Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знак, значение и смысл. Понятие символа.
В сравнении с животным ч-к живет в новом измерении реальности. Он не сталкивается с физ. реальностью непоср-но «лицом к лицу»: м/д ч-ком и этой реальностью всегда находится порожденная им символическая реальность, мир знаков и символов. Знак – предмет, служащий замещению и представлению другого предмета (св-ва или отн-ия) и используемый для хранения, переработки и передачи сообщения. Суть знака, идущая еще от стоиков, лежит в присущей им двусторонней стр-ре, т.е. в нерасторжимом единстве непосредственно воспринимаемого (означающего) и подразумеваемого, понимаемого (означаемого). Многообразные типы отн-ий м/д означающим и означаемым остаются обязательным отправным пунктом любой классификации семиотических (знаковых) с-м. Различают языковые (входящие в нек-рую знаковую с-му) и неязыковые знаки, а среди последних – копии, признаки, символы. Пирс классифицирует природу знаков след. образом: 1. индексные (фактическая, сущ-ющая в действ-ти смежность м/д означающим и означаемым; дым – знак огня); 2. иконические (относительное сходство, ошушаемое тем, кто интерпретирует знак; фотография, чертеж); 3. символическое (означающее и означаемое соотнесены безотносительно к какой бы то ни было с-мой). Знак отражается в сознании ч-ка в виде значения или символа. В графической форме знаковую ситуацию обычно задают как треугольник, три вершины к-рого представляют собой соотв-но: «знак – значение – интерпретатор» или «знак – смысл – значение». Знаки, их св-ва и отн-ия м/д знаками изучаются в разделе семиотики – синтаксисе. Знаки играют важнейшую роль в формировании и развитии челов. сознания. «Челов. цив-ция невозм-на без знаков и знаковых с-м, челов. разум неотделим от функционирования знаков – а возм-но, и вообще интеллект следует отождествлять с функционированием знаков»(Моррис). Значение – О-т, к-рый обозначается, репрезентируется др. О-том – знаком. Установление такого отн-ия зав-ит от природы знаков: для индексов и иконических м. сказать, что интерпретатор усматривает существующую (реальную или воображаемую) связь м/д знаком и его значением, к-рая состоит в причинно-следственной связи м/д ними, их сходстве или в наличии общей природы у знака или его значения, тогда как для условных знаков отн-ие обозначения устанавливается итерпретатором произвольно или по соглашению с др. интерпретаторами. Отн-ия м/д знаками и значениями изучаются в разделе семиотики – семантике. Со знаком обычно в семиотике связывается несколько типов значений: предметное, смысловое и экспрессивное. Знак обозначает свое предметное значение, но выр-ет смысловое и экспрессивное. Под предметным значением имеется в виду тот О-т (предмет, S, св-во, отн-ие, явл-ие, ситуация, действие и т.д.), к-рый собственно замещается знаком. Под смысловым значением знака имеют в виду ту инф-цию о предметном значении, к-рую несет или передает сам знак, к-рую вкладывает в знак ч-к, продуцирующий его, и понимает S, воспринимающий знак. Под экспрессивным значением знака имеются в виду эмоции, чувства, желания ч-ка, выражаемые им благодаря использованию данного знака в данном контексте или ситуации. Смысл – содержание того или иного выражения (знака, слова, предложения, текста). Знак не т. указывает на нечто, он еще и высказывает кое-что об этом нечто. Вот это высказывание и есть смысл знака, к-рый вводит указываемые предмет или обст-ва в общий порядок вещей и событий. Тем самым обозначение чего-то данным знаком из окказионального превращается в необходимое как вытекающее из смысла этого знака. М. Бахтин: Смысл потенциально бесконечен, но актуализироваться он может лишь соприкоснувшись с др. (чужим) смыслом => сущность смысла – в его коммуникативной природе. Символ: 1. в науке синоним знака; 2. знак, предметное значение к-рого обнаруживается т бесконечной интерпретацией самого знака. Сущность символа не поддается однозначному опр-ию в рамках формальной логики и представляет собой многозначную систему, рассчитанную на активную деят-ть воспринимающего S-та. Символическая деят-ть хар-рна для челов. сознания. По мнению Кассирера, ч-к есть жив-ое символическое; язык, миф, религия, наука – суть «символические формы», поср-вом к-рых ч-к упорядочивает окр. его мир. Смысл символа реально сущ-ет т. внутри челов. обшения и он тем содержательнее, чем > многозначен. Сама стр-ра символа направлена на то, чтобы дать ч/з каждое частное явление целостный образ мира.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 43. СОЦ. ФС, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ. СООТНОШЕНИЕ СОЦ. ФС И ДИСЦИПЛИН СОЦ.