Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 36 наука в постиндустриальном обществе
Основной характеристикой наступление постиндустриального общества является возрастание роли науки и знания. Науке передаются функции инициатора коренных изменений, что дало основание назвать данный подход наукоцентризмом. В данном обществе наука и знание становится не только важнейшим ресурсом, но и, по меткому выражению Э.А. Араб-Оглы, эмбрионом нового общественного строя. Беспорно, ХХ век может быть охарактеризован как все расширяющееся использование науки в самых различных областях социальной жизни. Однако наука – весьма многогранный и сложный социальный феномен. В научной литературе, как правило, выделяются следующие представления о науке: 1) познавательная (духовная) деятельность, 2) часть технологической системы (элемент производительных сил), 3) социальный институт. Теоретики постиндустриальной доктрины анализируют феномен науки как автономной области человеческой деятельности, при этом в явном виде не акцентируя внимание на понимание природы науки, приверженность той или иной традиции. В связи с такой непроясненностью позиций у авторов постиндустриализма, у их критиков и интерпретаторов возникают различного рода коллизии в комментарии тех или иных положений. В силу указанных обстоятельств, прежде чем приступить к анализу гипотезы постиндустриализма о новой роли науки в современном обществе, необходимо установить все возможные варианты интерпретации такой роли. Изначально феномен науки анализировался западными учеными либо слишком широко, в нерасчлененном виде, либо слишком узко (в аспекте экономическом, технологическом, политическом и т.д.). К примеру, авторитетный историограф науки Дж.Бернал в середине XX в. отказался от каких-либо дефиниций науки и предлагал вместо этого описательное определение науки через рассмотрение различных ее аспектов. Изучая роль науки в современном обществе, он полагал, что наука оказывает влияние на историю двумя основными путями: через изменение метода производства, обусловленного наукой, и путем более прямого воздействия научных открытий на идеологию данного периода. Анализируя механизмы взаимодействия между научным, техническим и экономическим развитием, Бернал отмечает, что «…в то время как технические потребности часто, хотя и не всегда, ставили проблемы, дающие рост новым отраслям науки, научные успехи эффективно закреплялись в том случае, если только они могли быть применены в практических и выгодных ремеслах.
Лучше всего значение научно-технического прогресса прослеживается через связь данного явления с экономикой. Политэкономия ориентирована на исследование НТР как фактора экономического роста. Первые шаги в данном направлении связаны с именем Й.Шумпетера, который ввел понятие «нововведения» и указал на их важное значение в экономическом развитии. В теории «большие циклов» (Н.Кондратьев, Й.Шумпетер) экономическое развитие увязывается с технологическим: цикличность экономики детерминируется сменой технологий, а НТР рассматривают как пик большой волны социально-экономического развития. Наиболее широко используемым методом измерения НТП, как считают большинство экономистов, является метод производственных функций в рамках теории экономического роста. В экономической науке разработано несколько классификаций типов технического прогресса, которые с разными модификациями исходят из деления технического прогресса на нейтральный и ненейтральный (в последнем случае – капиталоемкий и капиталосберегающий, трудоемкий и трудосберегающий). В рамках данной модели НТП объясняется описывается в терминах сокращения доли инвестиций в машины и оборудование и увеличения капвложений в производственную и социальную инфраструктуру. Однако, ни западным, ни отечественным ученым не удалось зафиксировать системный и комплексный в сущности процесс интеграции науки, производства, системы образования и культуры в единый комплекс, характеризующий становление нового способа производства и общественного бытия. Материальное производство, непосредственно или опосредованно, выступающее как источник потребности в каких-либо исследованиях «онаучивается», становясь «экспериментальной наукой, материально творческой и предметно-воплощаемой». Подтверждается тезис об «онаучивании» системы образования (что проявляется в более высоких квалификационных требованиях, предъявляемых экономикой к подготовке рабочей силы), и, соответственно, повышение значения образования как фактора классообразования. Вместе с тем достаточно оптимистические ожидания об особом статусе науки как социального института («этоса науки»), задающего не только целевые установки в современном обществе, но и сами механизмы управления, принятия политических решений не оправдываются. По отношению к экономике и политике наука играет подчиненную роль исполнителя, а не инициатора социальных изменений.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.004 с.) |