Тема: история информатизации деятельности музеев 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: история информатизации деятельности музеев



 

1. Появление информационных технологий

2. Внедрение информационных технологий в музеи

3. Перспективы и проблемы развития цифровых технологий

 

Литература

1. Белл Д., Грядущее постиндустриальное общество. Опыт соц. Прогнозирования. М., 2004.

2. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Наука, 1958.

3. Дриккер А.С. Эволюция культуры: информационный отбор, С-Пб, Академический проект, 2001.

4. Лебедев А.В. Информационные технологии в музейном деле // Основы музееведения: Учебное пособие. М., 2005.

5. Морозевич А.Н. Основы информатики: Учебное пособие. - Издательство Новое знание, 2001.

6. Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. М., 2007.

7. Степанов А.Н. Информатика для студентов гуманитарных специальностей. - Издательство Питер, 2002.

 

1. Бурный научно-технический прогресс во всех цивилизованных странах, усложнение экономических, производственных процессов и всего хозяйственного механизма, возрастание роли социокультурной деятельности – все это привело к тому, что трудовые ресурсы постепенно "перекачивались" из сферы производства материальных благ в информационную сферу и темпы этого процесса непрерывно нарастали. Если в конце XIX века соотношение этих двух категорий составляло 95% к 5%, в начале XX века – 85% к 15%, то к середине XX века это соотношение составляло примерно 50% к 50%, т.е. на каждого производителя материальных благ приходился один работник информационной сферы.

В то же время темпы роста производительности труда в непроизводственной сфере были в 20 раз ниже, чем в производственной, инструментовооруженность – в 10 раз ниже, а объемы информации, которые необходимо было обрабатывать, росли как снежный ком. Сфера информационной деятельности приобретала все больший вес, требовала вовлечения все новых трудовых ресурсов, все больших материальных затрат – возник информационный кризис. Выход из этой ситуации требовал принятия революционных решений, а единственное конструктивное решение заключалось в переводе информационной деятельности на интенсивный путь, в применении принципиально новых, компьютерных информационных технологий.

Следует заметить, что в истории человеческой цивилизации и ранее наблюдались подобные кризисные ситуации. Дело в том, что информационная среда и производительные силы общества тесно взаимосвязаны и в процессе исторического развития вступают в противоречие. По мере роста производительных сил противоречия усиливаются, в результате чего наступает революционная ситуация.

2. Информационный кризис оказал существенное влияние и на сферу культуры, о чем свидетельствуют, например, приводимые ниже цифры, характеризующие динамику изменений в музейной системе нашей страны: за десятилетие с 1975 по 1985 гг. количество музеев возросло в два раза (с 914 до 1886), объем фондов - на 18 миллионов единиц (с 35,5 до 53,4), причем эти 18 миллионов - новые поступления в музеи, и весь этот колоссальный объем данных необходимо было обработать.

В подавляющем большинстве музеев страны для обработки данных о музейных коллекциях в то время применялась традиционная технология, сложившаяся еще в конце девятнадцатого века. В ее основе лежит ручная обработка целой серии традиционных бумажных документов (книг, журналов, карточек и др.).

Еще в начале 1960-х годов зарубежные музейные специалисты осознали необходимость совершенствовать технологию работы с данными о музейных коллекциях.

Как свидетельствуют зарубежные источники, в начале этого же десятилетия американский ученый Дэвид Вэнс (David Vance) воспользовался услугами мощного компьютера, установленного в одном из американских университетов, с целью обработки данных о небольшой музейной коллекции. Описания музейных предметов, перенесенные на перфокарты, были введены в компьютер, обработаны и отсортированы по заданным критериям с помощью специально разработанной программы, и распечатаны на бумаге в форме каталога; это был первый музейный каталог, выпущенный с помощью компьютера.

В те годы наметились две тенденции в подходе к музейным компьютерным системам: создание централизованной базы данных, ориентированной на применение мощной центральной ЭВМ, соединенной по каналам связи с множеством терминалов (Франция), и создание децентрализованной системы, ориентированной на создание отдельных локальных баз данных (США).

Во Франции по инициативе и при непосредственном участии Министерства культуры была создана База Данных по Национальному Наследию – классический пример системно организованного проекта, который успешно функционирует до сегодняшнего дня.

На эти же годы приходится мощная волна компьютеризации американских музеев (в первую очередь – Smithsonian Institution), аналогичная работа проводилась в Канаде под контролем Канадской Информационной сети по Национальному Наследию (Canadian Heritage Information Network CHIN), в Великобритании – под руководством Ассоциации Музейной Документации (Museum Documentation Association MDA).

Широкий размах приобретают контакты на межнациональном уровне. Уже тогда стало очевидно, что ни один, даже самый крупный музей, не в состоянии в одиночку осуществить сложнейший комплекс работ, необходимых для создания базы данных, которая отвечала бы требованиям музея. Поэтому музейные специалисты и специалисты в области информатики объединяются в рабочие группы, возникают национальные и межнациональные советы и ассоциации; наибольшим авторитетом пользуется, безусловно, Международный совет музеев (the International Council of Museums IСОМ), организованный еще в 1946 году при ЮНЕСКО. В рамках IСОМ был создан Комитет по музейной документации (International Documentation Committee CIDOC), который еще с 1960-х годов стал уделять самое серьезное внимание совершенствованию учета и научной обработки коллекций на основе применения компьютеров.

