Нелинейные системы коммуникаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нелинейные системы коммуникаций.



Нелинейные системы коммуникаций.

Бахтин. Необходимый признак любого высказывания – его обращённость, адрес. Для говорящего нужен слушатель.

Всякое высказывание приобретает смысл в контексте времени и места. Слово – значение не имеет, это лишь возможность прочтения. Каждое новое прочтение создаёт новый смысл.

Цитатная мозаика – как сборка ссылок на ранее прочтённые тексты.

На самом деле мы ничего не передаём, а это совместная деятельность. Попытаться понять что то вместе.

 

Хуппер – Гринхил

Не только музейные работники наделяют экспонаты смыслом, а любой посетитель привносит своё значение.

Система символов отражает интерпретацию наших

Не столько передача смысла, а порождение, производства смысла. Конструктивизм. Знание не передаётся, оно конструируется, осуществляемое в результате взаимодействия ученика с его социальным окружением.

Субъективность неизбежна. Отсюда обучение не столько передача, сколько направляемый процесс.

Постмодерн – важнее не специализация, а скорее широта, универсальность. Обучающийся – активный участник процесса конструирования смысла.

Знания невозможно передать в готовом виде, можно лишь создать условия, для успешного конструирования собственного восприятия. Не для всех областей знаний. Закон гравитации например – однозначен.

 

Культура – резома – шведский стол. Отказ от линейной структуры, отсутсиве центра, связь, множественность.

 

 

Комплексный подход. Авраам Моисеевич Разгон – создатель советской идеологии. Предметом музеологии является и функционирование музея и те специфические отношения в котором участвуют музейные предметы.

 

Авторские подходы, не разделяемые большинством.

Напр – Языковой. Некий особый музейный язык. Семиотика – Семантика- о значении знаков, Синтактика – о расположении знаков, прагматика.

Музейные предметы являются знаками. Передача особой социокультурной информации. Музейная семантика – теория музейной атрибуции, экспозиции…

 


 

9 сентября 2011

 

Структура музеологии.

Четыре основные части –

1) история музея и музейного дело – в диахроническом аспекте. Часть генетическая по Странскому

2) теория музея а)общая

б)специальная – документирования – познание носителей музеальности и их отбор – селекция. Как с помощью предметов действительность документируется

-тезабрирования – момент хранения, то, что с предметом происходит в музейных фондах, тот процесс в ходе которого выявляется ценность предмета

-систематика тезауруса

- документация

- охрана тезауруса – хранение предметов

- коммуникаций. То, что происходит с предметом когда он становиться экспонатом.

-демонстрационная – выставка или экспозиция (более постоянное)

- общая коммуникация (экскурсовод) и внемузейная деятельность (реклама, маркетинг)

3) музейное источниковедение – выявление эвристического потенциала для прикладных дисциплин

4) прикладная музеологии –Как- организация, управление.

 

 

История музейного дела

 

Музей (опр ИКОМ) – постоянное учреждение(отличие от частной коллекции),

основной задачей которого является сохранение наследия, т.е некоммерческое учреждение(в отличие от картинной галереи).

Также служащее делу общества и его развитию(т.е музей не сам по себе)

Доступное широкой публики (при опрделённых условиях – входная плата, часы работы) – концепт публичности.

Занимающееся приобретением, хранением, исследованием и популяризацией результатов исследовании, экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания.

Для исследования(углубления знаний), образования(расширение знаний), и культурного удовольствия.

 

Осн музейный принцип – стремление человека изъят определённые предметы реального мира и сохранить от разрушения. Причём данный принцип может существовать независимо от того существует ли такой социокультурный феномен как музей, или нет. Т.е может реализовываться в различных формах.

 

Мотивация

Сакральная. Попытка найти контакт с высшей силой. Противостояние – Сакрального пространства и профанного. Одним из обозначений сакрального пространства являются определенные предметы – статуэтки, алтари.

Когда количество предметов становилось велико, их начинают хранить в храмах

Вотивус(лат) вотивные предметы, анатемы(греч) –подношения. Цель подношений – испросить прощения, попросить помощи.

