Основные подходы к формированию лотов при размещении заказов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к формированию лотов при размещении заказов



Лот - отдельный заказ на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, размещаемый путем проведения торгов, в отношении которого в извещении о проведении торгов и в документации отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена контракта, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или указания услуг и определяется лицо, отвечающее право на заключение отдельного государственного контракта.

При размещении заказов путем запроса котировок лоты не выделяются.

Запрещено включать в состав лотов товары, работы, услуги, технологически и функционально не связанные с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, если это может ограничивать конкуренцию.

Не рекомендуется включать в состав одного лота виды деятельности, подлежащие лицензированию и не подлежащие лицензированию, либо предполагающие наличие различного вида лицензий. В качестве исключения допускается включение в состав одного лота видов деятельности, подлежащих лицензированию и не подлежащих лицензированию, либо подлежащих различному лицензированию, когда соответствующие виды деятельности технологически и функционально взаимосвязаны и размещение их отдельными лотами нецелесообразно и может привести к неэффективному расходованию средств бюджета.

Контракты заключаются заказчиком по каждому лоту отдельно. Заказчик может в установленном порядке отказаться от проведения торгов по всем или только по избранным лотам (одному лоту), торги могут быть признаны несостоявшимися по каждому лоту (лотам) отдельно и независимо от других лотов.

Лоты могут быть сформированы по следующим принципам:

· по территориальному принципу (например, по конкретным населенным пунктам, по районам одного города),

· по видам продукции (например, по фармацевтическим группам, по видам продуктов питания);

· по периодам поставки, выполнения работ, оказания услуг (например, в месяц, в квартал);

· по лицензируемым и не лицензируемым видам деятельности (например, образовательные и консультационные услуги);

· по получателям продукции;

· по стране происхождения товара, в случае если на закупаемую продукцию установлены преференции в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 5 декабря 2008 г. № 427 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на по­ставки товаров для государственных или муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями).

Теперь остановимся на способах размещения заказа.

 

Способы конкурентного выбора продавца государственным покупателем: конкурентный и относительно неконкурентный путь.

После определения государственных нужд по количеству, качеству, срокам и т.п. характеристикам возникает вопрос о том, каким образом купить необходимые материальные и нематериальные блага. С общегосударственных позиций важность данного вопроса состоит в том, что от избранных способов закупок существенно зависят и общие размеры бюджетного финансирования государства, качество закупаемых товаров, их количественные объемы, а главное - степень реализации частных (личных) и государственных интересов в ходе государственных закупок.

Возможны два способа осуществления государственных закупок:

относительно неконкурентный способ государственных закупок - осуществление государственных закупок без использования механизма рыночной конкуренции;

конкурентный способ государственных закупок - осуществление государственных закупок на основе использования механизма рыночной конкуренции (в той или иной его рыночной форме существования).

Относительно неконкурентный и конкурентный способы государственных закупок условно еще можно называть соответственно «нерыночным» и «рыночным» способами.

Законные способы размещения государственного заказа государственной организацией-покупателем. Размещение государственного заказа производится исключительно установленным законом государства способом.

По закону о государственных закупках государственная организация в процессе осуществления покупки товара (услуги) должна основываться на двух способах размещения государственного заказа, каждый из которых, в свою очередь, имеет и несколько разновидностей:

· способ государственного торга есть размещение государственного заказа путем проведения торга, организуемого самим государством в лице государственного заказчика или уполномоченного государственного органа (или по их поручению - специализированной организацией). По способу определения победителя государственного торга размещение государственного заказа по закону имеет две разновидности:

· конкурс поставщиков - государственные торги, победителем которых признается лицо, предложившее при заранее установленной государственным покупателем (заказчиком) цене самые лучшие условия исполнения государственного контракта, что выражается в присвоении заявке такого лица на участие в конкурсе первого номера;

· аукцион поставщиков - государственные торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта.

С точки зрения открытости информации о государственных торгах размещение заказов по закону имеет следующие разновидности:

· открытый торг - государственный торг на поставку товаров и услуг, сведения о которых не содержат (не составляют) государственной тайны;

· закрытый торг - государственный торг на поставку товаров и услуг, сведения о которых имеют (составляют) государственную тайну;

· способ негосударственного торга, или государственные закупки без проведения государственного торга, - неторговое со стороны государства размещение заказа, или размещение государственного заказа без проведения торга со стороны государственного заказчика или уполномоченной организации. Данное юридически неторговое размещение государственного заказа по закону существует в трех разновидностях:

· запрос котировок - способ размещения государственного заказа путем размещения информации о потребностях государственного покупателя (заказчика) в товарах (услугах и др.) среди неограниченного круга лиц на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок, и победителем в данном способе признается участник размещения заказов, предложивший наиболее низкую цену государственного контракта;

· покупка у единственного поставщика - способ размещения государственного заказа, при котором государственный покупатель (заказчик) предлагает заключить государственный контракт только одному поставщику. Данный способ размещения государственного заказа имеет место только в случаях, установленных законом, включая и случаи единственного участника в государственных торгах;

· покупка на товарных биржах - по закону это возможный способ размещения государственного заказа на поставку биржевого товара на сумму, превышающую пять миллионов рублей.

