История становления и развития социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История становления и развития социологии



а) О. Конт – основатель социологи как науки. Термин «социология» первым употребил для обозначения учения о развитии человеческого общества французский ученый Огюст Конт в 1839 году в третьем томе своей работы «Курс позитивной философии». Именно в этой работе О. Конт (1798-1857) выдвинул задачу изучения общества на научной основе.

б) Три стадии интеллектуального развития. Необходимость и возможность появления новой науки об обществе обосновывается О. Контом сформулированным им законом о трех стадиях интеллектуального развития человечества. Эти три стадии, по Конту, составляют основное содержание исторического процесса.

· На первой, теологической, стадии все события объясняются на основе религиозных представлений и получают сверхъестественное истолкование.

· Вторая, метафизическая, стадия характеризуется отказом от обращения к сверхъестественному, и все происходящее объясняется на основе раскрытия «сущности» и «причин» явлений через абстрактные философские рассуждения. Однако, по Конту, постичь сущность явлений, вскрыть их причины при помощи философских абстракций невозможно, и основная задача этой стадии – критическая. Вторая стадия разрушает прежние представления и подготавливает третью – научную, позитивную стадию.

· На третьей, позитивной, стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений на уровне философских рассуждений и обращается к науке, которая одна только и способна дать положительное, позитивное знание. Человек начинает наблюдать явления и фиксировать постоянные связи, которые устанавливаются между ними.

Обоснование необходимости создания социологии как особой дисциплины, исследующей общественную жизнь, О. Конт связывал с необходимостью установления согласия и солидарности в обществе.

в) Социальная статика и социальная динамика. По аналогии с физикой О. Конт свою «социальную физику» (именно так он первоначально назвал новую науку об обществе) разделяет на социальную статику, изучающую принципы, обеспечивающие стабильность общества и социальную динамику, задачей которой является исследование условий и принципов развития общества.

Социальная статистика изучает законы функционирования и условия существования общественной системы. В этом разделе рассматривается роль основных общественных институтов, к которым, в контовском понимании, относятся семья, государство и религия.

Социальная динамика развивает теорию общественного прогресса, основой которого, по мнению О. Конта, является духовное, умственное развитие человека. Развитие общества начинается с появления идей прогресса в умах людей. Революции в сознании всегда предшествуют политическим революциям. Законы развития общества, с точки зрения О. Конта, носят точный строгий характер, как и законы физики и математики. Эти законы существуют объективно и могут не только объяснять настоящее, но и предсказывать будущее.

а) Спенсер – создатель биологического направления в социологии. Важную роль в развитии социологии как научной дисциплины сыграл английский философ и естествоиспытатель Герберт Спенсер (1820-1903) – создатель биологического направления в социологии.

Социологические взгляды Спенсера изложены в «Основаниях социологии» (1862 г.). Задачей социологии, с точки зрения Спенсера, является изучение массовых типичных явлений, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, совершающихся независимо от воли отдельных личностей и их субъективных установок.

б) Учение Г. Спенсера о социальных институтах. Для понимания спенсеровского определения предмета социологии существенное значение имеет его учение о социальных институтах, которые он рассматривает как механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Именно социальные институты, с точки зрения Спенсера, обеспечивают превращение человека в социальное существо способное к коллективным действиям.

Институты возникают в процессе эволюции помимо воли человека как следствие роста численности населения. И хотя понятие «институт» употреблялось задолго до Спенсера, он впервые ввёл в социологию понятие социального института, создал целостную концепцию институциализации.

Концепция социальных институтов воспроизводит у Спенсера образ общества по аналогии с живым организмом. Проводя аналогию между социальным и живым организмом, Спенсер утверждал, что общества, как живые организмы, в начале своего развития представляют собой небольшие «агрегаты», постепенно увеличивающиеся в размерах. Сравнивая общества с биологическими организмами, он считал, что отдельные части общества (образование, система воспитания, средства коммуникации и т.п.) выполняют ту же роль, что и отдельные части организма (сердце, кровеносная система и т. п.).

Спенсеру впервые удалось глубоко и всесторонне разработать системный подход применительно к обществу, соединив его с эволюционизмом. Он ввёл в социологию категорию «социальная система», «социальная структура», «социальный институт», «социальная функция», «социальный контроль».