Позже – в эпоху христианства в Европе - реликвии(связанные с преданиями), в Японии, в эпоху буддизма 8 в– в Наре(столиц), в храм комплексе, строит спец здания для хранения подношений –Сёсоин – предмузейн характер, сохр до наш дней.

 

Экономическая мотивация. После появление частной собственности, как следствие появления прибавочного продукта. Хранение с целью использовать при обмене.

Греция классического периода.

 

Мотивация социального престижа. Не мене древняя. Богатство говорит ещё и о харизме её владетеля. Демонстрирует избранность обладателя. Функция передачи части харизмы – шуба с царского плеча, или в Скандинавии – спрятать богатство в болоте или выбросить в море –чтобы навсегда сохранить харизму, и она не перешла к другому.

 

Мотивация доказательства родства с легендарными предками. Проблема собственного происхождения.

Метопонт (Греция) хр. Богини Афины – инструменту использ при сооружен Троянск коня. В Риме – на вилле кости гигантских предков имп.Августа. (по Светонию). Ощущение единства – одно из средств формирования коллективной идентичности.

 

Мотивация патриотическая – предметы воплощающие единство той или иной общности – военные трофеи. Ростры в Риме, Дельфах, Эрехтейон – мечи и панцири персов. Среднеземноморский и Переднеазиатский мир, при всём их стремлению к интеграции.

Сохранение ценностей в Риме вывезенных из Греции.

Средневековая культура – отношение к остаткам античного культуры.

 

Собирательство, как следствие возбуждения любознательности (свойство чисто человеческое) 6 в д.е.э. Вавилон – раскопки гор. Ура. Появление при дворах повелителей Др Востока зверинцев, чучел. В Риме – шкуры животных убивавших человека одним взглядом, эфиопских быков.

На более высокой стадии развитии общества -

 

Мотивация с целью исследования – Ликей (Аристотеля), Академия (Платона), музейон Афины.

 

Собирательство как средство достижения некоего эстетического переживания. Просто приятно посмотреть. При значимости зрительных образов.

 

Мотивации архаического и древнего времени. Носили характер несистематизированный.

 

 

Систематизация музея

По типу научно–просветительский – сам распространённый, - исследовать и передать результат

- научно – исследовательский – по профилю больше. Чаще всего при институтах.

- учебный музей. Функции дидактически, при учебных заведениях.

 

По вид в зависимости от их подчинённости – государственные – подчинённые мин культуры или ведоству

- общественный – при школе, муниципальных образованиях, корпорации

- частный музей

По профилю(специализация собрания данного музея) – исторические(военно, общими,..)

-художественными(общими, персональными…)

- литературные, архитектурные, естественно – научные, отраслевые…

- комплексный профиль – краеведческие, музеи – заповедники.

 

 

По предмету хранения – (геологический)

-ансамблевые – суть в соединении, памятники с природной средой

 

 

Музеи в эпоху античности

Музейон – места поклонения музам., как термин в эпоху возрождения.

Рассмотрим рассмотрение эволюции музейного принципа, как коллекционирования.

 

Музей как общественный институт в эпоху эллинизма имел формы.

Межгосударственное святилище, как

Под контролем научного сообщества

Создан царской властью

В качестве частного, семейного храма.

 

Первичное в долине муз в Беотии, кряж Геликона

- соседство горы и долины. Гора – как обиталище богов. (Александрийский музейон – искусственная насыпь)

- ещё одной частью мог быть грот

- священный источник

- священная роща рядом.

- статуи 9 муз, у входа в святилище, полукругом, животных

 

Постепенно идёт процесс накопления статуй, выделение мемориального пространства (место почитания персонажа).

Потом статуи начинают подписывать – кто её пожертвовал и что она обозначает (избыточная информация для культа)

Соревнования в святилище Беотии. Расцвет сер III века, рост пожертвований(как следствии политической борьбы).

Период окончательного заполнения ландшафта Музейона статуями.

Покровительство над долин муз – сам император, от Суллы и до Северов.

260 г д.н.э – стоя- крытая галерея почти 100 м – хранение вотивных предметов, статуй и посвятительных досок.

