Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отеч. фс советского периода: осн-е проблемы, тенденции развития.
Сов. фс-не географич. пон-е, а ист. Феномен (Любутин). Она - часть отеч.фс-го неаследия. СОВ. ФС—неодномерная, неоднозначная и обладающая достаточно высокой степенью внутренней противоречивости интеллектуальная традиция в СССР 1930—1980-х. Как самоосознающая система идей, теорий, гипотез, а также (преимущественно) идеологически-охранительных мифов сформировалась в результате: а) насильственного отторжения от российского обществоведения и человековедения мыслителей немарксистского толка (к концу первой четверти 20 в.);б) выхода на господствующие позиции в системе философских академических структур и теоретических органов в СССР в 1930-х проста-линской группировки Митина и др.; в) осуществления попыток определенной систематизации и придания респектабельности этой традиции на основе работы Сталина "О диалектическом и историческом материализме" (П.Федосеев, Ф.Константинов и др.). Определенный диапазон возможных дискуссий был очерчен и санкционирован в С.Ф. | только после Второй мировой войны (открытие журнала ' "Вопросы философии" в 1947). Наряду с идеологически ангажированным теоретизированием, безусловно доминировавшим в 1940—1980-х, в исследованиях ряда мыслителей СССР не только творчески развивались магистральные, авангардные проблемы философии 20 в., но и формировались новые научные направления, актуальные для интернационального философского знания (Бахтин, Лотман, Лосев и др.). Проблема хронолог-х рамок: до 17 г. ее еще не было, а после 91 – уже. Периодизация (Каменский): 1.1917-1930-31 гг. смена парадигмы фс-вания: с религиозно-идеалистической, иррац-й на марксистскую; относительная либеральность гос. политики в дух. жизни об-ва заменяется партийно-гос-м диктатом. 2.30-31 – 53: усиление репрессивности, подавление идеол.свободы, диктат. Упрощение фс и обеднение ее сод-я. Но фc была и в работе психологов, историков фс. 3. 53-н.90-х.постепенное снятие ограничений. Самый продуктивный этап совет.фс. 4.1992-…марксизм лишается статуса гос. идеологии, свобода в дух жизни. Марксизм - кризис рус. интеллигенции. было и немарсистское фc-вание: Даниил Андреев, Бахтин, Батищев, Голосовкер, Лосев, Лотман, Вернадский, Чижевский, Циолковский, Мамардашвили. Соотношение сов. фс и марксизма: была острая борьба 2-х тенденций-сторонники и противники мат-й диалектики (неявно). Всегда для подтверждения «априорных истин» ссылались на Маркса. За марксистскую выдавалась ac> r-z на самом деле боролась против диалектики. Кроме того, с подачи Ленина сиcтема марксизма вульгарно политизировалась. Окончательно официозной фc стала при Сталине. Здесь сов. фс и получила свой негативный облик-атмосфера идеолог-го тв-ва, где невозможно отделить автора и диктатора. Причем вождь часто сам решал вопросы фс, естествознания, языкознания и т.д. сталинизм завершает заложенную Лениным тенденцию политизации фс. Происходит окончательный отрыв от мировой фс – железный занавес. Но все же фc-я работа шла, она дала замечательные образцы выдающихся достижений: реконструкция идейного и фc-го смысла текстов Маркса и др.
Нек-е слои сов. фс: это материализм, новое сод-е старых фc категорий, появление новых категорий (практика, диалектика), творческие поиски развития исходных аксиом, выяснение глубинного смысла вклада марксизма.
ОНТОЛОГИЯ 27.Природа фс знания. Соц-культурные функции фс и ее личностн. смысл. Фс невозм опред, это «знание о незнании». Ф.- особая форма позн-я мира, форма духовной деятельности, выработанная и вырабатывающаяся постоянно система знаний о фундамент-х принципах и основаниях чел-го бытия (бытия вообще), о наиб. общих сущностных хар-х человеческого отношения к природе, об-ву и духовной жизни. Чтобы раскрыть специфику природы фс знания, необх обратиться к истории его формир-я в дух кул-ре чел-ва. Филос-я зарод-сь в 3-х мировых центрах: Древней Греции, Индии, Китае. В Д. Гр фс рано нач. сущ-ть в чистом виде, независ от миф-гии. Соц-экон и общ-полит. препос-ки форм-я фс.:1) переход от эпохи бронзы к эпохе железа(10-9 вв. днэ).2) развитие частнособств-х отношений. 3) раннее классообр-е и возникн-е полиса.4) эк кризис и кризис полиса (6 в.днэ) = Высвобождение инд-да из-под власти рода, кризис формир-я личности, мифологич-е мировоззр-е перестает выполнять свои прежние функции. Необх. нов. мировоззр-е. Миф-я распад-ся на 4 формы общ-го сознания: научн, эстет-е, нравств, религиозное. К 6 в. сформировался синтез этих форм: выделяются 2 формы: 1.нравств+ эстет = религ-е 2.Научное+эстетико-нравств-й комплекс= Фс. В Антич-ти сформир фс с приоритетом логико-рационального мышления (впервые термин Ф. употребляет Пифагор, затем его трактует и разрабатывает Платон). Зап-европейск. Трад-я фс. амбивалентна, т.к. реализ-т единство предм-го и ценностного подхода к реальности. С одн стор. фс сближ-ся с наукой, с др – с нравств-эстетич-м осмысл-м действ-ти. Философств-я, личн-ть мыслит одновр и абстр-ми понятиями и худож образами. Не все в фс м выразить в абстр понятиях. Две формы сущ-я фс: 1) Теоретическая форма. Ведущая – научная составл-я (Гегель «Энцикл фс наук»). 2) Художественная форма – эстет–нравств составляющая (Дост-й, Толстой). Есть фс-фы, кот владеют и тем и др: Сартр «Бытие и ничто». Фс нельзя назвать наукой. – Ясперс: философия не наука, а процесс философствования, схваченности человека в этом процессе. Она - путь к подлинному бытию человека, т.е. к экзистенции.
