Сущность и генезис социализации детей, подростков и юношества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и генезис социализации детей, подростков и юношества.



С незапамятных времен человечество обращало свой пристальный взор на проблему формирования и развития подрастающего поколения с целью отыскания оптимальной ниши в обществе, попав в которую ребенок смог бы сделать все то, на что способен. Проекты организации общества занимали видное место в сочинениях Демокрита, Платона, Аристотеля и других древнегреческих философов. Таким образом, со времен древних греков осуществляется поиск гармонической системы механизмов возделывания души и тела детей, подростков и юношества, их "очеловечивания".

Многогранный процесс "очеловечивания" человека включает в себя как биологические предпосылки (филогенез), так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду (онтогенез) в результате активного взаимодействия между ним и окружающим социальным миром. В процессе этого взаимодействия осуществляется социальное признание; социальное общение; овладение навыками практической деятельности, включая, как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав, обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоническое развитие. Иначе говоря, осуществляется социализация человека.

Существование человека, равно как и низкоорганизованного животного, обусловлено основными потребностями: физиологическими, сериальными и идеальными (познавательными). (304). Для удовлетворения этих потребностей человек, как и животное, обладает определенными врожденными регулирующими механизмами, инстинктами. Однако, различие между человеком и животным заключается в том, что у животного поведение в основном регламентировано врожденными механизмами, в то время как у человека поведение, обусловленное врожденными механизмами, развито слабо, человек преимущественно осуществляет свою деятельность с целью удовлетворения своих потребностей. Отсюда, у животных преобладает стереотипное поведение, а у людей вариабельное.

"Наличие незакрепленного в биологической структуре человека приводит к тому, что в процессе развития отдельного индивида поведение, необходимое для удовлетворения органических потребностей (и вторично возникающих духовных, культурных и других потребностей) в значительной степени должно вырабатываться путем научения. Научение (а не биологическое созревание) становится главным механизмом онтогенеза. Вследствие этого научение является важным процессом, лежащим в основе социализации". (83, с.74).

В ходе социализации можно выделить отдельные этапы. Для каждого из них характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в систему ценностей. Новые потребности играют роль ведущих на своем этапе развития. При этом уже сформировавшиеся потребности и соответствующие им ценности, воплощающие целостный опыт жизни, под влиянием новых потребностей и формирующихся ценностных установок начинают обогащаться, что находит свое проявление в переструктурировании, иерархической переорганизации уже имеющегося опыта по отношению к новому системообразующему фактору.

Само стремление к удовлетворению новых потребностей должно реализовываться через новый вид активности, в холе которой происходит расширение возможностей человека. Новые потребности выводят человека в новую проблемную ситуацию, разрешение которой идет через осмысление ее сквозь призму уже имеющегося опыта. При этом прошлый опыт. сопрягаясь с новой ситуацией, переходит для личности в новое качество.

Социализация предполагает непрерывное социальное воспроизводство посредством научения и выполнения различных социальных ролей и превращения их во внутренние структуры человеческой психики. Интериоризация обуславливает мотивационное ядро личности в процессе приобретения социального опыта.

Б.Н.Дукович (103, с.58) выделяет три основных уровня формирования мотивов в процессе социализации, три слоя во внутренней, психологической структуре личности.

1. Функционально-ролевой слой, т.е. мотивы, обусловленные нормативным поведением человека в социальной среде и определяемые в основном полом, возрастом, профессией и статусом.

2. Слой социального характера, т.е. мотивы, определяемые характерологическими чертами личности (общительность. замкнутость, адаптивность, система симпатий и антипатий); они выступают как Факторы внутренней организации поведения и способствуют формированию устойчивых социальных позиций.

3. Мотивы, определяемые интериоризованными принципами жизни, мировоззренческими установками личности, составляющие нравственное ядро личности, обеспечивающее ее единство и стабильность.

Таким образом, именно потребностно-мотивационная сфера индивида является ядром его социализации в процессе которой происходит активное творческое опредмечивание и присвоение человеком норм современного ей.

Для социализации характерно принятие и человеческих ценностей; владение языком и необходимыми социальными навыками. осуществление прав и обязанностей в разнообразных социальных взаимодействиях и т.п. В процессе социализации происходит преобразование социального опыта в собственные установки, ценности, ориентации, усвоение социальных норм, ролей, навыков и т.п.

