Основные задачи и понятия текстологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные задачи и понятия текстологии.



Текстология - это наука о создании и применении тестов.
Функции текстологии:
1. Когнетивная
2. Синтаксическя
3. Смысловая
Основная задача текстологии — дать правильный текст издаваемого литературного произведения. Текстология занимается критическим изучением текстов — прежде всего, конечно, письменных памятников, представляющих культурный и/или исторический интерес. «Критическое» в этом контексте не следует понимать как «оценочное», тем более — как «обнаруживающее недостатки».

Текстология же (как бы она ни называлась в разное время - эдиционная филология, филологическая критика, текстология) - филологическая дисциплина, область эдиционной деятельности, реализуемой с целью установления и распространения в обществе научно установленных текстов классических произведений, воспроизведения и описания истории их создания, издания, функционирования в словесности (медиевистическая текстология) или литературе (текстология новой литературы), т.е. в рукописном и печатном виде, рукописной книге или в печатном книжном издании. У рукописей, как и у книг, своя судьба, своя история. Текстология изучает рукописи, прижизненные и посмертные издания литературных произведений, дневников, записных книжек, писем; записи устного народного творчества.

В зависимости от объекта исследования различают отрасли текстологии: текстология античности, Средневековья (медиевистическая), фольклора, восточных литератур, литературы Нового времени, исторических и лингвистических источников. Такое разнообразие не мешает считать науку единой.

Текстология — это наука об истории текстов, она рассматривает тексты исторически. «Текстология анализирует текст не только в его пространственных измерениях и в окончательно сложившемся виде, но и во временном отношении, то есть диахронически». История текста — его возникновение и развитие

Архетипом называют текст памятника, к которому восходят все списки данной рукописи или все списки данной редакции памятника. Понятие архетипа близко понятию праформы всравнительно-историческомязыкознании. Но есть между ними и существенные отличия. Праформа — это языковая единица ныне не существующего языка, рефлексы которой представлены вязыках-потомках.Архетип — это обычно один из сохранившихся (т. е. существующих одновременно, дошедших до наших дней) списков (редакций) памятника, который (которую) есть основания считать исконной или, во всяком случае, самой ранней версией данного памятника. Черновик отражает разные этапы работы над рукописью ее автора или переписчика, т. е. в черновике представлена разного рода правка: исправления, вставки, вычеркивания и т. п. В отличие от этого,беловик — это, в идеале, текст без помарок и следов правки, это копия, переписанная набело.

Копией считается текст, списанный с оригинала (автографа) или более ранней копии; копия полностью воспроизводит свой источник, хотя может при этом менять графическое оформление, добавлять или опускать иллюстрации и т. п. В типичном случае существует много копий одной и той же рукописи, тогда говорят, что рукопись известна в разныхсписках.

Для введения текста в научный или культурный оборот необходимо:
1. Название текста;
2. Текст, либо оригинальный, либо переведённый;
3. Указать время написания теста;
4. Указать имя редактора или переводчика;
5. Тип материала;
6. Кол-во страниц;
7. Указать наличие иллюстраций.
Любой текст необходимо соотносить с историческим периодом его написания.

Виды носителей текстов:
Черовик - текст отображающий этапы работы автора;
Чистовик - окончательный вариант текста;
Архетип - один из сохранившихся (дошедших до нас) памятников (без изменений);
Копия - перенесение текста с оригинала на другой носитель;
Рецензия - критический анализ письменного памятника;
Извод - группа письменных памятников отражающая особенности присущей местности;
Список - определённое кол-во вариантов одного письменного памятника.

Платон Михайлович Мелиоранский (18(30) ноября 1868, Санкт-Петербург — 16(29) мая 1906, Санкт-Петербург) — русский востоковед-тюрколог.

Биография

В 1891 окончил факультет восточных языков (арабско-персидско-турецко-татарский разряд) Петербургскогоуниверситета. Дополнительно изучал тюркские языки под руководством В. В. Радлова.

В 1894 начал читать лекции на факультете восточных языков университета. Магистр — с 1899, доктор — с1901, ординарный профессор — с 1905.

Исследовал историю тюркских языков, памятники древнетюркской письменности ("Об Орхонских иЕнисейских надгробных памятниках с надписями", 1898; "Памятник в честь Кюль-Тегина", 1899; "О КудаткуБилике Чингиз хана", 1901 и др.), тюркизмы в русском языке.

