Цель МИ – уменьшение неопределенности и риска при принятии решения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель МИ – уменьшение неопределенности и риска при принятии решения.



ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ МАРКЕТИНГОВЫХ (РЫНОЧНЫХ) ИССЛЕДОВАНИЙ:

1.оценка объемов и структуры спроса в регионе;

2.оценка реального предложения в изучаемом секторе рынка, информация об объеме и структуре (ассортимент/цена) предложения;

3.предпочтения потребителей, определение факторов, существенно влияющих на их поведение;

4.определение «портрета» Потребителя, его информационных предпочтений;

5.тестирование рекламных идей, материалов и т.п.;

6.анализ эффективности рекламных мероприятий.

Объектами исследований могут выступать:

· люди (индивидуумы) - например, при анализе потребительского поведения, информационных предпочтений

· семьи (домашние хозяйства) — например, при изучении структуры потребления;

· фирмы — например, при конкурентном анализе или отраслевых исследованиях;

· товары (услуги) — получение данных о наличии товаров и ассортименте (ревизии), ценовые обзоры или статистические обзоры рекламы;

· процессы (явления) — например, при построении карты-схемы пассажиропотоков.

В маркетинге выделяют два основных вида информация:

(1) вторичная

(2) первичная.

В маркетинге выделяют два основных вида информация:

(1) вторичная

(2) первичная.

Вторичная маркетинговая информация - это информация собранная и обработанная ранее самой фирмой или другими организациями под отличную от изучаемой цели исследования. (да6нные из библиотеки, статистики

Преимущества:

-сэкономленные время и деньги

Недостатки:

- она не полностью соответствует задачам исследования (расхождения в единицах измерения, классификации данных, сроки публикации и т.д.)

- она не является целиком достоверной.

Виды вторичной информации:

- внутренняя информация – данные, которые получают в рамках той самой организации, для которой проводится исследование рынка.(сведения об объеме продаж и издержках - используются для оценки прошлой маркетинговой стратегии или определения конкурентной позиции на рынке. Как правило исследуют счета-фактуры. Из них можно извлечь следующие данные:

- имя клиента и его месторасположение

- наименование проданного продукта или услуги

- объемы и стоимость сделки

- имя продавца

- конечную цель потребления продукта

- отрасль, в которой работает клиент

- условия продажи и величину предоставляемой скидки

-стоимость транспортировки

- место отгрузки товара.

Другие документы предоставляют более специфические сведения:

- отчет кассового аппарата (виды платежа (наличные и безнал)

- отчеты торговых агентов (обсуждавшиеся товары, полученные заказы, информация о потребителях)

- счета торговых агентов (ежедневные расходы (еда, отели, транспорт)

- сведения о покупателе или потенциальном клиенте (число звонков торгового представителя, продажи компании, сфера деятельности клиента и т.д.)

- финансовые отчеты (прибыль, выручка и т.д.)

- кредитные истории.

Данная информация наиболее легко доступна.

- внешняя информация – это та, которая извлечена из посторонних по отношению к ней источников.(справочники, текущие базы данных, периодические издания и газеты, источники статистической информации)

Рисунок- Как начать поиск печатных источников вторичной информации

  1. Сформулируйте, что вы хотите знать и что вам уже известно по вашей теме.
  2. Составьте список ключевых терминов и фамилий
  3. Найдите несколько общих справочников и указателей по газетам или печатным изданиям
  4. Просмотрите литературу, которую вы нашли
  5. Посоветуйтесь с библиографом. Используйте программу компьютерного поиска
  6. Просмотрите различные справочники
  7. Найдите авторитетных специалистов в интересующей вас области и посоветуйтесь с ним.

Первичная маркетинговая информация - это информация, собираемая непосредственно под данную цель исследования. Только что полученные исследователем данные для решения конкретной проблемы.(разработать и предварительно протестировать форму для сбора данных, отобрать и подготовить интервьюеров, отобрать вопросы, собрать информацию, проверить ее точность, обработать дынные) = от двух до трех месяцев и стоит несколько тысяч долларов.

Типы первичных данных:

- демографические и социально-экономические характеристики

- психологические характеристики (стиль жизни), индивидуальные черты, интересы, ценности

- взгляды и мнения – индивидуальные предпочтения, склонности, кругозоры, вербальное выражение взглядов.

