Как движется общественный продукт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как движется общественный продукт



 

Еще со времен начальной школы нам известно такое понятие, как круговорот веществ в природе. Подобный же круговорот существует и в экономике.

Допустим, вы имеете в кармане пару лишних милли­онов. Лишних потому, что они лежат у вас в кармане, а не пущены в дело. Осознав это, вы принимаете решение начать производство. Но ЧЕГО? Мебели, носков, самолетов, двигателей... — выбор богат, но вы останавливаетесь на таком «простом» продукте, как джинсы, и основываете небольшое предприятие. Сначала закупаете необходимые станки, оборудование, сырье, нанимаете нескольких рабо­чих. Началось производство. В его ходе закупленное вами сырье превращается в джинсы, ваши станки постепенно изнашиваются, работники ожидают получения зарплаты, а вы — прибыли. И вот, наконец, вы произвели партию джинсов! Встает вопрос о справедливом дележе создан­ного продукта: сколько джинсов или их денежного эк­вивалента следует отдать работникам (заработная плата), сколько оставить вам (прибыль), а сколько уйдет государ­ству (налог)? Предположим, вы справились с этой задачей, и на вашу долю пришлась тысяча из произведенных вами джинсов. Но лично для себя нужны всего одни джинсы, ну, пара джинсов, ну, в крайнем случае десять пар джинсов, а зачем вам все остальные? Понятно, что джинсы вы производили не для себя, а чтобы обменять их на необ­ходимое вам количество мяса, хлеба, молока, автомашин, удовольствий, а также на необходимое количество нового сырья, машин для продолжения производства джинсов. Таким образом, кругооборот замкнулся. Итак, общественный продукт движется по стадиям обще­ственного производства: от производства, через распределение и обмен к потреблению.

Что же представляют собой эти стадии движения обще­ственного продукта?

ПРОИЗВОДСТВО (в узком смысле как непосредственное производство чего-либо) — процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения тех или иных общественных потребностей. Здесь происходит со­единение факторов производства: труда, капитала, земли, предпринимательской способности. Это соединение будет иметь различный характер в зависимости от того, кому каж­дый из этих факторов принадлежит (самому работнику, госу­дарству, предпринимателю).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — это стадия общественного произ­водства, на которой определяется доля каждого участника в произведенном продукте. На этой стадии встает вопрос не ЧТО делить, а КАК делить, т.е. речь идет о принципах рас­пределения. Можно избрать самый простой принцип: всем поровну, чтобы никто не обиделся. Но будет ли уравнительное распределение стимулировать рост производства продукции? Ведь произведу я больше или меньше — все равно получу одинаково. Можно использовать и такой принцип: «каждый берет столько, сколько ему надо», т.е. принцип распределения по потребностям. Правда, в данном случае может возникнуть

небольшая загвоздка: продукта на всех может не хватить. Можно делить по труду, т.е. в зависимости от качества и ко­личества затраченного труда; по результатам труда; и по затратам, и по результатам труда одновременно; по вложенному в производство капиталу.

ОБМЕН — это стадия общественного производства, которая обеспечивает непрерывную связь производства (и обуслов­ленного им распределения), с одной стороны, и потребления — с другой.

Может ли быть так устроено хозяйство, что продукт в нем не поступает в сферу обмена? Да, это случается тогда, когда продукт производится только для себя. Если продукт произ­водится только для удовлетворения своих потребностей, то это натуральное хозяйство. Если продукты производятся для обмена путем купли-продажи, то речь идет о товарном хозяй­стве.

ПОТРЕБЛЕНИЕ — это использование продукта в процес­се удовлетворения потребностей.

Роль, которую играют эти четыре стадии общественного производства в процессе кругооборота продукта, различна. Производство обеспечивает рождение продукта, распределе­ние и обмен выводят продукт на «рыночный свет», представля­ют его потребителю, потребление формирует новые заказы для производства. Какая стадия важнее? Отметим, что произ­водство и потребление во многом пересекаются: потребление сырья, станков, машин — это составная часть производства; потребление пищи, одежды, мебели в быту — составная часть стадии потребления. Таким образом, потребление можно раз­делить на производительное и конечное. Поставим вопрос бо­лее конкретно: что важнее, конечное потребление или произ­водство? Для того чтобы разобраться в этом нелегком воп­росе, сформулируем и приведем доказательства двух на первый взгляд противоположных теорем.

 

Теорема 1. ПРОИЗВОДСТВО ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОТРЕБЛЕНИЕ.

 

Обычно в экономической литературе приводятся два вида доказательств этой теоремы — простое и сложное.

Простое доказательство. Ничего не произведя, ничего нельзя и потребить. Следовательно, производство определяет потребление.