Указанные законом способы размещения государственного заказа не со­всем строго разделяются на чисто торговые и чисто неторговые с позиций рынка. Они разделяются на торговые и неторговые лишь относительно той роли, какую в их организации играет само государство в лице государственного покупателя (заказчика). Если торговый процесс организуется государственным покупателем и потому последний является непосредственным организатором торга, в котором осуществляется выбор поставщика по государственному контракту, то такой торговый процесс называется по закону государственным торгом. Если же торговый процесс происходит по правилам, уже имеющимся на рынке, то, какова бы ни была его конкретная форма, он уже не называется государственным торгом. В то же время наличие или отсутствие у государственного покупателя самого рыночного действия по выбору поставщика торгам или наличие или отсутствие самой конкуренции поставщиков таким критерием не является.

Дополнительно следует отличать проведение государственного торга по форме и по содержанию, т.е. по отсутствию или наличию в нем конкуренции между продавцами (поставщиками):

формальный государственный торг - это государственный торг, участником которого является один-единственный участник, а потому конкуренция между его участниками отсутствует. По закону если участником государственного торга в силу каких-то причин фактически будет лишь один участник-продавец, то юридическая форма государственного торга уже имеет место, но ведь самого торга как процесса конкуренции между возможными продавцами товара на самом деле нет, т.е. содержательно никакого государственного торга более не существует, так как государственный покупатель (заказчик) обязан заключить государственный контракт с этим единственным участником торга;

содержательный (истинный) государственный торг - это государственный торг, в котором имеет место конкуренция между его участниками. Тонкость данного (истинного) понимания государственного торга состоит вовсе не в том, что число его участников должно составлять два или более человек. Это есть формально-количественная сторона истинного торга. Дело не только и не столько в том, чтобы число продавцов превышало единицу, сколько в том, чтобы между двумя или более продавцами был произведен государственным покупателем (заказчиком) действительный конкурентный отбор, а не формальный выбор (что, например, имеет место в случае ситуации сговора между продавцами или между продавцом и покупателем).

Обеспечение действительно конкурентного характера государственного торга. Конкурентное содержание процесса государственных закупок, или конкурентность разных способов размещения государственного заказа, достигается целым комплексом мер, которые по своей сути дублируют процессы сохранения конкуренции на рынке и которые должны составлять самое содержание государственного торга, а вовсе не ограничиваться их чисто внешней «рыночной» или «конкурентной» формой.

Конкуренция в процессе государственной закупки может быть двух типов:

· естественная (существующая) конкуренция между продавцами товара на рынке. В этом случае государственная организация-покупатель просто выходит на рынок соответствующего товара и покупает его наравне со всеми иными его покупателями;

· принудительная конкуренция, управляемая самим государственным покупателем (заказчиком), который (обычно потому, что это предписывается ему законом) только для самого себя организует конкурентный процесс между возможными продавцами (поставщиками).

Форма государственного торга есть лишь юридическая форма конкуренции; необходимо выдержать еще и конкурентное содержание, которое включает три главные составляющие части:

· обеспечение конкуренции со стороны самих форм естественной и принудительной (т.е. организуемой государством) конкуренции путем обеспечения конкуренции (возможности «полноценного» выбора) между:

· рыночными формами торгов, прежде всего биржевыми торгами;

· государственными формами торгов (аукционами, конкурсами и другими способами отбора поставщиков);

· наличие обоснованных критериев выбора продавца из группы поставщиков как единства двух типов критериев:

· комплексов неценовых критериев выбора;

· предельного уровня цены государственной закупки;

· возможность выбора (конкурентности) между самими процедурами выбора продавца из группы поставщиков, который возможен двумя способами:

· по наименьшему уровню цены при заданных неценовых критериях;

· по комплексу неценовых конкурентных критериев при заданном уровне цены товара (услуги, работы).

 

Способ размещения заказа

Теперь остановимся на выборе способа размещения заказа.