Сближ-т обе позиции: 1) ориентация на раскрытие сущн-ти мира и постижение его законов. 2) Фс опирается на данные наук, выступаеи как обобщение. Фс ориентир-ся на качеств-е и колич-е эл-ты. 3) Фс часто выступ-т по отнош-ю к науке как методология. Способы осмысл-я мира в некоторой фс концепции удобны в той или иной науке. (В фс принцип относ-ти был разраб-н Махом, Эйн-н применил в нк). Отличия: 1) фс начинается, когда начинают искаться предельные основания мира, существования человека в мире. Задача науки – уточнить как человек вписан в предметно-силовой мир. В предм-но - силовом мире нет ценностей и свободы. ФС: человек заброшен в предм-силовой мир. 2) Наука измен-ся кумулятивно («накопительно»), кажд след-я sisт. вбирает в себя истины предыд sisт. (чтобы изучать физику, нужны посл-е учебники) Фс: актуальны и прошлые и совр концепции. Фс – это не эволюция (от менее «правильного» к более «правильному»), а диалог. Фс исторична (осмысливает родовую жизнь людей, человека как такового, как человечества), рефлексия к основаниюбытия (почему есть бытие? Почему есть что-то, а не вообще ничто?). Фс знание целостно – осуществл-т концепт-й анализ.3) Фс индивидуализированная форма осмысления мира (Дильтей – философия зависит от личности (личностно обусловлена) и от эпохи, в которую личность творит). (Наука на уровне содерж-я безличностна). Фс - ядро научн. мира. Религия - мир ценностный. Фс предпол-т осознанное выстраив-е целостной картины мира Соц-культ функции: 1) Объяснит-я (познав-я) - фс создает специф-е фс теории, свой аппарат. Этим прибл-ся к нк. Фс проблемы вечны, их знание историч-ки обусл-но;2) мировоззр-я: задача формирование идеальных моделей, идеалов, фс-этических sisт. (Достоевский, Конфуций); 3) Методологическая: фс претенд-т на созд-е метологии для себя самой и других наук; 4) практическая: человек выбирает линию поведения, кодекс. Фс-этич-е sisт. предлаг-т вариант действий (Даосизм: найти оптимальн модель повед-я чк в мире);5) личностная: реализация личности фс-фа в философском знании. Подлинная фс – это личностное мировоззрение. Она сущ-т в ответ на потребность суверенного индивида в гармониз-и его отношений с окр-м миром. Эта потр-ть постоянно возобновл-ся в теч-и жизни. Печать личн-ти всегда лежит на фс. Адекватные условия сущ-я фс, когда сохраняется индивидуальность. Учебник не приемлем.
28 (29).Проблема стр-ры фс знания. Основные обл-ти фс зн-я. Изначально фс выступ единым, теор-ки нерасчленным знанием о мире, затем от нее стали отделяться конкретные науки, и внутри самой фс формируется ее относительно самостоятельные обл-ти зн-я. Совр. фс плюралист-на. Поэтому возн-т сложность в поним-и стр-ры фс зн-я. Сущ-л ли когда-то постоян-й элемент – инвариант – который организ-т стр-ру фс зн-я? Согл. В.И. Плотникову, причина мн-ва представл-й о фс знании в том, что фс работает с мн-вом универсалий. Если в основу кладётся одна универс-я, то перестраив-ся все остальные. (Ф-я Гегеля: формообраз-я универс-я – дух, Маркс - материя). Дух, материя, Сознание, Rеальность - каждая может служить отправной точкой. Стр-ра современного фс знания предполагает пространственно-временное сцепление. Прошлое – предмет историософии: где основания, из которых мы вышли? Что в центре вним-я культуры человеческого рода? Настоящее – на первом плане конкретно мыслящий, страд-й индивид - на вопрос, кто мы есть отвечает Онтология. Будущее - куда мы идем – аксеол-я (этика, эстетика). Гносеология – что мы можем знать о нашем прошлом, наст-м, будущ-м бытии, о нас самих? Нов.Вр. Суслов выделяет разделы фс знания, исходя из совр-й формулировки осн-го вопроса фс: вписан или не вписан внутренний мир человека в мир внешний? Под внешн. миром С. понимает мир природы, необх-ти, случ-ти, предметно-силовой, силового преобр-я, ед-ва и многообразия. Внутр мир - свободы, высших ценн-й, общения, языка как стихии. Деление на внутр и внешн мир условно. Анализ стр-ры внешн и внутр миров позволяет наметить осн разделы фс знания. В люб фс системе можно выдел. учение о внешн мире (развито в класс фс). 1.Концепции внешн мира как такового: Онт-я в узком смысле слова, как учение о сущем (в широком как учение о бытии). 