 

а) Э. Дюркгейм и его научные труды. Общие основы социологии как специальной общественной науки были заложены к середине XIX века. Однако её становление и утверждение завершается в конце XIX – начале XX века и связано прежде всего с именами Э. Дюркгейма и М. Вебера.

Французский исследователь общественной жизни Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) был одним из самых известных социологов 90-х годов XIX – начала XX века. С его именем связано создание общей методологии социологии, социологии самоубийств, социологии религии, а его первая крупная работа «О разделении общественного труда» (1893) была первым обращением социологии к исследованию экономических процессов.

б) Учение Дюркгейма о социальных фактах. Основной категорией социологии, с точки зрения Э. Дюркгейма, является социальный факт. Социальные факты (нормы, обычаи, типы поведения и мышления) – это факты коллективной психологии и сознания, существующие наряду с биологическим и психическими фактами деятельности людей.

Социальные факты имеют независимое от человека существование, нахдятся вне человека и обязательны для него. Если человек им не подчиняется, то подвергается санкциям со стороны общества. Э. Дюркгейм считал, что социология должна превратиться из науки о понятиях в науку о реальных фактах, фактах реального сознания (религия, традиции, обычаи, моральные нормы) и фактах, как проявлений совместной деятельности людей (приступность, безработица, проституция).

а) Сущность марксистской социологии. В 40-е гг. XIX в. возникло материалистическое направление в со­циологии, основателем которого стал К. Маркс (1818-1883). Он был знаком с трудами Сен-Симона и О. Конта и соглашался с ними в том, что мир – это объективная реальность и что можно открыть точные законы его развития. Но развитие человеческого общества, по К. Марксу (в этом он расходится с позитивистами), происходит не на основе развития знания, интеллекта, а определяется матери­альным производством (материалистический детерминизм). Имен­но материальное производство определяет так называемые произ­водственные отношения, т. е. связи между людьми, возникающие в процессе производства. Все связи в обществе (общественные от­ношения) являются, по мнению Маркса, производными от производственных отношений, которые составляют основу любого общества и выступают как экономиче ский базис, который определяет политическую надстройку, духовную жизнь, все процес­сы, происходящие в обществе, в том числе и развитие науки, которое обусловлено потребностями материального производства. Человек для К. Маркса – активное со­циальное существо, поведение которого изменяется в зависимости от окружающей его действительности. С изменением общества ме­няется не только образ мышления, но и сама природа человека, из которой вытекает его образ действий.

а) Макс Вебер – социолог. Макс Вебер (1864 –1920) является одним из самых влиятельных социологов конца ХIХ – начала ХХ века. Его социологические взгляды противостоят концепциям позитивизма.

В своих работах он обращался и к теоретическим проблемам социологии, и к социологии религии, и к экономической теории, и к политической теории.

Макс Вебер является основоположником всей западной социологии. Именно он впервые поставил вопрос о предмете социологии, исследовал истоки западного капитализма, разработал теорию политического процесса. Его концепция власти до сих пор является основой современных политических исследований.

М. Вебер различает понятия «ценностные суждения» и «отнесение к ценностям». Ценностное суждение индивида всегда личностно и субъективно, отнесение к ценности (принятие ценностей общества) превращает индивидуальное впечатление в объективное, общезначимое суждение. Наука о культуре, обществе и истории должна быть так же свободна от оценочных суждений, как и естественная наука, – утверждал Вебер.

б) Категория «идеальный тип» в социологии Вебера. Важнейшим методологическим инструментом Вебера является категория «идеальный тип». Это, по сути, и есть интерес эпохи, представленный в виде теоретической конструкции. Веберовский «идеальный тип» – это теоретическая схема, мыслительная конструкция. Идеальный тип конструируется и используется как инструмент, необходимый для классификации и типологизации процессов и явлений, наблюдаемых в реальной жизни. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся социологом наиболее типическими. Примером «идеального типа» являются сложившиеся понятия демократии, бюрократии, свободы, справедливости.

в) Социальные действия, типы социальных действий. Для Вебера социология – наука о действии, а действие – это поступок человека, имеющий субъективное значение, то есть смысл. Таким образом, социология изучает не только факты и закономерности, как предполагает позитивизм, но и внутренний мир действия – идеи, мотивы, которые вкладываются человеком в действие.