- осведомленность – знание сути или понимание факта о каком-нибудь предмете или явлении.- о продукте, его свойствах, где его найти, как он используется для каких целей, его специфические отличительные черты.

- намерения – ожидаемое и планируемое в будущем проявление. (что -нибудь купить)

- мотивация – нужда, потребность.

- поведение – что субъекты сделали или делают при покупке или потреблении)

- коммуникация – методика сбора данных, включающая опрос респондентов для получения информации, с помощью опросного листа.

- многофакторность – это возможности метода сбора информации.

Подходы к маркетинговым исследованиям:

n теоретические

n описательно-аналитические

n исследовательские

3 вопрос. Методы, объекты и основные этапы проведения маркетинговых исследований

Методы исследования:

Наблюдение

Под наблюдением подразумевают пря­мую регистрацию событий очевидцем.

В широком смысле любое научное знание начинается с наблюдения — непосредственного восприятия живой действительности. В одних случаях мы наблюдаем сами, в других — пользуемся данными наблюдений иных лиц.

В ряде других наук, например в экономической статистике или демографии, наблюдением называют любую полевую процедуру (опрос, визуальное наблюдение, сбор письменных сведений путем обхода по до­мам).

В отличие от обыденного научное наблюдение отли­чается тем, что

(а) оно подчинено ясной исследовательс­кой цели и четко сформулированным задачам;

(б) на­блюдение планируется по заранее обдуманной процеду­ре;

(в) все данные наблюдения фиксируются в протоко­лах или дневниках по определенной системе;

(г) инфор­мация, полученная путем наблюдения, должна подда­ваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Классификация наблюдений производится по раз­личным основаниям.

По степени формализованности выделяют неконтро­лируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) на­блюдения. В первом исследователь пользуется лишь об­щим принципиальным планом, во втором — регистри­рует события по детально разработанной процедуре.

В зависимости от положения наблюдателя различа­ют соучаствующее (или включенное) и простое наблю­дения. В первом исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы "изнутри". В простом наблюдении он регистрирует события "со стороны". В обоих случаях наблюдение может производиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои дей­ствия.2 Одна из модификаций включенного наблюде­ния — так называемое стимулирующее или "наблюдаю­щее участие", в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку для того, что­бы лучше выявить состояния объекта, в обычной ситуа­ции "непросматриваемые".

По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабо­раторные (в экспериментальной ситуации).

Процедура любого наблюдения складывается из от­ветов на вопросы: "Что наблюдать?", "Как наблюдать?" и "Как вести записи?".

опрос

Опросынезаменимый прием получения информа­ции о субъективном мире людей, их склонностях, моти­вах деятельности, мнениях. Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы

(Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассис­тентом), либо механически (на пленку).

Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так называемые доку­ментальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которых — выявление оценок, взглядов» суждений; особо выделяют­ся интервью со специалистами-экспертами, причем организация и процедура интервью с экспертами суще­ственно отличаются от обычной системы опроса. По технике проведения существенно разнятся свободные, нестандартизированные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью. Свободные ин­тервью — это длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе ("путеводитель интервью"). Такие интервью умест­ны на стадии разведки в формулятивном плане исследования. Стандартизованное интервью предполагает, как и формализованное наблюдение» детальную разра­ботку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

Независимо от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным ("клиническим", т. е. глубо­ким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опраши­ваемого. Цель клинического интервью — получить све­дения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного — извлечь информа­цию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реа­гирует на отдельные компоненты информации (из мас­совой печати, лекции и т. п.). Причем текст информа­ции предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие — на периферии и что вовсе не осталось в памяти [165]. Так называемые ненаправленные интервью носят "терапевтический" характер. Инициатива течения бесе­ды принадлежит здесь самому респонденту, интервью лишь помогает ему "излить душу".

Нарративное интервью — направляемый интер­вьюером свободный рассказ, повествование о жизни. Текст такого повествования подлежит качественному анализу..

Наконец, по способу организации можно указать на групповые и индивидуальные интервью. Первые — это планируемая беседа, в процессе которой иссле­дователь стремится вызвать дискуссию в группе. Ме­тодика телевизионных встреч В. Познера напоминает данную процедуру. Сравнительно недавно в нашей практике начали пользоваться популярностью техни­ки квазиинтервью в "фокус-группах". По существу интервьюер выступает здесь инициатором и ведущим групповой дискуссии по заданной проблеме (напри­мер, переход к рыночной экономике или качества не­которого товара в прикладных исследованиях рын­ка).

