Лекция 4. Проектирование информационно – технологических сервисов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Проектирование информационно – технологических сервисов



 

Ключевые понятия курса. Цели и задачи проектирования информационно-технологических сервисов. Проектирование ИТ-услуг. Проектирование процессов, поддерживающих жизненный цикл услуг. Идентификация рисков и управление ими. Проектирование безопасности и отказоустойчивости IT-инфраструктур, оборудования, приложений, информационных ресурсов. Проектирование методов и метрик для измерений. Создание планов, процессов, политик, стандартов, архитектур и документов, которые будут способствовать проектированию качественных IT-решений, и управление ими. Развитие различных способностей и навыков в IT-области. Содействие улучшению качества услуг.

Основные аспекты проектирования ИТ-услуг. Проектирование решений, в том числе всех требуемых и согласованных функциональных требований, ресурсов и возможностей. Проектирование поддерживающих управленческих систем и инструментов, в частности Портфеля услуг для управления и контроля услуг в рамках их жизненного цикла. Проектирование технологий, систем и инструментов управления, необходимых для предоставления услуг. Проектирование процессов, необходимых для построения дизайна, внедрения, эксплуатации и улучшения услуг. Проектирование методов и метрик для измерения качества, эффективности и производительности услуг, архитектур и процессов.

Модели проектирования. Бизнес-модели предоставления услуг как основа выбора модели проектирования: аутсорсинг (outsourcing); ко-сорсинг (co-sourcing); партнерство или мультисорсинг (partnership or multisourcing); аутсорсинг бизнес-процессов (Business process outsourcing); предоставление услуг прикладного уровня (application service provision); аутсорсинг управления знаниями (knowledge process outsourcing или KPO). Подходы к разработке ИТ-услуг: традиционное проектирование, быстрая разработка (RAD). Покупка готовых решений.

Процессы и деятельности в рамках этапа проектирования услуг (сущность, цель, входы и выходы, основные деятельности и ключевые показатели эффективности): управление каталогом услуг, управление уровнем услуг, управление мощностями, управление доступностью, управление непрерывностью услуг, управление информационной безопасностью и управление поставщиками.

Четвертая лекция курса «Проектирование информационно-технологических сервисов» посвящена знакомству с информационно-технологическими сервисами и их проектированием. В данной лекции приводятся определение ключевых понятий, общие сведения о принципах информационно-технологических сервисов, их проектировании.

Успех внедрения информационных систем на предприятии определяет качественное проектирование ИТ-инфраструктуры. Создание глобальной информационной инфраструктуры на предприятии за счет внедрения ИТ-сервисов и программных решений предполагает целый комплекс предварительных мероприятий. В их число обязательно входят проектные работы, составление стандартов и регламентов взаимодействия подразделений организации, техническое и программное обеспечение рабочих мест и обучение персонала. Основой успеха внедрения и дальнейшей эксплуатации ИС на предприятии, в первую очередь, является качественное проектирование ИТ-инфраструктуры.

В рамках оказания услуги проектирования ИТ-инфраструктуры предусмотрено: 1) сбор и анализ информации об объекте для формирования целостного представления о потребностях в информационных сервисах заказчика; 2) разработку стратегий реализаций проекта и составление его технико-экономического обоснования; 3) подготовку технического задания; 4) составление технического проекта и комплекса мер по его реализации; 5) разработку рабочей документации и регламентов для эксплуатации.

Таким образом, далее необходимо определить компоненты ИТ-инфраструктуры, параметры функционирования которых определяют значение параметра бизнес-сервиса.

В рамках эксплуатации сервиса необходимо выполнять контроль параметров качества сервиса. Контроль может быть оперативный и аналитический. Под оперативным контролем подразумевается устранение инцидентов, вызвавших снижение согласованных показателей качества сервиса, а под аналитическим – регулярный сбор и анализ отчетности о качестве сервиса, устранение проблем, ухудшающих предоставление сервиса, а также разработка корректирующих действий.

Аутсорсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника и/или ресурса) — передача организацией, на основании договора, определённых видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области. В отличие от услуг и поддержки, имеющих разовый, эпизодический или случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг обычно передаются функции по профессиональной поддержке бесперебойной работы отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года).

Аутсорсинг позволяет повысить эффективность предприятия в целом и использовать освободившиеся организационные, финансовые и человеческие ресурсы для развития новых направлений или концентрации усилий, не требующих повышенного внимания.

Мультисорсинг - использование нескольких аутсорсеров в рамках одного проекта. Например, вы передаете ведение IT-направление своей компании не одной, а нескольким компаниям, которые работают в тесном сотрудничестве между собой.

Косорсинг (от английского: cosoursing) – это организация рабочего процесса контроля путём разделения полномочий между подразделениями компании и внешней организацией. Косорсинг иногда характеризуют как частичный аутсорсинг.

Под инсорсингом понимается разновидность аутсорсинга, при которой подрядчиком выступает дочернее или аффилированное юридическое лицо. Иначе говоря, единственная компания — инсорсер — реализует абсолютно все функции генерального подрядчика. На рис.4.1 показана взаимосвязь различных видов сорсинга и организации.

 

 
 

 

 


Рис. 4.2 Взаимосвязь различных видов сорсинга и организации

Технологию RAD целесообразно применять, когда четко определены некоторые приоритетные направления разработки проекта: 1) необходимо выполнение проекта в сжатые сроки; 2) нечетко определены требования к ПО; 3) проект выполняется в условиях ограниченности бюджета; 4) возможно разбиение проекта на функциональные компоненты; 5) низкая вычислительная сложность ПО.

RAD (от англ. rapid application development — быстрая разработка приложений, рис. 4.2) — концепция создания средств разработки программных продуктов, уделяющая особое внимание быстроте и удобству программирования, созданию технологического процесса, позволяющего программисту максимально быстро создавать компьютерные программы.

Практическое определение: RAD — это жизненный цикл процесса проектирования, созданный для достижения более высокой скорости разработки и качества ПО, чем это возможно при традиционном подходе к проектированию. С конца XX века RAD получила широкое распространение и одобрение. Концепцию RAD также часто связывают с концепцией визуального программирования.

 

RAD Каскад

время ресурсы функциональность

функциональность время ресурсы

 

Рис. 4.2 Сравнение RAD и Каскадного подхода

Таким образом, технология быстрой разработки приложений (RAD) позволяет обеспечить: 1) быстроту продвижения программного продукта на рынок; 2) интерфейс, устраивающий пользователя; 3) лёгкую адаптируемость проекта к изменяющимся требованиям; 4) простоту развития функциональности системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.006 с.)