Процесс социализации индивида осуществляется на трех уровнях; биологическом, психологическом, социально-педагогическом.

1. Биологический уровень. Это связь организма человека с окружающей его средой. Человек, равно как и любое растение, так и животное, лишь часть космоса и его отношения с другими людьми детерминировано как социумом, так и природой космоса. Так Физиологические процессы человека прямо зависят от Фазы Луны и, вероятно, явлений происходящих в космосе.

Сравнительно недавно американским ученым С.Крейном (26, с.159) установлен чрезвычайно интересный факт; в полностью разобщенных нервных клетках ствола мозга помещенных в питательный раствор сохраняется спонтанная электрическая активность. Клетки мозга продолжают генерировать прежние, присущие им электрические импульсы. Откуда такой автоматизм ответить пока затруднительно, но не исключено, что формирование внутренней ритмики мозга произошло не без влияния внешних космических ритмов.

Связь организма с окружающей средой отмечают и этнографы, описывающие взаимоотношения людей в определенной культурной общности, и Физиологи, исследующие процессы нервной системы. Так У.Р.Эшби установил, что автономность вегетативной нервной системы относительна. То есть, временами она объединяется с регулирующими механизмами более высокого порядка, имеющими ярко выраженный социальный оттенок. В этом случае акты поведения организма объединяются в более обширные комплексы вплоть до случая, когда человек, например, в определенных критических ситуациях. даже при включении сознательной деятельности, оказывается в полном противоречии с окружающей средой.

Например, при ненамеренном нарушении признанного "табу" у истинного мусульманина при известии о том, что он съел свинину может наступит рвота, даже если пища уже давно покинула пищеварительный тракт. Рвота - вегетативная реакция на "грешную" пищу. Аналогичный механизм лежит в основе так называемой "voodoo смерти", описанной М.Нид, наблюдавшей это явление, связанное с нарушением установленных "табу" или норм поведения среди негров Антильских островов. (219).

Таким образом, рассмотрение отношения "организм окружающая среда" с точки зрения социализации показывает, что здесь мы можем говорить о социальной детерминации этих реакций человека.

2. Психологический уровень. В процессе социализации выделяется две стороны личности - как субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало индивида, процесс активного воздействия на себя (самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность). Интересными в этой связи представляются взгляды К.Хорни (386, с.158-161). Центром ее теоретических размышлений, соприкасающихся с психологическим аспектом социализации, является проблема "самореализации" (так ярко проявляющаяся в сфере досуга). Она апеллирует к внутреннему миру личности, к сознанию человека, пытаясь выявить то сущностное ядро человеческого существа, которое составляет уникальность личное. и которое должно получить всестороннее развитие в процессе "самореализации" ее скрытых природных задатков. В этой связи она предлагает свое толкование структуры личности, выделяя в ней такие внутрипсихологические образования, как "актуальное Я", или "эмпирическое Я", "идеализированное Я" и "реальное Я", обращаясь, таким образом, непосредственно к человеческой "самости". При этом под "актуальным Я" понимается личность в данный момент своего существования со всеми ев телесными и духовными атрибутами, здоровыми и невротическими тенденциями развития. "Идеализированное Я" то, чем личность является в своем иррациональном воображении или чем она должна была бы быть в соответствии со своими внутренними невротическими стремлениями. "Реальное Я" первоначальная сила. благодаря которой осуществляется индивидуальное развитие человека, "живой, уникальный, личностный центр" человеческого существа, то, что каждый индивид хочет найти в себе. Отметим, что "самости", в процессе проявления которых социализируется индивид. наиболее ярко демонстрируются индивидом в сфере досуга.

Человек, как объект общественных отношений это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Это та часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом. В результате этого взаимодействия у индивида складывается иная форма отражения, познания, осмысления, обобщения условий и факторов его жизни. И, как результат, образуются новые потребности, мотивы, установки, привычки и т.п., формируется личность.