2. концепция человека во внешн мире: Антроп-я. В любой системе можно выдел уч-е о взаимосвязях внешн и внутр мира, особенно важно для совр фс: 1. Коммунология – учение о коммуникации, охватывает все виды общ-я, низшие и высшие. 2. Фс языка, в частности дискурса. В люб фс системе м-но выдел учение о внутр мире чк. Важный компонент внутр. мира – ценности (красота, истина, Бог, добро, благо): 1. Фс истины (шире - познания) – гноссеология. 2.Фс прекрасного (безобразного) – эст-ка. 3.Фс добра (блага) – этика. 4. Фс Бога – фс религии. Д.В.Котелев-й предл-т следующ стр-ру: 1.Онтол-я, 2.Гносеол-я, 3.Праксеология, 4.Аксиология. 1.Онтология - учение о сущем (узкий смысл, классич. фс) и учение о Бытии (широкий смысл, само сущ-во фс). О. как обращение через уникальность индивида к универсальности, это путь духовного самосознания людей. Главное в О. явл простран-во мира ч-ка, время берется в модусе наст-го. О. появл не сразу с появл-м фс. Возн-т вместе с вопросом Парменида о Б.(вечное, неизм) В ант фс ставит вопрос о соотн бытия и сущего. Nt: Б. отожд-ся с мышл-м. Мышл-е как акт бытия (Спиноза). = О. смыкается с гноселогией. Немецк. Кл. фс (т. Зр. Суслова) - исслед-т О. в узком смысле: как уч-е о сущем, т.к акцент ставится на должное, необх-е – это хар-ки внешн. мира. Интерес к О. в шир смысле возобн в 20 в. (Критич О. Н.Гартмана. Фундаментальная О. Хай-ра). Совр О. меняет свою форму: слив-ся с гнос-й, акс-й – онт-я пробл-ка раств-ся. Произошел соц-й поворот в совр О.: став-ся вопрос: какие соц ст-ры формир реальность. 2.Гнос-я- в классич виде форм в Нов. время. Декарт: S-O модель, анализ связки м/у S и О, т.е. знания. Центр? об истине. Критич-й период заверш-я возник-м 3.аксеол-и - учение о ценн-х. Как трансл-ся цен-ти, есть ли высш ц-ти, каково их содерж-е? Фс неокантианства. Баденск шк.- цен-ти к-ры. Общая схема зн-я д/ всех людей – высшие цен-ти. Ницше: критика ценн-го подхода. 4.Пракс-я - уч-е о практич деят-ти человека.. Фс Маркса: анализ связи знаний и практики. Феном-я конц-я жизн мира (А.Щюц): некоторые схемы практич. жизнедеят-ти людей формир-т более сложн sisт. знаний. Классиф-я по Об-ту: фс природы, фс Я-ка, фс иск-ва – не сущностн-е членение, т.к. у фс языка и фс иск-ва одни пробл-мы. Дел-е на этику, эст-ку, соц фс, гн-ю происх-т из фактороструктурной орг-и фс фактов. Относ-но и по направл-м: экзист-м, структ-м и т.д. Сущ-т еще деление по куль-но- истор-м линиям (Антич-ть, ср вв, Возр.Новое Время,и.т.д).Все классиф-и уходят в прошл. Фс зн-е интегрир-ся.
29. Место онтологии с стр-ре фс зн-я. Онтологией исследуются Катег-и бытия и проблема их интерпр-и. Онтология (гр.ontos- сущее) учение о Бытии: в класс фс – уч о Б. как таковом, выступ-е (наряду с гносеол-й, антроп-й) базовым комплексом фс sisт. В совр некласс фс – это интерпр-ия способов Б. О. появл не сразу с возник-м фс. Антич-ой фс-и предш-т период искания начал всего сущего.(Фалес- вода, Гераклит – огонь, пифаг-цы - число). Парменид – то, что присуще всему – Бытие.(вечное, неизм, несоставное) – это сама вещь и мысль о ней. Историю О. как фс учения можно разделить логически на 3 пер-да: 1.Метаф-ка (до 17 в); 2.Критич-й пер-д.(нем кл фс) 3.20 в. 1.Сущ-е О. в метафизике. Метафизика – первая фс. Заним-ся выработкой универсалий, с пом-ю которых можно заглянуть за границы вещного прир-го Б. Фс катег-и=содерж-е мтфки. Платон: идеи – воплощение Бытия, сущее причастно идеям. Арист-ль: Бытие акт-е и потенц-е. Ант фс интер-т как инд-д вписан в контекст Б. Логос – закон Б. В ант-ти О. вписана в поиски единого блага. Ср. вв, О: R-ть людей, вещей гарантир-ны Бытием. божим. 17 вв. Х.Вольф дистанц-т понятия «мтфка» и «Онт-я». Пред-т Онтол: что есть Б в незав-ти от нашего познав-го процесса.. 2.Крит-й пер-д нач-ся с Канта. В нем-й классике происх пересмотр мтф-й О. Кант заменяет О трнсц-й фс. Гегель – логикой, Фихте – Я, Фейербах – фс. антроп-й. Антионтологизм Канта был развит в позит-ме, кот оценивает любое сужд-е метафиз хар-ра как бессодерж-е. Радик-я критика О. задает в фс традиции поворот от трактовки ее в традиционном смысле слова к новой постановке онтол-й проблемы.
