Стандарты и виды стоимости бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандарты и виды стоимости бизнеса



В зарубежной практике оценки выделяют следующие стандарты стоимости:

- обоснованная рыночная стоимость;

- обоснованная стоимость;

- инвестиционная стоимость;

- внутренняя (фундаментальная) стоимость.

1. Обоснованная рыночная стоимость (рыночная, денежная стоимость, равновесная цена) – наиболее вероятная цена, по которой бизнес переходит от продавца к покупателю при их взаимном согласии, в условиях наличия необходимой информации и т.д. По своей сути она является компромиссной ценой, и в литературе ее очень часто называют равновесной ценой. Концепция обоснованной рыночной стоимости, как правило, ориентирована на будущее: оценивается текущая стоимость будущих доходов, включая и остаточную стоимость этого объекта.

Под рынком понимается совокупность всех потенциальных продавцов и покупателей подобных объектов. При этом цена не должна испытывать влияние интересов, не являющихся характерными для типичного покупателя или продавца. «Обоснованность» в данном определении означает, что рынку (и цене) должно быть присуще определенное постоянство, и он не может быть подвержен мимолетному буму или неожиданной панике.

2. Обоснованная стоимость больше относится к правовым стандартам и используется, за рубежом, как правило, для защиты интересов миноритарных акционеров (имеются в виду предприятия с коллективной формой собственности). По стандарту обоснованной стоимости стоимость акций определяется без учета скидок на неконтрольный характер и низкую ликвидность.

Обычное различие между обоснованной стоимостью и обоснованной рыночной стоимостью состоит в скидке на неликвидность акций в случае оценки неконтрольных пакетов акций.

3. Инвестиционная стоимость это стоимость бизнеса для конкретного покупателя. Формируется она исходя из целей, задач, перспектив, которые преследует данный конкретный покупатель (инвестор).

Инвестиционная стоимость – стоимость для конкретного инвестора с учетом его индивидуальных требований к объекту инвестиций, отличная от рыночной стоимости, которая является обезличенной и не зависит от конкретного инвестора.

Инвестиционная стоимость – конкретная стоимость товаров или услуг для конкретного инвестора (или группы инвесторов), исходит из их личных инвестиционных целей.

Различия обоснованной рыночнойстоимости и инвестиционной:

─ в оценке величины прибыли (будущей доходности) каждым инвестором;

─ в оценке величины риска, связанного с ведением бизнеса (потенциальный инвестор может иметь большие ресурсы и платежеспособность, чем нынешний владелец, и, соответственно, некоторые риски для нового инвестора не будут существовать);

─ в налоговом статусе (конкретный инвестор может иметь определенные налоговые льготы, которые отразятся и на новом объекте);

─ синергетический эффект, т.е. эффект слияния с другими контролируемыми конкретным инвестором активами, следовательно, общая стоимость объединяемых пакетов будет больше математической суммы их стоимостей.

Инвестиционная стоимость это не гипотетическая стоимость. Она исходит из плана инвестора с учетом принципа наилучшего и наиболее эффективного использования.

4. Внутренняя фундаментальная стоимость на практике встречается редко. Этот стандарт означает, что экспертным путем определяется стоимость предприятия, акции которого находятся в открытой продаже, если есть основания предполагать, что акции компании являются недооцененными (переоцененными) рынком в силу каких-то объективных обстоятельств. Основой определения внутренней фундаментальной стоимости является выявление внутренних характеристик инвестиций и определение их текущего рыночного курса. Внутренняя стоимость зависит не от того, насколько данные характеристики соответствуют целям конкретного инвестора, а от того, каким образом они трактуются тем или иным аналитиком.

В российском законодательстве понятие «стандарт стоимости» заменяет термин «вид стоимости». Виды стоимости, обязательные для российских оценщиков, закреплены в Законе «Об оценочной деятельности» и в Постановлении Правительства РФ № 519 «Об утверждении стандартов оценки» от 6 июля 2001 года. По данным нормативным актам вся совокупность видов стоимостей разделяется:

─ на рыночную стоимость объекта оценки;

─ виды стоимостей, отличные от рыночной.