 

Учредителями и покровителями музейного культа как правило выступали городские власти, но и частное лицо могло учредить культ – первоначально – союзы орфикоф, или пифагорийцев. В последствии становятся школами.

 

Музейон как институт находящийся под коллективным контролем научного сообщества.

Платон - музы поддерживают гармонию и посылают божественную одержимость.

Сакральное пространство – коллективные обеды в присутствии богинь

Специфика музейона платоников – особенности учения. Разрыв между познанием и чуствованием – преодолевается только мистическим путём.

Музей для Платона не столько место получения знаний, сколько место для совершения сакральных действий и получения сакрального знания

В Академии Платона можно выделить экседра и сисити(трапезная.

Разрушена в 86 г д.н.э. Сулла – вырубил сад, разрушил. Перенос святилища. Феофраст – новая академия. Масштабное строительство, в отличие от Платона использовавшего старое знание Академа.

У неоплатоников – Платон как сын Аполлона.

Перипатетики(крытая галерея – ходить) – Ликей Аристотеля.

 

Качественно новое значение Музейона в Ликее Аристотеля – скорее место исследования, хотя и по прежнему

Нет разрыва между знанием империческим и умозрительным. Соотвественно прочес познания – переход от чуственно воспринимаемых вещей, к пердметам не подверженным временным изменениям(светила), к чистому знанию.

Аристотель возглавил Ликей в

 

 

Процесс обучения у Аристотеля обеспечивался коллекциями и библиотеками. Осн часть коллекции составили дары (в т.ч. Ал Македонского - ученик).

Аристотель знал до 50 способов вскрытия – чучела – наглядные пособия – зоологическая коллекция

Коллекция минералов

Библиотека, сам крупн для своего времени. + архивы, документальные материалы(копии всех изветсных конституций)

Самый функциональный.

Сам плодототворный период 334(походы Ал Македонского) -286 г д.н.э (смерть Феофраста)

 

Александрийский Музейон – добавляется ещё функция анатомического театра (одного из лучших театров античности)

-самый значительный музейон,

- Складывается с297(правл Птолемея I Сотера собирание книг. Эмигриров из грец учёных) - по221

- Птолемей Филаделльф- формиров зоо садов, созд медицинской школы

-Накопление сокровищ вплоть до времён Антония(Пергамская коллекция книг и сокровищ), Клеопатры

Эпоха эллинизма – поддержка царской власти

- ощущение единства средиземноморского и переднеазиатского мира – как стимул собирательства

- агональность в эпоху эллинизма приобретает межгосударственный характер – не только на поле брани, но и в собирании коллекций, мудрецов.

Устойчивость Птолемеев – до завоевания Римом

Египет был для греков священной землёй древнего знания. (объяснение бегства богов и принятия звериного обличия)

 

Центр – святилище муз. Глава –жрец. Назнаальс царём, потом – императором.

Не был оформлен ярко, и был не столько зданием, сколько научным и религиозным объединением. Неизвестно как выглядел.

Появление институтов сходным по функциям с Музейоном, но не имеющие ничего общего с культом Муз.

 

 

Коллекции Возрождения

В Италии важнейшие – Флоренция, Медичи (весьXV-XVI вв),

Казимо Старший, для создания образа идеального правителя – собран живопись, скульптур, геммы.

Лоренцо Великолепны – вилла как место встреч для элиты, собран античн скульпт вилл СанМарко

- хранение не только целых скульптур, но фрагментов – как демонстрация преемственности.

Казимо Первый – раскопки в Ареццо – обнаружен культур этрусков, масштабн закупки Европ, Египет

-особ ценные предметы- плаццо Веккьо

Франческо Первый – реорганизация коллекции, созд 1581 г

Галлерея Уфицци – остекление лоджии – галерея стутуй - первый музей в Европе универсальног харр

Пристройка - Трибуна - сам ценная часть коллекции.

Значение в том, что перв помещен построено специальн для посещений. Создание спец экспозиции.

 

Другим центром коллекционирования в это же время становиться Рим – папский двор.