Выбор способа размещения заказа (т.е. как будет покупаться тот или иной товар, работа, услуга) определяется нормативными актами. Так, Распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. №236-р, утвержден перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения аукциона (с 1 января 2011 года только в электронной форме), и размещать закупку таких товаров путем проведения конкурса нельзя. 94-ФЗ определено, в каких случаях можно осуществлять закупку методом запроса котировок цен (как минимум это товары, работы, услуги, указанные в перечне аукционных товаров), иные положения о способах размещения заказа (ст. 10,94-ФЗ).

Заказчик выбирает из четырех способов размещения заказа: аукциона (с 1.01.2011 только в электронной форме), конкурса, запроса котировки цен и поставки у единственного поставщика.

В 94-ФЗ подробно рассмотрен такой способ, как покупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика (ст. 55, 94-ФЗ). Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Данный способ вобрал в себя все исключения из конкурентных закупок.

Перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика исчерпывающий, и расширительному толкованию он не подлежит. Приведем конкретные случаи.

Поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях».

Оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам); - обращаем внимание, что по данному пункту оплата проводится только поставщикам услуг. То есть нельзя по нему оплачивать расходы балансодержателя здания, в котором находится ваше учреждение. Балансодержатель поставщиком услуг не является и утвержденных тарифов не имеет.

Энергоснабжение или купля-продажа электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии. Обратите внимание, что в эту статью не входит оплата компенсации расходов, понесенных собственником (балансодержателем) здания по электроснабжению вашего помещения (части здания).

Поставка культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов.

Работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации.

Возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (например, кадастровой палатой, регистрационной службой и проч.). При этом заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить федеральную антимонопольную службу (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования). К уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта.

Возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. При этом заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить федеральную антимонопольную службу (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования). К указанному уведомлению должна прилагаться копия акта обследования аварии или копия документа, составленного государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт в соответствии с настоящим пунктом, а также копия заключенного контракта. Обратите внимание на термин «непреодолимая сила» - под ним понимаются природные катастрофы, военные конфликты и аналогичные действия. Но, например, прорыв батареи в доме вряд ли относится к таким видам.

Производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации.

Представлена только одна заявка на участие в конкурсе, заявка на участие в аукционе или котировочная заявка в соответствии с частью 12 статьи 25, частью 7 статьи 31.4, частью 12 статьи 35, частью 6 статьи 46, частью 10 статьи 53 Федерального закона 94-ФЗ.

Только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником аукциона в соответствии с частью 5 статьи 27, частью 3 статьи 31.5, частью 6 статьи 36 Федерального закона 94-ФЗ.

Участвовал только один участник аукциона в соответствии с частью 13 статьи 37, частью 14 статьи 41 Федерального закона 94-ФЗ.

Конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен в соответствии с частью 1 статьи 31, частью 1 статьи 40 Федерального закона 94-ФЗ. По данному пункту требуется согласование с контрольными органами: антимонопольной службой или органом субъекта РФ. В согласовании могут отказать, если документация составлена с нарушением закона или процедура проведена с нарушением закона.

Размещается заказ на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка в порядке, предусмотренном статьей 55.1 Федерального закона 94-ФЗ.

При повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка в соответствии с частью 8 статьи 46 Федерального закона 94-ФЗ.

Осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (на 01.03.2009 г. это 100 000 рублей); при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Обратите внимание, что цена в этом случае должна быть обоснована. Лучше всего, если будет проведено маркетинговое исследование, для подрядных работ должна быть составлена смета, которая проверяется независимой организацией. Заказчику нужно четко понимать, почему у этого поставщика и почему по этой цене он приобрел тот или иной товар. В этом случае Гражданским кодексом РФ предусмотрен свой порядок заключения таких контрактов.

Возникла потребность у заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации в опубликовании в официальном печатном издании извещения о проведении открытого конкурса, извещения о проведении открытого аукциона, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или протокола аукциона.

Осуществляется размещение заказа на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, у поставщика таких вооружения и военной техники, включенного в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники. Порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники, порядок формирования цены на такие вооружение и военную технику устанавливаются Правительством Российской Федерации. Государственный контракт на поставку таких российских вооружения и военной техники заключается по цене, определяемой указанным порядком ее формирования.

Осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации.

Осуществляется размещение заказов на приобретение произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для государственных или муниципальных нужд в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы.

Осуществляется размещение заказов на поставки печатных и электрон­ных изданий определенных авторов, оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций у издателей таких печатных и электронных изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий.

Осуществляется размещение заказа на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия.