Рассмотрим основные виды стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. если:

─ одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая не обязана принимать исполнение;

─ стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

─ объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;

─ цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

─ платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

По своей сути рыночная стоимость является компромиссной ценой, и в литературе ее очень часто называют равновесной ценой. Концепция рыночной стоимости ориентирована на будущее, т.е. мы оцениваем текущую стоимость будущих доходов, включая и остаточную стоимость этого объекта.

К нерыночным видам стоимости объекта оценки [2] относятся:

а) стоимость объекта оценки с ограниченным рынком – стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;

б) стоимость замещения объекта оценки – сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки;

в) стоимость воспроизводства объекта оценки – сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;

г) стоимость объекта оценки при существующем использовании –стоимость объекта оценки, определяемая на основе существующих условий и цели его использования;

д) инвестиционная стоимость объекта оценки – стоимость, объекта оценки, определяемая с учетом его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях;

е) стоимость объекта оценки для целей налогообложения – стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость);

ж) ликвидационная стоимость объекта оценки – стоимость объекта оценки в случае, если он должен быть отчужден в срок, меньший обычного срока экспозиции аналогичных объектов;

з) утилизационная стоимость объекта оценки – стоимость, равная рыночной стоимости материалов, которые объект в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки;

и) специальная стоимость объекта оценки – стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятия рыночной или иной стоимости, указанной в настоящих стандартах оценки.

 

Этапы оценки бизнеса

В процессе проведения оценки бизнеса можно выделить пять последовательных этапов.

Первый этап оценки - определение задачи, идентификация оцениваемого объекта и прав собственности, формулировка цели оценки, определение вида стоимости и даты оценки.

Второй этап оценки - сбор и проверка внешней и внутренней информации.

В состав внешней информации входят:

– макроэкономическая информация об экономической ситуации в стране, об инвестиционном климате, при этом рассматриваются факторы макроэкономического риска (политического, инфляционного и т.д.);

– отраслевая информация – характеристика современного состояния и перспектив развития отрасли, данные по аналогичным предприятиям, сведения об отраслевых факторах риска (условиях конкуренции, рынках сбыта).

Внутренняя информация включает описание стратегии предприятия, его основных видов деятельности, характеристику производственных мощностей и степени их использования, персонала предприятия, описание поставщиков и потребителей предприятия и степени устойчивости связей с ними, выявление нефункционирующих, избыточных активов и недостатка активов, а также относящиеся к ним доходы и расходы.

В ходе подготовки внутренней финансовой информации для последующего применения в процессе оценки бизнеса необходима нормализация бухгалтерской отчетности; она проводится для определения доходов и расходов, характерных для нормального действующего бизнеса.

Нормализующие поправки проводятся по следующим направлениям:

– корректировка фактических доходов с учетом разовых нетипичных доходов, среднего по рынку уровня использования имеющихся активов, среднего процента потерь для определения нормализованных доходов;

– корректировка фактических расходов с учетом разовых расходов, не характерных для нормально функционирующего бизнеса, а также расходов, не связанных с основной деятельностью предприятия (в том числе расходов, связанных с избыточными, нефункционирующими и недостающими активами). Также могут проводиться корректировки метода начисления амортизации внеоборотных активов, метода оценки запасов при определении фактической себестоимости материальных оборотных активов (например, при списании со склада товаров, материалов). Эти корректировки проводятся в случае различия методов, применяемых на оцениваемом предприятии и на сопоставимых предприятиях-аналогах. Целью корректировок является определение нормализованной величины расходов.

