Финансовый менеджмент в условиях кризисного управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовый менеджмент в условиях кризисного управления.



Неплатежеспособность предприятия. Критерии для определения неплатежеспособности. Банкротство: признаки, причины, нормативно – правовая база. Процедуры банкротства. Методы прогнозирования возможного банкротства предприятия.

В рыночной системе стабильность работы предприятия определяется такими основными факторами, как растущий объем реализации продукции, нормальная (стабильная) доходность, финансовая устойчивость. Несмотря на сложную рыночную обстановку, жесткую налоговую политику и недостаточную поддержку государства, в большинстве случаев ухудшающееся положение предприятий связано с неэффективной системой управления ими, неэкономичным и нетехнологичным производством, слабым учетом рыночных условии хозяйствования во всех аспектах (конъюнктура, ценообразование, риски и пр.).

Основные понятия в области банкротства предприятий включают следующие:

должник, предприятие-должник — предприятие, которое не выполняет или в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами;

• конкурсная масса — имущество должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства;

конкурсное производство — процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного предприятия, в результате которой осуществляется распределение конкурсной массы между кредиторами;

конкурсный кредитор — физическое или юридическое лицо, имеющее имущественные требования к должнику и не являющееся носителем залоговых прав;

конкурсный управляющий — лицо, осуществляющее конкурсное производство;

умышленное банкротство — преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственником предприятия его неплатежеспособности, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел;

фиктивное банкротство — заведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Процесс объявления предприятия банкротом включает три стадии:

• предприятие признается неплатежеспособным на основе проведения финансового анализа и выявления неудовлетворительной структуры его баланса,

• к предприятию могут быть применены определенные реорганизационные или ликвидационные процедуры или мировое соглашение, на этом этапе проводится углубленный финансовый анализ,

• предприятие может быть объявлено банкротом по решению арбитражного суда.

В отношении предприятия-банкрота применяются следующие процедуры:

1. Реорганизационные процедуры — процедуры, направленные на поддержание деятельности и оздоровление предприятия должника с целью предотвращения его ликвидации, в том числе:

• внешнее управление имуществом должника;

• санация (оздоровление предприятия-должника).

2. Ликвидационные процедуры, осуществляемые в процессе конкурсного производства, включают:

• принудительную ликвидацию предприятия-должника;

• добровольную ликвидацию предприятия-должника.

3. Мировое соглашение — процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.

На стадии решения о применении реорганизационных или ликвидационных процедур или мирового соглашения для предприятия-банкрота проводится углубленный финансовый анализ, по результатам которого Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) принимает одно из следующих решений:

• оказать предприятию государственную финансовую поддержку,

• приватизировать его в обязательном порядке с особыми условиями,

• преобразовать предприятие в казенное, т. е. фактически в бюджетное,

• продать предприятие или с сохранением юридического лица, или его паев, или имущества.

На этапе анализа финансового состояния в первую очередь оценивается структура баланса с целью установления неудовлетворительной его структуры. Неудовлетворительная структура баланса — такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость имущества может быть равна общей сумме обязательств должника или превышать ее.

Постановлением Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» утверждена система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, базирующихся на текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановить (утратить) платежеспособность.

На основании указанной системы критериев принимаются решения:

• о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным;

• о наличии реальной возможности у предприятия-должника восстановить свою платежеспособность;

• о наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятия, когда оно в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.

Решения, принимаемые в соответствии с указанной системой критериев, являются основанием для подготовки предложений по оказанию финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям, их приватизации, а также применения иных установленных действующим законодательством полномочий Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются:

• коэффициент текущей ликвидности, характеризующий общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия;

• коэффициент обеспеченности собственными средствами, характеризующий наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости;

• коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, характеризующий наличие реальной возможности у предприятия восстановить либо утратить свою платежеспособность в течение определенного периода.

Распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) утверждены Методические положения об оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса.

Источниками информации для анализа финансового состояния являются форма № 1 «Баланс предприятия», форма № 2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании», справка к форме № 2 «Справка к отчету о финансовых результатах и их использовании».

Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:

• коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;

• коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

Коэффициент текущей ликвидности К1 определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей.

где А2 — итог второго раздела актива баланса (стр. 290),

П2 — итог шестого раздела баланса (третьего раздела пассива, стр. 690),

Д1 —доходы будущих периодов (стр. 640),

Ф — фонды потребления (стр. 650),

Р —резервы предстоящих расходов и платежей (стр. 660).

Коэффициент обеспеченности собственными средствами К2 определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов.

где П1 —итог четвертого раздела баланса (первого раздела пассива баланса, стр. 490),

А1 —итог первого раздела актива баланса (стр. 190).

Далее проводится анализ наличия реальной возможности у предприятия восстановить (либо утратить) свою платежеспособность в течение определенного периода. Основным показателем, характеризующим наличие этой возможности, является коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

В том случае, если хотя бы один из вышеуказанных коэффициентов имеет значение менее 2 и 0,1 соответственно, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период, установленный равным 6 месяцам.

В том случае, если коэффициент текущей ликвидности больше или равен 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами больше или равен 0,1, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период, установленный равным 3 месяцам.

Коэффициент восстановления платежеспособности КЗ определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период восстановления платежеспособности, установленный равным 6 месяцам.

где К1 — фактическое значение (в конце отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности;

N1 —значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчетного периода;

6 — период восстановления платежеспособности в месяцах;

Т — отчетный период в месяцах.

Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение больше 1, рассчитанный на период, равный 6 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность. Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение меньше 1, рассчитанный на период, равный 6 месяцам, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность.

Коэффициент утраты платежеспособности К4 определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного

периода в пересчете на период утраты платежеспособности, установленный равным 3 месяцам.

Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение больше 1, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, свидетельствует о наличии реальной возможности у предприятия не утратить платежеспособность. Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение меньше 1, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время имеется возможность утратить платежеспособность.

После оценки коэффициентов принимается решение о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным. На рис. 6.3.2 представлена блок-схема оценки возможности для предприятия восстановить или утратить платежеспособность.

При наличии оснований для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, но в случае выявления реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность в установленные сроки принимается решение об отложении признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным на срок до 6 месяцев.

При отсутствии перечисленных выше оснований с учетом конкретного значения коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности осуществляется принятие одного из двух следующих решений:

• при значении КЗ(К4) больше 1 решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным не может быть принято;

• при значении КЗ(К4) меньше 1 решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным не принимается, однако ввиду реальности угрозы утраты данным предприятием платежеспособности оно ставится на соответствующий учет в Федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России. После принятия решения у предприятия запрашивается дополнительная информация и проводится углубленный анализ его финансово-хозяйственной деятельности в целях выбора варианта проведения реорганизационных процедур для восстановления его платежеспособности или ликвидационных мероприятий, а также выявления причин ухудшения его финансового состояния.

Анализ проводится по следующим направлениям:

• анализ зависимости установленной неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним, после чего перерассчитывается коэффициент текущей ликвидности предприятия из предположения своевременного погашения государственной задолженности перед предприятием;

• анализ динамики валюты баланса, в ходе которого сопоставляются данные по валюте баланса на начало и конец отчетного периода. При этом уменьшение (в абсолютном выражении) валюты баланса за отчетный период однозначно свидетельствует о сокращении предприятием хозяйственного оборота, что могло повлечь его неплатежеспособность;

• анализ структуры пассивов предприятия, позволяющий установить одну из возможных причин финансовой неустойчивости предприятия, приведшей к его неплатежеспособности. Такой причиной может быть нерационально высокая доля заемных средств в источниках, привлекаемых для финансирования хозяйственной деятельности;

• анализ источников собственных средств предприятия. Источниками собственных средств предприятия являются: уставный капитал с учетом добавочного капитала как следствие переоценки основных фондов, резервный капитал и резервные фонды, фонды накопления, целевые финансирования и поступления, а также нераспределенная прибыль отчетного года и прошлых лет. Увеличение доли собственных средств за счет любого из перечисленных источников способствует усилению финансовой устойчивости предприятия. При этом наличие нераспределенной прибыли может рассматриваться как источник пополнения оборотных средств предприятия и снижения уровня краткосрочной кредиторской задолженности;

• анализ структуры краткосрочной кредиторской задолженности предприятия. Выявленная тенденция к увеличению доли заемных средств в источниках образования активов предприятия, с одной стороны, свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков, а с другой — об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнения в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию-должнику;

• анализ структуры активов предприятия как с точки зрения их участия в производстве, так и с точки зрения оценки их ликвидности. Непосредственно в производственном цикле участвуют основные средства и нематериальные активы, запасы и затраты, денежные средства. К наиболее легколиквидным активам предприятия относятся денежные средства на счетах, а также краткосрочные ценные бумаги, к наиболее труднореализуемым активам — основные фонды, находящиеся на балансе предприятия, и прочие внеоборотные активы;

• анализ основных средств и прочих внеоборотных активов предприятия, при этом необходимо обратить особое внимание на изменение абсолютных показателей за отчетный период, которое отражает движение основных средств (амортизация и выбытие основных фондов, ввод в действие новых основных фондов). Наличие в составе активов предприятия нематериальных активов (строка 012) косвенно характеризует избранную предприятием стратегию как инновационную. Наличие долгосрочных финансовых вложений указывает на инвестиционную направленность вложений предприятия, однако необходимо изучить портфель инвестиционных ценных бумаг предприятия и дать оценку их ликвидности, а также эффективности отвлечений средств предприятия на данные вложения;

• анализ структуры оборотных средств предприятия, поскольку скорость оборота текущих активов предприятия является одной из качественных характеристик проводимой финансовой политики: чем скорость оборота выше, тем выбранная стратегия эффективнее;

• анализ результатов финансовой деятельности и направлений использования полученной прибыли. В том случае, если предприятие убыточно, можно сделать вывод от отсутствии источника пополнения собственных средств для ведения им нормальной хозяйственной деятельности. Если же хозяйственная деятельность предприятия сопровождалась получением прибыли, следует оценить те пропорции, в которых прибыль направляется на платежи в бюджет, отчисления в резервные фонды, в фонды накопления и фонды потребления.

Результатом проведения подробного финансового анализа предприятия должно быть принятие решения о мерах, применяемых к нему. Одним из инструментов оздоровления российской экономики и проведения ее структурной перестройки является предоставление предприятиям, находящимся в тяжелом финансовом положении, государственной поддержки. Основной предпосылкой предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям является обеспечение их эффективной работы после получения финансовых средств. Другим действенным механизмом должна стать ликвидация неэффективных предприятий.

В целях повышения эффективности проведения мероприятий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) утвердило типовую форму плана финансового оздоровления (бизнес-плана), методические рекомендации по его составлению и порядок согласования бизнес-плана с заинтересованными организациями. План финансового оздоровления носит комплексный и унифицированный характер.

После разработки бизнес-плана финансового оздоровления он в течение месяца подлежит согласованию с соответствующими федеральными органами, в том числе с Госкомитетом РФ по антимонопольной политике, Минфином РФ, Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) и Министерством экономики РФ. В случае отсутствия возражений в течение 20 календарных дней от последней инстанции план финансового оздоровления рассматривается и утверждается Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.036 с.)