Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ролевая теория личности и проблема социализации
а) Социальная позиция – социальный статус. В современной социологии большое значение для типологизации личности приобретает ролевая теория личности. Основу этой теории составляет признание факта предписанности поведения человека в соответствии с местом, которое он занимает в обществе. Место действующего лица в системе общественных отношений называется социальной позицией. Каждый человек занимает в обществе многие, самые различные позиции, которые предполагают определенные права и обязанности (рабочий, студент, учитель, брат и т. д.). Каждая из этих позиций и составляет социальный статус индивида. Положение в обществе определяется совокупностью статусов, которые занимает индивид. Но только один из них является главным. Очень часто главный статус определяется работой, делом, определяющим смысл жизни человека, приводящим его к успеху: учитель, врач, бизнесмен, композитор, фотомодель и т. д. К главному статусу может быть отнесена и позиция человека, определяемая приобретенными или врожденными качествами человека, определяющими его образ жизни, часто связанный с общественной репутацией, общественным мнением (бывший заключенный, гомосексуалист, «лицо кавказской национальности»). Различаются статусы приобретенные (писатель, банкир, президент) и предписанные (связаны с национальностью, полом, местом рождения и т. п.). Некоторые социальные статусы сочетают элементы достигнутого и предписанного (сын алкоголика или сын академика). Будучи однажды полученным, новый статус становится частью личности. Если социальный статус обозначает позицию, занимаемую индивидом в системе социального действия, то ожидаемое поведение, которое ассоциируется со статусом, составляет содержание социальной роли. Иногда говорят о ситуативном статусе (пассажир, болельщик и т.п.). б) Социальная роль. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в определенной системе. Понятие социальной роли было введено в социологию американскими социологами Р. Липтоном и Дж. Мидом. Социальная роль проявляется как нормативная система действий, ожидаемая от индивида в соответствии с его социальной позицией (положением, статусом), т. е. местом в конкретной системе социальных отношений.
Каждый статус включает многие роли. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. В нем можно провести различия между формальными и неформальными ролевыми ожиданиями. К первым могут быть отнесены законы, подписываемые контракты, должностные инструкции, ко вторым – этические нормы, этикет, мода и т. п. Реакции, которые могут последовать по отношению к нарушителям ролевых ожиданий, также классифицируются как формальные и неформальные. Это может быть осуждение в соответствии с уголовным законодательством или моральное осуждение. а) Проблема социализации индивида. Определяющим звеном между целями общества и личности выступает та или иная социальная система. И здесь мы сталкиваемся с проблемами социализации индивида. Социализация – это процесс включения (интеграции) индивида в общество, в различные типы социальных общностей посредством усвоения им элементов культуры (субкультуры), социальных норм и ценностей, институциональных норм и принципов, на основе которых формируется социально значимые черты личности. Процесс социализации продолжается в течение всей жизни. В этом смысле он бесконечен, хотя люди могут застрять на одной из фаз развития. Процесс социализации наиболее интенсивно происходит в детстве и юности, но и в среднем, и пожилом возрасте происходит развитие личности. б) Что же такое личность? Личность есть саморазвивающаяся система и как любая система подчиняется системным законам развития. На входе такая социальная система как личность получает из окружающей среды информацию, а на выходе осуществляет деятельность и поведение, имеющие целью обеспечить, сохранить и развить систему, обеспечить ее самореализацию. Социологические теории, представляющие личность как совокупность общественных отношений, не всегда учитывают внутреннюю активность человека, являющуюся источником ее саморазвития, и механизм ее взаимодействия с окружающим миром. Однако личность имеет и свои внутренние законы развития, и человек часто отказывается принимать устоявшиеся нормы и правила, несмотря на предусмотренные обществом санкции поощрения и наказания. Собственно говоря, внутренняя активность личности и обеспечивает избирательность по отношению к сложившимся в обществе социальным нормам и ценностям. Это избирательность может способствовать возникновению отклоняющегося (девиантного) поведения, о котором мы говорили выше и которое может носить для общества как негативный, так и позитивный характер.
С этих позиций мы можем дать следующее определение личности. Личность есть человек как саморазвивающаяся система, регулирующая свои отношения с окружающей средой в процессе удовлетворения потребностей и интересов на основе усвоенных социальных ценностей, норм и правил с целью самосохранения и самоутверждения в общественной системе.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.006 с.) |