Основные этапы развития естествознания и техники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития естествознания и техники



Основные этапы развития истории науки и техники можно выделить по нескольким критериям. Поскольку предметом рассмотрения курса является мировое развитие науки и техники, то оправданным можно считать использование общей исторической периодизации. Есть и другой вариант более общей периодизации, когда история человечества делится на два неравных периода.

Первый период – это общество до промышленной революции, «традиционное общество».

Второй период – это период после промышленной революции, «индустриальное общество». В «индустриальном обществе» роль науки и техники более очевидна, чем в традиционном, однако в действительности развитие традиционного общества, в конечном счете, также определяется развитием техники.

Наука это сфера человеческой деятельности по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Критерии научного знания:системность;наличие отработанного механизма для получения новых знаний;теоретичность, получение истины ради самой истины; рациональность знания (причинные связи, доказательства);наличие экспериментального метода исследования, а также математизация науки. Функции науки: описательная, систематизирующая, производственно-практическая, прогностическая, мировоззренческая.

Для науки предполагается собственная, несколько отличная от общей, периодизация, учитывающая особенности уровня развития науки и техники на отдельных этапах существования человеческой цивилизации.

1. Первый период донаучный, когда технические знания существовали как эмпирическое описание средств трудовой деятельности и способов их применения. Он охватывает промежуток времени, начиная с первобытнообщинного строя и кончая эпохой Возрождения. Технические знания эволюционировали и усложнялись вместе с прогрессом техники, что может быть охарактеризовано развитием содержательных форм знания в таком порядке: практико-методические, технологические, конструктивно-технические. Соответственно в естествознании выделяют два периода, предшествующие становлению его как науки: натурфилософский и схоластический. Благодаря схоластике естествознание приобрело дисциплинарный характер и превратилось в полноценную систему наук. В этот период естественнонаучные и технические знания развивались параллельно, без непосредственной и постоянной связи между ними.

2. Следующий период в развитии технического знания генезис технических наук охватывает промежуток времени, начиная со второй половины XV в. до начала XIX в. Это тот этап в истории науки и производства, когда для решения практических задач начинают использовать научное знание. На стыке производства и естествознания возникает научное техническое знание, которое призвано непосредственно обслуживать производство. Формируются принципы получения и построения научного технического знания, круг решаемых ими задач, методы. Одновременно продолжается становление естествознания, которое связано с производством опосредованно, через технические науки и технику. Благодаря этой взаимосвязи складываются те особенности, которые обусловили в дальнейшем лицо классической науки.

3. Третий период «классический» в истории естествознания и технических наук по времени охватываетXIXв. и продолжается до серединыXXв. Технические науки представляют собой сформировавшуюся и развитую область научных знаний, имеющую свой предмет, средства, методы и четко очерченную сферу исследования. Именно в этот период сложились довольно устойчивые формы взаимосвязи естествознания и технических наук.

4. Наконец, в серединеXXстолетия перед нами новый период в развитии науки вообще и технических наук в частности. Определяющим фактором здесь является научно-техническая революция, нацеленная на становление автоматизированного производства. Одной из особенностей НТР является интеграция естественнонаучного и технического знания как проявление общего процесса интеграции в науке. Образовались и развиваются такие гигантские комплексы наук, как информатика, космонавтика и др. Результатом НТР служит развивающийся быстрыми темпами научно-технический прогресс, когда появляются новые технологии информационные, биотехнология, нанотехнология и т.д. Происходит дальнейшая интеграция технического и естественнонаучного знания, к которому начинает подключаться и социально-гуманитарное знание. Из закономерностей развития науки и техники следует, что сейчас складывается постнеклассическая наука, т.е. идет становление единой системы научного знания, когда «естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука».

Итого:

устанавливается определяющая роль техники во взаимоотношениях человека и природы;

уровень технического развития непосредственно связан с размерами экологической ниши и численностью населения;

в процессе антропогенеза важнейшую роль играет освоение новых орудий труда;

техника – основной компонент материальной культуры;

техника и технология являются определяющими факторами образа жизни;

научная деятельность имеет свою специфику и неотрывно связана с уровнем развития общества и производства;

с периода промышленной революции, наука становится одним из определяющих факторов развития техники и общества в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.136.165 (0.006 с.)