Вопрос 22 структура научного знания и его динамика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 22 структура научного знания и его динамика



Вопрос 25 эволюция научной картины мира

Понятие научной картины мира.

Структура научной картины мира – следующая:

центральное теоретическое ядро,

фундаментальные допущения

частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются.

Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью и сохраняет свое существование достаточно длительный срок. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных и онтологических констант, сохраняющихся без изменения во всех научных теориях. Например, в физики к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принципы сохранения энергии, постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле, движение.

Фундаментальные допущения носят специфический характер и принимаются за условно неопровержимые. В их число входит набор теоретических постулатов, представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами или аномалиями для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных частнонаучных моделей и гипотез. Именно они могут видоизменяться, адаптируясь к аномалиям.

Научная картина мира обладает организованностью, т.е. является системной, и обеспечивает синтез знаний, т.е. имеет интегративную функцию.

Научная картина мира носит парадигмальный характер, так как она задает систему установок и принципов освоения универсума. Она накладывает определенные ограничения на характер допущений "разумных" новых гипотез, тем самым направляет движение мысли. Поэтому можно говорить о нормативной, а также о психологической функциях научной картины мира.

Итак, научная картина мира создает общетеоретический фон исследования и координирует ориентиры научного поиска.

Таблица 1. Заблуждения человеческого ума

1. Идолы рода Коренятся в ограниченности человеческого ума и несовершенстве органов чувств; это сказывается, например, в стремлении человека рассматривать природу по аналогии с самим собой; присущи всем людям.
2. Идолы пещеры Возникают индивидуально у каждого человека благодаря специфическим условиям воспитания; при этом каждый человек как бы смотрит на мир из своей пещеры. Русский бы сказал: глядеть со своей колокольни.
3. Идолы рынка Порождаются формами общения между людьми, прежде всего неточностью языка, неправильным словоупотреблением; присущи большим группам людей.
4. Идолы театра Порождаются слепой верой в авторитет, в частности традиционных философских учений, которые своей искусственной формой напоминают театральные представления; присущи большим группам людей. Есть такая поговорка: петь с чужого голоса.

Ученый должен подходить к изучению мира, не имея предрассудков, предсказаний, предубежденного отношения к результатам, ложных «призраков», только тогда он получит достоверное знание.

д). Теперь надлежит решить, какой путь познания следует избрать для усовершенствования ума:

«путь паука»: пренебрежение к фактам, получение знаний из «чистого разума», то есть рационалистическим путем;

«путь муравья»: это узкий эмпиризм, когда во внимание принимается исключительно опыт,т.е. извлечение практики из практики и опыта из опытов без претензий на теорию;

«путь пчелы»: идеальный способ познания. Необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.

е). Всякое познание должно опираться на опыт и двигаться от единичных фактов к общим положениям. Индукция, утверждал Бэкон, это необходимая науке форма доказательства и метод познания. Простая (неполная) индукция не дает достоверного знания. Для усовершенствования индукции следует стремиться к внимательному учету отрицательных случаев. Полная индукция Бэкона, представленная в пяти таблицах, включает весь объем эмпирического исследования:

1). Таблица присутствия;

2). Таблица отклонения;

3). Таблица сравнения или степеней;

4). Таблица отбрасывания;

5). Таблица «сбора плодов» (формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах).

 

Вопрос 22 структура научного знания и его динамика

Научное знание представляет собой сложную и своеобразную систему процедур, которая изменяется по своим законам. В структуру научного знания входят: факты, понятия, гипотезы, теории, законы, методы, научная картина мира, ценности и т. д.

Более сложная структура включает в себя экспериментальные факты, методологию, задачи, модели, средства выражения.

В философии науки принято различать эмпирический и теоретический уровни познания (чувственное и рациональное в познании). Материализация и обобщение отраженных в сознании данных на основе правил соответствия (узнавание, сравнение, измерение, описание) образуют эмпирические факты, эмпирические объекты, эмпирическую информацию.

Эмпирический факт – это некоторый фрагмент объективной или субъективной реальности. Следует отличать обыденный факт и эмпирический. В эмпирическом факте синтезирован чувственно-логический образ и научные понятия.

Эмпирические факты условно можно разделить на два вида:

1. факты, в основе которых лежат независимые природные процессы;

2. факты, созданные человеком.

Важным моментом при констатации эмпирического факта при формулировке понятия является устранение субъективности, что достигается за счет предварительной рациональной обработке данных наблюдения и выявления в нем существенных, повторяющихся признаков.

