Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Память великомученика Георгия Победоносца
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы празднуем память великомученика и Победоносца Георгия. Евангельское чтение мученикам начинается такими словами: Сие заповедаю вам, да любите друг друга. А кончается словами: Всяк иже убиет вы, мнится службу приноси ти Богу. Это мученическое Евангелие, начало и конец, знаменует собой Божие — и то, что противостоит Богу, что идет от злобы, от нечистой силы. И это противостояние в мире всегда действует, оно будет происходить до Страшного Суда, когда зло будет уничтожено. Через грехопадение, через грех зло вошло в человечество и в мир сей. И это зло все время воюет против добра. У нас не совсем правильно выражаются, когда говорят: «нужно бороться со злом». И хотя, конечно, преступников нужно ловить и сажать, но, когда речь идет о духовной стороне, то эта борьба имеет в виду утверждение истины и разоблачение неправды. Зло, как говорит нам слово Божие, как говорят святые отцы, не только не всесильно, а даже не имеет распространения. Зло присутствует в мире как бы отдельными очагами. Эти отдельные очаги зла, соединяясь между собой, иногда составляют большой очаг. Тогда зло полыхает, но оно относится к области тьмы. А в Евангелии сказано: И свет во тьме светится, и тьма его не объят (Ин. I, 5). Добро светит в мире, и зло не может его объять, потому что добро больше и сильнее его. Сказано также в слове Божием: Аще премудр будеши, себе премудр будеши и искренним твоим; аще же зол будеши, един почерпнеши злая (Притч. IX, 12). Зло всегда внутри себя. Оно только тогда достигает своей цели, когда пробуждает зло в человеке. Поэтому цель злобы, соблазнов, искушений в том, чтобы этот очаг злобы в каждом человеке разжечь и в каждом утвердиться. А мученики имели в себе Бога, имели добро и любовь, потому всё, что с ними делали, было в духовном смысле вне их. Да, их терзали, их жестоко мучили: колесовали, гвозди в тело забивали, строгали железными крючьями, жгли огнем. Но зло, действуя на них извне, было безсильно поразить их души. Начиная с первомученика архидиакона Стефана, все эти муки были безсильны их озлобить, поколебать их внутреннее состояние — оно оставалось не озлоблено. И в этом — сущность мученичества. Оно и заключается в том, что человек, проходя через все испытания: через нападения, искушения всяческие, через мучения, — внутри себя не озлобляется. Только тогда это истинное мученичество. Если человек озлобляется, то тогда он подпадает под действие зла и не может быть настоящим мучеником: И у святых отцов есть примеры, которые эту истину, в которой заключается самая суть вообще всей жизни, именно так и раскрывают.
Один человек молился: как ему спастись? Что ему избрать, какую особую добродетель, что-то одно такое, что его бы спасло? Приходят к нему и говорят, что нужно молиться, поститься, исполнять заповеди — вроде бы столько всего... Но все заповеди, весь закон апостол объединил в одном: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. VI, 2). А что значит: тяготы носите? Значит, недостатки, немощи ближних своих терпеть. Относиться к ним без озлобления. И вот в видении этому человеку были открыты райские селения. Подходит он к одной из всех прекрасных обителей и спрашивает человека, живущего в ней: — Скажи, раб Божий, что ты делал на земле? За что ты получил здесь обитель? Он отвечает: — Я был работником у одного злого человека. Он за работу мне не платил, делал мне только зло. Но я до конца так у него и работал, безропотно. И вот получил здесь обитель. То есть, за то, что не озлоблялся, не неистовствовал. Подходит этот человек ко второй обители: — А ты, — спрашивает он обитавшего в ней, — что делал? И тот ответил ему: — Я всю жизнь болел, но безропотно переносил свою болезнь. То есть, не злился, не раздражался, не роптал, что вот, мол, другие все живут, как следует, ходят, жизнью наслаждаются, а я болезнь терплю. И получил райскую обитель. Подошел к третьей, не менее прекрасной обители. Вышла оттуда женщина. Человек спрашивает ее: — Раба Божия, а ты что делала на земле, что вот это получила? Она ответила: — Я исполняла свои обязанности жены и матери, безропотно переносила все, что приходилось. И потому здесь получила такую обитель. Потом подошел он к четвертой обители. Вышел оттуда муж благообразный. И у него он спросил: — Скажи, что ты делал на земле? Тот говорит:
— Я всю жизнь был монахом. А в конце жизни меня поставили епископом. А обитель-то у него была поскромнее... И видение кончилось. И тогда этот человек задумался: «Что же это такое? Все те, у кого лучшие из лучших обители, что- то терпели». А он, видимо, один жил. Когда живешь один, что же ты терпишь? Когда хочешь, встал. Когда хочешь, лег. Когда хочешь, что хочешь, поел. Никто тебе не мешает. Сам за собой вымыл — хорошо, если не вымыл, ну, ничего, из грязного поешь. А когда с кем-то живешь, то, скажем, если тот уже лег, а ты еще нет, то он говорит тебе: «А ты чего не ложишься? Что ты мне мешаешь спать?» Или если ты встал: «А ты что ходишь, стучишь? Мне еще спать хочется». Потом приходит на кухню: «Что это у тебя посуда грязная? Ты не можешь вымыть, что ли?» Если же один живешь, то на кого, на себя будешь ругаться? Понял тот человек, что нужно с кем-то жить, кому-то служить и терпеть. И вот он пошел искать такого человека, от которого можно было бы что-то потерпеть. Именно потерпеть, а не просто так жить. А то, может, он сам тебе служить будет, так тогда какая тебе польза? И нашел он такого старца, сварливого, с ним никто не хотел жить. И говорит ему: — Прими меня, отче, к себе жить и служить. А тот говорит: — Ты чего втираешься ко мне в доверие? Хочешь обокрасть меня, наверно? Пошел вон! Он не уходит, стоит. — Я тебе говорю: пошел вон! Тот опять стоит. Он тогда палкой его стал гнать: — Пошел отсюда, пес такой! А тот говорит: — Господи, как Ты быстро слышишь! Уже и терплю. И остался у него. И сказано, что терпел он то, чего не терпит самый худой пес от своего хозяина. Такой пес всегда старается что-нибудь украсть, напакостить где-то. А этот человек, наоборот, старался исполнять всё, как следует, но ему все равно постоянно попадало... Так он прожил у этого старца шесть лет. И Господь показал ему через ангела, который явился и говорит: — Половину грехов твоих Господь изгладил. Трудись еще... А неподалеку жил старец благостный, которому был открыт его подвиг. Старец встречал его и спрашивал: — Ну как, сын мой, сегодняшнее делание? Тот же отвечал: — Слава Богу! Получил сегодня! Есть прибыль для Царства Небесного. Может, Господь, по милости Своей, грехи какие простит, — и показывал свои синяки. В другой раз старец его спросил: — Ну, как сегодняшний день? — Отче, — говорит, — пропал день. Ничего! Не ругался, не дрался... Недолго прожил этот раб Божий, принявший подвиг добровольного терпения. Внешне, если посмотреть, так скажут: «Ну, конечно же, старец его замучил». Но это наше земное рассуждение. После его кончины тому благостному старцу, который знал о его подвиге, было видение: старец увидел его в лике мучеников. Причем, он стоял и молился о своем строптивом учителе: «Господи! Через него Ты очистил мои грехи и такой славы меня здесь сподобил. Спаси теперь его!» И молитва его, сказано, была услышана. Видите, какой смысл в терпении? Ну, мы не такие подвижники, чтобы нам самим искать для этого условия или таких людей, от которых можно что-то потерпеть. Нам далеко ходить не нужно, даже никакого труда не нужно тратить на розыски, нам уже на блюдечке с голубой каемочкой подано наше спасение: или среди наших домашних, среди родных, знакомых, или за стеной, или за забором обязательно найдется кто-то, кто нам поможет в этом отношении.