-Иоан Павел II – перевод резиденции в новое здание и размещен там совей коллекции. Латеранский холм

Сикст IV – францисканец, соответственно отношение к предметам искусства – распродажа. Покупка 821 гемм Медичи. Под предлогом возврата имущества народу Рима – перенос статуй на Капитолий - кап волчица

Поддержан знатн арист семейств. Так было положено начало перв Антикварию – собранию скульптур.

Павл III – упорядочить капитолийский Антикварий МИкелианджело

Бельведерский дворик Сикст IV - несколк галерей соед папск дворец с виллой Бельведер. Стат Аполона Бельведерск. Открыт для широкой публики. Имел и политическое значение – девиз над входом -«Отступите отсюда непросвещённые» - как отзвук войн Юлия II ведущихся в это время в Италии.

Павел X – открытие свободн доступ в Бельведерск дворик, Лаакаон при раскопк античн термы.

Адриан IV – некот перерыв в Римск коллекциониров – запрет посещ Бельведерск дворик, забит ниши досками

Контрреформация – подарки скульптурами Европейским правителям.Однако лучшая часть осталась нетронутой

 

Гротто - форма собрания коллекций выполеная в форме пещеры, располаг как правило в саду. Собран Изабеллы де Эстет – собрание не только историч произведений, но и работы современников. Замена критерия древности критерием эстетическим(художественное значение предметов).

Гриманни – по завещанию – выставл части коллекции во дворце Дожей, дополненное собрание открыт в одном из помещений библ свМарка – чётко выраженный акцент на публиность

 

Джовианский музей – на руинах виллы Плиния(интеллектуала античности) возведенео здание спец приспособл для хранения коллекции – портреты – современников (кН 2 т- История Нашего врмени), аутентичность портретов подлинная – политиков, просветителей.

Как чисто документационные функции, так и мемориальные позже – деятели прошлого. Расширялись географические рамки. Пришлось разбить коллекцию на 4 части

Литературный солон, театральные представления. Пояснения приезжим.

Упадок после смерти братьев Джовиани.

 

Итогом – в ренессансных кабинетов присутствовали черты будущих музейных коллекций.

Постепенно преобладание термина музей – от названия собраний, до названия постройки(архитектурный термин).

 

Коллекции эпохи Просвещения

- идеи прогресса основанные на вере в силу разума.

- музейное дело как характерная черта эпохи. При приоритете естествознания.

- Исаак Ньютон осн закон оптик и механики, аналитич геометр -насущн требован экономики.

- Джон Локк –философ. Человек –есть продукт совей среды.

- переход от представления о мире как статичном объекте, к миру постоянно меняющемуся.

- идея выявления неких универсальных законов руководящих деятельностью человека. Идея упорядоченности.

- утилитаризм, как ведущее направление общественной мысли – согласование интересов личных и общественных.

 

Первая функция музея в это время – дидактическая. Цель – популяризация прогресса.

Форма - открытые частные собрания, состоящие из научных образцов, естественнонаучных инструментов.

Формирование ценных коллекции и покровительство искусствам – как форма репрезентации власти.

Обоснование необходимости включения в процесс обучения реальных объектов. Музей+ лаборатория. Учебн коллекц.

 

Вытеснен понят студьоло термином кабинет – с XVII века сочетан каб с садом, объединен нескольк помещен

Распростр специализированных кабинетов, связ со специализацией дисциплин.

Мюнц кабинеты –монета как исторический источник.

Всё чаще кабинет не только место занятий, но и средство самоутверждения. Т.е. приобретает публичное значение.

В отличие от студьоло – в кабинете были окна. Важность проблемы освещения. Использ зеркал – увелич прос-ва. С тойже целью – изображен пейзажей по стенам.

Версаль – Зеркальная галерея.

Голландия –зеркальные кабинеты с произведен Восточн искусства – фарфор, лак. Тематика, воссоздание облика чужой культуры. Значение для самоидентификации самой Европы.

 

Нач XIX века кабинеты нач выходить из моды. Меблировка станов более простой и функциональн. Место для занятий.

 

Антиквары (виртуозы) – знатоки античного, исследователи, ценители.

В отличии от гуманистов, кот интересовались больше письменными памятниками, антиквары интересуются др материальными предметами – развалины, произв искусства, монеты… и не только античн, но и национального прошлого.

