Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соц. Время и соц. Пространство.
Соц. t и пространство – это категории, описывающие соц. бытие как процесс. Соц. процесс разворачивется во t длящихся, сочетающихся и сменяющих др. друга челов. деят-тей; вместе с тем он «стягивается» в пространстве, где эти деят-ти предстают отн-но стабильными стр-рами, кристаллизируются в предметных усл-иях жизни людей. В языке пространство обозначает нечто простираемое, свободное от преград, открытое для челов. обитания. Простор позволяет явиться и присутствовать вещам, уступает им. Также простор дает вещам возм-ть соподчиняться друг с другом в соответствии с некой необходимостью. В опр. месте разыгрывается собирание вещей в их взаимопринадлежности (Хайдеггер). Соц. пространство – это не физ. пространство, соц. стремится реализоваться в физ. Физ пространство есть соц. конструкция и проекция соц. пространства. Соц. пространство – это абстрактное пространство, конституируемое ансамблем подпространств или полей (экон., интеллектуальное и др.). Различное распределение в пространстве инд-дов и благ опр-ет дифференцированную ценность различных областей реализованного соц. пространства (Бурдье П.). t есть порядок, последовательность бытия, вещей и событий, порядок их развития, их внутренней связи и взаимного чередования. Реальные события мира не столько сменяют др. друга, сколько вытекают одно из другого и накладываются, образуя специфические последовательности, необратимые и неповторимые (Трубников Н.). Соц.t фиксирует устойчивость соц. форм и их воспроизводимость; соц. пространство представляет движение челов. бытия в виде координации людей, их действий и предметных условий, ср-в и рез-тов их жизненного процесса, в формах их непосредственно совместных вз-ий. Соц.t и соц. пространство указывают на несовпадение трехмерного сечения соц. процесса и четырехмерного пространственно-временного объема соц. бытия. С изм-ием содержания и интенсивности челов. деят-ти модифицируется и пространственно-временная «канва», с помощью к-рой опр-ется соц. бытие. Социальность пространства и t м.б. по-настоящему понята на уровне челов. индивида. Пространство-t выступают исходными схемами построения обыденного поведения людей в их вз-ии, т.е. явл. усл-ием связности, непрерывности, организованности соц. процесса, соц. связями, кооперирующими последовательности и сочетания челов. сил, действий. Пространство - время явл., по сути, важнейшей составляющей порядка вещей и людей, что обеспечивает протекание повседневной жизни людей, их общение, уклад их непосредственного личностного бытия. Форм-ние челов. инд-да, становление его личности в значит. мере детерминировано приобщением его к существующему порядку пространства-t.
51. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОСТИ. Социальность – это сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деят-тью. Мы имеем дело с 2мя пониманиями соц-ти. В класс.фс понятие «соц-ть» тождественно понятию «общественность» и находится в оппозиции индивидного, автономного. Соц-ое отождествляется с коллективным, кол-ое с совместным. Оппозиция индивидного и колл-ного отвечает требованиям формирующегося науч. обществознания (19в.), кот-ое стремилось построить каркас для изучения общества такой же, как и для изучения природы. В соц. картине выделяются основные сферы об-ва. Что касается индивид.жизни людей, произошла редукция, сведение индивид-го к соц-му, к устойчивым, стабильным связям, формам. Др. предпосылки форм-ния оппозиции. В индустр. об-ве сложилось особое отношение к частной жизни людей. В использовании труда ч-ка необходим абстр. эталон, с кот-ым можно соизмерять ч-кие способности, силы, качество его труда – деньгами). = Взгдяд на ч-ка как на вещь. В таком соизмерении жертвуется индивидное, своеобразное. Проводится невидимая грань му общ. и частной жизнью. Общ-ое – это подчинение схемам, частная жизнь – это духовное, индивидуальное. Т.о., в класс.фс можно было мыслить об-во, не говоря о конкретных людях, биографиях. Об-во стоит НАД, ЗА ч-ком, оно выше. В сер. 20в. принцип «частное во имя общ-го» перестает работать, т.к. единственным способом дальнейшего развития становится потенциал ч-ка. Поэтому развитие индивида – теперь гл. соц.?. Индивидное – один из гл. каналов реализации соц-го. Отождествление колл-го с социальным начинает отступать. Предприятия, на кот-ых собрано много людей, оказываются менее эффективными. Выигрывают те, у кот-ых лучше организована совместная деят-ть.? прибыли=? эффективного менеджмента. В постинд. об-ве бытуют ядерные формы развития соц-ти. Машина – это ср-во развития соц-ти. Прежняя оппозиция соц-го как знания о стр-рах и гуманит-го как знания об индивидах утрачивает смысл. Знание об индивидах становится ответом на?, как меняются стр-ры. Раньше не возникал этот?, т.к. об-во описывалось жесткими, машинообразными стр-рами. Потом оказалось, что стр-ры зависят от людей, т.к. воспроизводятся и изменяются в дея-ти людей. Поэтому понимание соц-ти изменилось, она стала означать связь, кот-ая складывается во взаимообусловленности, совместности бытия индивидов. Бытие вместе (совместность) не означает б. одним или просто б. многими: это означает б. многими, выставленными друг другу напоказ (Нанси Ж.-Л.).