Ну, так, как этот раб Божий терпел, мы не сможем — это не наша мера. Нам, конечно, до мучеников далеко. Нам бы хоть некоторый «дискомфорт» потерпеть. И мы должны стараться не раздражаться. Какой бы повод ни был! Ну и что? Помни последняя твоя и вовек не согрешишь. Вспомни, что жизнь каждого из нас очень коротка, и нельзя тратить ее на мелочную злобу и раздражение, которые и Царствия Небесного могут нас лишить. Что жизнь наша? Только что, на этой неделе, мы похоронили сына отца Тихона. Сергей Тихонович, Царствие Небесное, работал детским врачом, хирургом, был, говорят, полон энергии. А потом: раз! — двадцать минут, и человека нет. Жизнь наша настолько быстротечна и настолько неожиданно в любой момент может кончиться, что если мы хоть иногда представим это себе, то всё, из- за чего мы здесь расстраиваемся, переживаем, окажется настолько пустым, настолько ничтожным! Из-за чего раздражаться-то? Что это — как говорят, светопреставление, что ли? Конечно, на деле это не так просто — только говорить легко. А в жизни, большей частью, мы об этой истине забываем. И тут же, из-за малых пустяков — как говорят, мыльных пузырей, которые все равно лопаются — начинаем раздражаться. Да мало этого — дури хватает настолько, что потом еще и мучаем себя: «Как же это так могло быть?» Да это уже прошло! Чего теперь себя мучить? Важно помнить о двух вещах: не только в момент искушения не озлобиться, но и после этого воспоминаниями о нем себя не мучить. А то и тут находятся добровольные «мученики», которые мучают себя. Зачем? Ведь это всё было вне тебя. Если ты не будешь в себе самом всё это снова представлять: что и как тебе говорили, — то избавишь себя от многих мучений. Добровольные «мученики» — это те, кто сами себя мучают, переживают вновь то, что уже прошло, или волнуются о том, что еще не наступило. Эти два вида мучений приводят людей не ко спасению, а к самоистязанию. Ведь первое уже закончилось, а второго еще не было и, может, вообще не будет. Зачем же переживать? И сколько людей живут и мучают сами себя... В сущности, без мученичества, без страдания ни одна жизнь не проходит. Один из старцев нашего времени, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пишет, что страданий не избежать, но нужно учиться страдать одухотворенно и извлекать из страданий пользу, потому что страдание посылается человеку для духовного совершенствования.
Страдать-то ты все равно будешь, только пользы можешь не получить... Вот пример двух разбойников. Оба за свое «ремесло» получили крестную смерть. Но один — достойно страдал, говорил: Достойная по делом наю вос- приёмлева... И, обратившись ко Господу, сказал: Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Си. И получил вечное спасение. А другой ругался: Аще Ты еси Христос, спаси Себе и наю (Лк. XXIII, 41-42, 39), — и не получил никакой пользы, а.страдать-то все равно пришлось. Благоразумный разбойник проявил любовь, он сочувствовал, сострадал Спасителю, и не только в страданиях физических, но и во внутренних страданиях Спасителя, потому что люди не только мучили Его, но еще и издевались над Ним: Аще Сын еси Божий, сниди со креста... и веруем в Него (Мф. XXVII, 40, 42). И лгали все! И Господь ведь видел, что лгут, что кощунствуют, что насмехаются. Он из Гроба воскрес — и все равно не поверили! Как это больно, когда стараешься человеку помочь, а он плюет на тебя, насмехается над тобою... И все мы — как эти два разбойника. Один живет, трудится, и всё — слава Богу! А другой в тех же условиях ропщет, озлобляется, сам себя мучает. Истинные мученики — те, которые не только претерпевали страдания, но страдали без озлобления, даже с благодарностью Богу, безропотно. В книге «Отец Арсений» наглядно показано, как верующие люди переносили в тюрьмах страдания и издевательства, сохраняя душевный мир, беззлобие, и даже закоренелые преступники, глядя на