Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского



 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы празднуем день обретения честных мощей преподобного и богоносного отца на­шего Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца. И сегодня мы слышали преподобническое Евангелие — заповеди блаженства, они начинаются словами: Блажени нищии духом, яко ва­ше есть Царствие Божие. Это первая ступень запо­ведей блаженства, первая и необходимая: смирение.

Все преподобные подвизались, прежде всего, в смирении. Они смиряли себя постом и молитвою. Пост есть воздержание, и они во всем являли сугубое воздержание: и в пище, и в питии, и в сне, вся­чески смиряя плоть свою. И дьявол ополчался на них, и мир, то есть мирские люди, которые не дума­ют о духовных вещах и находятся в разной степени под действием вражьей силы.

Мир всё устрояет в противовес духовному. Это мы знаем. По крайней мере, многие знают на соб­ственном опыте. Здесь, в храме Божием, соверша­ется богослужение, праздник празднуется, а там, в миру, делается все, чтобы человека отвлечь от бо­гослужения, не допустить его до храма, до молит­вы. Враг и естественные наши потребности пре­вращает в излишества: в еде, в питье, в сне, — в расслабление.

Сколько человеку нужно пищи? Это один Бог знает. Во время Второй мировой войны люди не день, не два, а годы скудно питались и трудились. Да еще как трудились! Я сам беседовал с одной ста­рушкой (Царствие ей Небесное!), у которой было восемь сыновей, и работала она дояркой. Коров кормила, доила, убирала за ними. И еще — восемь человек детей! Она говорила: «Я почти и не спала, и не ела». Ведь она всё отдавала детям, ела, если что оставалось.

Поэтому, когда говорят, что преподобные иногда вкушали раз в день, иногда — раз в неделю, что они почти не спали, пребывая в молитве, — в этом нет ничего невероятного. Жила же эта женщина, да еще сколько трудилась. И они тоже трудились. Они все время пребывали в трудах.

Преподобные пребывали в подвиге не из-за жиз­ненных обстоятельств, а добровольно, смиряя себя. Мы же настолько слабы, что не можем ничего себе

запретить, не можем ни в чем себя остановить, ни­чего не можем потерпеть, даже заставить себя встать, когда нужно.

Не желая ничего потерпеть, мы все время сто­нем, ропщем, раздражаемся, гневаемся. И это сви­детельствует о том, что мы находимся в рабстве у греха и страстей, у своей плоти, в плотоугодии.

В духовном понимании то, что нам иногда прихо­дится терпеть, есть милость Божия, которая нам по­сылается для того, чтобы мы почувствовали свою не­мощь и силу Божию. Господь сказал апостолу Пав­лу: Сила Моя в немощи совершается (2 Кор. XII, 9). Когда ты чувствуешь свою немощь и, несмотря на это, милостью Божией, все-таки живешь, Господь помогает, то начинаешь понимать, что живешь ты благодатью Божией, силой Божией.

Обычно мы живем и не думаем о том, что все, что у нас есть, это дар Божий. Все дарования — это дар Божий. Но мы живем, действуем и думаем, что это мы сами всё устраиваем в своей жизни. А апостол Павел говорил: Благодатию Божиею есмь, еже есмъ (1 Кор. XV, 10). То есть, всё во мне есть дар Божий. Святые всё приписывали силе Божией, себе в заслу­гу ничего не ставили.

Преподобный Сергий. Слава его была велика. Даже представить себе трудно славу преподобного Сергия! Вся Русь знала его. Его имя было для всех главным авторитетом. Он воскрешал умерших и ис­целял больных, провидел будущее. И, несмотря на это, считал себя хуже всех. Он был воплощенное смирение. Ходил в заплатанном подряснике, плот­ничал, работал на огороде. Мы же, не имея ничего доброго, имеем самомнение непомерное. Любое за-

мечание, сказанное нам, вызывает в нас, по мень­шей мере, раздражение. Если мы и остаемся внеш­не спокойны, то внутри у нас все кипит, мы начина­ем внутри себя проговаривать в ответ целую тираду, «стирать своего противника с лица земли». Это по­казывает то, что у нас нет смирения.