Интерес смещается с письменных источников к вещественным, как более объективным источникам(особенно археологический).

 

В XVIII появл необходимость создания организационных структур антикваров – обво дилетантов в Лондоне, Римск клуб

 

Понятие Знаток – появл в Итал как антоним понятию – профессионал – тот кто разбирается в предмете, хотя сам может и не создаёт. Различить копию от оригинала, подлинность вещи.

 

В Европе формируется художественный рынок.

Флоренция - 1601 г список художников, запрещённых к вывозу за пределы Флоренции.

- создан мастерской по изгот копий наибол значит произведен искуссва хранящ в коллекц Медици, для подарков Европейск правителям.

Фдандрия, Голландия – аукционы по продаже художественных произведений.

 

Гранд –тур – форма инициации по завершению образования. Для 18 века – терр Италии.

- появление профессиональных экскурсоводов, занимающихся посредничеством по родаже произведений искусства. Чичероне.

 

Появление 1744 Сотбис, 1766 Кристи - аукционные дома по продаже произведений искусства.

По территории Европы всё более активно перемещаются художественные ценности.

 

Оружейная палата.

-после отъезда двора – окончат превращение в хранилище – историч реликв, военн трофеи, посольск дары.

- функц искл – репрезентативные

- идея превращен Оружейн палаты в публичн музей – ректорМос универ – Аргамакова

1806 – нов правила Оруж палаты – вводилась должность смотрителя.

- строительство нового здания – на месте дворца Бориса Годунова

- ревизия – Валуева – всё ветхое и сломанное – продать или уничтожить.

- строгие правила хранения в Оружейной палате – перемещении и пополнение

1814 – открытие – 7 залов, отделения – образное (парсуны), царского сана, оружия, посуды, экипажей…

1821 – описание Свиньина

-посещен только летом

1922 – нов здание у Боровицких ворот (арх Тон)

- открыт – 3 раз в нед только на 4 часа, в остальное время по особому разрешению, в приличн их званию одежде

 

Идея создания национального музея. Музей как атрибут любого соверенного государства.

1817 – Фридрих Аделунг – нац музей освещать не только историч прошлое, но и культуру, настоящее.

1821- Бурхард Вихман – собран книг, рукописи, грамот, относящ к истории России. (

Румянцевский кружок, канцлер, просветитель, спонсор экспедиций. Колумбы российских древностей.

- коллекции Румянцева – 1823 в особняке Румянцева на Англ наб – нумизматич каб, частн этонограф экспозиц

- недостаток финансиров – кн Одоевский – смотритель. В ведомтсве Публичной библиотеки(Корф)

- исаков (попечитель Московск учебн округ) 1861 – перевод в Москву в Пашков дом.

 

Московский публичный и Румянцевский музеум – слияние 2 частн коллекций

-культурн центр Москвы – материалы от моск научн коллекционеров, геогр об

- 1868 г – универсальный, но акцент на этно

-огромн популярность

 

Вопрос создания музея национальной истории

1872 году- осн Императорск российск исторический музей

-этнографич выставка 1867 года – размест в Моск Манеже (Бетанкур) - всеславянская.

- общество любителей естествознания, антропологии и этнографии – один из инициаторов.

- бол успех, идея провед ещё одной – политехнической выставки – приурочен к 200 лет Петра1

-1872 года – политехническ выставка, и на основе их экспозиции создать постояннодействующий музей.

-1878 г – статус гос учреждения и передан в ведомтсво мин-ва культуры.

Гр Уваров – созд моск археологич об-ва. Автор перв прогр музея и его устава.

Ив Егор Забелин – товарищ председат музея. «Домашний быт русских царей»

- история страны– как история материальной культуры.

- гор дума выделила участок на Красн площади – проект инженер Шервуда и Семёнова (стиль арх 17 века)

- залы украшен росписями и картинами –Васнецова, Айвазовского (сюжеты в соответствии с экспозиц эпохой)

- 1883 – перв экспозиция – историч процесс как закономерно развивающееся

-3ооо экспонатов – с древн времён до 12 века

- систематизац – по хронографич и географич признаку

- широк использован – макеты, карты.