3. Рубеж 19-20 вв –возобновляется интерес к О. .Появляются новые вар-ты онт-х учений. Специфика: возврат к идеи Парменида о тождестве Б. и мысли о нем. Возник-т «критич-я О» Н.Гартмана: вещи – бытийная сторона, мысли – гносеол-я. Люб наши мысли укоренены в действ-ти. Нельзя разделять: вещи и идеи. Г: мтфка – постановка неразреш-х проблем, О. – постан-ка разреш-х проблем. Нов поворот в интерпретации Б связ с некласс фс 20 в., экзистенциализир-й онтол-ю пробл-ку, задавшей ей параметры чк: фундам-я О. Хай-ра: вопрос о Б. центрирует сознание индивида. Б. не равно сущему. Х-р строит свое поним-е Б. как челов-го. Б – это, то, ч вытягив-т чк из мира вещей Онт-ю основу чел сущ-я составл его конечность и временность, п/э время - главная хар-ка Б. Бытию можно внимать, прислушиваясь к яз-ку. Б. не существ-т, оно имеет место. Осн. недостаток современной фс: забвение истор хар-ра Б.(т.е метафизика). Смыслы Б м сгрупп-ть по 4-м позициям: 1) Б как категория (или Б в себе); 2) Б как потенция; 3) Б как акциденция; 4) Б как истина (неБ как ложь). В совр фс м констат-ть растворение онт-й пробл-ки. Т.н. «соц-й поворот» в совр О:? какие стр-ры формир-т R. Онтология сливается с гносеол-й и аксиол-й. Основн. категории Б: Сущее, Существование, Ничто. 1.Сущее - единичность, уникальность. Сущее временно. То, что существует. Схватывает сущее и дает ему временные пределы - 2.существование. Принц-е разл-е м/у Б и существованием: человек как «пастух Б», слушающий зов Б, кот обрет-т в человекк свой яз-к и форму выраж-я. 3.ничто – предельная граница. Б и ничто совпадают, дают место сущему. Ничто пережив-ся ч-ком в сост-и «ужаса», связ с ощущ-м смерти. В этом смысле жизнь чк выходит за пред-лы сущего. Ничто не противоп-ть сущему, не отсутствие вещей. Слож-ть интер-ции осн катеорий Б в том, ч фс развив-ся в разн трад-х. Западн тр-я: небытия нет. Восток начинает с небытия. Все возник-т из Н/б, порядок из хаоса. Б - иллюзия, сущее - майя, иллюзия. Кит-я трад-я пыт-ся понять ед-во Б и Н/б ч/з гармонию противопол-й. 30.Формы фс познания (фс-теорет-е, фс – практич-е, фс- худож-е сознание). Сп-бы филолсофствования. Вопрос о форме сущ-я фс знания обусловлен спецификой природы фс.Фс- как теор-е позн-е - это аналитич-я фс, неопозит-м, феноменология. Такой способ сформир-ся в Новое время: Декарт, Бэкон, Кант, кот пыт-сь создать единую sis, описывающую мир полностью.Фс рассм-ся как наука (возможная наука).Фс –теоретич-му знанию присущи структура и черты, подобная научному зн-ю Ставятся проблемы, выдвиг-ся гтпотезы, созд-ся теории. Здесь предполаг-ся способ проверки фс зн-я – верификация. Аргумент-я, доказат-ть, наличие методологии, теорет-й модели. Хар-но доверие к истине. Истина здесь как итог фс рассужд-й. Истина одна, онва д.б. достижимой. Исходя из этой истины можно спорить с другими фс концепциями. Каждый уверен в своей истине, поэтому здесь восприятие носит некритический характер. Можно поставить?? об адекватности такой формы фс знания. Необходимо поставить границы возможности сущ-ия такой формы фс. Неопозитивисты спрашивали, нужна ли фс вообще, если она заимствует научную методологию и становится научной теорией. Хайдеггер утверждал, что если мы сравниваем фс с наукой, мы принижаем ее подлин-ю сущность. Фс понимается Хай-ром как предельнейшее и последнее выговаривание человека. В отличие от науки, в фс не д. б примата логического детерминизма. Фс - худож-е сознание: здесь на первом плане – роль личности. Направления: экзистенциализм.. Поднимаются проблемы соотношения фс и иск-ва, фс и лит-ры. Существуют ли границы м/у фс и литературой? (См вопрос о сущности иск-ва) Фс стан-ся литературой ч/з язык. В фс – худож. познании форма раскрывает и дополняет содержание. Здесь применимо использование метафоричности. Иск-во присут-т в фс ч/з форму, ч/з язык. Размышление фс по поводу иск-ва раскрыв-т сущность самой фс-ии. Языковые формы способны передать значимость личности. (Очевидно, что для Шеллинга верно, что прикоснуться к тайне Души, Бога, не познаваемых рационально, возможно через искусство). Фс – практич-е знание: здесь описывается опред-я соц-культ функция фс. Фс понимается здесь не как абстрактное знание, но как то, что изменяет соц-ю реальность. Фс здесь приводит к опред-м действиям. (Киники, скептики, софисты – были ориентированы на решение практических задач. Маркс, Гегель: задача фс – изменение соц R) Как фс соотносится с практикой. Есть точка зрения, что вопрос о соотношении практики и фс – бессмысленен, т.