С какими экономическими проблемами сталкивается любое общество и Как они решаются. Понятие рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С какими экономическими проблемами сталкивается любое общество и Как они решаются. Понятие рынка



 

Автор известного американского учебника по экономике П. Самуэльсон отмечает, что любое общество, будь то полно­стью коллективизированное коммунистическое общество, пле­мена южных островов, капиталистическое развитое государст­во, тайная община или даже пчелиный рой, сталкивается с тре­мя основными и взаимосвязанными проблемами.

1. КАКИЕ товары должны быть произведены и в КАКИХ количествах? КОГДА их надо произвести? Должны ли мы выпустить больше продуктов питания и меньше одежды или наоборот?

2. КАК эти продукты производить? Кем, с помощью каких технологий и ресурсов? Что лучше: электричество из нефти и угля или гидростанции и ядерные реакторы? Ремесленное или массовое индустриальное производство? Где разместить заказы: на крупных частных корпорациях или на государственных фирмах?

3. ДЛЯ КОГО произведен продукт? Иначе говоря, как национальный продукт будет разделен между отдельными людьми и семьями, между богатыми и бедными. Кому будет отдан приоритет: мускулам или интеллекту, коммерческой смекалке? Будет ли ленивый хорошо питаться?

Все эти вопросы по-разному решаются в разных обще­ствах, но можно выделить три основных варианта решения.

Вариант 1. Представьте себе медведицу, выпущенную на арену цирка на велосипеде. Если посадка на велосипед прошла успешно, то чутье подскажет зверю, что надо ехать, крутя педали. Но куда поворачивать руль? То же чутье поможет выбрать маршрут по окружности арены. Почему? Потому что перед выступлением были репетиции с дрессировщиком, на которых этот рефлекс был выработан.

Так и в обществах с примитивной экономикой, неразвитым общественным характером производства, преобладанием за­мкнутого натурального хозяйства, как правило, проблемы «что — как — для кого производить» разрешается НА ОС­НОВЕ ТРАДИЦИЙ, обусловленных теми или иными истори­ческими и климатическими особенностями.

Если в результате многолетних опытных наблюдений уста­новлено, что для того, чтобы пережить зиму, крестьянину надо заготовить пять мешков хлеба и кадку соленых огурцов, то так и будет делаться из года в год.

Вариант 2. Как движется радиоуправляемая модель авто­машины? Оператор дает ей приказ, по которому она поворачи­вает, набирает скорость, тормозит и останавливается. Хорошо ли оператор управляет? Все зависит от его опыта, умения и той техники, которой он располагает. А если ему надо одновре­менно управлять движением трех, четырех, десяти, двадцати четырех миллионов машин? (Именно столько наименований товаров выпускается в России.) Каков тогда должен быть размер мозга (управленческого аппарата) для сбора и анализа всей информации о движении машин без аварий?

Подобные проблемы встают перед обществом, которое решает проблемы «что — как — для кого производить» ПО КОМАНДЕ, ПРИКАЗУ. В условиях командной экономики, в которых мы находились и от которых переходим к рынку, государству в лице своих административных органов (мини­стерств, комитетов) принимало решения по производству и распределению любой продукции. Это антирыночный мир, основанный на директивном планировании, государственных фондах ресурсов, закреплении предприятий-поставщиков за предприятиями-потребителями, талонной системе продажи товаров народного потребления и нескончаемых очередях за самыми разными благами и услугами. Одновременно на скла­дах хранилось огромное количество не востребованной потре­бителем продукции, но произведенной по плану. Результат чем далее, тем становился очевиднее — постоянный дефицит, по­стоянный «голодный рынок», на котором производители су­ществовали сами по себе, ориентируясь на план, а потребители решали свои задачи, кто как умел. Принимаемые меры (при­зывы экономить затраты, повышать качество продукции, вос­питывать чувство хозяина) улучшения не приносили. На по­вестку дня встал вопрос о коренном реформировании эконо­мики. Какова же альтернатива?

Вариант 3. А теперь посмотрим на движение транспорта по оживленному городскому проспекту. Это довольно наглядная модель экономики, в которой основные экономические про­блемы решает РЫНОК. Каждый из участников движения по проспекту независим в своих действиях, имеет собственную цель — добраться до определенной точки с наименьшими потерями времени. Почему же эти цели не приводят к взаим­ным столкновениям? Каждому автомобилисту нет необходи­мости согласовывать свои действия с соседями по полосе. Ведь он знает, что каждый волен в своих действиях: может пере­строиться из ряда в ряд, обогнать, выбрать необходимую скорость, но в пределах известных, строго ограниченных пра­вил, действующих как закон для всех участников движения в вопросах выбора скорости, возможности перестроения, об­гона, пропуска другого транспорта и пешеходов.

