Основные принципы современного международного публичного права; понятие jus cogens и его значение в международном праве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы современного международного публичного права; понятие jus cogens и его значение в международном праве.



Принципы МП – общепризнанные нормы МП наиболее общего характера. В основном они носят императивный характер и содержат обязательства erga omnes, т.е. в отношении всех и каждого из членов межгосударственного сообщества. Все общепризнанные принципы МП подразделяются на основные и отраслевые (или специальные). Основные принципы применяются во всех сферах межгосударственных отношений, урегулированных МП. Отраслевые принципы (например, принцип свободы открытого моря) более конкретны по сравнению с основными и применяются именно в той сфере межгосуд. отношений, которые регулируются данной отраслью.

Принципы МП подразделяют на дозволяющие (принцип суверенного равенства государств), запрещающие (невмешательство, неприменение силы), предписывающие (мирное разрешение споров, территориальная целостность и неприкосновенность, равноправие и самоопределение народов, уважение прав человека, добросовестное выполнение взятых на себя обязательств).

1. Принцип суверенного равенства государств означает, что все государства как суверенные образования равны и независимы юридически друг от друга. Размеры их территории, численность населения, экономическая и военная мощь, уровень развития и т.д. значения не имеют. Государственный суверенитет (верховенство закона на своей территории и независимость от других государств) возникает и исчезает вместе с прекращением существования государства. Этот принцип получил отражение в п.1 ст.2 Устава ООН, Декларации принципов МП 1970 г. Он включает также обязательство уважать суверенитет других государств.

2. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств – обязательство государств и др. субъектов МП не вмешиваться прямо или косвенно в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию какого-либо государства. Недопустимо любое вмешательство независимо от его интенсивности: экон., полит., военное. Принцип отражен в п.7 ст.2 Устава ООН, в Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета, принятой ГА ООН в 1965 г., в Декларации принципов МП 1970 г. Дела, входящие во внутреннюю компетенцию, - это такие дела, которые государство вправе решать самостоятельно, без согласования с другими членами м/н сообщества. Государства добровольно могут сделать предметом обсуждения в к-л. м/н органе вопросы, относящиеся к их внутренней компетенции. Каждое государство само определяет, представляет та или иная акция вмешательство в дела внутренней компетенции. Это не относится к вопросам, имеющим общепризнанное м/н значение. Кроме того, если согласно Уставу ООН, СБ решил, что какая-л. ситуация требует применения принудительных мер, такая ситуация тем самым признается м/н вопросом, и принцип невмешательства на нее не распространяется. СБ вправе также расследовать любой спор или ситуацию с целью определить, не может ли их продолжение угрожать м/н миру и безопасности. Это расследование не является нарушением принципа невмешательства.

3. Принцип неприменения силы (угрозы силой ) – обязательство государств не прибегать к силе или угрозе ее применения в межгосуд. отношениях. Принцип отражен в п.4. ст.2 Устава ООН, Декларации 1970 г., Заключительном акте ОБСЕ 1975 г. Применение силы в нарушение данного принципа рассматривается как агрессия. Запрещено как прямое применение силы, например вторжение регулярной армии одного гос-ва на территорию другого, военная оккупаци я и т.п., так и косвенное – засылка на территорию другого гос-ва вооруженных банд, наемников, оказание помощи одной из сторон в гражданской войне, участие в гражданской войне, организация терактов на территории другого гос-ва. Недопустимо также осуществление невоенных силовых актов, к примеру посягающих на экономическую безопасность гос-ва. Согласно Декларации 1970 г., недопустимо применение репрессалий с использованием силы.

Правомерным применением вооруженной силы яв-ся осуществление гос-ми права на индивид. или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения, осуществление принудительных мер военного характера по решению СБ ООН и вооруженная борьба народов против попыток воспрепятствовать реализации их права на самоопределение.

4. Принцип мирного разрешения международных споров -обязательство государств разрешать все свои м/н споры мирными средствами. В п.3 ст.2 Устава ООН говорится о том, что все члены организации разрешают свои споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе м/н мир, безопасность и справедливость. И в Декларации 1970 г., и в Заключит. акте СБСЕ 1975 г. указывается, что гос-ва вправе свободно выбирать любые мирные средства урегулирования споров. Гос-ва, кроме того, должны стремиться к скорейшему разрешению спора, в который они вовлечены. Принцип распространяется не только на споры, но и на любые конфликтные ситуации.

Если СБ ООН, расследовав какой-л. спор или ситуацию, решил, что их продолжение не может угрожать м/н миру и безопасности, это не снимает с заинтересованных сторон обязанности стремиться к их мирному урегулированию.

5. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств – обязательство каждого гос-ва уважать территориальную целостность и неприкосновенность другого гос-ва. В Уставе ООН прямо не закреплен. В п.4 ст.2 Устава, посвященном принципу неприм. силы, указывается на недопустимость применения силы или угрозы ее применения против территориальной неприкосновенности и полит. независимости гос-в. Основные элементы данного принципа, исходя их Устава ООН, Декларации 1970 г., определения агрессии, Заключит. акта СБСЕ 1975 г.: территория гос-ва не может быть объектом приобретения другим гос-вом в результате угрозы силой или ее применения, т.е. аннексирована, не может быть объектом военной оккупации; аннексированные территориальные приобретения признаются недействительными и неправомерными, гос-ва обязаны признать неприкосновенность границ друг друга. В модифицированном виде данный принцип нашел отражение в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. как принцип нерушимости границ, где акцент делается не на недопустимости нарушения гос. границ (это само собой разумеется), а на недопустимости перекройки границ путем любых посягательств на них.

6. Принцип нерушимости государственных границ – определение способов и форм сотрудничества государств в части обеспечения и защиты границ, включая заключение договоров об их делимитации и демаркации, коллективную самооборону, решение пограничных споров и выработку соответствующих механизмов. В писаной форме он отражен в двусторонних и многосторонних союзнических договорах, уставах универсальных и региональных организаций. Кроме того – в нормах Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 г., в Декларации принципов 1970 г.

7. Принцип равноправия и самоопределения народов – обязательство гос-в признавать, уважать и обеспечивать равноправие и самоопределение народов. Он закреплен в п.2 ст.2 Устава, его содержание раскрыто в ряде м/н документов: в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой ГА ООН в 1960 г., Декларации 1970 г., Заключит. акте СБСЕ 1975 г. Все народы имеют право свободно, без вмешательства извне определять свой полит. статус и осуществлять свое эконом., соц., культ. развитие, а также решать, каким способом осуществлять свое самоопределение – создавать собственное гос-во, присоединяться к другому и т.д. Однако право на отделение не является обязательным элементом права на самоопределение. В м/н документах подчеркивается, что право на самоопределение не должно истолковываться как поощряющее или санкционирующее любые действия, которые вели бы к расчленению гос-ва или нарушению его территориальной целостности, соблюдающих принцип равноправия и самоопределения народов и обеспечивающих представительство в своих органах всех слоев населения без различия расы, вероисповедания и т.д. Право на отделение как возможный вариант осуществления права на самоопределение признано за народами, проживающими в тех гос-вах, которые не соблюдают принцип самоопределения, народами колоний и др. зависимых территорий, народами, чьи территории были аннексированы после принятия Устава, и народами, имеющими право на отделение по конституции гос-ва.

8. Принцип уважения прав человека – обязательство гос-ва уважать и соблюдать права человека, а также содействовать его всеобщему уважению и соблюдению. Этот принцип закреплен в Уставе ООН косвенно (п.3 ст.1, ст. 55 Устава ООН – ООН содействует уважению и соблюдению прав и основных свобод человека). В Заключит. акте СБСЕ уважение прав человека выделено в качестве отдельного принципа. В первую очередь, гос-ва обязаны обеспечить уважение прав человека в пределах их юрисдикции, далее это обязательство было конкретизировано в документах МОРГ и конференций (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., М/н пакт об эконом., соц. и культурных правах и М/н пакт о гражд. и полит. правах 1966 г., Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Перечень прав и свобод человека не является исчерпывающим. Нарушением принципа считались массовые и грубые нарушения прав человека, но сейчас и индивидуальные случаи могут рассматриваться как м/н проблема и привлекать внимание м/н органов, и это не воспринимается как вмешательство во внутренние дела.

9. Принцип добросовестного соблюдения взятых на себя обязательств – каждое гос-во обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм МП, а также из договоров, в которых оно участвует («pacta sunt servanda» – «договоры должны соблюдаться»), распространяющих на него действие обычных норм МП, а также обязательства, взятые в одностороннем порядке. Если обязательства, вытекающие из м/н договоров противоречат обязательствам членов по Уставу, преимущественную силу имеет Устав.

Принцип сформулирован в п.2 ст.2 Устава ООН, Декларации 1970 г., Заключительного акта СБСЕ 1975 г.

10. Принцип сотрудничества государств – обязательство гос-в сотрудничать друг с другом независимо от различий их полит., экон., соц. систем во всех областях МО. Принцип вытекает из целей ООН. В Декларации 1970 г. и Заключит. акте СБСЕ 1975 г. выделен в качестве отдельного принципа. В Декларации перечисляются основные сферы сотрудничества. Они охватывают такие вопросы, как поддержание м/н мира и стабильности, установление всеобщего уважения прав человека, ликвидация всех форм расовой дискриминации и религиозной нетерпимости, развитие экон., соц., культ, торговых отношений, а также в области науки и техники.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.009 с.)