Таким образом, процесс социализации человека в существенной мере выступает как результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого человека, а второй логикой развертывания внешних, по отношению к нему, проблемных ситуаций. По сути дела, здесь мы сталкиваемся со случаем самореализующихся адаптивных систем, включенных через внешние связи в социум. Развитие этих связей означает расширение функциональных возможностей человека, как за счет расширения числа элементов его опыта, так и через усложнение структурных отношений между этими элементами.

3. Социально-педагогический уровень. Это связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп, когда ребенок ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания. Так, на фоне социальной активности общественных институтов, с одной стороны, и индивида, с другой, осуществляется принятие или отторжение индивидом требований общества.

Включенность в обозначенные выше уровни обуславливает пространственно-временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни человека. Распространение процесса социализации на всю жизнь детерминировано тем, что в современных условиях сам социум, условия жизнедеятельности человека меняются настолько быстро, что он вынужден постоянно изменять свои требования к себе и меняться сам, должен постоянно корректировать ход своего развития, исходя из планируемого образа своего будущего. Само это будущее выступает как объект, проектируемый самим человеком. Для того же, чтобы эту задачу решить, человек должен научиться выбирать и лаже "конструировать" проблемные ситуации, которые помогут ему достичь поставленной цели.

Таким образом, высокие темпы развития означают не просто адаптацию к новым условиям, а постоянную подготовку себя к будущему, которого пока еще в явном виде нет, которое существует пока лишь как некоторая тенденция. Возникает такая ситуация, когда осознание как бы расщепляется на два уровня; первый из них связан с перспективным образом будущего (уровень стратегического планирования) и несет в себе отдаленные цели; второй уровень текущего, тактического планирования связан с постановкой тактических целей. Важной особенностью этого уровня является то, что содержание задач определяется не только текущей ситуацией и потребностями. Их содержание и форма во многом вытекают из образа будущего. Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом социализации являются все новые и новые качества, которые приобретают люди в процессе социальной жизни, вступая в различные все новые и новые связи с другими людьми, общностями, системами. Поэтому, рассматривая социализацию (от латинского слова processus продвижение) как непрерывный процесс, нельзя ограничивать ее стадией завершения каким-то определенным состоянием.

Процесс социализации индивида продолжается до тех пор, пока не завершается его социальное существование. Отсюда можно говорить лишь об интенсивности социализации в различные периоды жизни человека.

В детстве, благодаря чрезвычайной чуткости нервной системы, наиболее интенсивно происходит усвоение знаний, норм общения, простейших видов деятельности.

Мир ребенка, первоначально ограниченный размерами детской кроватки, постепенно раздвигается до размеров комнаты, квартиры. И по мере его увеличения растет число лиц и предметов, с которыми ребенок вступает в контакт.

Ребенок, подросток, юноша впитывают в себя меру социальности, заключенную в вещах не сразу, а постепенно; она как бы "выкачивается" ими по мере развития и усложнения различных видов деятельности, при которых каждая вещь высвечивается множеством граней. И, что особенно важно, вся социальная система работает на этот процесс. В этой связи детско-юношеский возраст можно обозначить как период гиперсоциализации, который, однако, делится на ряд стадий.

В процессе опытно-экспериментальной работы с целью полного представления качественных особенностей социализации детей в досуговой пространственно-временной среде, группой экспертов составлялись монографические портреты детей, подростков и юношей (девушек). При этом были использованы критерии социального самочувствия индивида (уровень эмоционального комфорта, физического развития, нравственного самосознания, интеллектуальной самооценки, притязании на преуспевающее положение в группе и др.), с одной стороны, и возможности влияния на него социальных сил (возможность корректировки эмоциональных реакций, активизации восприятия и присвоения общественных ценностей, коррекции способов поведения, научения. расширения характера мыслительной деятельности, повышения трудовой активности и т.п.), с другой. На основе качественно-количественного анализа монографических портретов было выделено шесть стадий социализации детей, подростков и юношей (девушек).

