйственно-бытовым трудом;
  • по ознакомлению с трудом взрослых.
  МДК 02.03.Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста   - Наблюдение и анализ организации продуктивных видов деятельности:
  • художественной мастерской по рисованию;
  • коллективного творчества по лепке;
  • проектной деятельности по аппликации.
  МДК 02.05.Теория и методика музыкального воспитания с практикумом   - Наблюдение и анализ организации музыкального воспитания:
  • слушания музыки;
  • музыкально-дидактических;
  • -музыкально-подвижных игр
- Наблюдение и анализ за организацией и руководством театрализованной деятельности:
  • этюдов;
  • инсценирования.
- Наблюдение и анализ музыкального развлечения
  МДК.02.06.Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста   - Диагностика и анализ особенностей взаимоотношений дошкольников: · Наблюдение;
  • Социометрия.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Тема: Трудовая деятельность детей дошкольного возраста

Задание: Провести наблюдение организации трудовой деятельности во 2 половине дня и сделать анализ по схеме.

Цель: Познакомить студентов с особенностями организации трудовой деятельности во 2 половине дня в разных возрастных группах. Учить студентов наблюдать и анализировать содержание и особенности руководства трудовой деятельностью в разных возрастных группах.

Методические рекомендации

1. Понаблюдать за организацией и руководством трудовой деятельности детей во второй половине дня. Сделать фотозапись.

2. Проанализировать итоги своих наблюдений по следующей схеме:

1. Содержание труда

2. Какие виды и формы организации труда использованы в данной возрастной группе?

3. Соответствовало ли содержание каждого вида труда программе, возможностям детей данной группы?

4. Наличие оборудования для трудовой деятельности

· количество оборудования;

· место его хранения;

· соответствие возрасту детей;

· соответствие требованиям гигиены (прочность, соответствие росту и т.д.)

5. Организация обстановки для трудовой деятельности, участие детей в подготовке и уборке оборудования;

6. Соблюдены ли гигиенические требования к труду:

· длительность труда;

· освещенность рабочего места;

· соответствие размеров оборудования силам и возможностям детей;

· наблюдались ли признаки утомления детей?

7. Организация и методика проведения трудовой деятельности.

8. Четко ли были даны воспитателем объяснения и указания в работе? Был ли сделан показ приемов работы?

9. Какие приемы обучения использовал воспитатель в процессе трудовой деятельности?

10. Оценка воспитателем труда детей (какие оценки преобладали - положительные или отрицательные, что оценивалось – поведение, трудовые умения, старательность, самостоятельность, результаты труда, взаимопомощь)

11.Подведение итога труда.

· Какие методы и приемы использованы?

· Участие детей в анализе.

Схема анализа музыкально-игровой деятельности

Схема анализа развлечения

Во время наблюдения развлечений сделайте подробную запись, выделяя основные структурные элементы, методические приемы, сделайте анализ по схеме:

1. Вид, форма, тема развлечения.

2. Степень реализации основных задач музыкального воспитания в содержании развлечения.

3. Экспозиция, заявка, ступень к кульминации, кульминация, развязка, финал развлечения.

4. Доступность, объем, художественная ценность музыкально-литературных произведений, использованных в ходе развлечения.

5. Эстетическая и педагогическая целесообразность оформления музыкального зала, декораций и т.п.

6. Качество исполнительской деятельности детей.

7. Учет музыкальных способностей, склонностей и интересов детей при распределении ролей.

8. Уровень эмоциональности, художественности, артистизма взрослых при выступлении, умение увлечь детей.

9. Содержание сюрпризных моментов, их связь с общей тематикой развлечения.

10. Непредвиденные ситуации, изобретательность, находчивость педагогов при выходе из них (если возникали).

11. Длительность развлечения, соответствие его возрасту детей.

12. Общая оценка развлечения, предложения и пожелания воспитателю, музыкальному руководителю.

I Наблюдение

1. Метод наблюдения проводить с первого же дня практики.

2. Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях.

