Проблема личности в гуманистической и экзистенцианальной психологии: общее и различия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема личности в гуманистической и экзистенцианальной психологии: общее и различия.



Гуманистическая психология – направление современной психологии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации). Гуманистическая психология возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов.

Основные принципы гуманистической психологии: 1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью. 2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт. 3. Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию. 4. Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль. 5.Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения. 6. Самореализация – это неотъемлемая часть природы человека. 7. Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо. Из этих принципов гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы: – ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек; – отношения между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга; - каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь». Г/п природа чел-ка рассм-ется как изначакльно позитивная, чел-к по своей природе добр и во многом социум играет негативную роль в плане препятс-ния личн-го роста и самореал-ции. Маслоу и Роджерс считали, что личн росту мешают: 1. защитные мех-мы лич-ти; 2. страх выглядеть «белой вороной».

Маслоу создал теорию самоактуализирующейся лич-ти, опред-ляя ее как полное использ-ние талантов, способ-тей, возможностей. Самоактуализирующиеся люди без единого искл-я вовлечены в дело выходящее за пределы их шкурных интересов, в нечто во не себя. Треугольник: биологическая, безопасность, любовь и принятие, уважение, познават-ная, эстетическая и самоактуализация.

Роджерс в кач-ве ядра лич-ти рассматр-л Я-концепцию, представленной динамикой соотнош-я Я-реального и Я-идеального. Централ-ным звеном в теории лич-ти явл-ся категория самооценки, однако, ее формир-ние не проходит без конфликта. Часто оценка окруж-щих не соотв-ет самооценки, дилемма – принять оценку окруж-щих или остаться при своей, иначе обесценить себя или других. Происходит процесс взвешивания, кот Роджерс наз-ет органическим оценочным процессом, т к источник оценок первонач-но лежит как бы внутри орган-ма, т о у Роджерса раз-тие лич-ти опред-ся врожденной тенденцией, соц среда лишь играет роль внешнего чуждого природе чел-ка фактора давления.

Олпорт рассматривает личность как динамическую организацию мотивацион-ных, психофизиологических систем. В основе этих систем лежат привычки, установки и личностные черты. Личность, по Олпорту, – это целостная система, ядром которой является человеческое «Я». Особенности этой системы – стремление к реализации своего жизненного потенциала. Человек в своих проявлениях в большей степени следует социальным, чем биологическим мотивам. В системе черт личности Олпорт выделял следующие основные группы: - общие для большинства людей черты (например, альтруизм, эгоизм, интеллектуальность, самоконтроль); - индивидуальные или специфические для данного человека черты, отличающие его от других представителей данной социальной группы (например, нарцисизм, макиавеллизм, садизм, мазохизм и др.). В зависимости от проявления черт в жизни человека, они подразделяются на кардинальные (то есть сильно выраженные), центральные (то есть наиболее характерные для данного человека), второстепенные (то есть редко проявляющиеся). Кроме того, выделяются черты, инициирующие адаптацию человека, и черты, инициирующие самовыражение, экспрессию. Процесс формирования личности Олпорт рассматривал как образование все более усложняющихся систем. Венцом синтеза этих систем и является личность. Осн. обл-тью применения явл-ся психотерапевтическая практика – недирективная психотерапия. Роджерс – человекоцентрированный подход: 1. сущ-ть чел-ка позитивна и она начинает обнаруживать и проявлять себя всякий раз, когда во взаимоотнош-ях с др людьми сущ-ет атмосфера позитивного принятия, эмпатии. Гл задача психотерапевта создать такую атмосферу.; 2. принимать клиента таким каков он есть.; 3. не оценивать, но сопереживать, проявл-ть эмпатию.; 4. общаться с клиентом открыто не скрывая за маской профес-нала – эксперта. Если в п/а жизнь чел-ка представляется как компромисс, а ее цель – уменьшить конфликт между индивидом и обществом, то Г/п – утверждает, что чел-к в его лучшем виде высоко оценивающий себя и живущий полной жизнью способен ценить людей, хорошо к ним относиться и даже находить в этом удовольствие. (Успенский – самосовершенствоание)

Экзистенциальная психология личности (далее Э.п.л.) связана с именами Бинсвангера, Босса, Мэя, Э. Ван Каама, Дж. Бьюдженталя, с гуманистической психологией.

Нередко в контексте экзистенциального направления рассматривается плоготерапия Франюш.

Феноменологический анализ актуального человеческого существования осуществляется представителями Э. п. л. путем исследования проблем жизни и смерти, свободы и выбора, смысла существования, любви и одиночества.
Единственной реальностью, поддающейся изучению, объявляется уникальное человеческое переживание.

В отличие от гуманистической психологии, где моделью саморазвития выступает самопроизвольно разворачивающаяся самоактуализация, в психологии экзистенциальной такой моделью является активное, субъектное достижение совершенства (perfection fulfillment).

В основе личностного роста лежит взаимосвязанная цепь жизненно важных решений, ответственных выборов, что неизмеримо сложнее фатальной реализации врожденного личностного потенциала.

Как и гуманистическая психология, Э. п. л. ориентирована на будущее, а не на прошлое.

Детерминация личностного развития выбором определенного будущего активизирует врожденные процессы символизации, что способствует открытию личностью новых, более глубоких смыслов.

В то же время выбор определенного будущего неизбежно ведет к онтологическому беспокойству, тревоге, что требует от личности мужества.

Выбор безопасного статус-кво стимулирует переживание онтологии, вины как неиспользованной возможности.

Развиваясь, двигаясь вперед, личность делает усилия, преодолевает трудности, учится на собственных просчетах.

Подлинность предполагает принятие этого болезненного положения дел и нахождение в себе смелости через переживание чувства собственного достоинства сохраняться перед лицом онтологические тревоги и выбирать будущее, уменьшающее онтологическую вину.

Важнейшей целью Э. п. л. является поиск путей достижения личностной аутентичности, соответствия ее существования подлинной внутренней природе.
Собственно аутентичный жизненный путь предполагает целостное творческое самоосуществление.

Аутентичное бытие выражает особое качество человеческого ума, называемое преднамеренностью, благодаря которому становятся возможными жизненно важные для личности решения.

Каждое из таких судьбоносных решений предполагает встречу с альтернативой между неизвестным будущим и упорядоченным, знакомым прошлым.

Среди типов личности, описываемых в экзистенциальной парадигме, можно выделить индивидуалиста и конформиста.

Индивидуалист определяет себя как идеального человека, живущего интеллект, жизнью, что помогает ему адекватно воспринимать происходящее и оказывать влияние на свое социальное окружение.

Обладает тонким вкусом, чувством интимности и любви.

Хотя индивидуалист не избавлен от онтологической тревоги, он не позволяет ей мешать принятию взвешенных решений.

Этот тип личности представляет собой идеал личностного развития, полностью удовлетворяя биологические, социальные и собственно психологические потребности.

В отличие от индивидуалиста – конформист мастерский игрок социальных ролей, удовлетворяющий прежде всего свои биол. потребности.

Это прагматик и материалист, неспособный к символизации и отрицающий значение воображения.

Его взаимодействие с людьми достаточно формально, лишено интимности.
Погруженный в онтологическую тревогу, такой человек чувствует себя бесполезным и ненадежным.

Как результат далеко не идеального личностного развития, конформист предрасположен к т. н. экзистенциальной болезни, возникающей под давлением окружающей среды.

В экзистенциальной психологии личность рассматривается преимущественно в пограничных ситуациях.

Она как бы отгорожена от обыденной реальности, находится вне контекста повседневности внутри напряженных, драматичных жизненных коллизий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.008 с.)