Сложное доказательство. Как правило, его ведут «от про­тивного». С. Паркинсон предлагает нам представить себе первобытного человека, на которого бросается разъяренный слон или динозавр. «Что бы мне сейчас пригодилось, — го­ворит себе первобытный человек, — так это оружие, из которого я мог бы застрелить эту тварь с безопасного рас­стояния». Позже, рассуждая о случившемся, его вдова вы­сказывает ту же самую мысль, но уже в прошедшем време­ни: «Что ему было нужно, так это подходящее оружие. Я прослежу за вооружением моего следующего мужа». По­сле этого вдова обнаруживает в иллюстрированном прейску­ранте рисунок лука и стрелы или ее новый муж, отдыхая в пещере, набрасывает эскиз нужной ему трубки для пуска отравленных стрел.

Далее С. Паркинсон пишет, что на самом деле люди, лишь за немногими исключениями, просто не могут представить то, что они никогда не видели. Во все времена все начиналось с того, что у человека появлялись излишки какого-то продук­та, им сделанного, который можно было продать. Следовате­льно, первым появлялся ПРОДАВЕЦ (производитель). Им был путешественник или купец с верблюдом, ослом, вьючной лошадью и желанием что-то продать. Достаточно легко рас­порядиться тем, что имеешь, но очень трудно это сделать по отношению к вещи, которую ни разу не видел. Из всех этих рассуждений делается вывод, что производство определяет потребление. Теорема доказана!

 

Теорема 2. ПОТРЕБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ПРОИЗВО­ДСТВО.

 

Приведем простое и сложное доказательства.

Простое доказательство. Без соответствия тем или иным человеческим потребностям ничто произведенное не будет по­треблено. Следовательно, потребление определяет производ­ство.

Сложное доказательство. Рассмотрим вариант такого до­казательства, приводимый С. Брагинским. Допустим, вам необходимо обыкновенное железное ведро. Цена, которую вы готовы заплатить за него на рынке, зависит от того, насколько настоятельна ваша потребность в ведре. Понят­но, что для изготовления ведра требуются железо, рабо­тник, станок, предприниматель. Покупая ведро, вы оплачиваете стоимость железа, амортизацию станка, зарплату ра­ботника и прибыль предпринимателя. Но ни при каких условиях вы не дадите за железо, работника и предпринима­теля, вместе взятых, больше, чем та сумма, в которую вы оцениваете для себя покупку ведра. Следовательно, на рын­ке производитель подстраивается под потребителя. У авст­рийского экономиста Э. фон Бем-Баверка есть очень емкая формула, отражающая эту ситуацию: «Не потому дорого токайское вино, что дороги токайские виноградники, а на­оборот».

Итак, имеются два противоположных доказательства двух противоположных теорем. Где же истина? Истина в том, что и производство, и потребление тесно связаны друг с другом. Обе стороны в споре приводят правильные аргументы, а сам спор по своей сути бесконечен, как бесконечна проблема пер­вичности курицы или яйца.

Определить, какая стадия производства является основной, достаточно трудно, но определить, кто сильнее — потребитель или производитель, можно. В этом может помочь стадия, выступающая посредником между производством и потребле­нием, — ОБМЕН.

Допустим, сфера обращения, в которой осуществляется обмен, зарегламентирована государством, которое как выс­ший арбитр определяет цены. В таком случае возникает ситуа­ция развития «производство ради производства». Потребле­ние оказывает на такое производство очень слабое воздейст­вие. В производстве формируется множество замкнутых кру­гов, которые не соприкасаются с конечным потреблением. Например, большой экскаватор используется при добыче ру­ды, для производства металла, из которого делают экскавато­ры. Рост в структуре экономики количества таких замкнутых кругов может привести к тому, что зарплата экскаваторщика, металлурга и машиностроителя просто не будет отоварена, потому что некому будет производить молоко, мясо, одежду, обувь.

Противоположная ситуация складывается при насыщении потребительского рынка. Тогда ясно ощущается зависимость производителя от вкусов, настроений и потребностей покупа­телей. Производители в таком случае будут вынуждены не только лучше удовлетворять потребности людей, но и пред­угадывать их, формировать новые потребности. В данном случае «потребитель» — царь и бог, от него зависит благо­получие предприятия, т.е. производство ведется не для себя, а для потребления.

 

Вывод. ЭКОНОМИКА ДИНАМИЧНА. ЛЮБОЙ ПРО­ДУКТ ПРОХОДИТ СВОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ: ПРОИЗВОДСТВО — РАСПРЕДЕЛЕ­НИЕ — ОБМЕН — ПОТРЕБЛЕНИЕ. КАЖДАЯ СТАДИЯ ИМЕЕТ СВОИ ЗАДАЧИ. ЖИЗНЬ ЭКОНОМИКИ — НОРМАЛЬНОЕ ДВИЖЕ­НИЕ ПРОДУКТА ОТ ПРОИЗВОДСТВА К ПО­ТРЕБЛЕНИЮ. СМЕРТЬ ЭКОНОМИКИ — ЗА­МЕДЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ И ЕГО ОСТА­НОВКА.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.007 с.)