Помимо нормализации бухгалтерской отчетности возможно проведение ее трансформации, что подразумевает пересмотр или изменение формы представления бухгалтерской отчетности в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета. Как правило, вносимые поправки касаются основных активов, износа, официально зафиксированной величины доходов, товарно-материальных запасов и дебиторской задолженности.

Трансформация бухгалтерской отчетности не является обязательной для оценки предприятия, но позволяет повысить обоснованность расчетов, поскольку в трансформированном виде отчетность представляет собой более надежную базу для сравнения оцениваемой компании с компаниями - аналогами или среднеотраслевыми показателями. Часто трансформация бухгалтерской отчетности производится по просьбе самих инвесторов, которые рассчитывают таким образом повысить качество исходной информации.

Третий этап оценки – анализ рынка и характеристика предприятия. Анализ осуществляется на основе собранной информации с применением методик финансового, экономического анализа. Задача данного этапа – изложить существенные для оценки данные характеристики для последующего использования в процессе оценки с целью обоснования выбора доходной базы, финансовых параметров с применением отдельных подходов к оценке, для обоснования приоритетности результатов отдельных подходов к оценке и т.д.

Четвертый этап расчет стоимости объекта оценки. Расчет стоимости производится с помощью выбора наиболее уместных подходов и методов к оценке данного бизнеса, а именно доходного, сравнительного, затратного. В целях верификации полученных результатов целесообразно применять все подходы. Методика расчета используемых при этом финансовых показателей должна быть единой как для оцениваемого предприятия, так и для предприятий- аналогов. Рассмотрим факторы, определяющие выбор уместных подходов к оценке бизнеса (табл.1).

Таблица 1.

Обоснование выбора подходов к оценке бизнеса.

  Факторы выбора Доходный и сравнительный подходы   Затратный подход
Надежность определения текущей и будущей деятельности компании Высокая Небольшая
Наличие устойчивого круга покупателей производимой продукции (работ, услуг) Имеется Отсутствует
Структура активов Преобладание производственных активов (машин, оборудования) Преобладание инвестиций, ликвидных активов (вложения в недвижимость, ценные бумаги)
Наличие, эффективность использования нематериальных активов (НМА) Имеются особые продукты, услуги, процессы Дополнительная стоимость от использования НМА мала или отсутствует
Барьеры для вхождения в отрасль Существуют Отсутствуют
Зависимость от основного персонала Высокая Небольшая

 

В случае, если результаты рассмотрения перечисленных факторов в отношении оцениваемой компании не могут быть оценены однозначно, эти результаты следует учесть на последующем этапе – при выведении итоговой величины стоимости, в процессе рассмотрения значимости вариантов стоимости, полученных путем применения различных подходов к оценке.

Пятый этап оценки – согласование результатов и выведение итоговой стоимости. Варианты стоимости бизнеса, полученные в результате применения каждого из трех подходов к оценке бизнеса на предыдущем этапе, должны быть сопоставимы (не противоречивы), отклонения в величинах стоимости, как правило, не должны превышать 20–30%. На основе этих данных в результате анализа специфики объекта, факторов оценки обосновывается окончательное заключение о стоимости.

Контрольные вопросы

1. Чем определяется необходимость оценки бизнеса в условиях рыночной экономики?

2. Какие виды стоимости и в каких случаях определяет оценщик?

3. Дайте характеристику принципов оценки бизнеса, основанных на представлениях пользователя.

4. Охарактеризуйте принципы оценки бизнеса, связанные с эксплуатацией собственности.

5. Какова последовательность реализации этапов оценки бизнеса? Может ли она быть нарушена?

6. Назовите источники получения внешней информации для оценки бизнеса.

7. Верно ли утверждение: «В процессе оценки бизнеса в качестве внутренней информации по предприятию используются данные бухгалтерского учета»?

8. Какие процедуры корректировки могут применяться при подготовке внутренней информации для оценки бизнеса?

9. Какие подходы являются обязательными в процессе оценки бизнеса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.02 с.)