к всякое мышление уже является практическим действием. Кант: «Революция должна произойти в самом Сознании». Бахтин: слово, мысль есть сам поступок. Способы философствования: 1. Направленность на личность. (Экзистенц-м, англ. Эмпиризм, персонализм) 2. На общество: осмысление задач, кот стоят перед социумом. (Маркс, Энгельс). 3. Поиск трансцендентного начала – религиозное философств-е. 4.Фс, направленная на рассмотрение эволюции понятий в истории. 31.Простр-во, время, движение как формы бытия и их фс осмысление. Время и пространство – формы Бытия, выражающие: пр-во – сосуществование вещей, время – смена вещей друг (за) другом. В шир смысле t и пр-во явл описаниями структуры Б, зафиксир-ой во t как длительность, сменяемость объектов, их стадий и состояний. В пр-ве как форма их взаимодействия, сочетания, события. 1. t и пр-во могут трактоваться как абстрактные хар-ки Б и как конкретные его стр-ры. 2. t и пр-во м б представлены в качестве внешнего масштаба, фиксирующего порядок сосуществования и смены разл-х объектов, и в качестве внутренней меры отд-х природных и общественных sisт. (Как априорные формы субъективности - И. Кант). Как фундам-ые определения Бытия они оказ-ся вполне конкретными формами согласования, общения и деятельности людей и в этом смысле оказ-ся важнейшими выражениями Бытия, формами его воспроизводства и обновления жизни и деят-ти людей. Т. О., в кач-ве категории, время и пр-во задают исходные масштабы представления Б. В истор-м развитии этих категорий заметное место занимает борьба м/у философами ставившими на характеристики времени и пр-ва как особых форм, независящих от sisт. и процессов в них протекающих и философами, трактующими t и пр-во как определённые порядки смены и сосуществования вещей и явлений, зависящие от взаимодействия последних. Классическое аристотелевско-августиновское понимание пространства и времени исходит из линейнисти времени, где каждый отрезок равен каждому другому, В древности идею пустого пр-ва развивал Лукреций. В Нов.время философия t и пр-ва развив-сь под мощным влиянием ньютоновских представлений, в кот t и пр-во выступали в качестве абсолютных, универс-х, однородных форм. Т.о., фс этого периода акцентировала внимание на определении времени и пр-ва как самых общих категориальных характеристик Б и на соответствующей их роли в чел-м познании, мышлении и деят-ти. Этот подход стимулировался и классической механикой, которая абстрагировалась от качественного описания Б, и зарождающейся экономич-й наукой, занятой поисками абстрактного t. Нк, кот сопоставляет и сравнивает разные чел-ие деят-ти и рез-ты. Дальнейшее развитие обществознания и естест-х наук привело к необх-ти конкретизировать понятия t и пр-ва, сопоставить их с особыми формами Б, рядами явлений и событий. В этом смысле получили подтверждение идеи Декарта и Лейбница о заполненности t и пр-ва, об их обусловленности взаимодействиями явлений и тел. Физика 20 в: с помощью Энштейна, до кот счит, что параметры мира неизменны, закономерны, устойчивы, выяснилось, что св-ва t и пр-ва относительны и изменчивы; сформировала предст-ие о едином t-ни- простр-ве, выраж-их Б особой sisт. Пр-во – не вместилище; его, как и времени, в кач-ве длительности, нет. Есть континуум (органич. связь пр-ва и t.). В связи с этим в обществознании получило распр-ие понятие “хронотопа”. Это понятие ориентированы на особые порядки sisт, в кот реализуется Б людей, различные формы их деят-ти. Поэтому фс всё более занимается развитием категорий t и пр-ва в истории общ-ва, ролью этих категорий во взаимодействиях людей, в деят-ти познания и мышления. И. Кант считал, что t и пр-во явл-ся априорными формами чувственности. В основании математики лежат созерцания t и пр-ва, кот перестают быть формами существования самих вещей и становятся априорными формами чувств-ти. Эти чистые,т.е. не зависящие от опыта и предшествующие ему, формы t и пр-ва обусл-ют всеобщность и необходимость математических истин. Особ роль в трактовке t и пр-ва Хай-р отводит t. Хай-р стремится раскрыть смысл Б ч/з рассмотрение чел-го Б, основу существования которого составл его конечность, временность; поэт t д б рассмотрено как самая существенная хар-ка Б. Хай-р стремится переосмыслить европейскую фс. традицию, рассматривавшую чистое Бытие как вневременное. Причина “неподлинного” понимания Б - в абсолютизации одного из моментов t – настоящего, вечного присутствия, когда подлинная временность как бы распадается, превращаясь в последовательный ряд моментов “теперь”, в физическое t. ВРЕМЯ. Слово t. произошло от др/инд. «vartman”=1)круговращение (колеса); 2)колея (след от движущегося колеса) ~> Необходимо различать 1)одну повтор. длит-ть в абс. круговороте ~> вечные действия; и 2) длит-ть с т. отсчёта, как опр. отрезок того, что не имеет ни нач., ни конца ~> чел. действ-ть (заставляет думать о прошл.) + 3)появл. момент возврата к вечности. Смыслы t.:1.