1. Биоэнергетическая (пренатальная) стадия социализации, когда, сначала на биоэнергетическом уровне, а с 3-5 месяцев эмбрионального развития и на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха, то есть самостоятельно!) происходит "освоение" ребенком мира, а в известных случаях и научение младенца, например, восприятию музыки или разговорной речи. Так, экспериментально доказано, что когда беременная женщина строго соблюдает определенный режим приема пищи, родившись, ее ребенок начинает криком требовать кормления грудью точно в те часы, в которые принимала пищу во время беременности его мать. То есть, еще в утробе матери у ребенка Формируется прочный условный рефлекс на время приема пищи происходит акт социализации. Особое значение внутриутробному развитию придает православная религия. В "Житиях Святых" Л.Ростовского много говорится об особой нравственной атмосфере, которая должна быть в семье, когда женщина ждет прихода в мир нового существа. А осознание возможностей воздействия на плод побудило древних китайцев к созданию пренатальных клиник, где будущие матери проводили период беременности, целенаправленно передавая плоду свою физическую, эмоциональную и ментальную энергию.

2. Идентификационная стадия социализации ребенка до 3-х лет. Этот период отождествления себя со всем, что окружает ребенка, от кресла, которому "больно" от того что но нем сидят, до мамы, смех которой вызывает немотивированный восторг, заставляющий забыть про еще не высохшие на щеках ребенка слезы. Это период становления и функционирования так называемого "сенсомоторного, доречевого, практического интеллекта" (Х.Пиаже). Вся психическая деятельность ребенка этого возраста состоит из восприятий внешней действительности и моторных реакций на нее. Нет еще ни речи, ни мышления как таковых. На все вопросы и просьбы ребенок этого возраста, как правило, отвечают "нет", но за этим "нет" стоит стремление обратить на себя внимание, латентное желание быть наученным, спросить и получить похвалу от близких взрослых. Социализаторская задача взрослых направлять ребенка этого возраста.

3. Коррекционная стадия социализации 3-5 летнего ребенка - характеризуется предпонятийным интуированным мышлением, стремлением посредством получения ответа на постоянно звучащий из уст ребенка вопрос “почему?”, соответствовать нормам и правилам повеления других(в особенности близких) людей. Это период активного научения ребенка взрослыми при опоре на референтную единицу. Это период зарождения целенаправленной совместной деятельности детей в процессе которой приобретается опыт руководства другими детьми, а также опыт подчинения.

4. Экспансивная стадия социализации 6-10-летнего ребенка характеризуется его стремлением расширить свой социальный кругозор, а узнаваемое срочно распространить во все поры своего существования. Это период конкретных операций. Активная и участливая поддержка такой экспансии из вне, как правило, дает обильный урожай. У ребенка формируется самооценка, отношение к себе и. как результат, требования к самому себе. Социализаторская задача взрослых объяснять социальные явления, вскрывать причинно-следственные связи.

5. Конвентивная стадия подростка 11-15 лет характеризуется взрывоопасностью. Подросток ищет выход из постоянно возникающих конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к друзьям, родителям. другим взрослым, устанавливается система социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую ценность представляет мнение товарищей. С ними совместно решаются все проблемы и вырабатывается жизненная позиция. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте. что во имя признания товарищей подросток готов на многое он может поступиться своими взглядами и убеждениями и совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное значение для подростки имеет его положение в семье, которое при благоприятном морально-психологическом климате может активно на него воздействовать. Социализаторская задача взрослых подсказывать подростку, акцентируя его внимание на возможных последствиях.

6. Концептуальная стадия социализации юношество (16-20 лет) характеризуется выходом в самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане. Романтическая любовь подчас затмевает все на свете и тогда мир воспринимается сквозь призму этих отношений. Юношеский возраст выгодно отличается от всех предыдущих самостоятельностью в формировании целостной системы взглядов, оценок, ценностных ориентаций и установок. Это период, котла без согласия самого индивида любое воздействие на него неэффективно. Социализаторская задача взрослых должна ограничиваться советом, но с напоминанием об ответственности за слова и поступки. Рассмотрим социализацию детей, подростков и юношества во всех ее аспектах. (Заметим, что далее речь пойдет только о 3-6 этапах социализации, что связано с возможностями организации группового и массового досуга детей лишь с определенного возраста.).

Социализация подрастающего поколения происходит в конкретном обществе в определенный исторический период. Отсюда социализация в рабовладельческом обществе существенно отличается от социализации в феодальном обществе и по форме, и по механизмам, и по критериям. В процессе социализации происходит становление в ребенке именно тех свойств и качеств, которые обусловлены данным обществом в котором он живет.