Основным методом социологии, с точки зрения Вебера, является понимание, или интерпретация, смысла действия. С принципом «понимания» связана одна из центральных теоретических категорий веберовской социологии – категория социального действия. Социальное действие – это действие, обладающее смыслом и соотнесенное с действием других людей, ориентированное на них.

Таким образом, социальное действие предполагает два момента: субъективную мотивацию субъекта и ориентацию на другого или других. Эту ориентацию Вебер называет «ожиданием» и считает, что без нее действие вообще не может рассматриваться как социальное. Действия людей, раскрывающих зонтики во время дождя, или поведение людей в спасающейся толпе не являются социальными.

Социология должна ориентироваться на действия индивида или группы индивидов. При этом наиболее «понятным» является действие осмысленное, то есть такое, где есть четко представленные цели, средства, результаты, выгода. Этот тип действия Вебер называет целерациональным. Целерациональное действие как идеальный тип в чистом виде редко встречается в реальности. Оно у Вебера служит образцом социального действия (идеальным типом), с которым соотносятся все остальные виды действий.

Как именно применяется идеальная модель целерационального действия, можно понять, рассмотрев другие виды действия и соотнеся их между собой. Вебер дает следующую типологию социальных действий:

1) целерациональное (суть этого типа действия рассмотрена выше);

2) ценностно-рациональное – действие, согласно долгу или убеждениям, независимо от того, к чему оно приведет;

3) аффективное – действие на основе эмоционального состояния (чувств);

4) традиционное – действие на основе привычки или обычая.

Вебер признает, что социология может пользоваться таким инструментом познания, как законы, но чем более обобщен закон, тем менее он интересен для социолога. Законы – это тоже средства познания, ими нельзя доказывать утверждения. Закон выражает лишь одну связь явлений, в то время как в жизни все обусловлено совпадением большого числа событий.

Понятие «современная социология» чаще всего употребляется для обозначения социологических взглядов и школ, сложившихся после 20 – 30-х годов XX века, а иногда и более позднего периода – второй половины XX века. В современной социологии сложилось множество направлений и школ, отличающихся чрезвычайным разнообразием подходов к изучению социальной реальности. Среди этих направлений выделяют эмпирическую социологию, структурный функционализм, социологию конфликта, символический интеракционизм, феноменологию и этнометодологию, интегральную социологию.

а) Эмпирическая социология. Начальный этап в развитии современной социологии (20-40-е годы) был ознаменован развитием и утверждением, особенно в США, эмпирической социологии. Наиболее серьёзным явлением в развитии эмпирических исследований, а на их основе и социологической теории, явился вышедший в 1918 – 1920 годах совместный труд американских социологов У. Томаса (1863 – 1947) и Ф. Знанецкого (1882 – 1958) «Польский крестьянин в Европе и Америке». Большой вклад в становление эмпирической социологии внесла Чикагская социологическая школа – Р. Парк (1864 – 1944), Э. Берджес (1886 – 1966), Л. Вирт (1897 – 1952), У. Огборн (1886 – 1959). Внимание социологов Чикагской школы было сосредоточено на исследовании последствий быстрого роста городов, жизни общин эмигрантов и сельских жителей, социализации личности, семьи девиантного (отклоняющегося) поведения.

б) Структурный функционализм – это такое направление в социологии, которое рассматривает общество, социальные явления и процессы как социальные системы, имеющие свою структуру и механизм взаимодействия.

Основоположником и крупнейшим представителем структурно-функцио­наль­ного анализа, создателем современной теории социального действия является Толкотт Парсонс (1902 – 1979), представитель Гарвардского университета.

Не менее известным представителем структурного функционализма является ученик Т. Парсонса Роберт Мертон (род. в 1910 г.).

В отличие от Т. Парсонса Р. Мертон отказался от создания всеобщей теории социальных систем и сосредоточил основное внимание на разработке теорий «среднего уровня» (социология семьи, социология личности, социология девиантного поведения и др.). Именно эти теории, с точки зрения Р. Мертона, позволяют обеспечить единство теории и эмпирических фактов, решить задачу взаимосвязи макросоциологии и микросоциологии.