Библиография

Краткая грамматика казак-киргизского языка. Ч. 1-2, СПБ, 1894-97;

Араб-филолог о турецком языке. СПб., 1900;

Турецкие элементы в языке «Слова о полку Игореве» // ИОРЯС. 1902. Т. 7, кн. 2. С. 273—302;

Вторая статья о турецких элементах в языке «Слова о полку Игореве» // Там же. 1905. Т. 10, кн. 2. С. 66—92

БИЛЕТ№7.

Среди множества религий, которые исповедуются разными обществами, принято различать религии мировые инациональные. Граница между ними не всегда проводится вполне отчетливо. При решении вопроса о статусе религии — национальном или мировом — приходится обращаться к разным критериям; в то же время объективная картина такова, что проведение жестких разграничительных линий, по меньшей мере, затруднительно. Для национальной религии идеализированная картина была бы, вероятно, такой: представитель этноса А всегда исповедует религию Х и наоборот: приверженец религии Х всегда принадлежит этносу А. Но такого идеального совпадения этничности и конфессии, скорее всего, просто не существует — по крайней мере, в настоящее время. Например, каждый караим является иудаистом (это утверждение уже само по себе «натяжка»), но отнюдь не каждый иудаист является караимом. Следовательно, можно говорить лишь о большей или меньшей проявленности тенденций, характерных для национальных религий.

Иудаизм дает иллюстрации и более сложных соотношений между религией и этнической принадлежностью. Исходно иудаизм был, конечно, сугубо национальной религией (первоначально — даже племенной религией колена Иуды); именно с еврейским народом Бог заключает договор («Завет»). В иудаизме огромное значение придавалось «расовой чистоте», которая отождествлялась с чистотой конфессиональной — твердостью в вере. Духовные руководители еврейского народа эпохи второго храма Эзра и Неемия отказывались принимать в религиозную общину тех, кто не прошел через плен вавилонский, оставаясь в Палестине, поскольку оставшиеся смешивались с местным населением и молились чужим богам, тем самым нарушая необходимую чистоту. Лишь значительно позднее этническим неевреям было разрешено вступать в иудейскую общину, для этого достаточным было произвести обряд обрезания и признать авторитет Торы (Пятикнижия Моисеева).

Христианство, как хорошо известно, возникло в недрах иудаизма и поначалу воспринималось как одно из течений последнего. Однако уже с самого начала христианство резко выделилось на фоне «засушливого» религиозного климата того времени своей открытостью и терпимостью. Христианство поставило крест на отождествлении этничности и конфессии, «крови» и духа. Даже семейные и клановые узы для христианства не играли роли, сравнимой с ролью приверженности истинному Богу. Для христианина братья и сестры — это братья и сестры «во Христе», а вовсе не по крови. Апофеозом этих представлений стали слова ап. Павла, «апостола язычников» из его послания галатам о том, что «нет ни эллина, ни иудея». Можно сказать, что именно эта максима утвердила христианство как подлинно мировую религию.

Эта наднациональность христианства сохраняет силу для всех его толков: католичества, православия и протестантства.

Безусловно, мировой религией является ислам. Впитавший в себя многие положения иудаизма и христианства, ислам претендует на «восстановление» их истинных прообразов — в частности, считает уступкой язычеству и многобожию положение о Святой Троице. У ислама, относительно молодой и динамичной религии, достаточно сложные отношения с другими религиями, эти отношения изменялись на протяжении истории. С одной стороны, ислам помнит о своих истоках и признает христиан, мусульман и иудеев «людьми книги», хранителями и продолжателями авраамитской традиции. С другой стороны, мусульмане считают только себя подлинными продолжателями «дела Авраама», других же — в худшем случае заблуждающимися, в лучшем — предшественниками пророка Мухаммеда; к числу таких предшественников относят и пророка Ису (т. е. Иисуса Христа).

В отличие от буддизма, индуизм чаще всего относят к национальным религиям. Зародившись в Индии, буддизм был вытеснен из этой страны индуизмом; главной причиной послужили эгалитарные устремления буддизма: буддизм не склонен был относиться с пиететом к варновой системе Древней Индии, которая всю жизнь человека тщательно регламентировала в зависимости от принадлежности к варне. Можно сказать, что индуизм не был, строго говоря, общенациональной религией, поскольку его установления относились не ко всему этносу как таковому, а к его социальным подструктурам — варнам. Тем более индуизм не мог стать наднациональной — мировой религией. В течение многих веков индуистами были если не исключительно, то по преимуществу индийцы.

Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почетного титула, её основателя Будды, что означает “Просветленный”. Будда Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V-IV вв. до н. э. Другие мировые религии - христианство и ислам - появились позже (христианство - пять, ислам - 12 веков спустя). За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования - иными словами, целую цивилизацию.
Родина буддизма - Индия (точнее, долина Ганги - одна из наиболее экономически развитых частей страны). Самой влиятельной религией Древней Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла из жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое событие. Общество делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм с момента своего возникновения отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деление на варны, рассматривая общество как состоящее из двух категорий: высшей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати (домохозяева - люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей - она включала людей, обслуживавших господствующие слои
Ислам - арабы (Азия).
Буддизм - Индия (Азия)
Индуизм - Индия (Азия)
Христианство - Палестина, Израиль (Азия)
Иудаизм - Израиль (Азия)

Зарубежная Азия — родина трех мировых религий: христианство, ислама и буддизма. При этом в странах Азии распространено множество разнообразных религиозных верований. Среди других национальных религий необходимо отметить конфуцианство, даосизм, синтоизм. Во многих странах межэтнические противоречия основаны именно на религиозных противоречиях. Христианство – одно из крупнейших религиозных направлений - существует почти две тысячи лет. Более 900 млн. людей на земном шаре являются приверженцами этой религии.

Христианство зародилось на заре новой эры в Палестине.

Буддизм – древнейшая из мировых религий; его появление опередило христианство на 5 веков, а ислам на 12 веков. Родина буддизма – Индия.

Ислам – арабское слово и буквально переводиться как «покорность», в религиозном смысле под этим словом подразумевается покорность Аллаху. Ислам – религиозная система со строгим монотеизмом (единобожием). Историческое начало ислама относится к первой половине VII века, возник он в Азии на Аравийском полуострове (ныне - королевство Саудовская Аравия). Мекка – это город, где возник ислам и родился его основатель Мохаммад.

О́сипМиха́йловичКовале́вский (Юзеф Щепан Ковалевски, польск. JózefSzczepanKowalewski;
28 декабря 1800(9 января 1801), село Большая Берестовица, Литовская губерния — 20 октября (7 ноября) 1878, Варшава) — польский и русский учёный первой половины XIX века, монголовед и буддолог, один из основателей научного монголоведения. Получил образование в Виленском университете, после его окончания занимался греческой филологией. Из-за участия в тайном обществе филоматов в 1824 году был сослан в Казань, где заинтересовался востоковедением и радикально сменил род научной деятельности. В 1828—1833 годах участвовал в научной экспедиции в Забайкалье и Монголию, в течение 7 месяцев в 1830—1831 годах находился в Пекине. В 1835—1860 годах — профессор Казанского университета, трижды (в 1837—1841, 1845, 1852—1855 годах) избирался деканом историко-филологического факультета, в 1855—1860 годах являлся ректором. В 1862 году был назначен профессором и деканом историко-филологического факультета Варшавской высшей школы, преобразованной в 1869 году в Варшавский университет, историко-филологический факультет которого возглавлял до октября 1878 года. После переезда в Польшу востоковедением не занимался.

В 1823 году был арестован и после заключения во время следствия в августе 1824 года был выслан под особый надзор в Казань. В Казанском университете изучал восточные языки (арабский, персидский, татарский). Там же написал «Историю Казанского ханства».

Для подготовке к работе на предполагавшейся к открытию в Казанском университете кафедры монгольских языков (открыта в 1833) в 1827 был командирован в Иркутск, откуда до 1831 совершал длительные поездки по Бурятии и Монголии, изучал живые языки, литературу и этнографию монгольских народов, подолгу бывал в Китае. Учился монгольскому языку у В. А. Игумнова. Путешествуя, он встречался с сосланными декабристами. В записной книжке учёного есть автографы 13 декабристов, среди которых С. Трубецкой, С. Волконский, а также автограф Д. Давыдова.

Из Монголии и Китая он отправил в Казань 189 монгольских и тибетских книг в 1433 томах, 48 из которых — рукописи. Во время командировки О. Ковалевским был сделан перевод эпической поэмы «Гэсэр».

Здесь он также занимался просветительской деятельностью: воплотил в жизнь проект создания русско-монгольской войсковой школы в Троицкосавске. Школа официально открылась в 1833 году. В ней готовили бурятских детей к службе писарями, переводчиками и урядниками в Троицкосавском пограничном управлении и в четырех бурятских полках, сформированных в XVIII веке для совместной с русскими казаками охраны государственной границы. Основанную О. М. Ковалевским школу закончил один из первых бурятских учёных Доржи Банзаров.