Социализацию нельзя отождествлять с развитием личности, которое происходит и вне общества, например на необитаемом острове (конечно в известных временных пределах). Так, человек, попавший на необитаемый острее (в случае выживания) неизбежно выступает в новом для него качестве повара, плотника, охотника и т.п., то есть развивается.

Социализацию нельзя также сводить и к воспитанию. Бесспорно, суть воспитания состоит в построении таких взаимосвязей детей с обществом, которые обеспечивают их социализацию, т.е. овладение ими совокупностью общественных норм и отношений к окружающему миру: к обществу, людям, себе.

Более того, в настоящее время воспитание рассматривается в двух аспектах. Воспитание в узком смысле означает процесс целенаправленного воздействия на развитие личности в целях полготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Воспитание в широком смысле это воздействие на человека всей социальной действительности с целью усвоения им социального опыта.

И в первом и во втором случае воспитание предполагает односторонний целенаправленный процесс. Воспитание есть сознательная, целенаправленная и институированная форма опредмечивания и присвоения ценностей. Социализация же основана на двусторонней активности, ибо. как точно заметил К.Маркс: "Человек также творит общество, как общество творит человека". Социализация практика, где индивид более автономен, независим, имеет поле для собственного мышления и творчества, это отличает социализацию от воспитания.

Традиционно выделяется две формы социализации подрастающего поколения: направленная (целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная). Направленная форма социализации это специально разработанная определенным обществом система средств воздействия на человека с тем, чтобы сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества. Ненаправленная, или стихийная Форма социализации это как бы автоматическое Формирование определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.

При этом следует отметить, что любой социальный институт, будь то школа, семья или любительское объединение могут воздействовать на ребенка, подростка, юношу как целенаправленно, так и спонтанно, все зависит от программы деятельности того или иного социального института в данный момент.

Социализация осуществляется посредством целого набора средств, основным из которых является норма. Собственно с соблюдения нормативов и начинается социализация ребенка. Нормирование человеческого поведения осуществляется всеми, без исключения, функциональными подразделениями общества. Правовая и моральная норма сопровождают человека на всех стадиях социализации. Действие социальных норм в качестве средства состоит; а) в установлении типов общественно-значимого повеления; б) в установлении границ, в пределах которых индивидуальное поведение служит осуществлению целей общества.

Вслед за нормой ребенок, подросток, юноша ориентируются на эталоны и стереотипы. Эталоны, которые человек применяет в качестве "мерки", оценивая окружающих его лиц, являются персонифицированным выражением его нравственно-эстетических и антрополого-психологических требований к людям. Это его более или менее осознаваемые представления о том, как должны выглядеть внешне и как должны себя вести, выполнять разные обязанности и использовать свои права люди, входящие в конкретную социальную общность мальчики, девочки, подростки, юноши, учащиеся, работающие и т.п.

Эталоны обусловлены личным опытом человека, выработанным общественными нормами, воздействием идеалов и т.п.

Эталон формируется и модифицируется в течении всей человеческой жизни. Так, скажем с возрастом меняется отношение человека к себе друзьям.

Стереотипы более устойчивы, чем эталоны. Стереотип это стандартизированное представление о чем-либо. Наряду с негативными сторонами: консерватизм в мышлении; упрощенность в подходе и оценке какого-либо явления, стереотипы имеют свои положительные стороны; наличие неких "матриц" в суждениях и сценках, избавляющих (в особенности подростков и юношество) от комплексов несостоятельности, неполноценности; способность быстро ранжировать те или иные явления; стереотип, наконец, лает психологическое равновесие.

Целенаправленными средствами механизма социализации являются стандартизация и мода, особую актуальность они приобретают с подросткового возраста. Осуществляя свою формообразующую функцию, они участвуют в превращении внешней социальной детерминации во внутренние структуры и мотивы действия. Мода и стандартизация выступают как ближайшее "поле" предметности, выполняя роль посредника между человеком и вещью. Стандартизация выступает также как регулятор общежития членов конкретного общества, например, в виде правил приличия, освобождая их от излишней выборности.