- народные чтения – для чтен публичн лекций, научн заседаний(одна из крупнейш аудитор Москвы)


 

 

Появлен национальн галереи русского искусства –

Павл Мих Третьякова (1856 – с самого начала – идея создания всем доступного хранилища произведен искусства)

-Лаврушинский переулок – галереи вокруг дома

С1881 – свободное посещение бесплатн

1882 –посл смерт брата Третьякова – завещал Москве собран европейск живописи – 75 картин

1892 – передача городу ещё при жизни

1893г - Московск городская галерея Сергея и Павла Мих Третьякова – 1300 русск, 75 европейск, 1 зал с иконами

 

1895 – решение об основании в Петербурге Русского музея Александра III- го

- не только художественный музей, но и как пантеон – 3 отдела – художественный, этнографический и мемориальный. Представление о развитии государства – план не реализова- Художественный, Этнографический только

В Михайловском дворце – 1500 произведен русск исксства из Эрмитажа, Академ художеств, пригородных дворцов – стихийное собирание, существенные пробелы(по сравнению с Третьяковской галереей)

-резонанс общественный – меньше чем Третьякова

 

В России не было музейного законодательства, ни единого ведомства.

Янв 1915 г Съезд музейных деятелей – не прошёл, 1 1930

 

 

07 окт 2011 пт

Музейное дело в ХХ веке

Заономерности

- на протяжен всего 19 и нач 20 в Росси не было единого департамента музейных дел.

- обществееные усилия(музейный съезд) ситуацию изменить не могли.

 

Система управления музейный делом в Советском гос-ве

-отдел по делам музеев и охране памятников исскуства и старины в комиссариате.

- создание новой культурной политики

- утверждение новой идеологии, как одна из осн направление деятельности сов гос-ва.

 

Значит рост числа музее – за 18-20 гг возникло 246 нов музеев – как одно из средств утверждения новой идеологии.

 

Большинство создав на основе конфискованных ценностей.

Музей ансамбли музеи на основе существующих крупных коллекций

- Императорск резиденции – пригороды,

Особняки знатиШереметьев, строганов,Юсупов, усадьбы- Кусково, Останкино, Архангельское. Монастыри – Симонов, Донской, Троиц – Сергиев, Ферапонтов, Кирилл- Белозерск

Первые мемориальные музеи – Толстого, Чернышевского.

Музей революции и муз Красн армии

Местн музеи – краеведческого характера. Необходимость создан как мин 1 централ музей в губернии.

 

Сокращен в 20-х гг, как за счёт административного объединения, так и закрытие – разруха.

Список 1925г – музеев государственного значения – 140.

Спец отдел наркомпроса – Главн управлен по вопр науки

Цель – возможность контролировать и определить наиб значим финансирование.

 

Февр 19191 Всероссийская конференция (при поддержке наркомпроса, открыт – Луначарский)

Музей – это прежде всего основа народного образования.

А также – функции хранении, научных исследований..

Основное – музей для народа – следовательно – обеспечить максимальную доступность широким массам.

Директор Третьяковской галереи –Грабарь – построение доступной экспозиции – ясно, прочно и понятно.

Др точка зрения – музей как оплот академической науки(в осн представители естествен музей)

- Ник Ник - музей –элемент живой художественной культуры. Художник – определяет деятельность

-соединять художественное наследеие с современным искусством

 

Дидактически подход определяет даже структуру музейной сети –

Пересмотр профиля – Третьяковка – центр художеств музей русского искусства (передали коллекц расформирован Румянцевск муз, изъяли часть зап европ искусства – передали в

-самостоятельн функциониров этнографического отдела русского музея

 

Вопрос отношения к музеям – ансамблям – разделили по профилю – музеи историко – бытового профиля.

Местные музеи –должны были способствовать восстановлению народного хозяйства –

-активное развитие российского краеведения, изучение экономической составляющей региона в первую очередь,

 

Первые мемориальные музеи посвящен деятелям новой власти – Ленина,Революции – развит очень активно

- созд практически без материальной основы(реальн музейн предметов)

 

Ведомственные музеи – при Вузах, НИИ, предприятиях, дома крестьян (неподведомственны Наркопросу)

- нацелены на решение актуальн, злободневных проблем.