Телефонные интервью применяют для быстрого зондажа мнений [105].

Опрос по анкете предполагает жестко фиксиро­ванный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируют­ся опрашиваемым либо наедине с самим собой (заоч­ный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой оп­рос).

Анкетные опросы классифицируют прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты выс­казываются в свободной форме. В закрытом опрос­ном листе все варианты ответов заранее преду­смотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный, или экспресс-опрос, применя­ется в обследованиях общественного мнения и содер­жит всего 3—4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых; Та­кие анкеты напоминают листы всенародных референ­думов. Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором — анкетер сам собирает заполненные листы. Групповое анкетирование отли­чается от индивидуализированного. В первом случае анкетируют сразу до 30—40 человек: анкетер собира­ет опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором — он обращается инди­видуально к каждому респонденту. Организация "раз­даточного" анкетирования, включая опросы по месту жительства, естественно, более трудоемка, чем, напри­мер, опросы через прессу, также широко используе­мые в нашей и зарубежной практике. Однако последние непредставительны в отношении опреде­ленных групп населения, так что скорее могут быть отне­сены к приемам изучения общественного мнения читате­лей данных изданий. Наконец, при классификации анкет используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентации и мнений, статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюдже­тов времени и т. д.

При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействи­ям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажения данных, связанных с эти­ми факторами, любую разновидность опросных мето­дов следует практиковать в сжатые сроки. Нельзя ра­стягивать опрос на долгое время, так как к концу оп­роса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении может передаваться опра­шиваемыми друг другу с какими-то комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов.

Независимо от того, прибегаем ли мы к интервью или анкетному опросу, большинство проблем, связанных с на­дежностью информации, оказывается для них общими.

 

Эксперимент

Социальный эксперимент выполняет две основные функции: достижение эффекта в практически-преобра­зовательной деятельности и проверка научной гипоте­зы. В последнем случае процедура экспериментирова­ния целиком сосредоточена на познавательном резуль­тате. Эксперимент выступает в качестве самого силь­ного способа проверки объяснительной гипотезы. В пер­вом же случае эксперимент нацелен на получение прак­тического эффекта управления некоторыми процессами. Познавательные результаты представляют здесь побоч­ный продукт управленческого эффекта.

Экспериментальный поиск эффективных приемов управления опасно смешивать с тем, что мы обычно на­зываем передовым опытом. Нововведения вообще не относятся к сфере научного экспериментирования, а к области практического применения нововведений. Здесь возникают многообразные социально-экономические, по­литические, социально-психологические, организаци­онно-хозяйственные проблемы, часто далекие от логики осуществления эксперимента с научно-познавательными целями.

Натурный эксперимент предполагает, вмеша­тельство экспериментатора в естественный ход со­бытий. Мысленный эксперимент — это манипулиро­вание с информацией о реальных объектах без вме­шательства в действительный ход событий

Контролируемый (валидный) эксперимент пред­ставляет попытку получить относительно чистый эф­фект воздействия экспериментальной переменной. С этой целью предпринимается тщательное выравнивание прочих условий, которые могут исказить результат вли­яния экспериментального фактора.

Выравнивание условий относится ко всем объектам, участвующим в опытах: экспериментальным и конт­рольным. Возможны (как мы далее увидим) экспери­менты без контрольного объекта, повторяющиеся не­сколько раз. Тогда выравниванию подлежат условия эк­спериментальных объектов в каждой серии опытов.

 

Тестирование

Тестом называют кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свой­ства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятия) групп и общностей.

По предмету исследования можно выделить три класса тестов: (а) общеличностные, с помощью которых фиксируют некоторую целостность психических свойств личности, (б) личностныеспециальные тесты, пред­назначенные для диагностики той или иной особой черты, характеристики, свойства субъекта (например, творческих способностей, уровня общей ответственности, самоконтроля и т. д. } и (в) групповые, предназначенные для диагностики групповых психических процессов — уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового психологического климата, межличностного восприятия, силы нормативного "давления" группы на ее членов и др.