52. ПОНЯТИЕ СОЦ-ТИ. ПРАВО, ЭК-КА, ПОЛ-КА, ЭТНИЧНОСТЬ КАК АСПЕКТЫ СОЦ-ТИ. Социальность – это сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деят-тью. Мы имеем дело с 2мя пониманиями соц-ти. В класс.фс понятие «соц-ть» тождественно понятию «общественность» и находится в оппозиции индивидного, автономного. В соц.фс 20в. соц-ть стала означать связь, кот-ая складывается во взаимообусловленности, совместности бытия индивидов. Разделение об-ва на сферы соответствует 1ому этапу понимания соц-ти, выходит из индустр. об-ва. Об-во понималось как фабрика, машина (дисциплинарный подход). Различные сферы жизни об-ва создали свою бюрократию, дисциплину, практику, аппарат. Они воспроизводят себя, навязывая об-ву опр-ый тип квалификации (экон-ое, полит-ое и т.д.). Соц.проблемы в ряду других сфер жизни находятся где-то на грани спорта и безделья; экон-ие, полит-ие, культурные проблемы не считаются соц-ми. Об-во рисуется как машина, у кот-ой есть двигатель (н-р, эк-ка), колеса, вал и т.д. В 20в. эта машина перестала работать. Эк-ка оказалась формой соц.связи, кот-ая обеспечивает обмен деят-тью му разными индивидами. В трад.об-ве люди жестко зависят друг от друга и прикреплены к опр. виду деят-ти. Эк.деят-ть направлена на самовосполнение. В инд.об-ве эк.деят-ть – это ч-кие силы и способности, формирующие и поддерживающие движение вещей в системе производства. Рез-ты эк.деят-ти м. измериться чз универсал.стандарт действий – деньги. Люди и вещи м.б. сведены к эталонам. В постинд.об-ве доминирует производство услуг и инф-ции. Частный труд – особый способ выражения общ.труда. Эффективность эк.деят-ти зависит от уровня развития знаний и способностей индивидов. Право оказалось формой соц. связи, кот-ая обеспечивает взаимодействие му людьми на уровне взаимодействия разл. соц. субъектов, обеспечивает общее среди разного, задает правила поведения. Право задает геометрию, форму об-ва как форму соц. воспроизводства. Оно проводит грань му правильным и неправильным, поощряемым и наказуемым, грань, необходимую для воспроизводства об-ва. Правила закрепляются в законах. Ч-к измеряется по рез-там его действий. В трад. об-ве право выполняет волю правящего слоя. В правовом гос-ве право выражает интересы граждан и уравновешивает интересы привилегированных слоев. Политика – аспект соц-ти, кот-ый связывает интересы людей, отражает динамику интересов. Отражает отношения му людьми по поводу установления, функционирования и изменения власти в об-ве. Трад.об-во: пол-ка отождествляется с гос-вом (ср-во подчинения – аппарат насилия). Инд.об-во: гос-во подчиняется прав.нормам. Субъектом пол-ки стан-ся все гр-не. Ср-ва подчинения – экон-ое принуждение. Власть функ-ет чз обладание ср-вами производства. Постинд.об-во: Гос-во и многие др.сферы жизни подчин-ся пол-ке. Власть фун-ет чз инф-цию(=важнейший ресурс). Св-во подчинения – СМИ. Этничность, национальность оказалось формой соц. связи му людьми, с пом. кот-ой люди опр-ют своих и чужих. На уровне этнич. отношений гл.силой явл. власть. Первоначально этнос – устой.группа, где едины условия жизни, кров.родство, воспроизводство. Далее гос-ва объединяют этносы. Поэтому нац-ное опр-тся понятиями этнич-го и гос-го и переходит в полит.область. В тр.об-ве отожд-ся нац-ое и гос-ое. В инд. – гос-во под контролем, а нац-ое связывается с принадл-тью ч-ка к об-ву. В постинд. – понимание нац-го как прин-ти к граж.об-ву и как прин-ти к этнич.группе. В граж.об-ве представители разн.этносов имеют равные права. Культура оказалась опр-ой хар-кой об-ва в целом, интегральной хар-кой об-ва с т.з. его качественных особенностей. Для количественного аспекта исп-ся понятие цив-ция.
53. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБ-ВА И ПРИРОДЫ. СОЦ.-ФС ий АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ. Ч-к подчинен природе, ест. ходу вещей в мире, к-рый нас окружает→необходимость согласования стратегии об-ва и стратегии природы. В рез-те такого согласования возн-ет опр. регламентация дефт-ти об-ва. Благодаря подобной регламентации об-во обретало возм-ть своего стабильного развития – того, что принято называть прогрессом – развитием экон. деят-ти, техники, иск-в, творческой инд-ти. Родившись как чисто биол. термин, экология обозначает теперь науку, изучающую собственный дом во всем его многообразии. Экология об-ва есть наука о том, как чел-ву сущ-ть в роли элемента биосферы. Если в рез-те деят-ти об-ва экологическая обстановка и остальные усл-ия жизни людей не ухудшаются и личность имеет необходимые возм-ти своего самовыражения, то мы говорим, что об-во рационально организовано. Ист-к беды – это мы сами, наша деят-ть, нарушающая природное равновесие. Нужны нек-рые общие законы поведения, обязательные для всех гр-н планеты, нужны единые стандарты во взаимоотн-иях ч-ка и природы. Ч-к д.б. вооружен умением глубоко понимать и анализировать то, что природой действительно разрешено делать, и поступать согласно этим знаниям. (Моисеев Н.Н.)
Принято считать, что экологическая проблематика возн-ет и сущ-ет на рубежах отн-ий об-ва и природы, если рассматривать эту проблему с т.з. ее последствий. Но если на проблему смотреть с позиций, определяющих перспектив ее решения, то она оказывается сосредоточенной в поле деят-ти самого ч-ка. Ч-к своей деят-тью запускает такие природные процессы, к-рые он контролировать не в сост-ии. Мы здесь имеем дело с проблемой отчуждения: выращены такие соц. силы, созданы такие технические ср-ва, к-рые, вступая в контакт со сложными природными процессами, создают мощный резонанс, угрожающий сущ-ию жизни. Данная проблема по ист-ку своему явл. соц-ой, но по масштабам – экологической. В поисках ее решения возн-ют новые, экологические императивы реконструкции социальности. Многое зав-ит от того, смогут ли люди подчинить реальные абстракции соц. форм согласованному процессу их собственного личностного развития. Т.е. д.б. экологизирована сама социальность. Перспективным оказывается очищение челов. вз-ий от шаблонов мышления и поведения, мешающих людям выявить конкретную логику ситуации, к-рые требуют ответственных и продуктивных решений. Преодоление шаблонности – основа для устойчивости эволюционного х-ра, т.е. ориентированной не на закрепление форм, а на их изм-ие. Духовно-теоретическая деят-ть людей также требует экологизации. Человечеством создано также огромное кол-во моделей. Методология иногда оговаривается, что модели не совпадают со своими О-тами, а иногда искажают их, чтобы выявить какие-то св-ва О-тов. Т.е. модели являются своего рода карикатурами на О-ты. За этим обычно следует непредсказуемые рез-ты, разрушающие природные связи, угрожающие ч-ку. Предстоит огромная научная культурная работа по очищению мыслительной и практической деят-ти людей от рез-тов невольных и неосознанных отождествлений моделей, образов, схем с логикой самих природных с-м и процессов.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.16.229 (0.01 с.) |