-ГУМ ПОЗНАНИЯ. Соц.фс – это раздел фс, описывающий об-во, его истор.формы, выявляющий логику соц.процессов, динамику форм соц-ти, кот-ые создаются людьми. В класс.фс об-во – часть бытия, соц.фс второстепенна. С сер. 19в. соц.проблематика переходит в соц-гию. Происходит разделение насоц.познание (стр-ры) и гуманит. знание (об индивидах)=некласс.фс. Сер.20в. Соц-гия не м. объяснить происходящие в мире события после 2ой мировой. Тогда снова приобретает значение фс, в основном соц.фс. Это посткласс.соц.фс, кот-ая рассматривает об-во как проблему, заранее не считает себя знающей, что есть об-во (как класс.фс и др. соц. дисциплины). Совр.соц.фс ставит?, как возможно об-во, как оно появл-ся, воспроизводится, изм-ся, как об-во обслуживает совместное индивидное бытие людей. Стало ясно, что общест.стр-ры невозможны без людей. Противоречие соц-го и гуманит-го потеряло смысл. Т.о., предмет соц.фс – это существо ч-ка (след-но и об-ва), та сущая жизнь, кот-ая совмещает реальность с идеальностью, факт.осуществленность со стремлением к иному, должному, высшему; бытие как объективная реальность творчеста и самоопр-ния (Франк С.Л.). Это бытие ч-кого об-ва как проблема жизни самих людей. В соц.фс О и С знания совпадают, поэтому соц.стр-ры зависят от людей, их идей, поступков, мотивов и не м.б. устойчивыми. А об-во – это система, кот-ая м. сама себя наблюдать, т.к. состоит из сознательно активных элементов. Фундаментальная проблема соц.фс – отношения му об-вом и личностью. Об-во представляет объективацию ч-ких отношений; его реальность опр-ся реальностью ч-кого общения, реальностью «мы». Для совр. соц. фс об-во явл. частью личности, ее стороной, в кот-ой есть духовная основа (в отличие от соц-гии, где личность – ничтожная часть, подчиненная об-ву) (Бердяев Н.Л.). Об-во в отличие от природы – От ограниченный во вр. и простр. Поэтому пока об-во не породило опр. явления или его предпосылок, теор.мысль не имеет его в качесве Ота исследования (не дана вся сов-ть явлений сразу). Также познание природы обычно не не вступает в противорачие с интересами людей, а в познании об-ва интерес людей в том, чтобы получить знания, с пом. кот-ых м. оправдать, осудить и изменить данные общ.порядки (Келле, Ковальзон). Науки о ч-ке ретроспективно познают соц.реальность, кот-ая перстективна по своей динамике (ориентирована на будущее, ч-к – это всегда проект. Поэтому соц. наука ограничивается ролью интерпретатора (Зиммель Г.). Функции соц.фс. 1. МРВЗая: строит картину мира, постоянно обновляя ее, обосновывает МРВЗие, чтобы дать систему ориентиров людям в соц. пространстве и времени. Соц.картина строится на основе опыта повседневности и научного и соц.-гум. знания. 2. Методологическая: переработка ч-кого опыта в опр. формы., кот-ые помогают людям действовать; воспроизводство ч-кого опыта. Задачи соц.фс: познать необходимые св-ва и условия коллек.ч-кой жизни, вытекающие из духовной природы ч-ка; вернуться от частных хар-к ч-ка и об-ва к их интегральным хар-кам. Соотношение с др.соц.-гум. дисциплинами. 1. Соц.фс наследует классическую фс истории. Она как бы продолжает линию фс истории, занимаясь проблемами соц.эволюции, вопросом о происхождении форм общества, о направленности соц.процессов. Однако в отличие от фс истории она не постулирует схем исторического процесса, систем его ценностей и смыслов. Фс истории ищет единый стержень истории, универсальный закон исторического развития. Считалось, что при всей разнообразности исторических событий ч-к движется к единому. Соц.фс опирается на опыт повседневной деят-ти людей и на ту соц.проблематику, кот-ая выявляется в исследованиях соц.-гуманитар. дисциплин. В фс истории и соц. фс по-разному координируются понятия истории, культура, об-во, деят-ть, отношения людей. Фс истории строила схему ч-кого мира умозрительным путем, не выводя свои понятия и методы из конкретных исследований. 2. В соц-гии личность – незначительный элемент об-ва. Соц-гическое мышлении берет свое начало в естест. праве, кот-ое изначально явл-лось учением о гос-ве. В сер.20в. соц-гия сама должна была предстать элементом ч-ких деятельных связей с миром, историей. культурой. Сущ-ет негласное разделение: соц-гия зан-тся отношениями му людьми, пс – ч-ком, а эк-ка – вещами. Соц.фс должна преодолеть результаты такого порочного разделения. Смысл разделения д.б. в том, чтобы дисциплина, определив собст.мерки описания ч-кого бытия, могла включить в свою трактовку ч-кого бытия связи, реализующие ч-кое бытие, могла представить эти связи в формах, хар-щих ч-кую природу.