Основные черты периода (1960-е – начало 1980-х годов):

• экспериментальный, исследовательский характер работ, выполняемых отдельными энтузиастами,

• использование больших ЭВМ, принадлежащих научным или учебным организациям,

• использование сложных программно-технологических комплексов,

• результат - создание машинных каталогов фрагментов отдельных коллекций.

Можно считать, что с начала 1990-х годов начался новый этап информатизации музеев. В стране создаются профессиональные коллективы, ориентированные на разработку типовых аппаратно-программных комплексов для автоматизации учетно-фондовой работы в музее. Именно в эти годы появляются первые версии автоматизированных информационных систем для музеев: АБД «МУЗЕЙ» была разработана в ГПИ «ГИПРОТЕАТР» Минкультуры СССР и внедрялась в музеях союзного значения; коллектив Главного вычислительного центра Минкультуры РФ (ГИВЦ) предложил музейному сообществу систему «АИС-МУЗЕЙ», а команда специалистов ОАО «АльтСофт» Комплексную Автоматизированную Музейную Информационную Систему «КАМИС».

С внедрением новых информационных технологий в музейную практику возникли новые требования к знаниям и навыкам, которыми должен обладать музейный специалист.

Вторая половина 1990-х годов ознаменовалась как совершенствованием аппаратно-программного комплекса АИС, так и расширением их функциональных возможностей.

На смену программам для обработки текстов приходит технология мультимедиа, позволяющая обработать и представить в электронном виде не только текст, но и изображение, звук, анимацию, в результате чего область применения АИС существенно расширяется. Практически все музеи мира в той или иной степени используют сегодня эту технологию в своей деятельности,

Все большее внимание музеи стали уделять проблеме компьютерной коммуникации. С появлением глобальной информационной сети Интернет возможности коммуникации существенно расширились: появились электронная почта, списки рассылки, новостные разделы сайтов, электронные доски объявлений, телеконференции и многое другое. Интернет необходим музейным специалистам при комплектовании и учете коллекций, в научной, фондовой, экспозиционной и выставочной работе, в издательской деятельности, в работе со спонсорами, при решении административных задач и во многих других случаях.

3. Вступив в XXI век, мировое сообщество уже перешагнуло порог перехода от «индустриального» к «постиндустриальному» обществу, одной из моделей которого является «информационное общество» или «общество знаний». Этот процесс не мог не коснуться музейной деятельности: роль и место музеев в обществе меняется. Сохраняя свои традиционные функции (собирать, хранить, изучать и представлять культурное наследие), музей в XXI веке постепенно приобретает роль ведущей социокультурной ячейки общества.

Проблема, актуальность которой возрастает с каждым днем и к которой обращено пристальное внимание всей мировой общественности – это проблема доступности мирового культурного наследия для самых широких слоев населения и роли информационных технологий в решении этой проблемы. Эта проблема была озвучена ЮНЕСКО еще в 1996 году. Можно процитировать фрагмент из документа «ЮНЕСКО и информационное общество для всех» (ЮНЕСКО, май 1996):

«В области культуры технологии мультимедиа уже открывают огромные возможности для популяризации материального и нематериального культурного наследия и для межкультурных обменов. Доступ к культурной продукции и услугам мультимедиа через информационные магистрали обеспечит каждому неограниченные возможности для приобщения к мировой культуре во всем ее многообразии».

Проблема доступа к мировому культурному наследию является сегодня ключевой как на национальном, так и на межгосударственном уровнях.

Если 1970-е годы – это период отдельных экспериментов, 1980-е – активные исследования и создание текстовых баз данных, первая половина 1990-х – «парад мультимедиа», вторая половина 90-х – бум Интернета, то в XXI веке перед ними стоит новая задача, мы приступаем к созданию глобальной информационной сети о мировом культурном наследии.

Проблемы, с которыми нам уже пришлось и еще предстоит столкнуться в процессе реализации этого проекта, на порядок более сложны, чем те, с которыми мы сталкивались в прошлом.

На заре внедрения информационных технологий в музейную деятельность, 20-25 лет назад, основные проблемы состояли в дефиците машинного времени, дискового пространства, оперативной памяти. Сегодня – все в избытке. Однако скептики не без некоторых оснований заявляют, что за такой большой даже не по «компьютерным», а по человеческим меркам (20 лет) срок в области музейных баз данных принципиальных сдвигов не произошло, несмотря на фантастическое технологическое ускорение.

Положение дел в «музейной» информатике отражает общую ситуацию: технологический прогресс, как всегда, опережает идеологический, психологический. Распространение Интернета, появление огромных информационных массивов – замечательное достижение культуры. Но КПД этих достижений крайне низок, проблема релевантного отображения, поиска информации в Интернете ждет своего решения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.024 с.)