3. Наблюдение проводить за 4-5 детьми своей возрастной группы.

4. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:

- инициативность — отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение,

- чувствительность к воздействиям сверстника — отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него,

- преобладающий эмоциональный фон — проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.

5. На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведенной ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.

6. Шкалы оценки параметров и показателей

Фамилия, имя ребенка Критерии оценки параметров Выраженность в баллах
    Инициативность — отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими; — слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми; — средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым; — ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия Чувствительность к воздействиям сверстника — отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников; — слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру; — средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников; — высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия Преобладающий эмоциональный фон — негативный; — нейтрально-деловой; — позитивный   0 1 2 3   0 1 2 3

5. Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволит более точно определить характер отношения ребенка к сверстникам.

Так, отсутствие или слабо выраженная инициативность (0—1 балл) может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (2—3 балла) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении. Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» (0—1 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений.
6. Важной качественной характеристикой общения является преобладающий эмоциональный фон. В случае, если преобладающим является негативный фон (ребенок постоянно раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется), ребенок требует особого внимания. Если же преобладает положительный фон или положительные и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику сбалансированы, то это свидетельствует о нормальном эмоциональном настрое по отношению к сверстнику.
7. Наблюдая, необходимо не только фиксировать поведение детей по указанным параметрам, но и замечать и описывать живую картину детского взаимодействия. Конкретные высказывания, поступки, ссоры, способы выражения внимания к сверстнику могут дать незаменимые реальные факты детской жизни, которые нельзя получить никакими другими методами.

II Социометрия

1. Для проведения социометрии мы предлагаем провести диагностическую методику «Капитан корабля».

2. Данная методика проводится с детьми всей группы

3. Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

4. 1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?

5. 2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

6. 3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

7. 4. Кто еще остался на берегу?

8. Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

7. Обработка данных и анализ результатов.

8. В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

9. Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу).

10. Образец протокола.

ФИО Юра К Боря Ж Инна Г Света Ч Коля И
Юра К   +   -  
Боря Ж +   +   +
Инна Г   +   - -
Света Ч -        
Коля И -   - -  

Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

11. Возможно несколько вариантов социометрического статуса: - популярные («звезды») — дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,

- предпочитаемые — дети, получившие один-два положительных выбора,

- игнорируемые — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками),

- отвергаемые — дети, получившие в основном отрицательные выборы.

8. При анализе результатов методики важным показателем является также взаимность выборов детей. Наиболее благополучными считаются случаи взаимных выборов.

9. По результатам наблюдения и социометрии сделать общий вывод об особенностях взаимоотношений детей в вашей группе.

10. Составить рекомендации для формирования оптимальных взаимоотношений дошкольников, исходя из результатов проведенных методик.

 


ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Виды и объем работ во время практики
1. Анализ предметно-развивающей среды группы по организации разных видов деятельности
2. Организация и проведение игровой деятельности: дидактической, подвижной, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной, театрализованной игры.
3. Организация и проведение трудовой деятельности: ручного, хозяйственно-бытового труда, ознакомление с трудом взрослых.
4. Организация и проведение продуктивных видов деятельности: художественной мастерской по рисованию, коллективного творчества по лепке, проектной деятельности по аппликации
5. Организация и проведение музыкальной деятельности: проведение слушания музыки, организация и проведение музыкальной игры, организация и проведение музыкально-дидактической игры, организация развлечения.
6. Организация и проведение театрализованной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Игровая деятельность

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.

4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М., 1974.

5. Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр – занятий для дошкольников. – М., 2000.

6. Дыбина О.В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. – М., 1999.

7. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 251 с. – (Школа развития).

8. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 176с.

Трудовая деятельность

1. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М., 1983.

2. Кузьменко А. Организация дежурств и их роль в воспитании детей //Дошкольное воспитание.1987. №12.

3. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М., 2003.

4. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М., 1987.

Продуктивная деятельность

1. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей/ Г.Н. Давыдова. – М.: «Скрипторий 2003», 2008.-80 с.