Общие особенности психологических тестов опреде­ляются предметом изучения и спецификой применяе­мой техники. С точки зрения техни­ческих приемов, обычно выделяют четыре разновиднос­ти тестов: (а) так называемые объективные, преимуще­ственно аппаратурные, часто психофизиологические ис­пытания (например, измерение кожногальванического рефлекса служит индикатором эмоционального состоя­ния); (б) опросные методики или субъективные тесты, как, например, общеличностные тесты Г. Айзенка и Р. Кеттела. Эти тесты состоят из серии взаимоконтроли­рующих суждений о различных проявлениях лич­ностных черт с предложением испытуемому фиксиро­вать наличие или отсутствие данного свойства, черты, особенности поведения (так, один из индикаторов общей тревожности в тесте Айзенка: "Часто ли Вас беспокоит чувство, что Вы чем-то хуже других?"); (в) тесты "с ка­рандашом и бумагой", например, для диагностики внима­ния — вычеркивание определенных букв в тексте ("кор­ректорский тест") или вычерчивание оптимального выхо­да из лабиринта (оценка некоторых свойств интеллекта) и т. д.; (г) тесты, основанные на экспертной оценке пове­денческих проявлений испытуемых, например, активно используемая в практике отечественных психологов методика ГОЛ — групповой оценки личности

 

Орудия исследования

n анкета

n специальные устройства

Процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры:

I. Определение проблемы, задач и целей исследования.

1.1. Определение потребности в проведении маркетинговых иссле­дований.

1.2. Определение проблемы.

1.3. Формулирование целей маркетинговых исследований.

II. Разработка плана исследований.

II.1. Выбор методов проведения маркетинговых исследований.

II.2. Определение типа требуемой информации и источников ее получения.

II.З. Определение методов сбора необходимых данных.

II.4. Разработка форм для сбора данных.

II.5. Разработка выборочного плана и определение объема выбор­ки.

III. Реализация плана исследований.

III.1. Сбор данных.

III.2. Анализ данных.

IV. Интерпретация полученных результатов и их доведение до ру­ководства (подготовка и презентация заключительного отчета).

n открытые

не предусматривают перечень ответов и ограничений по ним

(без заданной структуры, подбор словесных и других ассоциаций, завершение рисунка, предложений, тематический апперцепционный тест)

n закрытые

предлагают ограниченный перечень ответов и имеют заданную структуру (альтернативный, выборочный, со шкалой Лайкерта, семантический дифференциал и др.)

Альтернативные вопросы. Альтернативные (дихотомические) вопросы — самый про­стой тип измерения на номинальном уровне. Они используются для отнесения от­дельных лиц, объектов, отношений или других ответов к одной из двух исчерпываю­щих, взаимоисключающих групп. Наиболее распространенная форма альтернативных вопросов — вопросы, требующие утвердительного или отрицательного ответа.

Вы видели рекламу жевательной резинки ВиЬЫе Уит перед покупкой товара?

Да_________ (1) Нет_________ (2)

Есть ли в вашей семье дети в возрасте до 18 лет, проживающие с вами постоянно?
Да_________ (1) Нет_________ (2)

Вопросы многовариантного выбора. Вопросы многовариантного выбора — это изме­рительные инструменты номинального уровня, предъявляющие респонденту три или большее количество исчерпывающих и взаимоисключающих категорий ответов. Эти вопросы используются для разбивки свойств респондентов или реакций на бо­лее узкие и сфокусированные категории, чем те, которые получаются с помощью альтернативных вопросов. Пример использования такого типа вопросов — сбор де­мографической информации.

К какой из следующих групп относится ваша семья по уровню получаемого общего годо­вого дохода?

До 15 000 долл. (1)
15 000-24 999 долл. (2)
25 000-34 999 долл. (3)
35 000-44 999 долл. (4)
45 000-54 999 долл. (5)
55 000 долл. и выше (6)

Графическая шкала и шкала в виде перечня пунктов. Сопоставляющие и не сопоставляющие оценочные шкалы могут быть представлены как в графическом (называемом иногда непрерывным) формате, так и в виде перечня пунктов.

