Тема №8. Музично-ритмічні рухи та гра на дитячих музичних інструментах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №8. Музично-ритмічні рухи та гра на дитячих музичних інструментах.



 

План

1. Характеристика діяльності музично-ритмічних рухів.

2. Підготовка вчителя до організації музично-ритмічної діяльності учнів на уроці.

3. Прийоми використання рухів на уроці.

4. Музично-ритмічна діяльність у молодших класах.

5. Рухливі вправи на початковому етапі музичного виховання.

6. Мета та завдання інструментальної діяльності.

7. Характеристика дитячих музичних інструментів та їх введення на уроці.

 

 


Основна література

1. Амлінська Р.С. Музичні інструменти-іграшки. -К., 1986.

2. Ананченко Т.В. Из опыта работы по формированию гармонического слуха у младших школьников. / Музыкальное воспитание в школе. - М., 1986. -Вып.17.

3. Баренбойм Л.А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. -Л., 1970.

4. Ветлугина Н.О. Музичний розвиток дитини. - К., 1978.

5. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. - М., 1973. - Вьш. 1.

6. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). -М., 1984.

7. Теплов В.М. Психология музикальних способностей // Изб. труды -М., 1985.-Т.1.

8. Яновская В. Ритмика. - М., 1979.

Додаткова література

1. Апраксина О.А. Из истории музикального воспитания: Хрестоматия. -М., 1990.

2. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей. // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М., 1973.

3. Бяртенева Л.Б. О музыкальной грамотности школьников. / Музыкальное воспитание в школе. - Вьш. 15., - М., 1982.

 

Стислий зміст лекції

 

Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку,используя прихлопы, притопы, выразительные действия с предметами. Им свойственно ощущение единства музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребёнка в процессе музыкально-ритмической деятельности. Наряду с другими видами деятельности музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Воспитательное значение движений под музыку проявляется в том, что они активизируют чувство ритма, срособствуют углубленному освоению музыкального материала. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведений.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи.

Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанных направления.

Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений под­чинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний.

Второе дает правильные двигательные навыки: ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая); шага (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробный, хо­роводный); поскоков (легкие, энергичные); кружения на носках, сочетания поскока с пружинящим шагом; движе­ния рук (мягкие, энергичные); хлопков (в ладоши—тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна от другой, скользящие «тарелками»); построения и перестроения;

движения с предметами (с мячом, ленточками, флажка­ми); элементов танца (русского—хороводный, дробный, переменный шаг, шаг с притопом, полуприсядка, припадание, «ковырялочка»; украинского—голубец, припадание боковое, кружение; белорусского—основной ход танцев

«Лявониха», «Крыжачок», движение польки в танцах «Бульба» и «Янка»; бального—боковой галоп, шаг поль­ки, вальсообразные движения, элементы характерного сов­ременного детского бального танца).

Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавли­ваться, менять движение и т. д.

Подготовка учителя к организации музыкально-ритмической деятельности школьников на уроке.

Готовясь к уроку, педагог подбирает музыкальный ма­териал так, чтобы он и по тематике и по двигательным навыкам отвечал теме урока, углублял и закреплял кон­кретные музыкально-слуховые представления, музыкальные знания. Немаловажным является вопрос, когда на уроке лучше использовать движения, какие из них целесообраз­нее предложить детям в начале, середине урока.

Качество выполнения учащимися движений зависит от понимания ими музыкального образа, а также выразительного исполнения произведения учителем. Материал ему необходимо знать наизусть. Ведь во время движения надо следить за учащимися, видеть и исправлять их ошибки.

Все движения учитель должен показать детям, особен­но учащимся I и II классов, так как одно лишь объяснение не дает положительных результатов. Показ движений ак­тивизирует эмоциональную реакцию на музыку.

В процессе разучивания движений используется образ­ное слово, пояснение, стихотворный текст. Яркое сравнение при объяснении движения помогает учащимся правильно и выразительно его исполнить. Например, слова «Вдоль по бережку лебедушка плывет» помогают им осознать выра­зительность хороводного шага. Текст песни дает возмож­ность детям глубже почувствовать содержание музыки и подсказывает ее структурные особенности.

При организации движений под музыку необходимо широко использовать технические средства обучения. Это позволяет познакомить учащихся с новым звучанием уже известного произведения, дает возможность педагогу сле­дить за качеством исполнения движений и при необходи­мости корректировать их. Кроме того, используя ТСО, учитель может участвовать в процессе совместного творче­ства (например, при создании музыкально-игрового обра­за, инсценировании песен). Готовясь к уроку, педагог решает, какие произведения лучше использовать в грамза­писи, в чем будет выражаться его роль в совместном твор­честве со школьниками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.005 с.)