Стремление к самовыражению посредством моды одно из проявлений так называемого кризиса подросткового возраста. Е подростковом возрасте, при еще не сформировавшемся вкусе (как ценностном отношении к проявлениям моды) новшества моды становятся не только стереотипами поведения, но и ценностными ориентациями подростков. В результате стереотипность во взглядах и идеалах, особенно если они совпадают с установками сверстников, сочетается со стремлением к индивидуализации в том, где это менее существенно в одежде, прическе и т.п.

Особое место в процессе социализации занимает искусство. Оно является связующим звеном между эпохами и культурами. Продукты художественного творчества несут огромный груз информации, интегрирующей все другие формы общественного сознания. В ткань искусства вплетаются общественные настроения, философские. морально-этические и другие идеи.

Искусство выступает как носитель духовной культуры, как средство пространственно временного познания мира искусство европейское и африканское, современное и средневековое отражает быт, нравственность, социальные отношения того общества, в котором оно было создано. Искусство можно рассматривать как средство формирования и выражения эмоций. Оно вызывает радость и грусть, восторг и тревогу, помогает продемонстрировать свое эмоциональное состояние.

Искусство выступает как форма и средство общения. Это проявляется и в театре, и в дискуссионном киноклубе, и в филармонии, и в музыкальном любительском объединении. При этом искусство Формирует особый, характерный данному виду и форме, стиль общения.

Искусство является действенным средством творческого развития личности. В процессе собственной художественной деятельности происходит апробация собственных сил, в дискуссиях демонстрируются знания в области искусства, и в том, и в другом случае "включаются" творческие процессы, которые переносятся на другие виды деятельности.

Искусство имеет колоссальное воспитательное значение, на художественных образах воспитываются все новые и новые поколения.

Искусство просвещает, несет новое знание о ранее неизвестном. Даже школа не может сравниться с искусством по степени передачи новой для детей информации, ибо искусство отражает жизнь и научает жить индивида.

И, наконец, искусство активно выступает как средство развлечения музыка в концерте и на дискотеке, театральное действо в театре и на вечеринке веселит, "размягчает", снимает стрессы.

Средства воздействия искусства на человека есть составляющие процесса его социализации, стало быть и само искусство выступает в качестве мощного социализирующего фактора.

Обозначенные выше явления и процессы формируют ценностные ориентации и установки подрастающего поколения, являющиеся как бы завершающим эвеном в потребностно-мотивационной сфере, от которой в решающей степени зависит уровень социализации человека.

Стержнем, определяющим своеобразие и особенности структуры личности, является ее социальная направленность, которая выступает как доминирующее отношение личности к предметам внешнего мира, к людям, к деятельности и к себе. Солидаризируясь с пониманием направленности личности как системы ведущих мотивов, вытекающим из концепции Л.И.Божович (38), разработанным м дополненным В.С.Нерлиным (215) и Г.И.Щукиной (367) пол социальной направленностью личности мы будем понимать:

1) систему ведущих мотивов, определяющих "внутреннюю позицию личности", то есть ее отношение к действительности, проявляющееся по-разному в различных конкретных ситуациях и при разных условиях;

2) стержень, ядро личности, обуславливающее ее своеобразие как общественного существа;

3) выражение единства внешних влияний (в первую очередь

общественной идеологии, индивидуального образа жизни, системы воспитания и обучения) и внутренних условий. Преломление внешних воздействий через внутренние условия и образует направленность личности;

4) социальная направленность личности выражается в мотивах, интересах, потребностях, стремлениях, идеалах, идеях, убеждениях.

Социальная направленность ребенка, определяя его жизненную позицию, оказывает влияние на направленность различной деятельности трудовой, познавательной, художественной и т.п. Иными словами, коллективист или эгоист, целеустремленный или пассивный, возвышенный или приземленный человек, с благополучным или отрицательным опытом общественных отношений будет проявлять себя в разных обстоятельствах и при различных условиях в соответствии со своей жизненной позицией.

Социальная направленность личности, формируясь в деятельности, обязательно складывается в результате взаимовлияния общего и единичного. Здесь по существу речь идет о соотношении всей системы мотивов личности и некоего сильного мотива, который возникает в процессе деятельности и имеет тенденцию стать в строй ведущих мотивов. Именно эту диалектику нужно не только проследить, вскрыть и понять, но и осуществлять, формируя социальную направленность личности ребенка.

