Катанов Н.Ф. (1862-1922) – тюрколог 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Катанов Н.Ф. (1862-1922) – тюрколог



Катанов Николай Федорович (6.05.1862— 24.02[9.03].1922), выдающийся российский ученый-востоковед, известный общественный деятель, участник казанского право-монархического движения.

Родился в степной местности Изюм (Узюм) около с. Аскиз улуса Турахов (ныне — Аскиз-ский р-н Республики Хакасия), по национальности хакас, православного вероисповедания. После окончания в 1876 Аскизского училища поступил в гимназию в Красноярске, которую окончил в 1884 с золотой медалью. В 1884—1888 учился на ф-те восточных языков С.-Петербургского ун-та. С 1888 по 1892 в составе научной экспедиции АН посетил Сибирь, Монголию, Китайский Туркестан, где изучал обычаи, быт, язык, фольклор местных тюркских народов. В к. 1893 сдал экзамены на степень магистра турецко-татарской словесности и был назначен в Казанский ун-т экстраординарным проф. по кафедре турецко-татарских наречий. На рубеже XIX—XX Катановым была составлена «Азбука для башкирского языка» на основе русской графики. В 1903 он защитил докторскую дисс. «Опыт исследования урянхайского языка», вошедшую в золотой фонд мировой тюркологии (вторую докторскую степень ему без защиты дисс. присудил Казанский ун-т в 1907). Проф. Катанов одно время являлся также членом Казанского Временного комитета по делам печати, в котором занимался рассмотрением книг на татарском языке. В 1911 он перешел на работу в Казанскую ДА, в которой преподавал до 1917, после чего вновь вернулся на прежнее место работы.

Помимо научной работы, освещенной в многочисленных научно-биографических исследованиях, Катанов вел активную общественную деятельность. Особое значение для него имело участие в трезвенническом движении Казани, бескорыстным адептом которого он оставался до последних дней своей жизни. Катанов в разное время состоял действительным и почетным членом Казанского Общества Трезвости (КОТ), а также членом его Комитета и секретарем, много публиковался в журнале «Деятель», являясь в них своего рода «правой рукой» А. Т. Соловьева. После создания под председательством последнего Казанского отдела Русского Собрания (КОРС) Катанов также включился в деятельность этой право-монархической организации. 4 февр. 1909 он был избран тов. председателя Совета КОРС. Кроме этого, Катанов являлся старостой храма во Имя Всемилостивого Спаса, действовавшего при КОТ.

После 1917 Катанову удалось избежать преследования со стороны новых властей. Он по-прежнему жил и работал в Казани, где и умер. После создания в 1994 Хакасского государственного университета ему было присвоено имя Н.Ф.Катанова.

БИЛЕТ№9

Литература Древнего Востока.

Долгое время литература Древнего Востока оставалась за пределами пристального внимания специалистов, которые занимались в основном текстологией и лингвистикой в рамках восточной филологии.
Литература Древнего Востока в целом является неоценимым вкладом в мировую сокровищницу. Народы этих стран имели каждый свою, в чем-тосхожую, а вчем-товполне самобытную словесность. Одни из литератур развивались в течение нескольких тысячелетий и останавливались в своем развитии в связи с исчезновением цивилизации (как Египет, Шумер, Вавилон, Аккад и др.), другие продолжали развиваться сквозь тысячелетия до настоящего времени. Они не прерывали своего развития и вошли в современную литературу, насыщенные богатым прошлым (Иран, Индия, Китай).

Рассматривая литературу Древнего Востока, необходимо сказать о фольклоре, мифологии, сказках, сказаниях, эпосе. Труд и обряды, связанные с ним, породили песни, которые, в свою очередь, своей ритмичностью создали поэтические размеры. В результате появилась лирика. В процессе осмысления природных явленийиз-заслабого знания о происходящих событиях возникли разные культы, и стала развиваться магия. Не умея объяснить природную стихию и имея смутное представление. о своем происхождении, люди начали создавать мифы: о сотворении мира, о борьбе с природой, о богоборчестве и др. В устном творчестве зачастую сочетались миф и сказка. Кроме мифов и сказок были сказания, в основном, о делах и подвигах предков, о выдающихся людях или о каком-либознаменательном событии. В большинстве случаев эпос, с точки зрения его современника, имел в своей основе достоверные исторические факты, подлежащие записи в историческую хронику.

Вначале преобладало устное творчество, письменная же запись произведений началась гораздо позже, и она (запись) не совпадала по времени с появлением письменности.

Первоначально исторические тексты сухо и скупо освещали какое-либособытие. В дальнейшем подобные тексты представляли подробный рассказ с применением различных способов красочного описания событий. Литература Древнего Востока в большей своей части была анонимна. озднее с появлением письменности (процесс появления письменности и письменных литературных памятников не одновременен) записи различных поучений, исторических или мифологических текстов, песен и т. д. стали обычным делом, и появилась авторская запись. Как в устном, так и в письменном творчестве возникают различные жанры (летописи, поучения, басни, притчи, драмы и т. д.) и роды (лирика, драма, эпос) произведений.

Древнееврейская литература

Хронологическими рамками древнееврейской литературы являются XII в. до н. э. – II/III в. н. э. Древнееврейскую литературу отличает одна особенность: она дошла до нашего времени в уже переработанном виде. «Библейские ветхозаветные тексты, складывавшиеся на протяжении более чем тысячелетия — от XIII–XIIвв. до н. э. до II в. до н. э. — и впитавшие самые разные источники, в том числе фольклорного характера: мифы, древние народные предания, хроники и исторические документы, законодательные памятники, ритуальные предписания, победные, свадебные и другие песнопения ритуального характера, а такжерелигиозно-философскиесочинения, собранные и обработанные в религиозном духе еврейскими компиляторами в довольно поздний период» являются основным источником для ветхозаветной мифологии (Самозванцев 2000: 167).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.005 с.)