Графическая оценочная шкала предлагает респонденту дать свою оценку, поста­вив отметку (галочку или крестик) в соответствующем месте линии, соединяющей два полюса шкалы. Линия может содержать числовые значения (вопрос Б) или не содержать их (вопрос А). Вариант Б дает респонденту возможность дать более точ­ный ответ. Например.

А. Поставьте пометку на линии, оценивая правдоподобие только что увиденного реклам­ного ролика в сравнении с другой рекламой пива. Пометку можно ставить в любом месте линии. Чем ближе она будет расположена к одному из концов линии, тем категоричнее ваша оценка правдоподобия рекламы.

Чрезвычайно Чрезвычайно

правдоподобен ___________________________________ неправдоподобен

Б. Поставьте пометку на линии, оценивая правдоподобие только что увиденного реклам­ного ролика в сравнении с другой рекламой пива. Пометку можно ставить в любом месте на линии. Чем ближе она будет расположена к одному из концов линии, тем категоричнее ваша оценка правдоподобия рекламы.

Чрезвычайно Чрезвычайно

правдоподобен____________________________________ _____неправдоподобен

О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Шкала в виде перечня пунктов. Конкретные рекомендации. Использование оце­ночной шкалы в виде перечня пунктов может обеспечить получение важной инфор­мации и возможность сделать глубокие выводы. Вы должны принять три решения относительно использования вопросов со шкалой в виде перечня пунктов для того, чтобы они, в конечном итоге, принесли пользу.

В какой степени вы удовлетворены (не удовлетворены) шампунем Рге11: обладает ли он свойствами, благодаря которым волосы легко расчесываются?

Удовлетворен (1)

Несколько неудовлетворен (2)

Отчасти неудовлетворен (3)

Очень неудовлетворен (4)

Чрезвычайно неудовлетворен (5)

Особые типы оценочной шкалы. Существует три особых типа оценочной шкалы в виде перечня пунктов, обычно используемых при проведении рекламных исследо­ваний: шкала семантического дифференциала, шкала Стейпела и шкала Ликерта.

Шкала семантического дифференциала6 широко используется при проведении рекламных и маркетинговых исследований. Наиболее распространенная форма се­мантического дифференциала предлагает респонденту оценить объект в баллах (от 1 до 7) по набору двухполюсных шкал, полюса которых описываются противополож­ными по смыслу прилагательными. Приведенные ниже шкалы оценки восприятия знаменитости, рекламирующей товар, служат примером шкал семантического диф­ференциала.

При использовании шкал семантического дифференциала важно учитывать два момента. Во-первых, шкала семантического дифференциала может быть совершен­но незнакома респондентам, поэтому необходимо дать четкие инструкции, как ста­вить пометки на шкале. Во-вторых, следует продумать, как именно антонимичные прилагательные будут размещены на шкале. Как видно из предыдущего примера, определения с правой стороны шкалы имеют и позитивную, и негативную окраску. Это увеличивает вероятность того, что респондент прочитает все определения, а значит меньше шансов, что, ознакомившись с первыми несколькими шкалами и об­наружив общий принцип, он заполнит остальные автоматически, не вдумываясь в смысл шкал. После анкетирования для облегчения анализа и представления данных всем прилагательным, имеющим положительную окраску, присваивают числа оди­наковым образом и размещают по одну сторону от центра шкал.

Шкала Стейпела — это упрощенный вариант шкалы семантического дифферен­циала. Стандартная шкала Стейпела представляет собой однополюсную одиннадца­тибалльную оценочную шкалу, значения на которой заключены в пределах от +5 до —5. Однако в отличие от шкал семантического дифференциала, значения шкалы Стейпела указывают, насколько точно одно-единственное прилагательное описыва­ет оцениваемый объект. Во врезке 13.2 показано, каким образом при использовании шкалы семантического дифференциала измеряется восприятие потребителями про­изводителей каш. Ниже продемонстрирован способ получения аналогичной инфор­мации с использованием шкал Стейпела.

Дайте свою оценку продукции компании Сепега1 МИЫ. Прочитайте каждое из ниже­приведенных высказываний. Рядом с каждым высказыванием расположен ряд чисел от — 5 до +5. Укажите, насколько точно или неточно каждое высказывание характеризует про­дукцию компании Сепега1 МШ$. Чем точнее высказывание характеризует продукцию, тем больше положительное число, которое вы должны обвести. Чем менее точна характери­стика, тем большее отрицательное число вы обведете.