Отрезок вечности; 2.Имеет т. отсчёта~> появл. особое измер-е у ч-ка (наст, прошл, будущ); 3. В чел. жизнедеят-ти обнаруживаются деят-ти с внутр. цикл-тью (произ-во~>распр-е~>обмен~>потребление) – социо-культ. длит-ть; 4.Социо-культ. длит-ть вптается в природную цикл-ть, в вечность (с/х – в циклы сезонов). Возникла необ-ть измерения t.~>замечены изменения в природе~>она изменчива, т.е. имеет своё нач.~>религ. позиция, научн. понимание, кот тоже менялось (Аристотель: небесные светила движутся совершенно – по круговым орбитам, поэтому это движение является вечным; Х/Х в. – природа, космос эволюционирует, зн-т есть т. отсчёта – исторический взгляд на Вселенную, хотя идея вечности не исчезла (появилась идея о цикл. разряжении и сгущении).t есть: космологическое (символ – круг), историческое (символ – линия), экзистенциальное (символ – точка, предполагающий и круг, и линию как совокуп-ть точек. Историческое t. Есть событийная и структурная (устойчивая) истории. Стр-ра закладывается на уровне п/б-ти, на уровне цивилизации – событийная цепь. Экзистенциальное t. понимается по-разному: 1-психологическое - индивидуально переживаемое (например: моменты вечности в минуты вдохновения). Это субъективное t. из-за неоднозначности нуждается в сопряжении со временем др. людей; 2-социальное= единое измерение для мн-ва людей (разновременное требует одновр-ти м/ду людьми для общей деят-ти); t-впитывает в себя историзм, вечность= связь м/ду универс. и уник. выражающаяся во t. t. неотделимо от Пр-ва. = КОНТИНУУМ. Если отталкиваться от t, континуум будет 4-х мерным. Он будет таким же и, если мы характеризуем наличное Б. ДВИЖЕНИЕ – понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В ИФ есть альтернативные трактовки: от абсолютизирующего релятивизма (начиная с Гераклита) до тотального его отрицания (начиная с элеатов). В фс-х учениях, кот-е постулируют онтолог-й статус движ-я, последнее трактуется как атрибутивная и универсальная хар-ка оснований Б (по Аристотелю, «П движения необходимо влечет П природы»). Мат-зм: движение- способ сущ-я материи (Дидро, Гольбах, Энгельс, Лукач). В фс Лейбница и Гегеля: движ-е не механич.перемещение, но качественное изменение, реализуеемое в нелинейном мех-зме разрешения противоречий. Движ-е, предполаг-е качеств трансформацию движущегося Ота, м. иметь двоякую направленность:1)повышение уровня сложности сис-ой организациидвижущегося О-та, усложнение и дифференциация связей со средой – прогресс 2)упрощение стр-ры О-та-регресс. В совр. науке дв-е понимается в контексте его связи с феноменами простр-ва, t, энергии; выявлено онтологич-е содержание сформулированных еще в антич-ти апорий, связанных с движ-ем (единство континуальности и дискретности движения, движение элементарной частицы без траектории и др.). в европ. традиции движ аксиологически акцентировано, что выраж в семантич-й дифференциации - движ как изменение вообще, направленное движение как развитие, прогресс и регресс как варианты развития. (на востоке: виды покоя с од.стороны, а сдр.-движ как таковое). 32.Человеческая субъективность и ее осн модусы. На сегодня в фс нет устоявшегося термина «субъ-ть». На наш взгляд, «S-ть» м рассм-ть как хар-ку позн-я и практич-й деят-ти людей. Это психол-й и дух-но- мыслит-й план, аспект деят-ти человека. Пон-е «S-ть» появл в Nt. Это связ с появл-м S-O познавательной модели: обращением к объек-ой R и анализом познав-х конструкций чел-го созн-я. (Фс Декарта, Антропологич-й поворот Канта) Под S-ом понимался чк, вступающий в контакт с миром, измен-й предметн обстановку своего Б и самого себя (качества и силы) в процессе решения практ-х и духовно- теор-х задач. В Nt чел Sть имеет рефлекс-й хар-р: инд-д напр-н на анализ стр-ры себя и мира. S-ть заменяет понятие идентичности (в Ср вв чк понимал себя как обращ-го к Богу и верующ-го в Бога, в Nt чк понимает себя как познающего и преобраз-го R). Традиц-я фс сводила “S-ть” чк к позн-ю, оценивая его по меркам познав-х стандартов. В таком истолков-и чел суб-ть явл в своей неполноц-ти, была символом огран-ти чел опыта. В 20 вв речь заходит о S-ти как таковой. Появл 2 смысла S-ти. С одной стор, в науке S-ть продолж. пониматься как фактор, отклоняющий от достоверного позн-я, кот необх-мо «свести к min»(сциентизм 20вв). С др. стор. и нк и фс приходят к выводу о принцип-ой неустранимости Sго фактора –это фундамент. хар-ка любого познав-го процесса. S-ть = субъектность. Речь уже не идет о познании, но о понимании. Здесь S-ть определ-ся в кач-ве важн. аспекта Б челов-го Sта, необход-й формы и связи соц-го Б. Субъектность оказ-ся важным аспектом реализации качеств чк, процессом пережив-я S-ом своей причасности к Б, реализ-и S-ом своей самобытности. Специфика Бытия чк как S-та, согл Финку, раскрыв-ся в следующ модусах: смерть, труд, господство, любовь, игра. Смерть(онтолог-я плоскость)равнообъемна жизни. Хай-р: С.