Конкурентоспособность: понятие и методы оценки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкурентоспособность: понятие и методы оценки



В общем виде конкурентоспособность фирмы (товара) может быть определена как ее сравнительное преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли.

При выработке конкурентной стратегии необходимо, с одной стороны, по возможности более полно представлять себе сильные и слабые стороны фирмы (выявить КФУ), ее позицию в отрасли, а с другой - структуру самой отрасли и национальной экономики в целом, которые влияют на соотношение сил, определяющих конкуренцию в этой отрасли и в стране.

При оценке конкурентоспособности предприятия может использоваться метод, основанный на теории эффективной конкуренции, где наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб.

Оценка возможностей организации позволяет построить многоугольник кон­курентоспособности. По каждой оси для отображения уровня значе­ний каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике на рис. 1 оценка проводилась только по 8 факторам) используется определенный масштаб из­мерений (очень часто в виде балльных оценок).

Наша фирма

Конкурент 1

Качество

Цены Расходы на рекламу

У ровень Стимулирование сбыта

с ервиса

Эффективность

Сбыта Финансы Торговая марка

Рис. 1. Многоугольник конкурентоспособности предприятия

Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная организация-конкурент в состо­янии улучшить свою деятельность.

Очевид­но, что возможно построение многоугольника конкурентоспособности также для продуктов-конкурентов и маркетинговой деятельности организаций -кон­курентов в целом.

Конкурентоспособный товар обладает какими-либо конкурентными преимуществами. «Конкурентное преимущество» делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров.

Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты:

Наиболее известные методики оценки конкурентоспособности товара:

  1. Матричный метод (разработан «Бостонской консалтинговой группой»).В основе методики – анализ конкурентоспособности с учетом ЖЦ товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали-темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали – относительная доля товара/услуги на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

Преимущества метода: при наличии достоверной информации об объёмах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки. Недостатки метода: исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений.

  1. Метод на основе оценки товара/услуги предприятия. Этот метод базируется на рассуждении о том, что конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность товара/услуги используют соотношение двух характеристик: цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар, имеющий оптимальное соотношение этих характеристик:

КТ=К/Ц, где

Кт- показатель конкурентоспособности товара.

К- показатель качества товара;

Ц- показатель цены товара;

Преимущество метода: он учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность предприятия - конкурентоспособность товара. Недостатки метода: позволяет получить весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, так как конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает другие аспекты.

При оценке конкурентоспособности отдельных продуктов фирм-конкурентов в качестве оценочных критериев предлага­ется использовать следующие показатели (атрибуты) качества:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.005 с.)