2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий / Т.С. Комарова - М.: «Мозаика-Синтез», 2010. – 96 с.

3. Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Младшая группа / И.А Лыкова.- М.: Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2007.- 144 с.

4. Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Средняя группа / И.А Лыкова - М.: Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2006.- 112 с.

5. Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Старшая группа / И.А Лыкова - М.: Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2007.- 208 с.

6. Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа / И.А Лыкова.- М.: Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2007.- 144 с.

7. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду / А.Н. Малышева - Ярославль: Академия развития, 2007.- 68 с.

8. Недорезова О.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. ИЗО / О.В. Недорезова - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2006.-110 с.

9. Петрова И.М. Объемная аппликация / И.М. Петрова - СПб.:Детство-пресс, 2000.- 68 с.

10. Петрова И.М. Аппликация для дошкольников / И.М. Петрова – СПб: Детство-пресс, 2008.- 64 с.

11. Черныш И. Поделки из природных материалов / И. Черныш. - М.:Аст-пресс, 1999.

12. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: программа, конспекты / Г.С. Швайко - М.:Владос, 2000.- 168 с.

13. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: программа, конспекты. / Г.С. Швайко - М.:Владос,2002.- 160 с.

14. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: программа, конспекты. / Г.С. Швайко - М.:Владос,2002.- 176 с.

15. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года) / Е.А Янушко – М.: Мозаика – Синтез, 2006.- 80 с.

16. Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста (1-3 года) / Е.А Янушко – М.: Мозаика – Синтез, 2006.-16 с.

Музыкальная деятельность

1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы /Г.И.Анисимова. Худож.: Е.А.Афоничева, В.Н.Куров. – Ярославль, 2005. – 96 с., ил. – (Детский сад день за днем).

2. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.

3. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду / М.А. Давыдова. – Москва «ВАКО», 2006. – 240 с.

4. Зацепина М.Б. Организация культурно - досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие / М.Б.Зацепина – М., 2004. –144 с.

5. Образова Т.Н. Музыкальные игры для детей / Т.Н.Образцова – М., 2005. – 160 с. – («Талантливому педагогу – заботливому родителю»)

6. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 1 / О.А Скоролупова – М.: ООО «Скрипторий 2003», 2009. – 96 с.

7. Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом!: учебно-методическое пособие / Т. Э. Тютюнникова. – Санкт-Петербург, 2003. – 100 с.

8. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Учебное пособие / Т.Э. Тютюнникова – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 64 с.

Цель дня:

Режимные процессы и виды работы Форма организации детей Цель Содержание совместной деятельности взрослого и детей (методические указания) Образовательные области Создание предметно-развивающей среды
             
             

 

 

Виды обязательных заданий

 

№ ячейки Виды заданий Баллы Максимальный балл
  Анализ предметно-развивающей среды группы по организации разных видов деятельности    
Планирование различных видов деятельности в период практики  
  Организация и проведение дидактической игры (5)    
Организация и проведение строительно-конструктивной игры (2)  
Организация и проведение подвижной игры (5)  
Организация и проведение сюжетно-ролевой игры (2)  
  Организация и проведение ручного труда (1)    
Организация и проведение хозяйственно-бытового труда (1)  
  Организация и проведение художественной мастерской по рисованию (1)    
Организация и проведение коллективного творчества по лепке (1)  
Организация и проведение проектной деятельности по аппликации (1)  
  Проведение слушания музыки (3 этапа)    
Организация и проведение музыкальной игры (1)  
Организация и проведение музыкально-дидактической игры (1)  
  Организация и проведение театрализованной деятельности (2)    
  Организация и проведение развлечения для детей дошкольного возраста (1)    
  Организация и проведение общения детей    
  Проведение утренней гимнастики (5)    
  Проведение режимных процессов (5)    
  Самоанализ деятельности (5 дней)    
Анализ деятельности студента (5 дней)  
  Итоговая рефлексия на конференции    
  Защита портфолио    
  Бонусные баллы по итогам практики (по ОК) 10%  
  Итого баллов  

ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИКУ

специальность 44.02.01 дошкольное образование

ПМ. 02. Организация различных видов деятельности и общения детей

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА (УП.02.)