- онтол-я хар-ка самого Б: жизнь есть Б к См. Чк постулир-ся в мире осозн-м собств-й См. См, будучи всегда “моей”, выводит чк из анонимности жизни к “собств ”Б. См дополняет возможное Б чк до полного Б. “Подлинное –Б- к-См” порывает с повседн попыт-ми отвл-ся от См и явл основой подл смыслотвор-ва. В отл от Х-ра, Камю и Сартр видят См как феномен, разруш-й смысл и индивид-ть чк. Труд – форма сущ-я чк. Работает т чк, и работа дает ему власть над при-й собственной и при-й окруж-й. Весь мир д/ чк – поле прилож-я сил. В тр наиб отчетливо проявл отчуждение чк. Маркс: осн процесс Ист – достиж-е свободы. Освобожд-е осущ-ся на основе матер произ-ва – труд. Отчужд-е от продукта труда= отч-е от родовой сущности чк.Но в капит происх-т процесс отчужд-я: чк вклад-д в труд все свои мысли, вообр-е, силы, опредмеч-т и отчужд-т их от себя. Очеловечивание вещей=овеществл-е чк Изначально смысл тр в творч-м саморазвитии чк. Совр труд (техника по Х-ру) уже не утвержд свободу чк, свобода утвержд-сь техне: создание вещи как проникн-е в сущ-во непотаенного, поним-е связи с ним, и ч/з это поним-е своего сущ-ва. Любовь. (По Финку) Чел Б изнач-но разломлена фрагментарные формы жизни: мужскую и женскую – двойств-ть полов отно-ся к бытийному строю нашего конечн сущ-ия. Кажд чк лишен др половины чел Б. Эта “нехватка” порожд смутную волю к восполнению, непреходящему Б. Платон:тайна всякой чел Л – воля к вечности во t, к целостности своего Б. (Ант-я типология Л: филия- стремление к чему-то, агапе – л. предельно возвыш-му, эрос –л чувственная). Игра (ритуалы, праздники, театр, сон, мечты, фантазии) Способ пережив-я R, охват-т всю чел жизнь. Процесс Иг – пребывание м/ действ-ю и возможн-ю. Иг не м б по приказу, всегда свободна, самодост-на.. Иг выходит за рамки прир процесса. Вся чел к-ра вых-т из Иг и в форме Иг. Иг стоит в оппозиции тем феном-м жизни, кот принято счит тягостн серьезн жизнью. Иг –активн общение с туманным царством возможн-й. Стихия свободы и радости(Хезинга). Смысловое предст-е Б.(Финк),самоц-я деят-ть, вовлек инд-ла как превосх его дейст-ть (Гадамер.)
33. Природа творчества как фс проблема. Тв-во – катег-я фс, псих-и, куль-ры, выраж-я важнейш смысл чел деят-ти, сост-й в увел-и многообр-ия чел мира. Тв-во представл собой некот-й аспект развития личности, относ-ся к переходу на высокий интеллект-й уровень. Ключ слова: одаренность, оригинальн-ть, фантазия, интуиция, воодушевление, техн изобрет-е, нч открытие, произ-е иск-ва. Многообразие понятия тв-ва объемлет сферы лич-ти, процесса и рез-та, без их ясного различения. Нет ед-ва в том, какими кач-ми д облад-ть личн-ть, процесс и его продукт, чт получить назв-е творч-го. Предпосылками тв-ва м назвать повыш-ю восприимч-ть, самост-ть мышл-я. Ант-ть видела в тв-ве чел стремл-е к воссозд-ю соверш-х образцов, творч сп-ть поним-сь как божеств-я одержим-ть. Мудрость и созерц-е мышл-е оцен-сь выше экстатич-го труда. Ср вв: творч S-т анонимен, утвержд-ся его ограниченность, греховность и несопоставимость с истинным Творцом. Возр-е: культивирует как возвышенное так и приземленное понимание тв-ва: как новаторского иск-ва(гуманизм), труда во спасение (реформация), впервые обнар-я интерес к авторству. Nt тв-во поним-ся как изобретательная комбинаторика, ему противопост-ся метод, логика и интеллект. Одновр развив-ся теории «креативного восприятия»(Беркли), идея «продукт-го вообр-я»(Кант, Шеллинг, романтики), согл-но кот тв-во фунд-я предпос-ка познания вообще. Фс жизни против-т техн-й рац-ти творч-е органич-е начало (Бергсон) или культ-но истор деят-ть (Дильтей). Экзист-м тракт-т тв-во в терминах внутр пережив-я(«встреча», «самоактуализ-я» Фромм) Теории психоанализа подчетк-т роль бессознв тв-ве и интерпрет-т его как «исполн-е детской мечты, «управл-е интуиц-й ч/з архетипы»(Юнг). К 20в выделился осн узел проблем тв-ва: 1)кого следует считать S-м тв-ва; 2) что предст-т собой тв-во: бессозн-й процесс