 

С 30- х годов из ведения Наркомпроса будут изъяты все художественные музеи

 

Укрупнение музеев – Третьяковка,Исторического музея в Москве

Реорганизация местных музеев на основе краеведческого подхода – всесторонне отражать состояние местного региона, особ внимание – общественно – экономической жизни.

-политпросвет работа, передвижные выставки – материал скорее иллюстративный,

- скорее полит просвет работа – пропаганда деятельности партии

 

1930 г

Главполитпросвет – постановление о музеях и политпросвет работе(Крупская). –

-перестроить немедленно работу музеев, превратить в базы полит- просвет работы, на основе научн подхода.

 

1 Всероссийский музейный съезд.

-о необходимости коренной перестройки существующих композиций. (медоты реализации нов задач)

- на марксисткой основе – не только показывает явления, но и подводит к оценке

- доступна как можно более

- главная опасность – Вещизм – безъидейный показ предметов вообще.

 

Задачи профильных музеев

- Исторические музей – показ диалектич развития социальн формаций – вплоть до современности

-Естественно – научные музеи – оформление маркситско – Лениск идей

-Художественные – показ общий процесс развития искусств – в соотвествии с историч общественной формации

Направления в искусстве – классификация на прогрессивных, и реакционных идеологии.

Предположение – о мешающих впечатлениях шедевров, как выпадающих из общей хронологии.

 

Музейная экспозиция – как язык идей(совпадающих с официальной)

-следовательно возможна подмена подлинных предметов – таблицами, диаграммами, копиями(научно – вспомогательный материал)

- в обычной экспозиции – от предмета к теме, в советской – от темы – подбор предмета, при их отсутсвии – подмена научно вспомогательных материалов, резко увеличение кол-во текста(этипитаж).(раньше только номера возле картин по каталогу, сейчас –этипитаж – одна из важнейших частей музейной экспозицию)

- первенство дидактического в ущерб эстетического восприятия.

 

Обстановочные сцены – интерьер с манекенами со включением исторических предметов.

-сюжет интереснее, чем исторический памятник

- театральная бутафория ничем практически не отличаласть от исторического предмета

 

Музейное правило нарушалось и соответственно менялось отношение к подлинникам

1 уровень – музейный предмет, аутентичный источник

2 уровень – вспомогательный материал лишь поддерживает основной предмет

 

1938 г приказ об организации спецфондов в музеях – отобрать предметы не имеющие художественного, исторического значения, или вредных.

Государственный музейный фонд – учёт, хранение, перераспределением художественных ценностей (Грабарь)

- основа – предметы из частных коллекций

- к 1923 - огромное число ценносте- Петрограде -144 тыс.

-переригистрация и снятие с учёта – подлежит реализации – вывоз за границу – пик 1930 г.

- распродажи в крупнейших музеях – 140 полотен 1 категории в Эрмитаже, всего продано ок 15оо картин,

- мировой экономический кризий в Европе и незначит

6 аукционов с 28 по 32 год (Берлин, Британия), индивидуальные заявки – Веласке,Рубенс,Рафаэль, Ботичелии – поклонение волхвов

 

Снижения общего интереса к искусству. индустриализация

Исчезновение историко -бытовых музеев (усадьбы, дворцы – закрывались, как несоответствующие новой идеологии).

 

Во время войны – деятельность музеев резко сократилась – на 1 мая 1942 – продолжал работу лишь 121 музей, остальные – законсервированы, эвакуированы, утрачены. Передача музее под военные нужды.

- жёсткое сокращение и штатов и бюджетов музеев, ни о какой научной деятельности говорить не приходилось.

- эвакуация – дел на 3 группы, в завис от их ценности, очерёдность. Сохранение фондов на месте –тайники. 66 музеев.

Исторический музей в Москве, Эрмитаж, - более успешная эвакуация

Пригороды Ленинграда – много утрачено, подвалы Исаакиевского собора – «Объединённое хоз-во музеев.»