Шкала Стейпела обладает тремя преимуществами по сравнению с традиционной шкалой семантического дифференциала. Во-первых, ее легче построить. Нет необхо­димости предварительно тестировать прилагательные или фразы, чтобы обеспечить подлинную антонимичность. Во-вторых, с ней легче работать. Для респондентов не составляет никакого труда понять, каким образом они должны давать ответ. В-третьих, исследование с использованием шкалы Стейпела можно провести по телефону, тогда как при использовании шкалы семантического дифференциала это сделать труднее.

Шкала Ликерта предлагает респонденту указать степень своего согласия или не­согласия с рядом утверждений. Для оценки восприятия потребителями компаний-производителей каш можно воспользоваться шкалой Ликерта. Например.

Прочитайте каждое из следующих утверждений. Затем сделайте на каждой шкале отметку, указывающую, в какой степени вы согласны или не согласны (если вы не затрудняетесь это сделать) с этим утверждением.

Обратите внимание, как пункты шкалы образуют континуум и как в инструкции к вопросу указаны обе его границы. К тому же отметьте, что использование в инст­рукции фразы "если вы не затрудняетесь это сделать" уменьшает предвзятость, яв­ным образом указывая на возможность дать нейтральный ответ.

Шкала Ликерта, в силу ряда преимуществ, широко используется в маркетинго­вых исследованиях. Ее легко составлять, с ней несложно работать. Вводные инст­рукции к вопросам шкалы Ликерта воспринимаются легко, поэтому ее можно ис­пользовать при почтовом или телефонном

Анкета.

Состоит из следующих частей:

I. Вступление цель, кто, зачем

II. Содержательная вопросы анкеты

III. Информационная. информация о респонденте

Определив тип анкеты, вы приступаете к созданию ее четырех основных состав­ных частей: введения, отсеивающей части, основной части, паспортички.

Введение

Главная задача введения — сообщить респонденту цель и задачи исследования и убедить его принять участие в опросе. Текст введения зависит от того, есть ли необ­ходимость в сокрытии цели исследований, а также от сложности исследования и степени деликатности собираемой информации. Цель введения — побудить респон­дента к сотрудничеству, уменьшая тем самым ошибку, связанную с отказом от отве­та (см. главу 6). Хотя тексты введений различных анкет отличаются друг от друга, существует несколько общих элементов.

Явное или косвенное указание на важность проводимого исследования. Введение
должно подчеркнуть важность исследования (т.е. убедить респондента в том,
что он недаром потратит время на заполнение анкеты) и важность получения
личного мнения респондента (это увеличит вероятность его участия).

Общая информация о причинах и целях исследования. Уровень детализации зави­сит от степени предполагаемого разглашения цели исследования.

Выраженное в явной форме приглашение к участию. Можно сказать во введении:
"Мы будем вам чрезвычайно признательны, если вы согласитесь поделиться
своими мыслями и чувствами..."

Заверение в том, что задача участвующего не слишком обременительна и не по­требует много времени. Вы говорите респондентам: "Вы сможете быстро и легко ответить на большинство вопросов. По нашим расчетам, заполнение анкеты займет у вас не более десяти минут".

Необходимость получения правдивых ответов. Например: "Мы заинтересованы
в получении вашего личного мнения. Не существует правильных или непра­вильных ответов..."

Заверение в конфиденциальности. Например: "Ваши ответы будут носить
строго конфиденциальный характер. Данные будут представлены в обобщен­
ном виде..."

Заверение в том, что это настоящее, реальное исследование. Например: "Мы
проводим исследования, чтобы изучить мнения таких людей, как вы. Это не
уловка агентов по продаже. Мы не пытаемся продать вам что-либо. Никто не
будет вам звонить впоследствии, предлагая купить что-либо".

Пространность пояснений во введении к анкете зависит от метода сбора данных. Введения к личному интервью или телефонному опросу обычно относительно неве­лики. В них вкратце сообщается причина исследований, приводятся заверения в конфиденциальности и в том, что анкета не преследует цели навязать покупку, и со­держится приглашение принять участие в исследовании. Например.