МДК, содержание Задания
  МДК 02.01.Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста - Наблюдение и анализ организации творческих игр: · сюжетно-ролевых; · театрализованных; · строительно-конструктивных.
- Наблюдение и анализ организации игр с правилами:
  • дидактических;
  • подвижных.
  МДК 02.02.Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников   - Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности дошкольников:
  • ручным;
  • хозяйственно-бытовым трудом;
  • по ознакомлению с трудом взрослых.
  МДК 02.03.Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста   - Наблюдение и анализ организации продуктивных видов деятельности:
  • художественной мастерской по рисованию;
  • коллективного творчества по лепке;
  • проектной деятельности по аппликации.
  МДК 02.05.Теория и методика музыкального воспитания с практикумом   - Наблюдение и анализ организации музыкального воспитания:
  • слушания музыки;
  • музыкально-дидактических;
  • -музыкально-подвижных игр
- Наблюдение и анализ за организацией и руководством театрализованной деятельности:
  • этюдов;
  • инсценирования.
- Наблюдение и анализ музыкального развлечения
  МДК.02.06.Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста   - Диагностика и анализ особенностей взаимоотношений дошкольников: · Наблюдение;
  • Социометрия.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Тема: Игровая деятельность детей дошкольного возраста

Задание 1: Провести наблюдение и анализ организации игр с правилами в первой половине дня

Цель: Познакомить студентов с особенностями руководства игр с правилами в первой половине дня в разных возрастных группах. Учить студентов наблюдать и анализировать содержание и особенности руководства игровой деятельностью в разных возрастных группах.

Методические рекомендации

1. Понаблюдать за организацией и руководством игровой деятельностью детей в первой половине дня. Сделать фотозапись.

Проанализировать итоги своих наблюдений по следующей схеме:

· Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

· Соответствие условий для игровой деятельности задачам ее развития: наличие игрового материала, его расположение.

· Начало игровой деятельности.

· Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр.

· Состояние игровых навыков и умений у детей, отношение к игрушкам.

· Методика руководства разными видами игр, участие воспитателя в игре.

· Окончание игры.

2. Составьте общие выводы.

· Методически грамотное и самостоятельное проведение игры в соответствии с планом работы с учетом возраста детей;

· Использование игровых, наглядных и словесных приемов в ходе организации и руководства игрой.

· Доступное объяснение правил игры.

· Эстетичность оформления игрового материала.

· Соблюдение принципа интеграции образовательных областей.

Задание 2: Провести наблюдение и анализ организации творческих игр во второй половине дня

Цель: Познакомить студентов с особенностями руководства творческими играми во второй половине дня в разных возрастных группах. Учить студентов наблюдать и анализировать содержание и особенности руководства игровой деятельностью в разных возрастных группах.

Методические рекомендации

1. Понаблюдать за организацией и руководством игровой деятельностью детей во второй половине дня. Сделать фотозапись.

Проанализировать итоги своих наблюдений по следующей схеме:

· Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

· Соответствие условий для игровой деятельности задачам ее развития: наличие игрового материала, его расположение.

· Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.

· Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр.

· Состояние игровых навыков и умений у детей, отношение к игрушкам.

· Методика руководства разными видами игр, участие воспитателя в игре.

· Окончание игры.

2. Составьте общие выводы: методически грамотное проведение игры в соответствии:

· с планом работы;

· с учетом уровня развития и интересов детей;

· с проведением предварительной работы;

· с использованием наглядных, игровых и словесных приемов организации и руководства игрой;

· привлечение и поддержание интереса детей к игре;

· использование игровых ситуаций для раскрытия и обогащения сюжета игры;

· поддержание творчества детей в создании игры;

· проведение обсуждения (анализа) игры с детьми и его оценка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1058; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.98 (0.103 с.)