в) Социология конфликта. Социология конфликта сложилась и оформилась в 50-е годы XX столетия. Она опиралась прежде всего на социологические идеи, разрабатываемые марксизмом и такими известными социологами, как М. Вебер, Г. Зиммель, В.Парето, Г. Моска и др. Наиболее видными представителями этого направления являются американские социологи Ч. Милс и Л. Козер, немецкий социолог Р. Дарендорф и английские социологи Т. Боттомор и Д. Рекс.

а) Символический интеракционизм. Это направление социологической мысли опирается на труды аме­риканских социологов Джорджа Мида (1863-1931)и Чарльза Кули (1864-1929), творивших в первой трети XX в. Сам термин «символический интеракционизм» был введен в научный оборот учеником Дж. Мида Гербертом Блумером в 1937 г.

Центральное понятие социологической теории Дж. Мида – меж­индивидуальное взаимодействие. Именно совокупность всех взаимо­действий и создает общество. Начальной фазой межиндивидуального взаимодействия выступает жест или слово. Если взаимодействующие индивиды уже имеют опыт общения, то жест (или слово) вызывает у всех вступающих во взаимодействие одинаковый отклик, т. е. жест (слово) становится символом.

Символический интеракционизм – это взаимодействие индивидов с помо­щью символов, это понимание общества как суммы взаимодействий индивидов.

В символическом интеракционизме личность не только не теряется, но и приобретает определяющее значение. Мир, создаваемый представлениями людей, взаимодействие на осно­ве символов носит субъективный характер. А социальное действие индивида полностью зависит от его представлений о реальном мире.

Среди современных представителей интеракционизма наиболее известны Ч. Моррис, И. Гоффман, М. Бубер.

б) Феноменология. Основоположником социологической феноменологии был авст­рийский социолог Альфред Шюц, эмигрировавший в 1939 г. в США. В своих работах он опирался на философию Гуссерля. Каждый индивид, с точки зрения А. Шюц, и повседневной жизни оказывается помещенным в так называемую «биографическую ситуацию», т. е. его видение мира определяется его рождением, воспитанием, развитием, религиозными, идеологически­ми, культурными воздействиями. Биографическая ситуация одновременно представляется как созданная объективным миром и конкретным развивающимся субъектом, как соединение объективного и субъективного. Эта биографическая ситуация, не является застывшей конструкцией, а развивается в процессе жизни индивида и обеспечивает понимание им поведения другого человека, каждого социального феномена. Биографическая ситуация определяет положение индивида в мире (в смысле его оценки), и является источником перспектив развития личности.

В этих перспективах заключается бесконечное множество значе­ний, смыслов, накопленных с помощью индивидуального опыта, обуче­ния и воспитания. Каждый феномен познаваемого мира является одновременно субъективным, т. е. познаваемым конкретной личностью и объективным (или типичным, как выражается Шюц), т. е. принадлежащим многим подобным опытам других личностей. Каж­дый индивид имеет собственную биографическую ситуацию и по-своему типологизирует феномены. Все зависит от его собственной активности, интереса к феноменам.

Последователями Шюца в развитии феноменологических взгля­дов на общество явились Питер Бергер и Томас Лукман, которые в 1966 г. издали книгу со знаменательным названием: «Социальное конструктирование реальности», положившую начало феноменоло­гическому направлению в социологии знания.

Общими для подходов всех феноменологов являются следующие моменты:

· действительность, реальный мир зависит от сознания индивидов, их интерпретации феноменов этого мира. Но индивиды воспри­нимают мир как объективный, независимый от них;

· индивид не является принадлежностью социальной структуры общества; он своей деятельностью эту структуру постоянно со­здает (конструирует), укрепляет и изменяет;

· восприятие мира и деятельность индивидов осуществляется на основе феноменологической редукции, связывающей феномены реального мира с представлениями о них в сознании индивидов.

Краткий обзор идей социологов стоящих у истоков социологии, современных социологических школ, показывает, что человечество достигло высокого уровня самопознания. Каждый из упомянутых социологов предлагает свое объяснение функционирования социума и человека, живущего в нем. Опираясь на идеи выдающихся ученых, современная социология выходит на новый этап объяснения общественной жизни.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.032 с.)