44. СОЦ. ФС И ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ. НАУЧНЫЕ КАРТИНЫ СОЦ. РЕАЛЬНОСТИ И СХЕМЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯ-ТИ ЛЮДЕЙ. СОЦ. ФС КАК ОНТОЛОГИЯ. Цель соц.фс – построить соц.картину мира, обосновать МРВЗе, чтобы дать некую систему ориентиров людям в соц. времени и соц. пространстве. Картина реальности – это совокупность инструментов деят-ти, кот-ые вырабвтываются людьми для орп типов деят-ти и в ее процессах сохр-ся или модифицируются. К построению соц. картины ведут 4 ступени: 1. обращение к опыту повседневности; 2. выведение закономерностей в об-ве, в повседневности с опорой на научное обществознание; 3. опр-ние типов об-ва; 4. понимание соц. бытия как деят-ти людей. Т.о., достижение цели соц.фс начинается с обращения к опыту повседневности, т.е к здравому смыслу. Затем нужно свести повседн.опыт к устойчивым связям. Соц.фс выполняет функцию переводчика му повседн.жизнью и научными проблемами. Философ д.задумываться, как он работает, он не может пользоваться схемами деят-ти обыденного опыта в чистом виде (их надо переработать с т.з. науки, выстроить логически). Это необходимо, чтобы не становиться рабом материала. Здравый смысл динамичен (в класс.фс считали, что он постоянен). Поэтому соц.картина мира д. постоянно обновляться за счет переработки новых данных и включения результатов, т.к. обновление системы – это основа ее стабильности. Для каждой соц.системы м.б. своя система повседн.опыта, к кот-ой нельзя подходить с заранее готовыми общими схемами. В схемах повседневности люди осваивают проблемность своего бытия. Но как т. здравый смысл сталкивается с общ.стр-рой, полностью лишенной ч-ких черт, он готов признать индивидуальность чем угодно, т. не социальностью. так он спасает инд-ть. Специализированная методология погружается в контекст повседневности и подвергается то проверке на соотвеиствие своих норм размерностям опыта соц. индивидов. Соц.фс не т. научно объясняет людям,как жить, но и объясняет науке, как ей быть среди людей. В последние десятилетия соц.фс пришла к выводу, что формы обыденного поведения и мышления, схемы деят-ти д. меняться быстрее, чтобы люди с меньшим напряжением решали жизненные проблемы. Сущ-ют расхождения и противоречия обыденного рассудка и обычной логики. Данная проблема указывает на то, что темпы и ритмы обыденного и научного мышления перестали сочетаться, предъявили людям различные требования. В современности постоянно меняются адекватные схемы поведения и мышления, соответственно индивид должен менять свои жизненные схемы действия в зависимости от требований обс-в. Эти схемы м. меняться не один раз на протяжении жизни одного поколения (в традиционном об-ве не менялись 3 поколения; поэтомуиндивид принимал схемы деят-ти как ест.закон своего бытия). Учитывая, что ч-ку приходиться приспосабливать схемы дея-ти к повседневности, можно говорить о том, что любой ч-кий опыт, здравый смысл содержит в себе опр-ые стр-ры, выработанные или воспринятые, и несет ценность т.о. в культурно-историческом смысле.
Соц.фс-ии необходимо иметь ср-ва для отображения духовной целостности культурно-истор. индивида, его бытия. Дело соц.фс – объединить соц. и гуманитарное познание челов. бытия. Мир – это возможное поле действий для всех нас, это совокупность больших субъективных систем (Вальденфельс). Соц.фс явл. элементом воспроизводства ч-кого опыта, служащим ч-ку, объясняющим взаимобытие субъек.систем.
