Характер и его место в структуре личности. Типология характера. Методы изучения характера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характер и его место в структуре личности. Типология характера. Методы изучения характера.



 

Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты.

Личность - это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе.

Отношения между характером и личностью фиксируются в формуле: личность в своем развитии отменяет характер. Личность преодолевает те черты характера, которые неприемлемы для ее развития. Описание зрелой личности предполагает переход с языка черт характера на язык свойств личности. Характер определяет, как реализуется процесс взаимодействия человека с миром, а личность – то, ради чего живет человек. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами. Говорят о личности "высокой", "выдающейся", "творческой", "серой", "преступной" и т. п. В отношении характера используются такие прилагательные, как "тяжелый", "жестокий", "железный", "мягкий", "золотой".

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела п профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник – это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Характеристика особенностей поведе­ния в зависимости от типов акцентуации: 1) гипертимический (гиперакгивный) – чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенно­го, отсутствует самокритичность; 2) дистимичный – постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немно­гословность, пессимистичность, тяготится шумным обще­ством, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты всту­пает редко, чаще является в них пассивной стороной; 3) цикло­идный – общительность циклически меняется (высокая в пе­риод повышенного настроения и низкая в период подавлен­ности); 4) эмотивный (эмоциональный) – чрезмерная чув­ствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие не­приятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение; 5) демонстратив­ный – выражено стремление быть в центревнимания и доби­ваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках; 6) возбуди­мый –повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, “занудливость”, но возможны льсти­вость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в бесе­де. Активно и часто конфликтует; 7) застревающий – “за­стревает” на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, “сводит счеты”, служебная и бытовая несговорчивость, склон­ность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают, актив­ной стороной; 8) педантичный – выраженная занудливость в виде “переживания” подробностей, на службе способен заму­чить посетителей формальными требованиями, изнуряет до­машних чрезмерной аккуратностью; 9) тревожный (психас­тенический) – пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешитель­ность, долго переживает неудачу, сомневается в своих дей­ствиях; 10) экзальтированный (лабильный) – очень измен­чивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчи­вость; 11) интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, об­щение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свой­ственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относит­ся к другим людям, даже к близким; 12) экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотли­вость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не само­стоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочи­тает подчиняться.

Методы изучения характера:

1. Наблюдение как объективный метод в психологии определяется как «преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан» (словарь под ред. Петровского и Ярошевского).

Виды наблюдения (по кр. психол. словарю под ред. Л. А. Карпенко)

несистематическое и систематическое. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования, здесь важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида. Систематическое наблюдение проводится по определенному плану;

сплошное и выборочное. В первом случае исследователь или группа исследователей фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения. Во втором случае он обращает внимание лишь на определённые параметры поведения или типы поведенческих актов(нужна схема протокола и предварительная подготовка;

включенное и невключенное наблюдение. Во включенном наблюдатель сам включен в процесс.

непроизвольное, вынужденное – отсутствует предварительная подготовка. При наблюдении появляется какой-то факт, который производит эффект неожиданности;

непосредственное и опосредованное. При опосредованном используются средства (камера);

естественное (полевое) и лабораторное;

открытое и скрытое (не знает, что за ним наблюдают).

2. Эксперимент - метод психологического исследования, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

4 особенности по Рубинштейну:

- в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое явление;

- экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

- возможно попеременное исключение отдельных условий;

- эксперимент позволяет варьировать количественные соотношения условий, допускает математическую обработку данных.

Лабораторный эксперимент – эксперимент в специально созданных условиях, позволяющих выделить так называемую чистую независимую переменную путем контроля всех других условий, с которыми может смешиваться ее влияние.

Естественный эксперимент, или полевой эксперимент, – вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. Этот метод специфичен тем, что возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных ограничены.

3. Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды: Терапевтическая беседа; Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез); Автобиографическая беседа; Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта); Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта).

4. Самонаблюдение - наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психического развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собственным поведением (ЛСВ). Методическая проблема, которую ставит С. перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер. В целом С. нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю «сырой» эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой форме, требующей всегда специального истолкования.

5. Тесты - ряд заданий различного характера, выполнение которых испытуемым оценивается в количественных показателях; при этом устанавливается соответствие последних определенным нормам и стандартам.

Относительно новые методики:

Типология Майерс-Бриггс – направление развития типологии Юнга, основанное на серии тестов, известных как Myers-Briggs Type Indicator (MBTI), широко распространенное в США.

Типология основывается на делении всех людей без исключения на четыре дихотомических признака: экстраверсия и интроверсия; ощущение и интуиция; мышление и чувство; оценка и восприятие; итого по четырем дихотомиям получается 16 типов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2022; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.011 с.)