Доброе утро. Меня зовут Элиза МакКенна (Е1узе МсКеппа). Я представляю независимую компанию по маркетинговым исследованиям Е1у$е МсКеппа Магкепщ Кезеагск. Я — не менеджер по продажам, и не собираюсь навязывать вам какую-либо покупку. Мы прово­дим беседы с респондентами, чтобы понять их отношение к работе радиостанций города Сан-Диего. Руководители этих радиостанций чрезвычайно заинтересованы в изучении мнения таких людей, как вы. Они будут учитывать высказанные вами мысли при выборе музыки, приглашении к участию в передачах известных людей, размещении рекламы, "раскрутке" товара. Я хочу задать вам несколько вопросов. Заверяю вас, что опрос займет всего 10 минут, а то и меньше. Вы сможете быстро и легко ответить на многие вопросы. Помните, что не существует правильных или неправильных ответов. Все, что нам нуж­но, — это услышать от вас правдивые ответы. Само собой разумеется, что все ваши ответы будут носить строго конфиденциальный характер. Ваше имя не будет известно никому за пределами нашей компании.

Введения к анкете, рассылаемой по почте, или к другим самостоятельно запол­няемым анкетам более пространны и обстоятельны, так как интервьюер не присут­ствует при опросе и не сможет ответить на вопросы респондентов, например о зада­че исследований и последующем использовании полученных данных. К тому же, во введении к самостоятельно заполняемым анкетам (особенно почтовым) должны со­держаться четкие инструкции, куда отправить заполненную анкету. Введение к са­мостоятельно заполняемым почтовым анкетам обычно помещается на обложке или в сопроводительном письме.

Выборка

Выборкаподмножество, доля или часть, рассматриваемые в качестве представи­теля целого; небольшая часть чего-либо, предназначенная для демонстрации стиля, ка­чества и характера целого'.

Повышенная надежность допускает ошиб­ку выборки до 3%, обыкновенная — до 3—10% (довери­тельный интервал распределений на уровне 0,03—0,1), приближенная —от 10 до 20%, ориентировочная — от 20 до 40%, а прикидочная — более 40%.

Численность (объем) выборки зависит от уровня однородности или разнородности изучаемых объектов. Чем более они однородны, тем меньшая численность может обеспечить статистически достоверные выводы.

В зависимости от объема подвыборки существен­ность процентных различий определяется таблицей:

Объем подвыборок по их численности Значимая разность в % при ошибке не более 5 % Объем подвыборок по их численности Значимая разность в % при ошибке на более 5%
       
      6,3
  11,5   4,5
       

 

В. И. Паниотто приводит следующие расчеты репре­зентативной выборки с допущением 5-процентной ошибки.

 

Объем генеральной совокупности Объем выборки        
Объем генеральной совокупности Объем выборки        
Объем выборки, если гене­ральная совокупность ≥5000               625…
Фактическая ошибка при данном объема выборки, %                

Лекция 6

Товар и товарная политика

Вопросы для обсуждения

1.Товар в маркетинге

2. Товарный знак и его применение.

3. Осуществление товарной политики

4.Упаковка и маркировка

1 вопрос. Товар в маркетинге

В маркетинге товаром является всякая продукция в виде фи­зического объекта, услуги или идеи, которая предложена рынку для продажи или обмена. Это означает, что каждая фирма, преж­де чем выходить на рынок, должна создать и изготовить некото­рый продукт.

Товар с позиции маркетинга рассматривается в трех измерениях (многоуровневая модель товара Ф. Котлера):

 

Первый уровень – товар по замыслу – должен определить, какую проблему потребителя решит создаваемый товар. Задача состоит в том, чтобы выявить скрытые нужды потребителя, которые должны удовлетворяться товаров.

Второй уровень – товар в реальном исполнении – конкретный товар, обладающий 5 характеристиками:

- уровень качества,

- набор свойств,

- специфическое оформление,

- марочное название

- соответствующая упаковка.

Третий уровень – товар с подкреплением – представление доп. услуг и выгод применительно к продаваемому товару (доставка на дом, гарантия возврата денег, инструкции и т.д.)

Сточки зрения конечного применения можно выделить три главных вида товар а:

1. Потребительские товары.

2. Товары производственно – технического назначения (промышленные товары)

3. Услуги.

Потребительские товары приобретаются конечными потребителями для личного (семейного) потребления. На основе потребительских привычек покупателей эти товары классифицируются на:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.13 с.)