45. СОЦ.ФС И ФС ИСТОРИИ. Фс истории – это область фс знания, охватываюая онтол.?ы истор.процесса, смысл и направление истории, расчленение и последовательность основ. истор. эпох, специфику истор. процесса, соотношение истории и природы, свободы и необходимости в истор. творчестве; также гносеолог. и логико-метод. проблемы истор. науки. Соц.фс наследует классическую фс истории. Она как бы продолжает линию фс истории, занимаясь проблемами соц.эволюции, вопросом о происхождении форм общества, о направленности соц.процессов. Однако в отличие от фс истории она не постулирует схем исторического процесса, систем его ценностей и смыслов. Фс истории ищет единый стержень истории, универсальный закон исторического развития. Считалось, что при всей разнообразности исторических событий ч-к движется к единому. Соц.фс опирается на опыт повседневной деят-ти людей и на ту соц.проблематику, кот-ая выявляется в исследованиях соц.-гуманитар. дисциплин. В фс истории и соц. фс по-разному координируются понятия истории, культура, об-во, деят-ть, отношения людей. Фс истории строила схему ч-кого мира умозрительным путем, не выводя свои понятия и методы из конкретных исследований. Му фс истории классического типа и соц.фс 20 в.находится этап оформления отдельных наук, исследующих об-во и ч-ка и в сер. 19 в. отказавших в доверии фс истории как спекулятивному и метафизическому построению. Т.о., му фс истории и соц.фс отсутсвует непосредственная связь. Промежуток был заполнен позитивистскими схемами исследования и социологией, кот-ая почти на столетие сняла вопрос о фс осмыслении соц. бытия и его познания. К сер. 19в. понимание истории разошлось: 1й подход видел историю как процесс развития об-ва и претендовал на системный охват ее многообразия, 2й – видел историю как прошлое завершенное и подлежащее научному описанию и объяснению. Научное обществознание последовало 2ому подходу, и произошло сужение истор. реальности в целях ее более точного описания путем привлечения вещных свидетельств. Парадокс: для людей места в пространстве истории становилось меньше, чем для вещей. Из поля зрения науч. истор. позн-ия стали ускользать проблемы, характеризующие историю как человеч. процесс (натурализация; логика вещей). В сер. 20 в. социология была вынуждена отступить перед проблемой трансформации соц.систем и сама поставила вопрос о ее соц-фс обосновании, о рассмотрении ее как особой формы человеческого познания. Если прежде ч-к выступал элементом социолог.описания, то теперь социология стала рассматриваться элементом ч-ких деятельных связей с миром, историей, культурой. Стало ясно, что общественные системы невозможны без людей, что они зависят от людей.
У нас нет того об-ва, о кот-ом говорила классич.фс. Это абстакция, а мы имеем дело всегда с конкретными разными об-вами. Поэтому важен вопрос о типах об-ва, чтобы не рассматривать абсолютную абстракцию. Что мы называем об-ом? В арх.время об-вом было 50 ч-ек, в Др.Греции – десятки тысяч, в Др.Риме – миллионы. Соответственно, д.б. разный подход. Известна типология об-в с пом. выделения формаций. Общественные формации – это формы связи людей, выработанные ими в процессе соц.эволюции. Если же традиционно связывать формацию с выделением ступуней общ.развития, то отметим схему трех исторических ступеней К.Маркса: 1. об-во, основанное на личной зависимости (докапиталистическое); 2. об-во, осн-ое на вещной зависимости; 3. об-во, сущ-ее чз зависимости людей, кот-ые образуются индивид.развитием людей. В зап. фс истории действует близкая по смыслу схема: традиционное, индустриальное и постинд-ое об-во. В фс истории считалось, что последовательная и закономерная смена формаций выражает внутреннюю логику мирового развития, единство и направленность всемирного исторического процесса, основную линию общ.прогресса. однако в послевоенный период эта позиция начала подвергаться критике, т.к. не включает азиатского, африканского, латино-американского способов производства. Каждое общественное образование м.б. понято как формация. Такой подход к пониманию об-ва является противоядием макроанализу об-ва, стремящемуся растворить события микроуровня в характеристиках больших формаций. В соц.фс 20 в. считается, что соц. теория, описывающая большие системы, может считаться полной т. тогда, когда она в состоянии описать функционирование и развитие больших систем на уровне бытия и сознания ч-ких индивидов. М.Вебер считает, что не фактический материал истории общества должен служить теории, а теория ему.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.014 с.) |