Эмпирические факты, зафиксированные в понятиях, образуют эмпирический язык науки, эмпирическое знание, которое является первичным научным знанием.

Эмпирические факты и понятия, соединенные в определенную схему образуют эмпирическое исследование, которое является особым видом практической научной деятельности, требующей специфических навыков, способностей и приемов. Следует заметить, что наука начинается не с фактов, а с постановки проблемы и попыток ее решения.

Обобщение эмпирических фактов индуктивным способом приводит к формулировке эмпирических законов. Ф. Бэкон сформулировал следующие правила вывода в три этапа:

1) перечисление всех известных случаев исследуемого свойства;

2) регистрация случаев, где данное свойство отсутствует;

3) составление таблицы интенсивности выраженности данного свойства.

Эмпирически полученная информация становится полноценным научным знанием, если получает трактовку в рамках теоретического знания. Существует большое количество различных теорий, которые отличаются спецификой абстрактных объектов и определений. Поиск идеальной структуры теории привел к следующей схеме:

1. эмпирический базис теории (факты, логико-математические данные);

2. теоретический базис (аксиомы, законы, принципы);

3. логический аппарат (производные и следствия);

4. допускаемые следствия и утверждения;

Необходимо заметить, что всякая развитая научная дисциплина представляет собой стройную взаимосвязанную систему теорий.

Научное познание, как и все человеческое познание, неразрывно связано с творчеством – высшей формой активности человека, процессом человеческой деятельности, в ходе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Важную роль в творчестве играет интуиция – способность непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и доказательств. Для интуитивного познания характерна свернутость рассуждений, осознание не всего их хода, а отдельного наиболее важного звена, в частности окончательных выводов. Интуиция основывается на единстве чувственных и рациональных знаний.

Кроме двух уровней в структуру научного знания входят его основания. Они определяют целостность научного знания, стратегию научных исследований и включение их результатов в систему культуры, перспективы развития научного знания.

Основания научного знания составляют:

1) целевые и ценностные установки науки, которые выражают идеалы и нормы обоснования, описания, объяснения, построения и организации знания;

2) научная картина мира как система общих представлений о мире, результат синтеза знаний различных наук на определенном этапе исторического развития науки, задающая программу научного поиска;

3) философские основания науки – философские идеи и принципы, обосновывающие полученные наукой знания и обеспечивающие их включение в культуру, активно участвующие в создании новых научных теорий.

Важнейшей характеристикой научного знания является его динамика. В философии науки выделяют три основные модели исторического развития науки.

Кумулятивистская модель (П. Дюгем, Э. Мах) утверждает идею поступательного и непрерывного развития науки, согласно которой предшествующее развитие науки есть предпосылка и предистория современного состояния науки. Научную ценность представляют лишь те элементы науки прошлого, которые соответствуют современным научным теориям.

Революционистская модель (А. Койре, И. Лакатос,
К. Поппер) считает, что история науки – это непрерывная цепь научных революций. Механизм движения науки был представлен в работе Т. Куна «Структура научных революций» через понятие парадигма – совокупность научных положений и принципов, признанных научным сообществом, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений. Развитие науки происходит путем диалектического баланса «нормальной науки» (постепенность, плавность, непрерывность) и научных революций (прорыва, скачка в область неизведанного).

В модели «кейс стадис» (Т. Пинч) или ситуативном исследовании главное внимание уделяется не логике развития науки, а индивидуальности и особенности малого по объему научного события (научный диспут, научное открытие в конкретном коллективе ученых и др.). Модель «кейс стадис» позволяет рассматривать сквозь призму единичного эпизода из истории науки ее предшествующие, а возможно и будущие события, отображающие развитие науки с неожиданной стороны.

Вопрос 23 Дифференциация и интеграция научного знания

Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда. Последние имеют как позитивные стороны (возможность углубленного изучения явлений, повышение производительности труда ученых), так и отрицательные (особенно "потеря связи целого", сужение кругозора - иногда до "профессионального кретинизма"). Касаясь этой стороны проблемы, А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки "деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки...; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника".

Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).

Тенденцию " смыкания наук ", ставшей закономерностью современного этапа их развития и проявлением парадигмы целостности, четко уловил В. И. Вернадский. Большим новым явлением научной мысли XX в. он считал, что "впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека. Перелом научного понимания Космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой - их объект совершенно меняется". Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство природы. Она потому и возможна, что объективно существует такое единство.

Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.012 с.)