Осуществляется размещение заказа на оказание услуг нескольким государственным или муниципальным заказчикам по участию в мероприятии, проводимом для государственных или муниципальных нужд, и заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, выбран поставщик (исполнитель, подрядчик) в порядке, предусмотренном Федеральным законом 94-ФЗ. Для примера приведем выставку, где организатор выставки (например, Министерство экономического развития РФ) провело торги и выбрало организацию, осуществляющую техническое сопровождение выставки, в том числе предоставляющую помещения, и все участники выставки - заказчики обязаны именно с этой выбранной организацией заключать договор на участие в выставке и оплачивать стенды и прочие услуги.

Осуществляется размещение заказа на оказание преподавательских услуг физическими лицами. Данная норма используется государственными и муниципальными образовательными учреждениями для оплаты внештатных преподавателей, привлекаемых по гражданско-правовому договору.

Театром, учреждением, осуществляющим концертную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, клубом осуществляется размещение заказа на создание либо на исполнение произведений литературы или искусства, указанных в пунктах 1-5 части 2 статьи 31.1 Федерального закона 94-ФЗ, у конкретного физического лица или конкретных физических лиц - автора сценария, артиста-исполнителя, балетмейстера, ведущего теле- или радиопрограммы, дизайнера, дирижера, драматурга, дрессировщика, инженера цирковых номеров, композитора, концертмейстера, либреттиста, оператора кино-, видео-, звукозаписи, писателя, поэта, режиссера, репетитора, скульптора, хореографа, хормейстера, художника.

Осуществляется размещение заказа на оказание услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами.

Осуществляется размещение заказа на проведение технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проекта.

Осуществляется размещение заказа на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания).

Осуществляется размещение заказа на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания).

Осуществляется размещение заказа на оказание услуг, связанных с обеспечением выездных мероприятий, проводимых палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания).

Осуществляется размещение заказа по управлению многоквартирным домом на основании выбора собственниками помещений в многоквартирном доме или органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством управляющей организации, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной собственности и государственной собственности или муниципальной собственности.

Осуществляется размещение заказа на оказание услуг по техническому содержанию, охране и обслуживанию одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование государственному или муниципальному заказчику, в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные в безвозмездное пользование государственному или муниципальному заказчику.

Осуществляется размещение заказа на поставку спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд Российской Федерации в Олимпийских играх и Паралимпийских играх.

В случае, если не подана ни одна котировочная заявка либо если конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный контракт на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка не заключен в соответствии с частью 12 статьи 25, частью 5 статьи 27, частью 1 статьи 31, частью 12 статьи 35, частью 6 статьи 36, частью 13 статьи 37, частью 1 статьи 40 Федерального закона 94-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся сети связи специального назначения, предназначенные для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, и который выступает государственным заказчиком, вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок, провести повторный конкурс или аукцион либо обратиться в Правительство Российской Федерации с представлением о возложении на оператора связи обязанности оказания услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

На основании представления, согласованного с федеральным органом исполнительной власти в области связи, обязанность оказания услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка возлагается решением Правительства РФ на указанного в таком представлении оператора связи, имеющего лицензию на осуществление деятельности в области оказания услуг связи и техническую возможность реализации заявленных услуг связи. При этом государственный контракт должен быть заключен с указанным оператором связи на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, документацией об аукционе или извещением о проведении запроса котировок; цена заключенно­го контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении открытого конкурса, приглашении принять участие в закрытом конкурсе, извещении о проведении открытого аукциона, приглашении принять участие в закрытом аукционе или в извещении о проведении запроса котировок.

Учреждения, исполняющие наказания, вправе разместить заказ у единственного поставщика на поставку товаров для государственных нужд в случаях приобретения такими учреждениями сырья, материалов и комплектующих изделий для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг в целях трудоустройства осужденных на основании гражданско-правовых договоров, за­ключенных с юридическими лицами, при условии, что приобретение указанными учреждениями сырья, материалов и комплектующих изделий, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных указанными гражданско-правовыми договорами.

Приведем практические примеры применения ст. 55 94-ФЗ.

Имеется необходимость получения технических условий на присоединение к сетям газоснабжения. Такие технические условия может дать только собственник сетей. Однако в ст. 55, 94-ФЗ такого вида услуг нет. Федеральный закон «О естественных монополиях» распространяет свое действие только на поставку газа, но не на выдачу технический условий. Следовательно, если сумма оплаты за техусловия превышает 100 000 в квартал, несмотря на всю бессмысленность, нужно проводить торги.