В 1833—1860 профессор Казанского университета. Под его руководством на кафедре монгольского языка (где помимо монгольского языка и истории преподавался санскрит) в Казанском университете обучались востоковеды А. Бобровников (впоследствии автор грамматики монгольского языка, удостоенной Демидовской премии), Д. Банзаров, Г. Гомбоев, Н. И. Зоммер и др.

В 1855—1860 О. М. Ковалевский — ректор Казанского университета. В 1862 был назначен профессором Варшавской главной школы, преобразованной в 1869 в Варшавский университет.

Почётный член Азиатского общества в Париже (1839). Член-корреспондент (1837), ординарный академик Петербургской академии наук (1847). Почётный член Харьковского и Казанского университетов.

БИЛЕТ№8.

  1. Фольклор народов Востока

Особым видом текстов, исключительно важным для соответствующих культур, выступают мифы. Хотя это не всегда оговаривается, в специальной литературе термин «миф» употребляют в узком и широком смыслах.

В узком смысле миф — это рассказ, произведение (обычно значительного объема), повествующие о событиях, которые для данного этнокультурного сообщества расцениваются как сакральные (священные): это события, чаще всего связанные с жизнью первопредков, которая задает образцы для потомков — в свете праистории (где смешиваются история и вымысел) объясняется и оценивается жизнь современников.

К мифам может восходить эпос; эпические тексты имеют чрезвычайно большую культурную значимость, нередко они входят в число основных этноформирующих факторов.

Фольклор — явление универсальное для всех культур. Это один из важных способов вербального хранения и передачи информации, для него характерны законы самоорганизации и самовоспроизведения. Везде, где есть традиционная сфера, существует и фольклорная традиция.

Существуют два подхода к рассмотрению понятия «фольклор»: филологический, рассматривающий фольклор как устную народную словесность, и этнографический, для которого фольклор (народное творчество), будучи по самой природе своей синкретическим, объединяет слово, музыку, танец, действие. Среди многочисленных определений фольклора и того, что входит в его сферу, наиболее приемлема следующая точка зрения: «К сфере фольклора относятся явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии» (подробнее см. Путилов, 1994).

Основными характеристиками фольклора принято считать:

–художественность (а точнее отсутствие четких граней между художественностью и нехудожественностью);

–устность (как форма существования, с которой связана и его вариативность);

–народность (или коллективность);

–формульность:

–включенность в практику или в те или иные формы непосредственного общения.

Говоря об эпосе, также следует различать широкое и узкое значение термина. В широком смысле эпос — это произведение или совокупность произведений, которые дают панораму жизни народа, обычно охватывая некий важный период в его жизни.

Иногда мифы, эпические произведения относят к фольклору — наряду с легендами, преданиями и сказками. При определенной родственности этих жанров между ними есть, однако, важные различия. Если считать наиболее типичным представителем фольклорных произведений (волшебную) сказку, то главное ее отличие от мифа и эпоса заключается вфункции. Центральной функцией мифа можно считать когнитивную в том смысле, что миф призван объяснить мир и человека в мире, центральной функцией эпоса — «этногенетическую», поскольку эпос повествует о том, как возник этнос в борьбе с другими этносами; в отличие от этого, у сказки совсем другое назначение — эстетическое. Миф сакрален и, как уже говорилось, воспринимается в качестве высшей реальности; эпос — это своего рода историческая реальность. Действительность же, описываемая сказкой, заведомо нереальна: равно анонимно-коллективный автор сказки и ее слушатель/читатель знают, что сказка — это небылица, которая призвана развлекать, удовлетворять эстетическую потребность (и, лишь развлекая, поучать), а не рассказывать «о жизни». Поэтому поэтика сказки «работает» на развитие фабулы и сюжета, а не на отражение реальности, пусть сколь угодно трансформированной, но такой, в которую верят. В действительность, описываемую сказкой,не верят; у сказки своя логика — логика вымысла.

Как установил В. Я. Пропп (1969), сказка (волшебная) обладает жесткой структурной схемой: это 31 функциональный блок, или 31 функция, которые во всех существующих сказках повторяются в одной и той же последовательности (с возможностью опущениякаких-тоиз них).

Например, в некоторых сказках, бытующих в странахЮго-ВосточнойАзии, нетрудно увидеть несколько модифицированныеиндо-буддий-скиеджатаки (нравоучительные рассказы о жизни Будды в его прежних перерождениях). Заимствоваться могут и отдельные персонажи (воплощениякакого-либоиз стандартных семи персонажей) или определенные реалии. Например, в русском фольклоре в сказках о животных нередко фигурирует лев, хотя львы в российских лесах не водятся, это явно заимствованный персонаж.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.024 с.)