Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 32 Естественные и гуманитарные науки
Исторически сложилось некое противопоставление гуманитарных и естественных наук. За внешними вполне видимыми естественной и гуманитарной наук скрываются и существенные отличия в методологии их подхода к изучаемым явлениям, в наборе типичных методов исследования. И это не случайно, ибо естествознание исследует Вселенную, Космос, нашу Землю в единстве их разных подсистем с доминированием в них неких объективных, независимых или относительно мало зависимых от человека и общества связей, а гуманитарное знание прямо включает в себя человеческий фактор, различные человеческие сообщества, в ситуации многообразия интересов и стремлений субъектов.
Гуманитарно-художественная понимание мира отличается от естественно-научного: - субъективностью знания - образностью (нестрогостью) языка - выделением индивидуальных (субъективных) свойств изучаемых объектов и явлений - сложностью или невозможность верификации и фальсификации На практике взаимосвязь между этими двумя сферами оказывается очень сложной. Но все же именно гуманитарной культурой определяется эволюционный рост человечества. Многие решения, определяющие будущее (человечества), зависят от адекватной интерпретации научных открытий. Например, в средние века политическая и духовная власть принадлежала религии, и это накладывало отпечаток на развитие науки. Наука, в основном, должна была служить иллюстрацией и доказательством религиозных истин. Именно гуманитарная культура дает направление, в котором должна развиваться естественная наука. Влияние постулатов, субъективно сложившихся в философии или религиозных вероучениях, может ограничить сферу логических умозаключений в естественных науках, а также и возможные эксперименты. И тем в большей степени они могут повлиять на практическую реализацию выводов естественных наук. Это существенно влияет на развитие экономических учений, т. к. экономика занимает промежуточное положение между этими группами наук.
В настоящее время развивается тенденция гармоничного синтеза двух традиционно противостоящих компонента культуры – естественнонаучного и гуманитарного Традиционный перечень естественных наук таков: математика, физика, химия, биология, науки о Земле, астрономия. На этом же иерархическом уровне гуманитарные науки подразделяются на историю, археологию, этнологию, антропологию, экономику и социально-экономическую географию, философские науки, литературоведение, юридические и политические науки, социологию, филологию, искусствоведение, психологию и др. Следующий иерархический уровень содержит области знания (названия некоторых из них указаны на рис. 1.1). Например, науками о Земле являются геология, геохимия, геофизика, горные науки, океанология, физика атмосферы, география и гидрология суши. Дальнейшее дробление областей знания связано с еще большей конкретизацией рассматриваемых вопросов. Таким образом, наука имеет очень сложную, иерархическую структуру, причем тенденция к еще большему усложнению этой структуры не ослабевает. Иерархическая структура науки эволюционирует в направлении все большего усложнения, специализации, что одновременно является и условием ее устойчивости. В целом развитие науки носит прогрессивный характер, отражающий все более глубокое ее «погружение» в окружающий нас мир. ЕНКМ описывает окружающую человека живую и неживую природу, которая традиционно в естествознании делится на: - мегамир (Вселенная) - макромир (объекты, соразмерные человеку) - микромир (объекты, значительно меньше, чем человек) Иерархия уровней организации материи определяет иерархию естественных наук. Материя в природе имеет различные уровни организации, которые, так же как и культура, образуют иерархическую структуру.
На самом низком уровне находятся элементарные частицы и фундаментальные физические поля, посредством которых эти частицы взаимодействуют, на самом высоком – Вселенная. - атомы и молекулы - вещество (неорганическое и органическое) - макротела (неорганические) – биополимеры Главной особенностью научного знания является рациональность. Логическая непротиворечивость остается неизменной нормой и лежит в основании любой концепции рациональности. Другой особенностью научного знания является объективность. Наука стремится постигать действительность как можно более полно и точно, по возможности исключая субъективистские моменты. В отличие от обыденного знания научное знание не ограничивается констатацией фактов, а стремится их объяснить, т. е. имеет объяснительный характер. Особые задачи науки - ϶ᴛᴏ предсказание неизвестных фактов и явлений и определение тенденций развития уже известных. Предсказательная сила, или эвристичность, научных теорий – одно из важнейших свойств, по которым оценивается новое знание в науке. Особенностью научного знания является также его системная организованность. Все данные науки упорядочены в теориях и концепциях, которые согласуются друг с другом и с доминирующими в ту или иную эпоху мировоззренческими представлениями о бытии, человеке, возможном и невозможном и т. п. свойства научного знания
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 844; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.008 с.) |