Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: история информатизации деятельности музеев
1. Появление информационных технологий 2. Внедрение информационных технологий в музеи 3. Перспективы и проблемы развития цифровых технологий
Литература 1. Белл Д., Грядущее постиндустриальное общество. Опыт соц. Прогнозирования. М., 2004. 2. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Наука, 1958. 3. Дриккер А.С. Эволюция культуры: информационный отбор, С-Пб, Академический проект, 2001. 4. Лебедев А.В. Информационные технологии в музейном деле // Основы музееведения: Учебное пособие. М., 2005. 5. Морозевич А.Н. Основы информатики: Учебное пособие. - Издательство Новое знание, 2001. 6. Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. М., 2007. 7. Степанов А.Н. Информатика для студентов гуманитарных специальностей. - Издательство Питер, 2002.
1. Бурный научно-технический прогресс во всех цивилизованных странах, усложнение экономических, производственных процессов и всего хозяйственного механизма, возрастание роли социокультурной деятельности – все это привело к тому, что трудовые ресурсы постепенно "перекачивались" из сферы производства материальных благ в информационную сферу и темпы этого процесса непрерывно нарастали. Если в конце XIX века соотношение этих двух категорий составляло 95% к 5%, в начале XX века – 85% к 15%, то к середине XX века это соотношение составляло примерно 50% к 50%, т.е. на каждого производителя материальных благ приходился один работник информационной сферы. В то же время темпы роста производительности труда в непроизводственной сфере были в 20 раз ниже, чем в производственной, инструментовооруженность – в 10 раз ниже, а объемы информации, которые необходимо было обрабатывать, росли как снежный ком. Сфера информационной деятельности приобретала все больший вес, требовала вовлечения все новых трудовых ресурсов, все больших материальных затрат – возник информационный кризис. Выход из этой ситуации требовал принятия революционных решений, а единственное конструктивное решение заключалось в переводе информационной деятельности на интенсивный путь, в применении принципиально новых, компьютерных информационных технологий. Следует заметить, что в истории человеческой цивилизации и ранее наблюдались подобные кризисные ситуации. Дело в том, что информационная среда и производительные силы общества тесно взаимосвязаны и в процессе исторического развития вступают в противоречие. По мере роста производительных сил противоречия усиливаются, в результате чего наступает революционная ситуация.
2. Информационный кризис оказал существенное влияние и на сферу культуры, о чем свидетельствуют, например, приводимые ниже цифры, характеризующие динамику изменений в музейной системе нашей страны: за десятилетие с 1975 по 1985 гг. количество музеев возросло в два раза (с 914 до 1886), объем фондов - на 18 миллионов единиц (с 35,5 до 53,4), причем эти 18 миллионов - новые поступления в музеи, и весь этот колоссальный объем данных необходимо было обработать. В подавляющем большинстве музеев страны для обработки данных о музейных коллекциях в то время применялась традиционная технология, сложившаяся еще в конце девятнадцатого века. В ее основе лежит ручная обработка целой серии традиционных бумажных документов (книг, журналов, карточек и др.). Еще в начале 1960-х годов зарубежные музейные специалисты осознали необходимость совершенствовать технологию работы с данными о музейных коллекциях. Как свидетельствуют зарубежные источники, в начале этого же десятилетия американский ученый Дэвид Вэнс (David Vance) воспользовался услугами мощного компьютера, установленного в одном из американских университетов, с целью обработки данных о небольшой музейной коллекции. Описания музейных предметов, перенесенные на перфокарты, были введены в компьютер, обработаны и отсортированы по заданным критериям с помощью специально разработанной программы, и распечатаны на бумаге в форме каталога; это был первый музейный каталог, выпущенный с помощью компьютера. В те годы наметились две тенденции в подходе к музейным компьютерным системам: создание централизованной базы данных, ориентированной на применение мощной центральной ЭВМ, соединенной по каналам связи с множеством терминалов (Франция), и создание децентрализованной системы, ориентированной на создание отдельных локальных баз данных (США). Во Франции по инициативе и при непосредственном участии Министерства культуры была создана База Данных по Национальному Наследию – классический пример системно организованного проекта, который успешно функционирует до сегодняшнего дня.