Временная структура предполагает наличие в процессе социализации определенных этапов, то есть своеобразных ступеней созревания ребенка, полростка, юноши (девушки) в обществе. Социально педагогическое исследование позволило выделить семь этапов социализации.

Первым этапом социализации является восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. При этом следует непременно учитывать фактор своевременности подачи информации. Когда детям объявлено о долгожданном турпоходе и они полностью поглощены предстоящими приключениями, вряд ли уместно говорить об уважительною отношении мальчиков к девочкам во время перемены. Но вот связав этот вопрос с рискованными путешествиями можно заставить класс с большим вниманием воспринимать ту же информацию, причем даже в назидательном тоне. Актуально! Это еще один фактор активизации восприятия детьми информации, она должна быть актуальной сегодня, сейчас, здесь. Важным также является фактор сензитивности. Мало благоприятным периодом для разговоров об отцовстве и материнстве является подростковый возраст, но напротив, благоприятный юношеский, ибо именно эта пора, пора юношеской любви и первого намерения создать семью, является благоприятной почвой для посева всего того, что с этим связано. Однако все эти Факторы будут малоэффективны без учета другого, не менее важного Фактора авторитетности носителя информации или фактора референтности. И, наконец, еще один значительный фактор пресыщение. Если порог пресыщения будет нарушен, воздействие может иметь противоположный эффект.

Вторым этапом социализации ребенка, подростка, юноши является интуитивное соотнесение получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. На этом этапе социализации первостепенное значение приобретают глубинные переживания. Каждого человека будоражат, а ребенка в особенности, часто необъяснимые чувства, позывы совершить то или иное деяние, причем как позитивной, так и негативной направленности. Именно этими чувствами чаще всего объясняют свои социальные поступки дети с отклоняющимся поведением. Именно к этим чувствам, к состоянию души неосознанно прислушиваются дети при восприятии и оценке той или иной информации. Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на этом этапе социализации микросреда. в которой преимущественно пребывает ребенок. Это может быть двор, друзья, класс, но чаще всего это семья и, когда новая информация вступает в противоречие с установками, полученными ребенком в этой среде, наступает внутренний конфликт, который ему предстоит разрешить.

Отсюда третий этап социализации выработка установки на принятие или отторжение полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие на выработку установки выступают дела в которые включен ребенок и которые так или иначе поглодают его. В результате, каждому следующему источнику информации все труднее и труднее привести ребенка к своим ценностям. Интересно еще одно обстоятельство. Даже приняв информацию и сформировав готовность действовать согласно этой информации, ребенок не всегда предпримет реальные шаги, он обязательно оглянется на группу сверстников и, если это будет противоречить ее "кодексу нравственности", он (особенно этим отличаются мальчики 7-12 лет) готов отступиться 'от своих намерений. Здесь имеет место фактор психологической идентификации группе. Следует отметить, что на этом этапе социализации в любой половозрастной группе существенное место занимает эмоциональное состояние и эмоциональная ситуация. При эмоциональном возбуждении удачно поданная информация переходит из разряда объективных отношений в субъективные.

В качестве четвертого этапа выступает формирование ценностных ориентаций и установка на действие. В качестве ведущего фактора благоприятствующего положительному исходу этого этапа выступает идеал. Персонифицированный идеал до юношеского возраста и обобщенный, совокупный идеал для юношей и девушек, сила и непререкаемость которого защищена собственной позицией, заключенной в этом идеале.

Основой пятого этапа социализации служат поступки, логически выстроенная система поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях поступки детей, подростков, юношей следуют сразу за получением информации словно "взрывная" реакция, и, только потом прорабатываются второй-четвертый этапы, в других, они возникают лишь в результате неоднократного повторения определенных воздействий извне, проходя через этап обобщения и закрепления, подчас очень длинного ряда психологических состояний.

На шестом этапе нормируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное качественное состояние. В шесть лет усваивается норма не драться, а в шестнадцать отстаивать свою и других честь и достоинство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.042 с.)