Аналогичная ситуация складывается с уличным освещением, когда сети принадлежат конкретному собственнику (например, унитарному предприятию). В ст. 55 94-ФЗ также не указано право заключить договор на уличное освещение улиц города с единственным поставщиком. В этом случае опять придется проводить торги.

Если же речь идет о заключении контракта на сумму, не превышающую размер предельных расчетов между юридическими лицами по одной сделке (100 000 руб. на 20.11.2010), то ситуация следующая.

В связи с тем, что номенклатура товаров, работ, услуг Министерством экономического развития РФ не утверждена, одноименность товаров определяется исходя из ст. 65 94-ФЗ, а именно: под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями, не влияющими на качество и основные потребительские свойства, являются однородными по потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми. На практике это фактически означает, что продукты питания можно закупать полностью по договорам до 100 000 руб. например, так: мясо, рыба, крупы, чай, печенье, молоко, кефир, творог, сметана, масло сливочное, масло растительное, картофель, свекла, лук, консервация овощная и так далее. То же самое применительно к оргтехнике: по разным договорам можно купить: мониторы, системные блоки (компьютеры), сканеры, копировальные аппараты, факсы, МФУ, акустику, клавиатуры и прочее.

Вместе с тем не стоит увлекаться подобным дробление т.к. контролирующие органы имеют свою точку зрения на подобные «шалости».

Порядок заключения контракта при этом рассмотрим в главе о заключении контракта.

То есть кроме п. 14, ч.2 ст. 55, по остальным пунктам сумма контракта значения не имеет, он заключается на любую сумму и на любой срок.

Остальные способы рассмотрим ниже.

 

Национальный режим.

Говоря о выборе способа размещения заказа нужно уточнить вопрос о национальном режиме. В соответствии со ст. 13 94-ФЗ товары иностранного производства допускаются к реализации для размещения заказа. Вместе с тем отечественные товары в некоторых случаях имеют приоритет. Так, Министерством экономического развития РФ издан приказ №427 от 5 декабря 2008 г., (Приложение) вступивший в силу 30 января 2009 г., который определяет перечень товаров, на которые имеется преференция 15% у отечественных производителей. На выбор способа размещения заказа данный приказ имеет влияние, так как в нем предусмотрены разные механизмы реализации для каждого способа. На практике этот приказ реализуется следующим образом: если покупается товар, находящийся в этом перечне (а это в том числе: продукты питания, медикаменты, медицинское оборудование, автомобили, электротехника, текстиль и прочее), то в конкурсной документации, в порядке оценки конкурсных заявок, предусматривается, для участника размещения заказа, в заявке которого есть товар иностранного производства (даже один из перечня), повышающий коэффициент 15%. Таким образом, если участник «А», предлагающий отечественный товар, предлагает цену 105 руб., а участник «Б», предлагающий иностранный товар, предлагает цену 100 руб., то при оценке их предложений по цене контракта первое место будет присуждено участнику «А», с ценной контракта 105 руб., а участнику «Б» - второе (для расчетов его цена будет: 100+15%=115 руб.), с ценой контракта 100 руб.

Если цена в результате расчетов будет одинакова, предпочесть следует отечественный товар.

В аукционе ситуация сложнее. Там участники торгуются как обычно, но если выигрывает участник, предложивший иностранный товар, то цена контракта, заключаемого с ним, подлежит уменьшению на 15% от начальной цены контракта!

Таким образом, если участник «А», предлагающий отечественный товар, предлагает цену 105 руб., а участник «Б», предлагающий иностранный товар, предлагает цену 100 руб., то выигрывает участник «Б», но цена заключаемого с ним контракта будет исчисляться следующим образом: начальная цена контракта, скажем, 120 руб., 120х15% = 18 руб., из его цены 100 вычитаем 18 и получаем ту цену, на которую будет заключен с ним контракт: 82 рубля.

Отдельно следует осветить проблему, когда в состав лота (например, лекарственные средства) включены как отечественные, так и иностранные товары. По смыслу приказа, если иное не будет установлено, наличие хотя бы одного иностранного товара в составе лота влечет в аукционе уменьшение цены всего контракта на 15% начальной цены контракта, так как невозможно в составе аукциона установить цену за каждое наименование товара.

По котировкам цен и при размещении у единственного поставщика преференции не предъявляются.

При этом если в состав лота входят как товары, перечисленные в указанном перечне, так и товары, в него не попавшие, такие лоты преференциями не пользуются. Здесь уместно напомнить, что формирование лотов подчиняется антимонопольному законодательству.

Данный приказ МЭР РФ действует до 31 декабря 2010 года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.083 с.)