них, внутренне изменялись. А об одном закоренелом убийце сказано, что лицо его осталось озлобленным и после смерти. Он тоже мучился со всеми, но был озлоблен. Это наглядный пример того, как все это происходит в жизни. Нужно нам помнить, что в любых жизненных обстоятельствах мы не должны впускать зло в свою душу. Вот с этим злом нужно бороться. Нет, конечно, когда внешнее зло проявляет себя и у кого есть возможность остановить его, нужно это делать. Для того и меч был дан. И когда нужно было — останавливали. Но здесь речь идет о том зле, которое может возникать в душе у каждого из нас, причем, по любому поводу — вот с этим злом нужно бороться. И тогда всё, что происходит вне нас, будет приносить духовную пользу. А когда человек трудится над этим всё время, то он, как мы видели на сегодняшнем примере этого послушника, даже мученический венец получит. Ну, о мученических венцах, конечно, мы уж тут не будем помышлять — это высоковато для нас, я думаю. А вот всячески бороться со злом, которое находится внутри нас — этим нам всем нужно заниматься, и причем постоянно. Надо помнить, прежде всего, что сей род не исходит, токмо молитвою и постом (Мф. XVII, 21). Когда ты чувствуешь, что у тебя внутри начинает «закипать», сразу обращайся к Богу, первое средство здесь — молитва: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Потому что, если мы чуть-чуть замедлим, враг влезет в душу, начнет подкидывать свои мысли, разжигать гнев, толкать на злобные поступки.
Если не можешь сразу сдержать внутренний гнев, то хотя бы язык придержи. Лучше промолчать, оградить свои чувства крестом — оградить себя крестным знамением. При этом, опять же, все время нужно следить за своим внутренним состоянием. Если есть возможность, идти в храм, исповедоваться и причащаться, если враг сильно нападает — еще и собороваться, просить помощи Божией, благодати Божией. Сердцу не прикажешь. Есть такое выражение. Да, сердце свое повернуть очень трудно. Но вдвое, а может и в десять раз труднее повернуть сердце ближнего своего. Для этого сначала нужно повернуть свое сердце. Это относится ко всему, что мы совершаем. Измй первее бервно из очесе твоего, и тогда узриши изъяты сучец из очесе брата твоего (Мф. VII, 5). Справиться с собой, со своим внутренним состоянием — это и есть изъятие бревна. И тогда ты поймешь, как вынимать сучок из глаза брата своего. А то с самим собой не можешь справиться — и пытаешься другого наставить. Ты не можешь сдержаться, а хочешь, чтобы он сдерживался. Взять хотя бы ребенка. Мы требуем от маленького, а сами-то... Недаром сказано, что сдерживающий гнев больше берущего приступом город. Сдерживать свое внутреннее раздражение, озлобление — это выше всех внешних подвигов. Некоторые говорят: «Пост — это все внешнее! Главное — внутреннее!» Да, это так. Но когда начнешь заниматься этим главным, то почувствуешь, что поститься — это очень легко, а вот где приходится горы ворочать: попробуй себя свернуть, гордыню свою, самомнение, саможаление! Даже только в мыслях: сделать — не сделать... Вот, действительно, истинный подвиг. Один послушник, ученик своего старца, колебался: уйти ему от старца или остаться? Семь раз преодолевал он помысел уйти, поскольку старец заснул, но, поскольку не было благословения уйти, решал остаться. И тому старцу было открыто, что послушник семь венцов получил за один только л от внутренний подвиг. Венцы даются тому, кто борется в собственной душе со злом! Помолимся великомученику Георгию: Яко пленных свободйтелъ и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче... — а мы все немощствуем, прежде всего, душою, — чтобы Господь дал мам силы бороться в собственной душе со злом, и, милостью Божией, по молитвам великомученика Георгия и всех святых, достигнуть Царствия Божия. Аминь. 6 мая 1995 г.
Жажда духовная
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.027 с.) |