Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития естествознания и техники
Основные этапы развития истории науки и техники можно выделить по нескольким критериям. Поскольку предметом рассмотрения курса является мировое развитие науки и техники, то оправданным можно считать использование общей исторической периодизации. Есть и другой вариант более общей периодизации, когда история человечества делится на два неравных периода. Первый период – это общество до промышленной революции, «традиционное общество». Второй период – это период после промышленной революции, «индустриальное общество». В «индустриальном обществе» роль науки и техники более очевидна, чем в традиционном, однако в действительности развитие традиционного общества, в конечном счете, также определяется развитием техники. Наука это сфера человеческой деятельности по выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Критерии научного знания:системность;наличие отработанного механизма для получения новых знаний;теоретичность, получение истины ради самой истины; рациональность знания (причинные связи, доказательства);наличие экспериментального метода исследования, а также математизация науки. Функции науки: описательная, систематизирующая, производственно-практическая, прогностическая, мировоззренческая. Для науки предполагается собственная, несколько отличная от общей, периодизация, учитывающая особенности уровня развития науки и техники на отдельных этапах существования человеческой цивилизации. 1. Первый период донаучный, когда технические знания существовали как эмпирическое описание средств трудовой деятельности и способов их применения. Он охватывает промежуток времени, начиная с первобытнообщинного строя и кончая эпохой Возрождения. Технические знания эволюционировали и усложнялись вместе с прогрессом техники, что может быть охарактеризовано развитием содержательных форм знания в таком порядке: практико-методические, технологические, конструктивно-технические. Соответственно в естествознании выделяют два периода, предшествующие становлению его как науки: натурфилософский и схоластический. Благодаря схоластике естествознание приобрело дисциплинарный характер и превратилось в полноценную систему наук. В этот период естественнонаучные и технические знания развивались параллельно, без непосредственной и постоянной связи между ними.
2. Следующий период в развитии технического знания генезис технических наук охватывает промежуток времени, начиная со второй половины XV в. до начала XIX в. Это тот этап в истории науки и производства, когда для решения практических задач начинают использовать научное знание. На стыке производства и естествознания возникает научное техническое знание, которое призвано непосредственно обслуживать производство. Формируются принципы получения и построения научного технического знания, круг решаемых ими задач, методы. Одновременно продолжается становление естествознания, которое связано с производством опосредованно, через технические науки и технику. Благодаря этой взаимосвязи складываются те особенности, которые обусловили в дальнейшем лицо классической науки. 3. Третий период «классический» в истории естествознания и технических наук по времени охватываетXIXв. и продолжается до серединыXXв. Технические науки представляют собой сформировавшуюся и развитую область научных знаний, имеющую свой предмет, средства, методы и четко очерченную сферу исследования. Именно в этот период сложились довольно устойчивые формы взаимосвязи естествознания и технических наук. 4. Наконец, в серединеXXстолетия перед нами новый период в развитии науки вообще и технических наук в частности. Определяющим фактором здесь является научно-техническая революция, нацеленная на становление автоматизированного производства. Одной из особенностей НТР является интеграция естественнонаучного и технического знания как проявление общего процесса интеграции в науке. Образовались и развиваются такие гигантские комплексы наук, как информатика, космонавтика и др. Результатом НТР служит развивающийся быстрыми темпами научно-технический прогресс, когда появляются новые технологии информационные, биотехнология, нанотехнология и т.д. Происходит дальнейшая интеграция технического и естественнонаучного знания, к которому начинает подключаться и социально-гуманитарное знание. Из закономерностей развития науки и техники следует, что сейчас складывается постнеклассическая наука, т.е. идет становление единой системы научного знания, когда «естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука».
Итого: устанавливается определяющая роль техники во взаимоотношениях человека и природы; уровень технического развития непосредственно связан с размерами экологической ниши и численностью населения; в процессе антропогенеза важнейшую роль играет освоение новых орудий труда; техника – основной компонент материальной культуры; техника и технология являются определяющими факторами образа жизни; научная деятельность имеет свою специфику и неотрывно связана с уровнем развития общества и производства; с периода промышленной революции, наука становится одним из определяющих факторов развития техники и общества в целом.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.136.165 (0.006 с.) |