Так и рыночная экономика в своем чистом виде пред­полагает наличие ответственных (т.е. знающих «правила иг­ры» и отвечающих за их нарушения) самостоятельных производителей и потребителей. Производители производят те товары, от продажи которых они рассчитывают получить мак­симально возможную прибыль. Следовательно, еще до начала производственной деятельности они должны знать, для кого производят продукцию (для какой группы потребителей), ка­кими потребительскими свойствами она должна обладать, когда ее нужно произвести и сколько (ответ на вопрос «что производить»). При этом производители используют те сред­ства производства, которые позволяют максимально сэконо­мить затраты, ибо затраты они покрывают из собственных карманов (ответ на вопрос «как производить»). Одновременно понятно, что уровень потребления будет зависеть от получен­ных доходов: зарплаты, прибыли (ответ на вопрос «для кого производить»). Иначе говоря, производитель будет произво­дить для того, кто заплатит.

 

Вывод. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА — ЭТО ТАКАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВА, ПРИ КОТОРОЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ И ПОТРЕБИТЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ПОСРЕДСТВОМ РЫНКА, ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОС «ЧТО — КАК — ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ» С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ ЦЕН, ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ, СПРОСА И ПРЕД­ЛОЖЕНИЯ.

 

Что же такое РЫНОК? В житейском смысле — это место, где совершаются сделки (базар, аукцион, биржа). Товары ре­ализуются по формуле Т — Д — Т, где Т — товары, Д — деньги. Иногда деньги заменяются различными обязательст­вами платежа.

В научно-практическом смысле рынок — механизм реали­зации рыночной экономики, обладающий в обобщенном виде следующими признаками: свободная связь между производи­телями и потребителями, осуществляемая не по указанию «сверху», а по экономическим мотивам; свободный выбор партнеров по производственным и коммерческим связям; кон­куренция (соревнование) между участниками рынка. Это глав­ные отличия рыночной экономики от командной.

 

Вывод. РЫНОК — ЭТО МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

 

В чистом виде не существуют ни командная, ни рыночная экономика. В настоящее время рынок в различных странах мира находится в определенных границах и регулируется. В це­лом развитие экономики зависит от меры, от соотношения ТРАДИЦИИ, КОМАНДЫ, РЫНКА. Как правило, регулиро­ванием рынка занимается ГОСУДАРСТВО. Зачем государству регулировать рынок?

Вернемся к нашей модели движения по проспекту. Зачем необходима госавтоинспекция? Во-первых, необходимость в госавтоинспекции возникает для предотвращения сбоев в до­рожном движении: для разбора заторов, пробок (своеобраз­ных кризисов дорожного движения), наказания нарушителей правил. ГАИ — основа стабильности на дорогах.

Государство также стремится ОБЕСПЕЧИТЬ СТАБИЛЬ­НОСТЬ РЫНКА. Рынок оказывает регулирующее воздействие на производство и самостоятельно, но уже после того, как товары произведены. Это происходит косвенно через стихий­ное приспособление рынком производства под структуру об­щественных потребностей, в форме экономических кризисов. Кризис означает значительные колебания рыночных цен, убыт­ки производителей, нарушение хозяйственных связей и пропор­ций. Путем стабилизационной политики государство стре­мится преодолеть анархию и непредсказуемость рынка.

Во-вторых, госавтоинспекция должна помогать пешехо­дам. Перейти оживленный проспект пешеходу было бы до­статочно трудно, даже невозможно, если бы не было пешеход­ных переходов. Конечно, с точки зрения водителей машин (участников рынка), пешеходный переход — дополнительное препятствие, отнимающее драгоценные время и скорость, но как бы чувствовали себя пешеходы без забот ГАИ об устрой­стве перехода?

Аналогичную функцию ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПРАВЕДЛИ­ВОСТИ берет на себя государство. Правда, если государство занимается только вопросами дележа по справедливости, то в конечном итоге может исчезнуть объект дележа.

В-третьих, госавтоинспекция следит за тем, чтобы НИКТО не занял на дороге положения, препятствующего движению и попирающего права других участников движения. Если тяже­лый грузовик займет крайнюю левую полосу в условиях пра­востороннего движения, то он будет мешать движению более скоростных легковых автомобилей.

Аналогично и государство следит за ЭФФЕКТИВНО­СТЬЮ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА, не допуская или огра­ничивая появление такого порока рынка, как МОНОПОЛИЯ. Конечно, в различных странах по-разному расставляют акцен­ты в этой триаде «СТАБИЛЬНОСТЬ — СПРАВЕДЛИВОСТЬ — ЭФФЕКТИВНОСТЬ» и используют различные методы воз­действия на рынок: от прямого административного вмешатель­ства до косвенного регулирования через налоги, льготы, госу­дарственные заказы. В настоящее время для большинства развитых стран типична СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА, в ко­торой частное производство, регулируемое рыночным механи­змом, дополняется административным регулированием и на­логовой системой. А сами фирмы занимаются проблемами рынка, его изучением, прогнозированием, методами воздейст­вия на потребителя, иными словами, тем, что называется «маркетинг».

Итак, рынок появляется везде, где существует товарное производство — производство продуктов для продажи. Пре­жде чем начать что-нибудь производить, необходимо более конкретно ответить на вопрос «что — как — для кого произ­водить».

 

• ЗАПОМНИ ПОНЯТИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.009 с.)