Перемещение такого огромного количества музейных ценностей

Инструкции по перемещению – валы намотан картины из подрамников, в запаянных ящиках

Формаковский (гл хранитель Русского музея)

Нетранспортабельные габариты – Музей городск скульптуры в Ленинграде – зарыты глубок в землю –

- закрыты на месте для защиты от осколков – Пётр, сфинксы,

 

Важнейшей задачей музеев стала организация выставок посвещённых героическому прошлому

«Великая отечественная война советского народа против фашистких завоевателей»- дек 1941 Москва Историч Музей

- историч противоборство с Германией

- выставки – посвящённых актуальн – трофеи

- «Героический путь красной Армии»- образц вооружен, пушки, нем бомбардировщик

- «Что нужно знать разведчику о поведении животных»

Значит размах – выездных выставок, лекционная работа.

Непрофильные выставки посвященные годовщинам.

Создание новых музеев- посященн событиям войны, или героям истории (мемориальн муз Гастелло)

 

После войны – восстановление довоенного уровня – РСФСР достигн лишь к нач 50-х годов

- особ тяжёлое положение – местные музеи и мемориальные

-1952-1954 – перерегистрация, проверка и оценка дальнейшей эффективности, закрытие не имеющих условий для своего функционирования. (закрыт музей нового зап искусства, закт музей обороны Ленинграда)

 

Создание музеев – заповедников - новая тенденция конц 50-х гг

-Новгород, Кострома, Горький, Владимир, Суздаль – историко- архитектурные, художественные

 

Создание первых музее на общественных началах – новшество 60- х – в школах, на предприятиях

-одна из форм участия населения в культурной жизни старны

 

Классификация музеев – по принадлежности(государственные, ведомственные), по профилю, по масштабу деятельности, по статусу(головные, филиалы), по типу исследований.

 

Пик музейного бума – перв пол 80-х гг. развитие туризма

- появление направления музейной педагогики

- нов функции музеев – реакриционная – оргнаизац своб времени людей.

- самост форма музейной работы – художественное оформление экспозиций.

- появление первых эко- музеев – улучшение жизни того или иного сообщества- в Сибири(угроза культурной идентичности мал народов).

 

Кон 80-х, 90-х

-появл нов частных музеев- художественных, исторических.

 

Категории

- типичные - свойства характерные для большого числа других предметов, существ в данн время. Серийные или единичные, но в значит кол-ве

- уникальные - предмет неповторимый в своём своеобразии. Прежде всего произвед искусства, незначит кол-во экземпляров, мемориальный предмет, предметы – реликвии(высшая степень мемориального предмета- особ сильное эмоциональное воздействие. Статус неустойчи и зависит от реалий)

- редкие (раритет) – серийный предмет, но сохранившийся в ограниченном числ, старые – сокращ под влиян времени, экзотические предметы(отдалённая среда)

 

 

Функции муз предмета

Блок социальных функций –

Функции существ в естественной среде – генетическая – целевое назначение предметов

- утилитарно- потребительская – проявлен в формах практического использования

Функц после перемещения в музейн среду – иногда сохраненсоциальн фун но только уже в кач-ве второстепенн

- научно - познавательная

- культурная

- функция моделирования – воссоздать общую картину по отдельным предметам

- коммуникативная – контакт с посетителем, осуществлен музейной коммуникации

 

Осн критерий классификации

Тип муз предмет – завис от способа фиксации информации(в перв оч как исторические источники) –

-письменн, вещественные, изобразительные, кино, фото….

Вид муз предмет – на основании общих признаком существующ у предметов относящ к 1 типу –

-по материалу(такнь, дерево, метал), технике, функц назначения(одежд, орудии труда, оруж)

- выделение подвидов, подгрупп(тип –веществ, вид метал, подвид –серебро….)

 

Иногда невозможно точно выделить подвид и группу.

 

Нелинейные системы коммуникаций.

Бахтин. Необходимый признак любого высказывания – его обращённость, адрес. Для говорящего нужен слушатель.

Всякое высказывание приобретает смысл в контексте времени и места. Слово – значение не имеет, это лишь возможность прочтения. Каждое новое прочтение создаёт новый смысл.

Цитатная мозаика – как сборка ссылок на ранее прочтённые тексты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.306 с.)