На эти же годы приходится мощная волна компьютеризации американских музеев (в первую очередь – Smithsonian Institution), аналогичная работа проводилась в Канаде под контролем Канадской Информационной сети по Национальному Наследию (Canadian Heritage Information Network CHIN), в Великобритании – под руководством Ассоциации Музейной Документации (Museum Documentation Association MDA). Широкий размах приобретают контакты на межнациональном уровне. Уже тогда стало очевидно, что ни один, даже самый крупный музей, не в состоянии в одиночку осуществить сложнейший комплекс работ, необходимых для создания базы данных, которая отвечала бы требованиям музея. Поэтому музейные специалисты и специалисты в области информатики объединяются в рабочие группы, возникают национальные и межнациональные советы и ассоциации; наибольшим авторитетом пользуется, безусловно, Международный совет музеев (the International Council of Museums IСОМ), организованный еще в 1946 году при ЮНЕСКО. В рамках IСОМ был создан Комитет по музейной документации (International Documentation Committee CIDOC), который еще с 1960-х годов стал уделять самое серьезное внимание совершенствованию учета и научной обработки коллекций на основе применения компьютеров. Основные черты периода (1960-е – начало 1980-х годов): • экспериментальный, исследовательский характер работ, выполняемых отдельными энтузиастами, • использование больших ЭВМ, принадлежащих научным или учебным организациям, • использование сложных программно-технологических комплексов, • результат - создание машинных каталогов фрагментов отдельных коллекций. Можно считать, что с начала 1990-х годов начался новый этап информатизации музеев. В стране создаются профессиональные коллективы, ориентированные на разработку типовых аппаратно-программных комплексов для автоматизации учетно-фондовой работы в музее. Именно в эти годы появляются первые версии автоматизированных информационных систем для музеев: АБД «МУЗЕЙ» была разработана в ГПИ «ГИПРОТЕАТР» Минкультуры СССР и внедрялась в музеях союзного значения; коллектив Главного вычислительного центра Минкультуры РФ (ГИВЦ) предложил музейному сообществу систему «АИС-МУЗЕЙ», а команда специалистов ОАО «АльтСофт» Комплексную Автоматизированную Музейную Информационную Систему «КАМИС». С внедрением новых информационных технологий в музейную практику возникли новые требования к знаниям и навыкам, которыми должен обладать музейный специалист. Вторая половина 1990-х годов ознаменовалась как совершенствованием аппаратно-программного комплекса АИС, так и расширением их функциональных возможностей. На смену программам для обработки текстов приходит технология мультимедиа, позволяющая обработать и представить в электронном виде не только текст, но и изображение, звук, анимацию, в результате чего область применения АИС существенно расширяется. Практически все музеи мира в той или иной степени используют сегодня эту технологию в своей деятельности, Все большее внимание музеи стали уделять проблеме компьютерной коммуникации. С появлением глобальной информационной сети Интернет возможности коммуникации существенно расширились: появились электронная почта, списки рассылки, новостные разделы сайтов, электронные доски объявлений, телеконференции и многое другое. Интернет необходим музейным специалистам при комплектовании и учете коллекций, в научной, фондовой, экспозиционной и выставочной работе, в издательской деятельности, в работе со спонсорами, при решении административных задач и во многих других случаях.
3. Вступив в XXI век, мировое сообщество уже перешагнуло порог перехода от «индустриального» к «постиндустриальному» обществу, одной из моделей которого является «информационное общество» или «общество знаний». Этот процесс не мог не коснуться музейной деятельности: роль и место музеев в обществе меняется. Сохраняя свои традиционные функции (собирать, хранить, изучать и представлять культурное наследие), музей в XXI веке постепенно приобретает роль ведущей социокультурной ячейки общества. Проблема, актуальность которой возрастает с каждым днем и к которой обращено пристальное внимание всей мировой общественности – это проблема доступности мирового культурного наследия для самых широких слоев населения и роли информационных технологий в решении этой проблемы. Эта проблема была озвучена ЮНЕСКО еще в 1996 году. Можно процитировать фрагмент из документа «ЮНЕСКО и информационное общество для всех» (ЮНЕСКО, май 1996): «В области культуры технологии мультимедиа уже открывают огромные возможности для популяризации материального и нематериального культурного наследия и для межкультурных обменов. Доступ к культурной продукции и услугам мультимедиа через информационные магистрали обеспечит каждому неограниченные возможности для приобщения к мировой культуре во всем ее многообразии». Проблема доступа к мировому культурному наследию является сегодня ключевой как на национальном, так и на межгосударственном уровнях. Если 1970-е годы – это период отдельных экспериментов, 1980-е – активные исследования и создание текстовых баз данных, первая половина 1990-х – «парад мультимедиа», вторая половина 90-х – бум Интернета, то в XXI веке перед ними стоит новая задача, мы приступаем к созданию глобальной информационной сети о мировом культурном наследии. Проблемы, с которыми нам уже пришлось и еще предстоит столкнуться в процессе реализации этого проекта, на порядок более сложны, чем те, с которыми мы сталкивались в прошлом. На заре внедрения информационных технологий в музейную деятельность, 20-25 лет назад, основные проблемы состояли в дефиците машинного времени, дискового пространства, оперативной памяти. Сегодня – все в избытке. Однако скептики не без некоторых оснований заявляют, что за такой большой даже не по «компьютерным», а по человеческим меркам (20 лет) срок в области музейных баз данных принципиальных сдвигов не произошло, несмотря на фантастическое технологическое ускорение. Положение дел в «музейной» информатике отражает общую ситуацию: технологический прогресс, как всегда, опережает идеологический, психологический. Распространение Интернета, появление огромных информационных массивов – замечательное достижение культуры. Но КПД этих достижений крайне низок, проблема релевантного отображения, поиска информации в Интернете ждет своего решения.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.024 с.) |