или созн-ю деят-ть, волевой акт, основ-й на целеполагании и свободе; 3) выпадает ли тв-во из русла обыденного сущ-я и повед-я людей. Элитарно или корен-ся в повседн-й деят-ти;4) сущ-т ли иерархия видов тв-ва; 5) В чем личн-ть обретает импульсы тв-ва- в автономной субъективн-ти или в контактах с культ-й; 6) в чем критерий тв-ва - в н новизне или в комплексе показателей, присущ-х искл чел-й деят-ти? О тв-ве м гов-ть т при наличии творца, кот опред-т смысл, цели, ценн-е ориентиры своих действий. Творцом м б т чк- носитель духа. Тв-во выраст-т из труда, расширяя его креативн потенции. Спос-ть к тв-ву в самой сущн-ти чк, в R наблюд-ся такое же бегство от твор-ва как бегство от свободы. Нетворческие компоненты (накопление материала) связаны с твор-м. Тв-во выступ-т как положит созид-я активность, культивируемая общ-вом во имя утвержд общечел ценностей, сбережения к-ры. Критерии тв процесса и его рез-та: 1) принципиальная новизна(с позиций к-ры), 2)соц значимость как благо д/ чел-ва; 3) соверш-во исполн-я. Первый критерий- онт-я тв-ва, 2й – аксиология, 3-й – праксеология, эстетика(степень соверш-ва, маст-во исполнения). Критерии тв-ва относительны. Фс тв-ва не м сводить критерии тв-ва к морально нейттральной новизне. Факторы тв-ва: взаимосвяз-е друг с другом творч-е усилие S-та и соц-я обусл-ть. Инициатива S-та в контактах с куль-й – предпос-ка тв-ва. Т.о, тв-во – это обусловл-я целенапр-я созид-я деят-ть, в кот представлены продуктивные компоненты, присущие чел труду, эта деят-ть напр-на на порожд-е новых, нравственно оправд-х и эстет-ки совеш-х культ-х цен-тей. Тв-во – процесс, благ кот происх-т приобщ-е чк к духовности, свободе, развитие личн-ти и куль-ры. Движущ силы тв-ва: актив-ть S-та, преодолев предустановленные границы деят-ти.
34. Рациональное и иррациональное. Соотношение рац-го и ирр-го менялось на протяжении ист-и фс. Осн критерии рац-го закладываются в Ант-ти. Лосев: это связано с общественно-экон-им строем: рабовладение приводит к выработке специализированной умственной деятельности с ее особыми критериями. Среди них: 1 абстрактная рассудочность 2 интеллектуальность 3 противопоставление интуитивному способу познания, свойственному первобытности 4 соц-эк-й аспект. Ж.-П. Вернан: истоки рац-ти в сфере полит-их NN в Греции. Демократический принцип рав-ва граждан полиса приводит к необх-ти формирования правил ведения полемической речи, где важны логичность и убедительность высказываний. Голосовкер: сущ-т 2 гл темы в Ант-ти: организм и число (им соответствуют хаос и организованность). История античности – это движение от хаоса к организованности, в рез-те кот- вырабатываются и критерии раци-го: 1 способность к гармонизации, обнаруживать и придавать всему меру 2 умение выражать воспринятое в опред- форме 3 преобладание понятийно-разумной, умственно-интеллектуальной составляющей мышления 4 подчинение логико-риторическим законам 5 критичность и созерцательная пассивность. Пример античного рационализма - фс Платона, его учение о познании как припоминании, созерцании подлинного Б в состоянии размышления. У Ар-ля появл-ся учение о иерархии познания, в кот видны зачатки эмпиризма. Низший вид знания по Ар-лю – знание о единичном и изменчивом - из опыта. Несмотря на общую рацион-ю ориентацию ант-й кул-ры в познании, в ней сущ-ли учения об ирр-ых способах познания. Ирр-ое связывалось с жизненно необходимыми началами Б, предметно неоформленными, не доступными ни для разума, ни для органов чув-в. Ирр-ое знание получали через мистерии (орфические, дионисийские), кот связывали чка с божественными таинствами. Первый этап Срвв фс – Патристика (2-6 в.н.э.) – хар-ся преобладанием ирр-го начала в познании. А 2й этап, – Схоластика (7-14 в.н.э.) –проблема раци-го док-ва бытия Бога. Если отцы церкви опирались в постижении Бога на мистическую интуицию, сверхразумное созерцание, то теологи-схоласты искали рац-ые пути познания Бога. Тертуллиан: «Верую, ибо абсурдно», то Ансельм Кентерберийский: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую, чтобы уразуметь». Развитие теологического рац-ма привело к утверждению теории двойственной истины, сог кот. истины Откровения и истины явл двумя равноправными формами постижения божественной сущности мира. Теория двойственной истины Оккама послужила теоретической базой разрыва фс и теологии - завершение Срвв фс. Соотношение рац-го и ирр-го в познании в Nt определено появлением S-O-й схемы позн-я. Ментальность Nt рац-но ориентирована: э
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.166.76 (0.053 с.) |