А без смирения, как говорят святые отцы, нет ни­какого духовного движения. Бог гордым противит­ся, смиренным же дает благодать (1 Пет. V, 5).

О смирении святых очень хорошо сказал митро­полит Московский Филарет. Был он однажды на богослужении в Троице-Сергиевой Лавре, где в то время присутствовало множество архиереев и архи­мандритов, к которым принято обращаться: ваше высокопреосвященство, ваше высокопреподобие. И тогда перед ракой с мощами преподобного Сер­гия митрополит Филарет сказал:

— Вот всё вокруг слышу: ваше высокопреосвя­щенство, ваше высокопреподобие... Один ты, отче, просто преподобный...

Действительно — просто преподобный. Но эта простота святых так высока...

Один из оптинских подвижников, когда ему кто- то сказал: «Вы, батюшка, очень просто говорите», — ответил: «Да я двадцать лет этой простоты просил у Бога».

Вот и наш бывший настоятель, отец Сергий (Царствие ему Небесное!), сегодня он именинник, последнее время говорил очень просто: «Нужно ду­шу перестраивать на евангельский строй».

И в этом — суть христианства. Вот строй бесов­ский: хватай, жми, наслаждайся. И строй евангель­ский: Болий же в вас, да будет вам слуга (Мф. XXIII,

11), и мире скорбны будете (Ин. XVI, 33), вси хотящий благочестно жити о Христе Иисусе, гонимы будут (2 Тим. III, 12).

И брань между строем бесовским и христиан­ским идет все время: уступить или настоять, сделать по-своему или послушаться, сказать или промолчать?

Один из святых отцов сказал: «Когда говорил, иногда жалел. Когда молчал, никогда не жалел». И это точно.

Конечно, можно иногда и сказать, но только ес­ли в душе — мир. А если в груди все бурлит, тогда все это в твоих словах наружу и вылезет: От из­бытка бо сердца уста глаголют (Мф. XII, 34). То есть, что в сердце есть, то и вылезет, и скрыть это никак невозможно.

Эти истины очевидны, и мы буквально на каж­дом шагу с этим сталкиваемся, но, к несчастью, ча­сто об этом забываем.

Преподобные отцы постоянно жили евангель­ской заповедью: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. VI, 33). Вот это — самое главное.

Отец Сергий Мечёв говорил: «Чем преподобные от нас отличаются? Постоянством». Мы же отлича­емся только непостоянством. Иногда у нас порывы: можем встать помолиться, иногда — попоститься. А потом проспать и вообще не молиться. Потому отец Сергий и сказал одной своей духовной дочери: «Иногда с вас можно писать икону, а иногда — буль­варный роман». Причем, наши состояния меняются так быстро, как сюжеты в телевизоре: то вылезает одно, то другое.

Подвиг преподобных заключается в очищении сердца через покаяние, труды, воздержание. Мы же нечисты сердцем, поэтому и видим всё нечистым. Как святые отцы говорили: в других мы видим то, что нам понятно по нечистоте нашего сердца. Или, как в народе говорят, на свой аршин меряет, пони­мает в меру своей испорченности. Это буквально так. Поэтому, когда мы что-то видим — особенно, когда о чем-то «догадываемся», — то это Господь нам показывает то, что есть в нас, от чего нам самим нужно освобождаться.

Потому мы, живя в миру, видим со всех сторон грех, который и в нас есть.

Святые жили в пустынях, в дебрях. Вокруг них никого не было. Но они духовным взором видели в самих себе всякую нечистоту и старались от нее освободиться. Как говорит апостол Павел, Сам ис­кушен быв, может и искушаемым помощи (Евр. II, 18). И потому мы к ним обращаемся за помощью в молитвах, чтобы они и нам помогли очиститься и войти в Царствие Небесное. Аминь.

18 июля 1995 г.

 

О слове Божием

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.008 с.)